Опыт работы с неблагополучными семьями

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Притча "Жизненные сложности"


Профессор взял в руки стакан с водой вытянул его вперёд и спросил своих учеников:

- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживлённо зашептались.

- Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! - стали раздаваться ответы.
- Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случиться, - ответил профессор. - А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
- Ваша рука начнёт болеть.
- А если целый день?
- Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, - сказал один из студентов.
- Как по вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать?
- Нет! - растерянно ответили студенты.
- А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол! - весело сказал один студент.
- Точно! - радостно ответил профессор. - Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её "вес" не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её, или отложи в сторону.



ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И УЧАЩИМИСЯ « ГРУППЫ РИСКА»


Я являюсь классным руководителем 2в класса на протяжении полутора лет, с момента формирования класса. Во 2 в обучается 26 человек. Первоначальной моей задачей как классного руководителя являлось определение социально- психологической структуры данного коллектива.

В классе наряду с благополучными семьями есть и неблагополучные, в которых родители злоупотребляют алкоголем, имеют неудовлетворительное материальное положение, неполные семьи, семьи с неработающими родителями.

В моем классе это семьи Бабешкина Давида (многодетная мать-одиночка, еще дети известны под фамилией Карапетян), Глушковой Дарьи, Гуцу Сергея (мать-одиночка, отец ушел к другой женщине на 8 месяце беременности 2 ребенком, у мальчика психологическая травма.Он думал, что папа бросил их из-за него. Индивидуальные консультации с мамой и ребенком помогли нам справится с трудностями адаптации), Зайцевой Виктории (мама злоупотребляет, лишена родительских прав, бабушка-опекун (Щербакова Даша- сестра), Максимук Юлия (приемная семья Дубинские), Пашова Виктория (сложная семья, папа не работает, хотя говорит, что работает, мама - инвалид 1 группы), Подлипнова Анна(мать многодетная, у нее другая семья, она живет с мужем и их общим ребенком,а трое других живут с бабушкой), Сухорукова Дарья (многодетная семья, оставлена на второй год), Филатов Егор (очень малообеспеченная семья, мать-одиночка).

Зачастую из таких неблагополучных семей в школу приходят так называемые учащиеся « группы риска», отличающиеся низкой успеваемостью, агрессивностью по отношению к сверстникам, конфликтами с учителями, эгоизмом, совершавшие мелкие правонарушения, состоящие на учёте в КДН и ПДН. В моем классе таких семей 2 : Семья Глушковой Дарьи - мама Тимошенко Елена Викторовна, семья Подлипновой Анны - мама Глущенко Татьяна Сергеевна.

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. (Отдал в школу - снял с себя ответственность за воспитание, т.к считают, что там всему научат )

Именно такие семьи зачастую и предъявляют обвинения в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи связанные с воспитанием подрастающего поколения.

Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привёл к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

Я считаю, что любые недостатки, отрицательные качества у ребёнка можно своевременно предупредить и преодолеть. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость по отношению к своему ребёнку. Трудновоспитуемость - всегда следствие определённых причин и внутренних предпосылок. И, тем не менее, она подвластна совместным усилиям родителей, педагогов и медиков. В своей работе я, как классный руководитель, уделяю особое место роли семьи в становлении личности ребёнка.

Перед поступлением в школу, мной были посещены все семьи детей, которые попали ко мне в класс. И уже по результатам этих посещений, мне было ясно какие семьи являются неблагополучными.

Чтобы иметь полную картину жизни «трудного ребёнка», я в первую очередь, выявляю, кто в основном занимается его воспитанием, для того, чтобы знать, с кем мне работать в дальнейшем.

Выясняю влияние друзей, товарищей, улицы, с кем дружит ребёнок, что связывает его с друзьями, каково влияние на него товарищей, как проводит свободное время, какие посещает кружки, чем интересуется, что собирает? Какое место он занимает в системе межличностных отношений, доволен ли своим местом? Для этого я провожу различные диагностики в классе, анкетирование детей.

Основную информацию я получаю из бесед с родителями, а также самим ребёнком и его одноклассниками. Во время учебной деятельности, на перемене веду наблюдение за ребёнком, посещаю на дому, чтобы увидеть, как он ведёт себя в привычной для него обстановке.

Нередко педагоги, сосредоточив внимание на чем-то отрицательном, пытаются устранить именно это отрицательное. В итоге это перерастает в борьбу с «Трудным» ребёнком, а не с причинами, порождающими негативные явления. Считаю, что бороться надо не против плохого, а за хорошее. В воспитательной работе от противостояния стараюсь переходить к сотрудничеству, взаимодействию. Этому способствует наделение ребёнка поручениями. Это могут быть поручения в классе и дома.

Во втором классе, когда началось оценивание детей, я разделила их на группы, где в каждой группе есть успевающие ученики (так называемые контролеры) и отстающие. Даю им задание на перемене помочь выучить правило, например, помочь разделить слова на слоги или поставить ударение, выполнить звуко-буквенный анализ. Детям такая работа нравится, при чем как тем, так и другим, потом они отчитываются о проделанной работе в конце учебного дня или перемены. Хочу отметить, что отстающие дети радуются своему успеху. Задания выбираю легкие, чтобы такие дети реально могли с ними справиться и закрепить ранее полученные знания, причем закрепляют получается все.

Следует помнить, что «трудный» ребёнок не обязательно отстающий. Как правило, такие ребята с удовольствием берут шефство над слабыми в учёбе детьми. Это является хорошей возможностью получить так необходимое им признание и добиться уважения со стороны не только одноклассников, но и взрослых.

Для детей из неблагополучных семей очень важно ваше отношение к ним. Как правило, эти дети обделены лаской и заботой со стороны родных людей. Я специально, а для них, как бы невзначай, прикасаюсь к ним, то к руке, то поглажу по голове. Прикосновение - очень действенный способ установить доверительные отношения с ребенком.

Сейчас я получаю второе высшее образование, обучаюсь в магистратуре ЮФУ Академии психологии и педагогики, кафедра начального образования, заочно и работаю над темой Педагогические условия коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития средствами искусства. И те знания, которые я там получаю, я закрепляю и проверяю на своих классных детях. Важнейшим компонентом работы с такими детьми является формирование мотивации к учебе. И действительно, наиболее продуктивным средством включить ребенка в мир Школы, в мир взрослых людей является Искусство во всем его разнообразии направлений и форм. Уроки ИЗО, Технологии (как правило, у таких детей хорошо все получается делать руками), ФК, классные часы, привлечение детей к посещению танцевального кружка, руководителем которого я являюсь, позволяют погрузить ребенка в сказочный мир ярких и живых образов, а глубокое духовное содержание может стать тем средством обучения, которое будет способствовать развитию его личности в целом.

Помимо традиционных форм работы с родителями учащихся « группы риска», как-то: родительские собрания, анкетирования, посещение ребёнка на дому, в работе использую и нетрадиционные методы работы.

За время своей работы классным руководителем выяснила, что одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьёй является индивидуальная консультация, так как не все проблемные моменты нужно и можно обсуждать на родительском собрании. Готовясь к консультации с родителями, я определяю ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребёнком. Индивидуальная беседа должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Я предоставляю родителям возможность рассказать о тех проблемах, с которыми они хотели бы познакомить меня в неформальной обстановке. Каждая индивидуальная консультация заканчивается рекомендациями родителям по воспитанию ребёнка.

После каждого родительского собрания, родители уходят с памятками по теме собрания.

Для оказания помощи в освещении более узких вопросов приглашаю для участия в индивидуальной консультации психолога, соц.педагога, представителя школьной администрации.

По моему мнению, огромное значение в воспитательном арсенале классного руководителя имеет беседа. Я провожу как групповые, так и индивидуальные беседы и с детьми, и с родителями. Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй. Обязательно провожу беседу с учащимися и их родителями перед каникулами, когда у детей появляется много свободного времени, с целью предупреждения мелких правонарушений. Рекомендую посещать секции, кружки, библиотеки, выставки, больше читать.

Я считаю, что использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. В беседе я даю возможность родителям и ученикам самим больше говорить. Моя задача - слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать (этому нас учили на психологическом факультете). Работая с ребёнком, я учу его глядеть на себя со стороны, видеть и правильно оценивать свои положительные и отрицательные стороны. Объясняю, если это необходимо, почему его поведением недовольны учителя и родители, чего они от него ожидают. Разъясняю, что и как он должен изменить в себе самом, в своём отношении к людям, чтобы не было конфликтов со сверстниками и взрослыми. Предлагаю ему поставить себя на место другого человека и спрашиваю: « Как бы ты поступил на его месте?».

Следует отметить, что родители семей « группы риска» не всегда охотно идут на контакт. Поэтому в своей работе использую все возможные способы, чтобы выйти с ними на беседу. Посещаю семьи на дому, если это возможно, захожу на работу, звоню, с некоторыми родителями общаюсь через интернет, с помощью социальных сетей, даже встречая на улице, интересуюсь ситуацией в семье, проблемами в воспитании ребёнка. Бывало такое, что видя меня, они шли в другую сторону. Но сейчас, я добилась того, что родители отвечают мне и на звонки и больше не уходят от встреч, потому что понимаю, что я не отстану и все равно поговорю с ними. По моему мнению, искусство воспитания состоит именно в этом - найти в каждом конкретном случае средства, соответствующие поставленным целям. Ведь только правильно выбранные средства, соответствующие поставленным целям, обеспечивают успех в работе с семьями и учащимися « группы риска».

Огромное спасибо хочу сказать администрации нашей школы, за возможность работать с такой занимательной и увлекательной интерактивной системой как Мультикид. Она развивает ребенка по 12 направлениям, я использую ее на переменах и на внеурочной деятельности. Очень удобно то, что задания делятся по сложности, поэтому каждый ребенок может чувствовать себя успешным, выполнив задания.

У таких детей как правило плохая память, поэтому все полученные знания необходимо постоянно повторять. По пятницам я оставляю отстающих детей после уроков и мы с ними занимаемся. (Темы: Ударение, деление слов на слоги, буквосочетания ЧК, чн и др., буквосочетания жи-ши и т.д., Предложение, деление слов для переноса и т.п.). Подбираю специально для них карточки, выполняем вместе, а потом подобное даю на дом, и они самостоятельно на выходных должны выполнить, в понедельник они мне приносят свои тетради для индивидуальных занятий, и я их проверяю. Трудность состоит в том, что дети часто эти тетради забывают дома и иногда приходится заводить новые.

Вот хотела бы вам показать несколько слайдов, где виден прогресс нашей совместной с детьми работы.

А на этих слайдах я хочу показать вам, как повысился уровень знаний у таких детей по некоторым предметам.

Средств воспитания бесчисленное множество: это и слова, и жесты, мимика, действия и поступки воспитателей, тон, способ выражения того или иного требования, отношение к ребёнку, собственное поведение. И всё это необходимо тщательно анализировать, чтобы не допустить ошибки, найти верные способы воздействия на « трудных» детей.


№ п/п

Фамилия Имя

Русский язык

Литер. чтение

Англ. яз

Матем.

Окр. мир

Музыка

Изо

Техн.

ФК

1

Бабешкин Давид

3

3

3

3

3

4

4

5

5

3

3

3

4

3

4

4

5

5

2

Глушкова Дарья

3

3

3

3

3

3

4

5

4

3

3

3

3

3

4

4

5

4

3

Гуцу

Сергей

3

3

3

3

4

3

4

5

5

3

3

3

3

3

4

4

5

5

4

Зайцева Виктория

4

4

4

4

5

5

5

5

5

4

5

3

4

5

5

5

5

5

5

Максимук Юлия

4

4

4

4

4

5

4

5

5

3

4

3

3

4

5

4

5

5

6

Пашова Виктория

3

3

3

3

3

5

5

5

5

3

3

3

3

3

5

5

5

5

7

Подлипнова Анна

3

3

3

3

3

4

5

5

5

3

4

3

3

3

5

5

5

5

8

Сухорукова Дарья

3

3

3

3

3

4

3

4

5

3

3

3

3

3

5

4

4

4

9

Филатов Егор

3

4

3

3

4

5

3

4

5

3

4

4

4

4

5

4

4

5


© 2010-2022