РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 377 (37.068)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

Гуменюк Ольга Юрьевна, преподаватель психолого-педагогических

дисциплин

ГПОАУ «Амурский колледж педагогического образования и физической культуры», г.Благовещенск


Ключевые слова: компетенция, коммуникативные компетенции, внеучебная деятельность, интерактивные технологии

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Понятие коммуникативной компетентности отражает уровень мастерства человека в межличностном общении и опирается, прежде всего, на психологические знания о себе и о других, а также на выбранную стратегию в общении и комплекс соответствующих умений (Бодалев А.А, Данцигер К., Емельянов Ю.H., Жуков Ю.М., Захаров В.П., Клюева Н.В., Конев Ю.А., Куницына В.Н., Петровская Л.А. и др.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. Социально - психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

При определении компетентностного подхода мы исходим из определения, данного В.И. Байденко, как «метода моделирования и проектирования результатов образования»

Использование интерактивных технологий в профессиональной деятельности - важнейшая часть общей системы профессиональной подготовки педагогов, способных решать исследовательские и технологические задачи в учебных заведениях системы образования по проблеме активизации обучающихся в образовательном процессе. Развитие коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа стало актуально в силу ряда причин:

- неумение корректно формулировать предложение о помощи:

- отсутствие умений вести дискуссии;

- скованность и страх вступления в контакт, боязнь аудитории и др.

Поэтому в колледже с октября 2014 года работает клуб «Интерактивные технологии в образовании».

Основная цель - обеспечить глубокое и творческое овладение будущими педагогами знаниями теоретических основ современной педагогической науки в части использования интерактивных технологий обучения, формирование у них профессиональной направленности мышления и профессиональной позиции, через овладение ими ряда профессиональных компетенций.

Проведенные занятия призваны, во-первых, внести свой вклад в развитие, как общей культуры студентов, так и специфической культуры педагогического мышления; углубить представление о гуманистической сущности педагогики; сформировать устойчивую, непротиворечивую индивидуальную систему профессионально-ценностных ориентаций, способную обеспечить регуляцию и мотивацию профессиональной деятельности и поведения; во-вторых, познакомить с интерактивными технологиями обучения, которые можно применять в профессиональной деятельности, развивать умения организовывать воспитательно-образовательный процесс с использованием интерактивных технологий обучения, анализировать результаты.

Материалы занятий «Интерактивные технологии в профессиональной деятельности» может быть использованы студентами в процессе в процессе прохождения различных видов педагогических практики, а также в воспитательной работе со студентами колледжа.

В рамках занятий студентам были представлены теоретические аспекты применения интерактивных методов в профессиональной деятельности, основы организации и проведения тренинговых занятий, дискуссии в образовательном процессе, деловые игры педагогического направления, методы создания благоприятной атмосферы, приемы организации коммуникации.

Отработка практических умений студентов осуществлялась в различных условиях. Так, студенты привлекались к разработке и проведению коммуникативных тренингов для обучающихся МОУ СОШ г. Благовещенска. (На базе образовательного учреждения и библиотеки «Абонемент» проведены тренинговые занятия, студенты поощрены благодарственными грамотами, имеются отзывы учителя и зав. библиотекой).

Студенты принимают активное участие в реализации проекта «Экстремизму и терроризму нет!». С их помощью проведены обучающие тренинговые занятия для группы волонтеров - участников проекта, организованы и проведены диспут - площадки на базе общежитий Амурского колледжа педагогического образования и физической культуры.

Полученные отзывы студентов - участников и студентов - ведущих диспуты, демонстрируют актуальность выбранных тем и необходимость отработки навыков организации взаимодействия с аудиторией, умения убеждать и аргументировать собственный выбор.

В результате работы с группой студентов - волонтеров можно сделать вывод о положительном влиянии занятий на инициативность студентов, они с удовольствием участвуют в различных социальных акциях колледжа, города и области. Стабильная динамика роста участников добровольческого движения, устойчивый уровень мотивации к волонтерской деятельности высокая активность являются показателем повышения уровня коммуникативной компетенции.

© О.Ю. Гуменюк, 2015


© 2010-2022