- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Права ребёнка
Классный час Права ребёнка
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Кутлубаева Л.Ю. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
г. КОМСОМОЛЬСКА - НА - АМУРЕ
Классный час
«Всемирный день ребёнка»
для детей 9-10 лет
(3-4 класс)
Автор:
Кутлубаева Лилия Юнировна
учитель начальных классов
20 ноября 2015 год
г. Комсомольск - на - Амуре
Цель: познакомить учащихся с правами детей, основными статьями Конвенции ООН о правах ребёнка.
Задачи мероприятия:
-
обобщить знания о правах человека, создать условия для осознания учащимися основных прав детей;
-
содействовать развитию познавательной активности учащихся и формированию интереса к чтению через использование литературных произведений в практической работе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-
проявлять уважение к одноклассникам в коллективной и групповой работе;
-
оценивать своё отношение к своим обязанностям;
-
уважать права других людей.
Регулятивные УУД:
-
понимать учебную задачу и стремится выполнить её на основе соотнесения того, что уже известно и что ещё неизвестно;
-
отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников: презентации, иллюстраций, художественных произведений.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать полученную информацию;
-
отбирать необходимую информацию при подготовке задания;
-
добывать новые знания из информации, представленной в форме текста.
Коммуникативные УУД:
-
донести свою позицию до других;
-
аргументировать свои ответы с использованием ссылок на литературные произведения;
-
слушать других, задавать вопросы;
-
читать и обсуждать текст, отвечать на вопросы по тексту;
Предметные результаты:
-
Овладение начальными сведениями по теме «Права человека».
-
Освоение основ правовой грамотности.
Ожидаемые результаты мероприятия: повышение правовой грамотности, формирование уважительного отношения к Закону, правам других людей, соблюдение правил поведения.
Оборудование: выставка детских книг, иллюстрации и фотографии детей, выставка творческих работ учащихся, презентация, компьютер, проектор, экран.
Формы организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Предварительное задание: прочитать литературные произведения (список в разработке).
Ход классного часа
I. Вступление.
Учитель. Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции ООН о правах ребенка. (Слайд 2) Сегодня наш классный час мы посвятим обсуждению прав ребёнка. А помогут нам разобраться в этом нелёгком вопросе герои литературных произведений. (Учитель обращает внимание детей на книжную выставку.)
II. Основная часть.
1. ООН.
- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). (Слайд 3) Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права - права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем.
Человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
2. Конвенция о правах ребенка.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что "человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет". В этом документе были сформулированы десять социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей. Декларация призывала родителей, педагогов, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорится, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях, в условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребенка.
Международные документы о правах человека условно можно разделить на большие группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание, провозглашение) не имеет обязательной силы; это рекомендации, провозглашение принципов. Конвенция (договор, соглашение) - это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года на 45-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. (Слайд 4)
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. А поможет нам Буратино. (Слайды 5- 14.) У детей на партах выдержки из Конвенции.
Право на жизнь.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.
Решение проблемной ситуации. (Слайд 15) (Ссылки и помогут перейти на ответы Буратино и Мальвины). Дети находят компромисс: Сначала сделать уроки (право на образование), потом - пойти в театр (право на отдых и досуг).
III. Практическая часть классного часа. Применение знаний.
1. Дидактическая игра «Герои книг имеют право». Работа в группах.
В игре участвуют 4 команды. Каждая команда получает несколько книг. Ведущий зачитывает статью Декларации, участники игры показывают книгу, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье, аргументируют ответ выдержками из книги.
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА
(выдержки).
Принята на 45-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году.
Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Статья 14. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Статья 15. Государства-участники признают права ребенка на свободу ассоциации (объединения) и свободу мирных собраний.
Статья 19. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
Статья 24. Государства-участники признают право на пользование услугами системы здравоохранения и средствами восстановления здоровья.
Статья 26. Государства-участники признают право пользоваться благами социального обеспечения и принимают необходимые меры для осуществления этого права.
Статья 28. Государства-участники признают право ребенка на образование .
Статья 31. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Статья 32. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или развития.
Комплект книг:
Андерсен Х.К. «Дюймовочка».
Гаршин В. М. «Лягушка-путешественница».
Крылов И. Л. «Квартет».
Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая шейка».
Михалков С. В. «Три поросенка».
Перро Ш. «Красная Шапочка», «Золушка».
Пушкин Л. С. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Распэ Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена».
Русская народная сказка. «Репка».
Толстой А. И. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Чуковский К. «Айболит».
2. В и кто р и н а «Права литературных героев». Работа в парах.
-
В какой сказке нарушено право па личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)
-
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».)
-
Герои каких сказок воспользовались правом свободного передвижения? («Лягушка-путешественница». «Колобок».)
-
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)
-
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
-
Какие литературные герои воспользовалась правом па свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Квартет».)
-
У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)
3. Инсценировки сказок.
Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Все взрослые любой страны обязаны обеспечивать жизнь, здоровье и развитие детей. Вам покажется, что это само собой разумеется. Да, это должно быть само собой разумеющимся, но, к сожалению, бывает и приблизительно так...
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ "МОРОЗКО"
Сказочник. Жил-был дед (выходит дед, садится на скамеечку), да с другой женой (выходит жена, садится рядом с дедом). У деда была дочка (выходит дочка, садится между дедом и бабой), а у бабы была дочка (выходит, садится рядом с матерью). Все знают, как за мачехой жить: перевернешься ~ бита (падчерица подправляет что-то в туалете мачехи) и недовернешься - бита (девочки изображают сценку). А родная дочь что ни сделает - за все гладят ее по голове: умница (мачеха гладит по голове свою дочь).
Все, кроме падчерицы, лузгают семечки; падчерица работает.
Сказочник. Падчерица дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до света... (Старуха сидит с недовольным видом.)
Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить...
Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.
Старик. Собирайся, милая дочь.
Уходят.
Учитель. - Какие статьи Конвенции нарушены в этой сказке?
(Работа в парах. Дети приводят примеры статей. Статья № 6 - нарушено право на жизнь, мачеха придумала сжить со свету, девочка может замёрзнуть и умереть в лесу. Статья № 19 - Оскорбление, грубое обращение и эксплуатация. Статья № 31 - нарушено право на отдых и досуг. Статья № 32 - выполняет работу, которая предоставляет опасность для здоровья (топит печь).
Учитель. Мачеха подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.
В одной из статей Конвенции речь идет о том, что все дети должны жить в своей стране и в своей семье. Если случилась беда - ребенка украли, - все люди обязаны сделать все возможное, чтобы возвратить ребенка домой. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ "СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА"
Кай и Герда сидят и разговаривают с бабушкой.
Герда, Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?
Кай. Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.
Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней!
Кай. Ай! Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.
Герда. (обвила его шею руками, смотрит в глаза). Бедняжка Кай, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы, теперь твое сердце превратится в кусок льда! (Плачет.)
Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Пинает ящик с цветами.)
Герда. Кай, что ты делаешь?
Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы! (Открывает окно.)
Герда. Кай, кто это?
Входит Снежсная Королева.
Снежная Королева. Кай, я вижу: нравятся тебе мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много красивых вещей и дам тебе мороженое.
Кай. Нет, я не пойду с тобой!
Снежная Королева укрывает его плащом. Уходят.
Кай {кричит). Герда, спаси меня! Мне холодно!
Герда. Она украла его! Кай, я обязательно спасу тебя!
Учитель. Запрещены похищение детей и торговля ими. Дети не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.
4. Конкурс «Песня о правах».
Для каждой команды звучит песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
-
«Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний).
-
«Чему учат в школе» (право на образование).
-
«На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).
-
«Мы маленькие дети» из фильма «Приключения Электроника» (право на отдых).
IV. Закрепление знаний. Решение Он-лайн кроссворда puzzlecup.com/?guess=899341A4503A59AU (расположен на Фабрике кроссвордов) (слайд 18 - переход по ссылке вверху)
V. Итог .
Учитель. Наш классный час подошёл к концу.
- С каким важным документом сегодня познакомились?
- Какой организацией принят этот документ?
- Когда отмечается Всемирный день ребёнка?
-Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партой?
Учитель. Именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!
V. Рефлексия.
- Дети, сегодня праздник! (слайд 19) .
- Создадим букет из воздушных шаров (на шарах напишите права, которые вы запомнили). Вырезают из бумаги шары или прикрепляют записки к гелиевым (обычным) воздушным шарам.
Литература:
-
Вахрушев А.А. Окружающий мир . 4 класс. Учебник (Часть 2 «Человек и человечество») - М: Баласс, 2015. - 128с.
-
Попова Г.П. Классные часы. 2 класс.- Волгоград: Учитель, 2010. - 271 с.