Классный час Права ребёнка

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

г. КОМСОМОЛЬСКА - НА - АМУРЕ

Классный час Права ребёнка

Классный час

«Всемирный день ребёнка»

для детей 9-10 лет

(3-4 класс)


Автор:

Кутлубаева Лилия Юнировна

учитель начальных классов



20 ноября 2015 год

г. Комсомольск - на - Амуре


Цель: познакомить учащихся с правами детей, основными статьями Конвенции ООН о правах ребёнка.

Задачи мероприятия:

  • обобщить знания о правах человека, создать условия для осознания учащимися основных прав детей;

  • содействовать развитию познавательной активности учащихся и формированию интереса к чтению через использование литературных произведений в практической работе.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • проявлять уважение к одноклассникам в коллективной и групповой работе;

  • оценивать своё отношение к своим обязанностям;

  • уважать права других людей.

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу и стремится выполнить её на основе соотнесения того, что уже известно и что ещё неизвестно;

  • отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников: презентации, иллюстраций, художественных произведений.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию;

  • отбирать необходимую информацию при подготовке задания;

  • добывать новые знания из информации, представленной в форме текста.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других;

  • аргументировать свои ответы с использованием ссылок на литературные произведения;

  • слушать других, задавать вопросы;

  • читать и обсуждать текст, отвечать на вопросы по тексту;

Предметные результаты:

  • Овладение начальными сведениями по теме «Права человека».

  • Освоение основ правовой грамотности.

Ожидаемые результаты мероприятия: повышение правовой грамотности, формирование уважительного отношения к Закону, правам других людей, соблюдение правил поведения.

Оборудование: выставка детских книг, иллюстрации и фотографии детей, выставка творческих работ учащихся, презентация, компьютер, проектор, экран.

Формы организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Предварительное задание: прочитать литературные произведения (список в разработке).

Ход классного часа

I. Вступление.

Учитель. Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции ООН о правах ребенка. (Слайд 2) Сегодня наш классный час мы посвятим обсуждению прав ребёнка. А помогут нам разобраться в этом нелёгком вопросе герои литературных произведений. (Учитель обращает внимание детей на книжную выставку.)

II. Основная часть.

1. ООН.

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). (Слайд 3) Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права - права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем.

Человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

2. Конвенция о правах ребенка.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что "человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет". В этом документе были сформулированы десять социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей. Декларация призывала родителей, педагогов, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорится, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях, в условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребенка.

Международные документы о правах человека условно можно разделить на большие группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание, провозглашение) не имеет обязательной силы; это рекомендации, провозглашение принципов. Конвенция (договор, соглашение) - это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 1989 года на 45-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. (Слайд 4)

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. А поможет нам Буратино. (Слайды 5- 14.) У детей на партах выдержки из Конвенции.

Право на жизнь.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.

Решение проблемной ситуации. (Слайд 15) (Ссылки и помогут перейти на ответы Буратино и Мальвины). Дети находят компромисс: Сначала сделать уроки (право на образование), потом - пойти в театр (право на отдых и досуг).

III. Практическая часть классного часа. Применение знаний.

1. Дидактическая игра «Герои книг имеют право». Работа в группах.

В игре участвуют 4 команды. Каждая команда получает несколько книг. Ведущий зачитывает статью Декларации, участники игры показывают книгу, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье, аргументируют ответ выдержками из книги.

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

(выдержки).

Принята на 45-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году.

Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 14. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15. Государства-участники признают права ребенка на свободу ассоциации (объединения) и свободу мирных собраний.

Статья 19. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Статья 24. Государства-участники признают право на пользование услугами системы здравоохранения и средствами восстановления здоровья.

Статья 26. Государства-участники признают право пользоваться благами социального обеспечения и принимают необходимые меры для осуществления этого права.

Статья 28. Государства-участники признают право ребенка на образование .

Статья 31. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или развития.

Комплект книг:

Андерсен Х.К. «Дюймовочка».

Гаршин В. М. «Лягушка-путешественница».

Крылов И. Л. «Квартет».

Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая шейка».

Михалков С. В. «Три поросенка».

Перро Ш. «Красная Шапочка», «Золушка».

Пушкин Л. С. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Распэ Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена».

Русская народная сказка. «Репка».

Толстой А. И. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Чуковский К. «Айболит».

2. В и кто р и н а «Права литературных героев». Работа в парах.

  1. В какой сказке нарушено право па личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».)

  1. Герои каких сказок воспользовались правом свободного передвижения? («Лягушка-путешественница». «Колобок».)

  2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

  4. Какие литературные герои воспользовалась правом па свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Квартет».)

  5. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

3. Инсценировки сказок.

Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Все взрослые любой страны обязаны обеспечивать жизнь, здоровье и развитие детей. Вам покажется, что это само собой разумеется. Да, это должно быть само собой разумеющимся, но, к сожалению, бывает и приблизительно так...

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ "МОРОЗКО"

Сказочник. Жил-был дед (выходит дед, садится на скамеечку), да с другой женой (выходит жена, садится рядом с дедом). У деда была дочка (выходит дочка, садится между дедом и бабой), а у бабы была дочка (выходит, садится рядом с матерью). Все знают, как за мачехой жить: перевернешься ~ бита (падчерица подправляет что-то в туалете мачехи) и недовернешься - бита (девочки изображают сценку). А родная дочь что ни сделает - за все гладят ее по голове: умница (мачеха гладит по голове свою дочь).

Все, кроме падчерицы, лузгают семечки; падчерица работает.

Сказочник. Падчерица дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до света... (Старуха сидит с недовольным видом.)

Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить...

Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.

Старик. Собирайся, милая дочь.

Уходят.

Учитель. - Какие статьи Конвенции нарушены в этой сказке?

(Работа в парах. Дети приводят примеры статей. Статья № 6 - нарушено право на жизнь, мачеха придумала сжить со свету, девочка может замёрзнуть и умереть в лесу. Статья № 19 - Оскорбление, грубое обращение и эксплуатация. Статья № 31 - нарушено право на отдых и досуг. Статья № 32 - выполняет работу, которая предоставляет опасность для здоровья (топит печь).

Учитель. Мачеха подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.

В одной из статей Конвенции речь идет о том, что все дети должны жить в своей стране и в своей семье. Если случилась беда - ребенка украли, - все люди обязаны сделать все возможное, чтобы возвратить ребенка домой. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ "СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА"

Кай и Герда сидят и разговаривают с бабушкой.

Герда, Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.

Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней!

Кай. Ай! Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда. (обвила его шею руками, смотрит в глаза). Бедняжка Кай, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы, теперь твое сердце превратится в кусок льда! (Плачет.)

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Пинает ящик с цветами.)

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы! (Открывает окно.)

Герда. Кай, кто это?

Входит Снежсная Королева.

Снежная Королева. Кай, я вижу: нравятся тебе мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много красивых вещей и дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная Королева укрывает его плащом. Уходят.

Кай {кричит). Герда, спаси меня! Мне холодно!

Герда. Она украла его! Кай, я обязательно спасу тебя!

Учитель. Запрещены похищение детей и торговля ими. Дети не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

4. Конкурс «Песня о правах».

Для каждой команды звучит песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

  1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний).

  2. «Чему учат в школе» (право на образование).

  3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).

  4. «Мы маленькие дети» из фильма «Приключения Электроника» (право на отдых).

IV. Закрепление знаний. Решение Он-лайн кроссворда puzzlecup.com/?guess=899341A4503A59AU (расположен на Фабрике кроссвордов) (слайд 18 - переход по ссылке вверху)

V. Итог .

Учитель. Наш классный час подошёл к концу.

- С каким важным документом сегодня познакомились?

- Какой организацией принят этот документ?

- Когда отмечается Всемирный день ребёнка?

-Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партой?

Учитель. Именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!

V. Рефлексия.

- Дети, сегодня праздник! (слайд 19) .

- Создадим букет из воздушных шаров (на шарах напишите права, которые вы запомнили). Вырезают из бумаги шары или прикрепляют записки к гелиевым (обычным) воздушным шарам.

Классный час Права ребёнка










Литература:


  1. Вахрушев А.А. Окружающий мир . 4 класс. Учебник (Часть 2 «Человек и человечество») - М: Баласс, 2015. - 128с.

  2. Попова Г.П. Классные часы. 2 класс.- Волгоград: Учитель, 2010. - 271 с.



© 2010-2022