• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «КАК УЧИТЕЛЮ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО, ИЛИ ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ» «Разноуровневые дидактические материалы. Принципы составления

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «КАК УЧИТЕЛЮ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО, ИЛИ ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ» «Разноуровневые дидактические материалы. Принципы составления

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«КАК УЧИТЕЛЮ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО, ИЛИ ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

«Разноуровневые дидактические материалы. Принципы составления»









Учитель начальных классов

Удовкина И.Ю.

МОУ «Лицей №22» г. Воскресенск





















21.03.2013г.

С той минуту, когда мы встаем, и до той минуты, когда мы вечером ложимся в постель, 99 из 100 наших поступков выполняются чисто автоматически. Одеваться и раздеваться, здороваться и прощаться, снимать шляпу и уступать дорогу - все эти действия и большинство наших обыденных речей упрочились в нас благодаря повторению.

На всякого рода впечатление мы имеем готовый ответ, который даем автоматически. Но для того, чтобы автоматически выработалась привычка к чему - либо, необходимо неоднократное повторение однотипных действий, то есть необходимы упражнения. Одна из психологических закономерностей обучения прямо утверждает, что продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений.

Развитие умственных способностей предполагает специальное средство - развивающие самостоятельные задания оптимальной для каждого ученика трудности (зона ближайшего развития), которые должны формировать рациональные умения умственного труда.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

С развитием российского образования возрастает интерес к дифференциации как обязательной принадлежности обучения.

В литературе под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:

а) степени самостоятельности учащихся;

б) характеру помощи учащимся;

в) форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач на смекалку, составление тестов), создавать новый продукт (составление цепочек питания, пищевых пирамид). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Например, можно предложить такие задания:

репродуктивные - выполни пересказ сказки «лиса и журавль» продуктивные - перескажи сказку от лица лисы ( журавля );

- перескажи кратко;

- сделай иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Большинство заданий по учебникам системы Л.В. Занкова построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются нестандартные задания повышенной трудности. В учебниках математики дается избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы использую также тетради на печатной основе.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение материала (увеличение объёма изучаемого материала,
    увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по
    углубленному изучению);

  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию;

• использование обратного задания вместо прямого.

На своих уроках я предлагаю учащимся карточки трех цветов: желтого(базовый уровень), зеленого(средний уровень) и красного цвета(высокий уровень). После изучения темы, уже на первом уроке детям можно дать самостоятельную работу по этим карточкам. Ребятам предлагается самостоятельно выбрать себе карточку определенного цвета. По проделанной таким образом работе, я могу судить, усвоили ли дети материал, на что и на кого мне нужно обратить внимание на следующем уроке. Кто может справиться с более сложным заданием, но выбрал себе легкую карточку. На следующем уроке я могу порекомендовать этим учащимся выбрать более высокий уровень карточки. Эти карточки можно применять во всех видах дифференциации.

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, тестов. предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Например, урок-экскурсия по теме:«СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ».

  • 1 группа - выполняет рисунки «было - стало», то есть зарисовывает наблюдаемые изменения;

  • 2 группа - описывает изменения в природе с учётом причинно-следственных связей;

  • 3 группа - готовит доклады или пишет мини-сочинения о природе данного периода, привлекая дополнительные источники информации .

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

Предполагает различную степень самостоятельности учащихся. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й ~ полусамостоятельиая, для 3-й -фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Могут использоваться различные виды помощи:

  • образец выполнения задания: показ и способа решения, образца
    рассуждения (например, записи таблицы систематического положения
    растения семейства розоцветных ) и оформления:

  • справочные материалы: теоретическая справка в виде, схемы, таблицы, и
    т.п.;

  • памятки, планы, инструкции;

  • наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, в виде рисунка,
    наглядных объёмных пособий и др.);

  • дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных
    терминов; указание на какую-нибудь существенную деталь, особенность);

  • вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по
    выполнению задания;

  • план выполнения задания;

  • начало или частично его выполнение.

При освоении новой темы мы с ребятами делаем карточки-помощники, которыми они могут пользоваться на уроках и которые мы дополняем по мере изучения данной темы.

Применение дифференциации заданий даёт возможность максимального усвоения знаний учениками с разным уровнем знаний.

Дифференцированное обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.

Технология развивающего обучения также подразумевает включение всех применяющих ее учителей в творческую работу.

Так что, коллеги, желаю вам всем творческих успехов!



© 2010-2022