Программа Я И МОЯ РОДИНА

Одной из основных целей деятельности классного руководителя является воспитание у школьников любви к родной стране, мотивации сохранения и развития культурного, исторического и природного наследия своего народа. Эта деятельность связана с развитием у детей адекватного общественным нормам и требованиям образа Родины. При таком развитии образа Родины его компоненты тесно взаимосвязаны: познание родной страны вызывает переживание её ценности, что, в свою очередь, сопровождается формированием личнос...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

21

Программа

«Я и моя Родина»

Пояснительная записка

Одной из основных целей деятельности классного руководителя является воспитание у школьников любви к родной стране, мотивации сохранения и развития культурного, исторического и природного наследия своего народа. Эта деятельность связана с развитием у детей адекватного общественным нормам и требованиям образа Родины, структура которого включает следующие компоненты:

- когнитивный - отражение и познание субъектом предметов и явлений родной страны, интеграция его представлений и знаний о родине;

- эмоционально-оценочный - проявление отношения субъекта к предметам и явлениям родной страны, выражающегося в его переживаниях и оценках;

- ценностно-смысловой - совокупность смысловых образований , детерминирующих личностную значимость, мотивы, установки и личностно значимые переживания субъекта по отношению к родной стране.

При адекватном развитии образа Родины его компоненты тесно взаимосвязаны: познание родной страны вызывает переживание её ценности, что, в свою очередь, сопровождается формированием личностного смысла родины, готовности осуществлять деятельность по его развитию и улучшению.

Следовательно, воспитание у современных школьников позитивного отношения к родной стране должно не только опираться на высокий уровень знаний, но и создавать условия для позитивных переживаний по отношению к Отечеству, усвоения общественных ценностей родной страны, развития мотивации поведения и деятельности на благо Родины.

Программа занятий предполагает учет следующих методических принципов:

- актуализации, обогащения и дифференциации знаний и представлений школьников о своей родине;

- формирования способности размышлять о родине;

- осознания школьниками своего отношения к родине;

- принятия новых смыслов предметов и явлений родной страны с целью закрепления позитивного отношения к родной стране.

Из этого следует, развитие образа Родины у школьников связано с повышением выраженности в нем ценностно-смыслового компонента, обусловливающего степень личностной значимости родной страны, и не может быть полноценно осуществлено без изменения когнитивного и эмоционально-оценночного компонентов (чтобы любить - надо знать, чтобы ценить - надо любить).

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Средняя продолжительность каждого занятия колеблется от 45 до 55 минут.

Программа состоит из трех тематических блоков, последовательно направленных на развитие когнитивного (1-й блок), эмоционально-оценочного (2-й блок) и ценностно-смыслового компонентов (3-й блок) образа Родины у школьников.

Развитие когнитивного компонента образа Родины у школьников.

На основании предположения, что развитие личностной значимости родной страны для школьников должно осуществляться с учетом обогащения и дифференциации их знаний и представлений о своей родине, развития у детей умения размышлять о родной стране, первый блок программы посвящен темам «Что такое Родина?» и «Моя малая родина - Орск». Для достижения поставленных целей было использованы следующие типы заданий и упражнений.

Информацию о родине, её предметах и явлениях школьники получали в ходе выполнения познавательных заданий и упражнений. Материалы и методика проведения подобных упражнений были направлены на создание условий для активного усвоения научных знаний о своей родине, развития у них умения размышлять о родной стране. Например, при выполнении упражнения «Достопримечательности Орска» ребятам показывались открытки с изображением мест и памятников родного города, и предлагалось написать на отдельных листочках их названия и районы расположения. После этого классный руководитель еще раз показывал учащимся открытки с видами Орска и одновременно рассказывал им о каждой изображенной достопримечательности. Затем проводилось обсуждение, в котором дети не только узнавали, но и усваивали названия достопримечательностей родного города, но и вспоминали свои любимые, наиболее значимые для них памятные места Орска, которые они посетили с родителями или с учителем. В результате полученные детьми знания о своей малой родине приобретали для них смысл, связанный с актуализацией в их сознании значимых мест города.

С целью активизации и использования познавательного интереса школьников, способствующего более успешному усвоению знаний о своей родине, в программу включены занимательные задачи. Элементы занимательности способствовали возникновению у детей интереса к процессу познания, помогали им более эффективно усваивать материал занятий. Типичным примером занимательного задания может служить задание «Решите анаграмму». Для его выполнения каждому школьнику давалась карточка с анаграммой, которую предлагалось решить, изменив порядок слов так, чтобы получилось осмысленное слово: ТСАРАН (СТРАНА), РЯОСИС (РОССИЯ), НОДАИР (РОДИНА), КСОР (ОРСК). После решения предложенной задачи всеми школьниками, учитель проводил беседу, посвященную полученным понятиям, их соотношению и значению для каждого ребенка.

Развитие когнитивного компонента образа Родины у школьников сопровождалось также использованием заданий и упражнений, направленных на придание личностной значимости, смысла, ценности получаемым знаниям и представлениям о родине. Для этого учитель не только акцентирует внимание ребят на понятийно-содержательной стороне информации, но и постоянно создавал условия для понимания их значения для каждого школьника и общества в целом. Так, дети знакомятся с памятными местами родного города, вспоминают те достопримечательности, которые посетили с родителями, которые им нравятся, вызывают у них приятные воспоминая и переживания.

С целью развития у школьников умения размышлять о своей родине учитель просит детей аргументировать свои ответы и высказывания: «Почему тебе нравится это место в Орске?», «Что бы ты рассказал про наш город жителю другого региона? Почему?», «Без чего тебе трудно бы жилось в другом городе или другой стране? Почему?». Подобные вопросы не только способствуют размышлениям детей о родной стране, но и подготавливают их к следующему блоку программы, посвященному развитию эмоционально-оценнночного компонента образа Родины.

Развитие эмоционально-оценночного компонента образа Родины у школьника

Когнитивный компонент - знания и представления о родине детерминируют развитие у школьников эмоционально-оценночного отношения к родной стране, в котором на первый план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, а его значение для ребенка.

Второй блок программы направлен на развитие у школьников способности осознавать свое отношение к родной стране, формирование и закрепление позитивного отношения к предметам и явлениям родины. С этой целью на занятиях, посвященных темам «Природа моей родины» и «Мои чувства по отношению к Родине», использовались задания, упражнения и игры, способствующие осознанию детьми содержания своих переживаний, связанных с родиной, причин их возникновения, знакомству их с позитивными переживаниями и оценками, существующими в обществе по отношению к родной стране.Так, в упражнении «Интеллектуальный футбол» учащиеся разбиваются на две команды, и каждой команде предлагается назвать, за что Россией можно гордиться, что можно в ней любить и уважать, а также то, что в родной стране хотелось бы изменить, что вызывает неудовольствие. Подобные упражнения создают условия не только для актуализации у школьников переживаний и оценок по отношению к родной стране, но и способствует усвоению ими более широкого диапазона переживаний и оценок предметов и явлений родины, высказанных их одноклассниками и учителями.

Осознание учащимися особенностей и причин своего эмоционального отношения к родной стране связано с развитием у них рефлексии. На занятиях оно осуществляется с использованием таких заданий, как, например, упражнение «Эмоции». Для его выполнения раздаются карточки с изображением различных эмоций и предлагалось выбрать одну-две, в наибольшей степени отражающее их отношение к родине. После этого каждый ребенок показывал карточку, называл изображенную на ней эмоцию, а также объяснял, почему его отношение к родине связано с данными чувствами и эмоциями.

Как и при развитии когнитивного компонента образа Родины, создавались условия, способствующие повышению для школьников личностной значимости из отношения к родной стране. Это достигается посредством организации дискуссии, диалога с учащимися по поводу их переживаний и оценок родной страны, что способствует осознанию значимости (как для них лично, так и для общества в целом) позитивного отношения к предметам и явлениям родины.

Развитие ценностно-смыслового компонента образа Родины у школьников

Личностная значимость родной страны детерминируется смысловыми образованиями, составляющими ценностно-смысловой компонент образа Родины. Смысловые образования в образе Родины у школьников выражены, по сравнению с другими компонентами (когнитивным и эмоционально-оценочным), слабее всего.

Развитие личной значимости родины для учащихся 4-5-х классов осуществляется в рамках всего курса занятий, однако на заключительных этапах программы на этом был сделан основной акцент. Задания третьего блока способствовали осознанию и познанию детьми образцов деятельности, направленной на служение родной стране, личностных качеств и особенностей поведения людей, по-разному относящихся к родине; закреплению у учащихся знания социальных норм, отражающих позитивное отношение к родине, и формированию стремления их соблюдать; закреплению существующих и развитию новых смыслов предметов и явлений родной страны.

В результате реализации программы «Я и моя родина» в образе Родины у школьников будут отмечены следующие изменения:

- выраженность ценностно-смыслового компонента увеличилась более чем в два раза;

- в структуре ценностно-смыслового компонента значительно увеличилась выраженность смыслообразующих мотивов, отражающих степень личностной значимости для школьников родной страны, и уменьшилась представленность когнитивных мотивов, содержащих общественно значимые императивы ценности родины;

- для школьников приобрели личностный смысл усвоенные знания по истории и географии своей родины;

- значительно увеличился объем знаний школьников о видах деятельности, приносящих пользу родной стране;

- учебную деятельность школьники стали воспринимать не только как личностно, но и общественно значимую;

- значительно увеличился объем знаний школьников о родной стране;

- школьники значительно чаще стали размышлять о предметах и явлениях своей родины;

- усилилась выраженность оценочного отношения к родной стране, опирающегося на собственные размышления детей о родине и полученные знания о ней;

- стало более дифференцированным эмоциональное и оценочное отношение школьников к родине.

Занятие 1:«Что такое Родина?»

Цели и задачи:

- установить контакт с детьми;

- создать благоприятную атмосферу для дальнейших занятий;

- актуализировать в сознании детей образ Родины;

- познакомить учащихся со значением понятий «Родина», «малая родина», «достопримечательность;

- создать условия для осознания детьми любимых мест в родном городе.

Реквизит: 2 набора карточек с названиями районов города и их достопримечательностей.

Ход занятия:

Педагог (далее - П.): Здравствуйте, дети! Сегодня мы начинаем не совсем обычные занятия. Почему необычные? Да потому, что на этих занятиях мы будем говорить о том, что является дорогим, важным и любимым для каждого человека - о месте, где он родился и вырос, где он живет, где живут его близкие люди, о неповторимой и прекрасной природе, которая окружает нас с вами. Вы уже догадались, о чем будет идти речь на наших занятиях?

Если ребята не отвечают, что «о Родине», то П. помогает им догадаться, задавая наводящие вопросы: За сто люди всегда шли на войну и воевали? Как называется место, в котором человек родился? и т.д. После этого П. крупными буквами на доске пишет слово

«РОДИНА».

П.: А как называется наша Родина?

Ребята отвечают.

П.: Родина любого человека имеет свою историю, культуру, природные, экономические и политические особенности. Эти особенности отличают одну страну от другой, делают её неповторимой, привлекательной и любимой для её жителей.

История нашего города, так же как и нашей страны, очень богата событиями. В ней были удачные времена. Давайте поиграем в игру - кто вспомнит больше всего фактов из истории нашего города или страны?!

Дети называют факты из истории страны и города. Подводится итоги - кто больше всего назвал фактов.

П.: Каждый народ, каждая страна имеют свою неповторимую культуру. Культура - это творчество писателей или поэтов, художников и артистов, памятники архитектуры и истории, это все то, что отражает неповторимость народа, его традиции и быт. Назовите известные вам культурные особенности нашего города или страны.

Школьники называют культурные особенности нашей страны или города.

П.: С древних времен люди стремились селиться на территориях, наиболее удобных для проживания. Как правило, поселения располагались на берегах рек и озер. Территории, на которых люди обустраивали свои поселения, отличались друг от друга. В одном месте было больше лесов, в другом - лугов и полей. Одни поселения стояли на реках, другие - на озерах. А какие природные особенности нашего города или страны.

Дети называют природные особенности страны или города. Во время выполнения этого упражнения педагог активно помогает школьникам, подсказывая, развивая мысль ребят или поправляя их. Главная задача - максимально актуализировать знания ребят о своей Родине и закрепить у них информацию о том, что Родина - это и история, и культура, и природа.

П.: Итак, мы с вами только что услышали, как в нашем родном городе много интересных и красивых мест. А вы знаете, как называются особенно красивые места, а также то, что имеет историческую и культурную ценность? Такие места называются достопримечательностями. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая определит, у кого из вас самая лучшая память.

Педагог произвольно делит детей на две группы.

I вариант

Каждый член первой группы должен будет запомнить название одного района города (которое будет написано на карточках), а каждый учащийся второй группы - одну из достопримечательностей какого-либо района (они также перечислены на карточках).

Далее П. зачитывает название района и его достопримечательность. Ребята в каждой команде находят соответствующую карточку и запоминают её содержание. После того, как были названы все районы с их достопримечательностями, П. собирает у ребят карточки и предлагает по памяти первой команде назвать район, а второй - его достопримечательность.

II вариант - «Лото»

Каждой команде раздается набор карточек с названиями районов и достопримечательностей. Ребятам нужно запомнить название района города и соответствующую ему достопримечательность. После того, как П. назовет все районы и их достопримечательности, ребятам дается задание как можно быстрее сложить карточки : район и находящаяся на его территории достопримечательность. Оцениваются время и правильность выполнения задания.

П. подводит итоги игры.

П.: А сейчас я попрошу всех по очереди сказать, что на сегодняшнем занятии вам запомнилось, понравилось, на что вы обратил внимание.

Занятие 2:«Моя малая Родина»

Цели и задачи:

- расширение представлений школьников о своей «малой родине»;

- актуализация знаний учащихся о своей Родине;

- актуализация позитивного отношения к Родине;

- формирование навыков осознания собственного отношения к Родине.

Реквизит: открытки с изображением памятников города, бланки для упражнений «Родина в моей жизни…», листы бумаги, ручки (карандаши).

Ход занятия:

П.: Здравствуйте дети! Сегодня мы продолжим наши занятия, которые посвящены… А кстати, кто помнит, о чем мы разговаривали в прошлый раз?

Дети называют предмет прошлого занятия, то, что им запомнилось, на что они обратили внимание.

П.: Правильно! Мы, действительно, разговаривали с вами о нашей красивой, большой, уникальной и неповторимой Родине. Если вы помните, в прошлый раз мы узнали, что в нашем городе имеется 3 района, в каждом из которых можно найти немало интересных и достопримечательных мест. Давайте попробуем вместе вспомнить названия всех районов и тех достопримечательностей, которые в них имеются.

Ребята пытаются вспомнить районы своего города и их достопримечательности. П. им помогает.

П.: Молодцы! Вы очень хорошо все запомнили (или, в зависимости от ситуации, «Вы многое запомнили» и т.д.). Ребята, а вы ходили на экскурсии по городу?

Дети отвечают «да» или «нет».

П.: Тогда я попрошу вас по очереди назвать места нашего города, где вам больше всего понравилось, рассказать, что запомнилось, почему.

Дети по очереди называют любимые места города и объясняют, чем они им нравятся. Если кто-либо из детей отказываются выполнять задание, то педагог не настаивает.

П.: Итак, мы с вами только что услышали, как много в нашем родном городе интересных, красивых и любимых мест. А вы помните, как называются особенно красивые места, а также то, что имеет историческую и культурную ценность?

Учащиеся вспоминают, что такие места называются достопримечательностями.

П.: Хорошо. Наш родной город - очень большой и красивый. В нем много улиц, красивых зданий, парков и площадь. Но есть в городе места, куда любят приезжать не только жители нашего города, но и гости из других городов и стран, о которых знает страна. Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадайка».

Игра «Угадайка» (на примере города Орска)

Для данной игры необходимо подобрать несколько открыток с изображениями наиболее известных мест.Игра проводится в два этапа.

На первом этапе ребятам показывают открытки и предлагают написать на листочках название того, что изображено на открытке , а также указать район расположения данной достопримечательности.

На втором этапе П. еще раз показывает открытки с видами Орска и дает школьникам краткую информацию о каждой достопримечательности

Название памятника

Район расположения

Кому посвящен памятник (краткая информация)




По ходу игры П. интересуется у учащихся, где они побывали, что им там запомнилось, что понравилось, на что обратили внимание.

П.: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Родина в моей жизни»

Каждому учащемуся раздаются бланки (см. образец 3) и предлагается пять раз письменно закончить высказывание «Родина для меня...». Можно помочь школьникам, напомнив, что Родина состоит из различных элементов (культура, природа, история, экономика и т.д.) .После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать о своем восприятии Родины, о своих мыслях по этому поводу.

Можно закончить упражнение высказываниями - насколько легко или трудно было

каждому участнику справится с этим заданием

Примечание. В ходе выполнения упражнения некоторые дети могут испытывать трудности с написанием пяти вариантов окончания 'Предложения. Педагог не заставляет их точно выполнять инструкцию, Однако он должен предложить ребятам постараться осознать собственное отношение к Родине, из чего оно складывается, чем характеризуется.

П.: Выполненное нами упражнение показало, что мы с вами по-разному воспринимаем нашу Родину, по-разному к ней относимся. Кому-то больше нравится природа родного края, кто-то больше знает и /побит историю нашей страны, а кто-то интересуется культурой России.

Следующие занятия будут посвящены и природе, и культуре, и истории нашего города и России. Кто хотел бы подготовить небольшой материал об истории, природных особенностях или культуре родного города?

Если находятся желающие, то П. говорит о том, что к следующему занятию необходимо подготовить небольшое сообщение о природе нашего края. В этом учащимся окажет помощь учитель.

П.: А теперь я предлагаю всем немного помечтать, пофантазировать и сочинить рассказ на тему «Вот было бы здорово, если бы у меня на Родине находилось...». Играть мы будем так: я начинаю рассказ первой фразой. Сидящий слева от меня продолжает - второй фразой. И так далее. Каждый придумывает не более одной фразы, которая по смыслу должна продолжать наш групповой рассказ. И еще:

не забывайте, что наш рассказ посвящен теме «Вот было бы здорово, если бы у меня на Родине находилось ...».

После завершения игры, длительность которой определяется степенью интереса школьников к ней, П. подводит итоги занятия, предлагая всем вспомнить самое интересное на сегодняшнем занятии, то, что понравилось, или, наоборот, не понравилось. Высказываются все желающие.

В конце занятия П. еще раз напоминает вызвавшимся школьникам, что они должны подготовить небольшой материал по одному из направлений (культура, природа, история моего города). Необходимо также сделать акцент на том, что на следующем занятии, которое состоится через неделю, свой материал будет представлять тот ученики), который(е) готовит(ят) материал(ы) о природе родного края.

Образец 3

Карточка для упражнения «Родина в моей жизни...»

Фамилия, Имя ____________

Родина для меня... -

Родина для меня... -

Родина для меня... -

Родина для меня... --

Родина для меня... -

Занятие 3:«Природа моей Родины»

Цели и задачи:

- расширить представления школьников о природных особенностях своей Родины;

- актуализировать в сознании учащихся опыт взаимодействия с природой своей Родины;

- создать условия для осознания собственного отношения школьников к природе Родины;

- вызвать позитивные эмоции и переживания по отношению к природе своей Родины;

- стимулировать осознание необходимости охранять и беречь природу своей страны и формирование способов экологической деятельности.

Реквизит: листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры, кисти (для рисования), магнитофон и кассета с медленной музыкой.

Ход занятия '

П.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами занятия, посвященные нашей Родине. Но сначала я предлагаю вам поделиться тем, что запомнилось с прошлого занятия. |

Дети вспоминают предмет прошлого занятия, а также говорят о том, что запомнилось,

П.: Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о природе нашей страны, в частности, родного города. Как вы знаете, Россия знаменита своими природными богатствами. А скажите, пожалуйста, какие природные особенности нашей страны вам известны?

Ребята называют природные особенности России. (Можно разделить класс на две группы, чтобы внести в упражнение некоторую соревновательность - кто больше назовет природных особенностей). '.

П.: Ребята, вы, наверное, не раз бывали в различных местах нашей страны, ездили с родителями в другие города или села. Я предлагаю вам вспомнить какие-нибудь природные особенности того места, где вы были, было ли там красиво, как долго вы добирались до этого места, ходили ли вы в лес, в горы, плавали ли по реке или морю и т.д.?

Дети вспоминают и называют, куда они ездили с родителями.

Во время выполнения этого упражнения П. постоянно акцентирует внимание детей на многообразии и уникальности природы нашей страны, на том, что нравится людям, чем гордятся и восхищаются не только жители России, но и иностранцы.

П.: Как мы только что увидели, большинство из вас (или почти все - в зависимости от ситуации) уже побывали в других городах нашей страны и убедились, что природа России богата и разнообразна. И в нашей области также есть много интересных и уникальных природных достопримечательностей. Например...

Дети также называют известные им природные достопримечательности родного края.

П.: Сегодня мне помогает(ют) провести занятие ... (называются имена учащихся), который(е) подготовил(и) небольшое сообщение о природе нашего края. Давайте внимательно его (их) послушаем. Пожалуйста, ребята.

Этот элемент включается в программу занятия лишь в том случае, если после второго занятия нашлись добровольцы, которые захотели и подготовили с помощью учителя и родителей небольшой материал о природе родного края.

Упражнение «Продолжи фразу»

П.: Мы с вами постоянно сталкиваемся с различными природными особенностями нашего города. Большинство из вас путешествовало по стране, а кто-то, может быть, - даже и по миру. Я предлагаю сейчас вновь разделиться на две команды и по очереди называть слова, выражающие положительное отношение к природным особенностям России. То есть, вам необходимо будет продолжить фразу: «Природа моей страны...». Выигрывает та команда, которая назовет больше характеристик природы нашей страны.

' После выполнения упражнения П. может провести небольшое обсуждение того, какое отношение к природе сформировано у школьников, чем оно обусловлено, что им нравится или, наоборот, не нравится в природе нашей страны. Для этого ребятам задаются следующие вопросы:

- Как вы относитесь к природе нашего города, страны?

- Что в природе страны, города вам больше всего нравится,

(не нравится)?

- Часто ли вы задумываетесь об окружающей вас природе?

- Ходили ли вы на экскурсии в лес? и т.д.

Упражнение «Предупредительные знаки»

П.: Ребята, вы знаете, что сегодня и в мире, и у нас в стране остро стоит проблема сохранения окружающей природы. Для этого люди охраняют леса, живущих в них зверей и птиц, сажают деревья и другие растения, разбивают парки и клумбы, создают специальные заповедные места, борются с загрязнением воздуха и воды. Давайте и мы примем участие в этом большом и хорошем деле. Только сейчас мы не пойдем на улицу, а здесь, в этой комнате попробуем придумать и нарисовать несколько предупреждающих или разрешающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать интересы животных, растений, а также призывать людей не портить природу нашего города, не загрязнять воздух и воду, бережно относиться к уникальным природным особенностям нашей области.

Ребятам раздаются листки бумаги, карандаши, фломастеры или краски. И в течение 20- 25 минут они придумывают и рисуют предупреждающие знаки. После выполнения задания проводится обсуждение нарисованных детьми знаков.

П.: Итак, сегодня мы с вами узнали, что наша Родина очень большая и находится в различных климатических поясах. Мы также вспомнили многие уникальные природные особенности России. Однако следует помнить, что окружающая нас природа (растения и животные) требует бережного, заботливого к себе отношения. И во многом от нас с вами зависит, какой будет наша страна, наша Родина через много лет, сохраняться ли ее уникальная природа, неповторимые ландшафты и красивые места. А теперь я предлагаю, как обычно, вспомнить, что на сегодняшнем занятии вам запомнилось, на что вы обратили внимание, что узнали нового.

Занятие 4:«Мои чувства по отношению к Родине»

Цели и задачи:

- создать условия для осознания школьниками своего эмоционального отношения к Родине;

- способствовать формированию позитивного отношения к Родине у учащихся;

- закрепить в сознании ребят формы проявления хорошего

отношения к Родине;

- способствовать формированию у школьников умения рассуждать о причинах своего отношения к Родине.

Реквизит: 8 карточек с изображением эмоций, бланк для выполнения упражнения «Герой».

Ход занятия

П.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о чувствах и эмоциях, которые люди испытывают по отношению к своей Родине. Но прежде, чем мы перейдем к теме нашего занятия, я предлагаю вам, по очереди, продолжить предложение: «Моя Родина мне нравится, потому что...».

Ребята выполняют задание.

П.: Как мы только что увидели, у каждого из нас Родина вызывает какое-то отношение, различные чувства и эмоции. А кто знает, что такое эмоции и чувства?

Ребята отвечают.

Кратко необходимо дать детям информацию, что эмоции и чувства выражают отношение человека к чему-либо. Эмоции и чувства могут отражаться на лице человека (мимика).

П.: Попробуйте изобразить какую-нибудь эмоцию на лице.

Выполнение задания.

Упражнение «Эмоции»

П.: Сейчас каждому из вас будут розданы карточки с рисунками детей, на лице которых изображены различные эмоции. Вам необходимо выбрать одно-два изображения, в наибольшей степени отражающие ваше отношение к Родине.

Всем понятно задание? Тогда начнем.

Ребята рассматривают эмоции и выбирают одну-две картинки.

П.: Все выбрали? Тогда каждый, по очереди, показывает всем картинку, называет номер карточки и изображенную на ней эмоцию, а также объясняет, почему Родина вызывает у него именно такие чувства и эмоции.

Карточки с изображением эмоций



Сожаление

Радость

Равнодушие


Разочарование

Испуг

Удовольствие


В ходе выполнения детьми упражнения педагог активно им помогает. Если ребенок не может назвать какую-либо эмоцию, изображенную на картинке, то педагог либо сам ее называет, либо просит, остальных ребят оказать помощь затруднившемуся учащемуся. Если ребенок выбрал негативные эмоции, то педагог просит ребенка подумать и назвать, что хорошего есть в России, чем можно гордиться, что может вызывать позитивные эмоции и чувства.

После выполнения данного упражнения подводятся итоги. Внимание учащихся акцентируется на причинах положительного отношении к своей Родине.

П.: Ребята, как вы думаете, почему люди любят Родину, что в ней привлекает?

Обсуждение ответов школьников.

П.: А сейчас я предлагаю вам внимательно прослушать рассказ про двух 10-летних мальчиков и затем письменно ответить на несколько вопросов (см. образец)

Упражнение «Герой»

Ребятам зачитывается начало рассказа. Каждому ребенку раздается бланк с началом рассказа и вопросами, на которые надо будет письменно ответить.

Образец Бланк для упражнения «Герой»

«Юра и Петя шли домой после школы.

- Интересно, - сказал Юра. - А можно в наше время совершить подвиг? Я все время мечтаю о подвиге! Но не знаю, можно ли в наше время стать героем.

Немного подумав, Петя ответил:

- Знаешь, в нашей истории было очень много героев, которые встали на защиту своей страны, трудились для ее блага. Но мне кажется, что героем можно быть и в мирное время...»

Вопросы

Назовите имена известных вам героев.

Можно ли в наше время стать героем?

Как герой относится к своей Родине?

Про кого можно сказать, что он (они) герой (и)?

Обязательно ли быть героем, чтобы хорошо относиться к своей Родине?

Выполнение задания.

П.: А сейчас, как и всегда, я попрошу каждого назвать, что на сегодняшнем занятии он узнал нового, чему научился, что ему понравилось и запомнилось.

Подведение итогов занятия.

П.: Подведем итоги нашего занятия. Сегодня мы с вами выяснили, что Родина у большинства из нас вызывает положительное (отрицательное) отношение. Мы также поговорили о том, что Россией можно гордиться, ее можно любить и уважать за то, что у нее очень интересная история, красивая природа, замечательные люди. Но мне хотелось бы еще добавить, что и от нас с вами многое зависит - какой будет наша страна, будет ли в ней уютно жить, сохранится ли она такой красивой, какой она является сейчас. Вот именно об этом мы и поговорим с вами в следующий раз.

Занятие 5:«Промежуточная диагностика»

Цели и задачи:

- закрепить у школьников полученные ранее знания о родном городе и стране;

- создать условия для актуализации «эмоциональной памяти» и личного опыта посещения достопримечательностей Волгограда;

- провести промежуточную диагностику изменения структуры образа Родины у школьников.

Реквизит: карточки с названиями районов г. Орска, бланки анкеты, листы и ручки для каждого ребенка.

Ход занятия

После приветствия и выяснения, что ребятам запомнилось больше всего на прошлом занятии, П. дает инструкцию по выполнению упражнения «Машина времени».

Упражнение «Машина времени»

Инструкция: Ребята! Вы знаете, что у нашей Родины есть славное прошлое, интересное настоящее и неизвестное нам будущее. Давайте на минутку представим, что у нас появилась уникальная возможность с помощью машины времени перенестись в будущее и

встретиться с нашими потомками, людьми XXII века. Конечно же, будет очень интересно узнать, откуда мы родом, как и в какой стране, в каком городе мы живем. Чтобы рассказать о себе, о месте своего проживания, я предлагаю вам написать письмо людям из будущего на

тему «Моя Родина сегодня».

После выполнения упражнения каждому ребенку дается бланк анкеты (см. прил.), который он должен заполнить. \

П.: Сегодня мы вспомним и обобщим все то, о чем говорили на наших занятиях ранее. Но вначале я прошу по очереди продолжить фразу «Я считаю, что моя Родина...».

Педагог первым говорит продолжение фразы. Ребята выполняют задание.

П.: Как вы помните, мы живем в России, в городе Орске как и в любом городе нашей страны, есть административные единицы - районы. О них мы с вами говорили на самых первых занятиях. Я сейчас вам буду показывать карточки с названиями районов. Вы должны внимательно на них посмотреть и сказать, есть ли такой район в Орске или нет.

Карточки

Петровский

Дзержинский

Ленинский

Красноармейский

Октябрьский

Краснооктябрьский

Кировский

Центральный

Советский

Школьники должны ответить, что районов Петровский, Красноармейский ,Дзержинский, Центральный, Кировский в Орске нет.

П.: А теперь я буду называть район, а тот, кто в нем проживает будет быстро вставать и называть улицу, на которой он живет.

Выполнение упражнения.

П.: Ребята, мы вспомнили с вами все районы Орска. А какие достопримечательности находятся в каждом из этих районов города, какие из них вы видели сами, где побывали?

Достопримечательности Орска, о которых говорилось на занятиях:

1. Железнодорожный вокзал

2. Мемориал «Огонь Вечной Славы г.Орска»

3. Центральный парк культуры и отдыха

4. Площадь им. Гагарина

5. Мост через реку Урал

6. Стадион «Авангард»

7. Дворец спорта «Юбилейный»

8. Площадь им.Т.Г. Щевченко

9. Гора «Полковник»

10. Комсомольская площадь

11. Дворец пионеров

12. Преображенская церковь

13. Аэропорт

14.Зауральная роща.

15.Аэроклуб «Стрижи».

Ребята называют известные им достопримечательности, а также рассказывают о своем личном опыте посещения тех или иных памятных и известных мест города. В ходе этого упражнения П. задает уточняющие вопросы, актуализирующие память школьника: «В каком районе находится эта достопримечательность, «Какие у тебя возникали чувства, когда посетил ее?», «Что ты испытывал?» и т.д.Желательно, чтобы П. задействовал всех учащихся, спрашивая их о том, где они были, что помнят, на что обратили внимание.

Приложение: Анкета

Фамилия _________________________ Имя ________________________________

Что включает в себя Родина:

1) историю

2) природу

3) культуру

4) экономику и политику

5) все перечисленное выше

Назови районы города Орска____________________________________________________.

Какие достопримечательности Орска ты знаешь?_____________________________________

На какой улице ты живешь?______________________________________________________

Какие времена года ты знаешь?____________________________________________________

Какие дела, приносящие пользу природе, ты знаешь?__________________________________

Закончи предложения:___________________________________________________________

На занятиях я узнал ...___________________________________________________________

Больше всего на занятиях мне нравится ...___________________________________________

Мое отношение к Родине ..._______________________________________________________

Родина у меня вызывает..._________________________________________________________

Я бы очень хотел, чтобы в будущем в нашей стране...__________________________________

Занятие 6:«Мои чувства по отношению к Родине»(продолжение)

Цели и задачи:

- актуализировать эмоциональное отношение к Родине у школьников;

способствовать формированию позитивного отношения к Родине у учащихся;

- способствовать формированию у школьников умений рассуждать о причинах отношения к Родине;

- актуализировать в сознании учащихся формы деятельности, поступков и переживания, направленных на повышение благосостояния Родины.

Реквизит: карточки, где записаны поступки, (не) приносящие пользу Родине.

Ход занятия:

П.: Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы с вами продолжим разговор о чувствах и эмоциях, которые люди испытывают по отношению к Родине. А вначале я предлагаю вспомнить, о чем мы говорили и что делали на прошлом занятии.

Ребята вспоминают.

П.: По традиции, каждое занятие мы начинаем с какой-либо фразы. Вот и сегодня я предлагаю вам всем, по очереди, продолжить предложение «По отношению к своей Родине я испытываю...».

Ребята выполняют задание.

П.: Ребята, а как вы думаете, почему люди любят Родину, что в ней их привлекает?

П. не спрашивает по очереди у каждого ребенка его мнение, а предлагает высказаться всем желающим.

П.: Сегодня у нас с вами несколько необычное занятие. В отличие от предыдущих занятий, сегодня все задания и упражнения надо будет выполнять в команде, то есть показать умение сотрудничать с другими детьми, совместно выполнять деятельность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей по команде.

П. разбивает школьников на 2 команды. Варианты разбивки произвольно (кто рядом сидит - составляет одну из команд; с помощью игры (например, кто быстрее встанет по команде П.).

Упражнение «Интеллектуальный футбол»

П.: У каждого из нас Родина вызывает определенные чувства и эмоции. О них мы с вами уже говорили. Чувства и эмоции вызваны тем, что нам нравится в нашей стране, или тем, что нам не нравится. Я предлагаю сейчас поиграть в интеллектуальный футбол. Суть

этой игры заключается в следующем. Сначала первая команда называет, за что Россией можно гордиться, что можно в ней любить и уважать. Затем, по моему знаку, вторая команда также называет то, за что Россией можно гордиться, что можно в ней любить и уважать. Во втором раунде каждая команда называет то, что в России хотелось бы изменить, что вызывает неудовольствие ее жителей, то есть у нас с нами. И еще: надо помнить условие игры - нельзя повторять уже названное ранее вами или вашими соперниками.

Побеждает та команда, которая больше назовет причин положительного и отрицательного отношения к своей Родине.

Детям дается 2-3 минуты на подготовку (командное обсуждение) ответов. Им предоставляется возможность обсудить задание и написать на листке бумаги свои варианты ответов. По прошествии отведенного на подготовку времени П. предлагает первой команде назвать причину положительного отношения к Родине. Затем второй команде. При варианте ответа, соответствующем заданию, на доске под номером команды записывает одно очко. Интеллектуальный футбол продолжается до тех пор, пока у команд не закончатся варианты, отвечающие на поставленный вопрос. Выигрывает та команда, которая наберет больше всего очков.

Подведение итогов игры.

П.: На прошлом занятии мы с вамп говорили о двух мальчиках которые рассуждали - можно ли быть героем в наше время, про кого можно сказать, что он герой, как герой относится к своей стране, обязательно ли быть героем, чтобы любить свою Родину. Кто хочет вы; сказаться на эту тему?

П. предоставляет возможность всем желающим высказать свое мнение. После обсуждения данной темы ребятам предлагаете следующее задание.

П.: Сейчас я буду показывать вам карточки (см. прил.) с различимыми видами деятельности.

Вариант I

П.: Вам необходимо определить, приносит ли показанный мною вид деятельности, поступок или отношение человека пользу своей стране или не приносит.

Ребята с места, индивидуально высказывают свое мнение.

Вариант П

Каждый ребенок получает карточку - ему предлагается подумать, приносит или нет пользу Родине вид деятельности, указанный на карточке. Ответ надо обосновать.

Вариант III

На столе выкладываются все карточки. Ребятам (по командам) предлагается разложить их на два столбика. Первый составят те виды деятельности, которые приносят пользу Родине, а второй - которые не приносят пользы. П. просит учащихся объяснить, почему команда

сделала такой выбор.

Можно выбрать любой вариант проведения упражнения.

П.: А что вы, в пятом классе, можете сделать, чтобы принести пользу своей Родине?

Обсуждение ответов школьников.

Упражнение «Оживление картины» (по Л. Ю. Субботиной)

П.: А сейчас я предлагаю вам сделать следующее. Каждая команда разыгрывает какую-нибудь сценку (можно без слов), в которой изображаются деятельность или поступок, тип отношение к своей Родине. Первая команда придумывает и показывает хорошее отношение

к своей Родине. Вторая команда придумывает и показывает плохое отношение к своей Родине. Затем каждая команда показывает свою сценку, иллюстрирующую загаданное вами действие или отношение, или поступок. Противоположная команда должна объяснить то, что они увидели. После этого команда артистов объясняет, что они изображали. Выигрывают те, кто смогли лучше представить сценку, то есть она была «узнана» противником.

Выполнение задания.

П.: В завершение нашего занятия, как и всегда, я попрошу каждого сказать, что сегодня он узнал нового, чему научился, что ему понравилось и запомнилось.

Приложение: Карточки

Знать историю своей страны

Охранять природу

Уважительно относиться к окружающим людям

Ломать ветки и деревья

Убирать территорию около школы, во дворе дома

Ответственно выполнять порученные задания

Равнодушно относиться к природе

Ругать свою страну

Изучать историю и культуру своей страны

Знать традиции своего народа

Защищать свою страну

Добросовестно учиться

Помогать пожилым людям

Равнодушно относиться к культуре своего народа

Гордиться своей страной

Занятие 7«Деятельность на пользу Родине»

Цели и задачи:

- создать условия для осознания учащимися образцов деятельности и поведения, направленных на развитие родной страны;

- закрепить в сознании ребят знаний о формах деятельности, приносящих пользу своей стране.

Реквизит: карточки.

Ход занятия

П.: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о людях, которые хорошо относятся к своей Родине, защищают ее, если это необходимо, помогают ей и стараются сделать так, чтобы в нашей стране все было благополучно. Сейчас каждый из вас назовет какого-нибудь политического деятеля или писателя, или поэта, или композитора и т.д., который, по его мнению, своей жизнью или трудом прославил нашу страну. Итак, все поняли задание? Тогда я начинаю... Я считаю, что Петр Первый прославил нашу страну, сделал для нее много полезного и хорошего.

Ребята по очереди выполняют задание.

П.: Ребята, мы только что с вами назвали фамилии людей, которые любили свою Родину 'вносили посильный вклад в ее развитие. Кто-то создавал великие романы и стихотворения, кто-то писал музыку, а кто-то честно и добросовестно выполнял свою работу. Давайте вместе подумаем, что сегодня необходимо делать, чтобы наша Родина

стала еще более благополучной, чтобы мы к ней хорошо относились, любили ее еще больше.

Упражнение «Мозаика»

Школьники разбивается на 2 команды. Каждой команде педагог дает задание.

П.: Вам будет дано 10 карточек. На каждой карточке необходимо написать какое-либо дело, которое направлено на развитие нашей страны, нашего города, приносит им пользу. Выигрывает та команда, которая заполнит все карточки. Сколько вы назовете правильных дел, столько вашей команде будет дано элементов рисунка, которые необходимо сложить в целую картину. Всем понятно задание? Итак, начали

Ребята выполняют задание.

П.: А теперь давайте проверим, какая команда лучше справилась;

с заданием. Я предлагаю каждой команде называть написанные виды, деятельности, приносящие пользу нашей стране. В ходе перечисления видов деятельности П. проводит беседу с учащимися о том, каким образом можно помогать своей Родине, что школьники сейчас, в данный момент, могут делать, чтобы приносить пользу своей стране. Например:

- хорошо учиться;

- ответственно относиться ко всем заданиям учителей и родителей;

- не ломать ветки и не рвать цветы;

- заботиться о животных;

- помогать, по возможности, престарелым, слабым, больным.

После этого каждой команде выдается такое количество элементов мозаики (от 1 до 10), которое равно количеству названных ею дел. Ребятам предлагается сложить мозаику. В результате правильного выполнения у ребят должно получиться изображение Волшебника.

Выполнение задания.

П.: Итак, кто мне скажет, что у нас получилось в результате складывания мозаики?

Ребята объясняют, высказывают предположения.

П.: Это добрый маг и волшебник, который помогает людям и выполняет их желания. Давайте на минутку представим, что вам повстречался этот великий маг и чародей, который может исполнить любое ваше желание. Что бы каждый из вас у него попросил?

Ребята по очереди высказывают свои желания.

П.: А теперь я предлагаю подумать и сказать, что добрый волшебник мог бы сделать для нашего города или нашей страны, чтобы она стала еще лучше. Давайте все вместе попросим его об этом. Итак, я предлагаю продолжить фразу «Я хочу, чтобы добрый маг и чародей...».

Выполнение задания.

П.: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили людей, которые принесли пользу нашей стране. Это и политические деятели, и представители искусства - художники, писатели, поэты, музыканты. Все они любили свою страну, желали ей добра и процветания. Но они не только на словах любили свою Родину. Эти люди творили, сочиняли, придумывали, честно и добросовестно трудились, чтобы наша страна стала знаменитой и в ней всем было хорошо жить. А еще мы говорили о том, что вы тоже можете принести пользу своей стране, что от вас тоже многое зависит - какой наша страна будет в будущем. И если вы помните, то главное для вас сейчас - это...(учиться!)

Ребята говорят.

П.: Правильно! Я хочу, чтобы вы помнили об этом, так как успех и счастье нашей Родины зависят и от нас с вами - своим честными добросовестным трудом, хорошими поступками мы можем помочь стране и городу стать лучше, чище, любимее и красивее.

Подведение итогов занятия (рефлексия): что запомнилось, понравилось? Почему?

Занятие 8: «Люди, помогающие своей Родине»

Цели и задачи:

- создать условия для осознания учащимися личностных качеств и особенностей поведения людей, по-разному относящихся к Родине;

- закрепить у школьников знание социальных норм, отражающих позитивное отношение к Родине;

- способствовать развитию у ребят умения размышлять О своей стране и ее гражданах, о поступках, мыслях и переживаниях, отражающих позитивное отношение к своей Родине.

Реквизит: 2 набора карточек для упражнения «Разные люди».

Ход занятия

П.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые нас окружают, а также о том, как они относятся к Родине. Мы также попробуем вместе с вами составить портреты людей, которые хорошо или безразлично относятся к своей Родине. Но вначале я попрошу вас продолжить фразу «О своей Родине я хотел бы узнать...».

Выполнение задания.

Упражнение «Разные люди»

1-й этап

П.: Ребята, всем нам приходится постоянно общаться с разными, людьми. Кто-то нам нравится, кто-то - не очень, с кем-то мы дружим, с кем-то ссоримся, на кого-то не обращаем внимания. Но в любом случае мы живем в обществе, среди людей, которые составляют народ России. И, наверное, вы со мной согласитесь, что окружающие нас люди по-разному относятся к нашей Родине. Сейчас я раздам вам листочки с вопросами, по которым необходимо будет составить описание двух разных людей: человека, который хорошо относится к Родине, и человека, который безразлично относится к Родине (образцы бланков см. в прил. 1).

П. разъясняет задание, останавливаясь более подробно на таких терминах, как «личностные качества», «отношение», «переживание». «оценка», «безразличное отношение».

Ребята выполняют задание письменно.

После того, как они выполнили задание, П. предлагает всем желающим рассказать о своем понимании человека, хорошо или безразлично относящегося к Родине.

После обсуждения листочки собираются, и детям дается следующее задание.

2-й этап

П.: А теперь мы будем, как и в прошлый раз, работать в командах. Каждой команде я дам карточки с описанием качеств человека, его дел, особенностей поведения, чувств и мыслей в отношении Родины. Вам необходимо сложить все карточки в две стопки. В первой будут карточки, описывающие человека, который хорошо относится к Родине, а во второй - карточки, которые описывают человека, безразлично относящегося к Родине (перечень карточек - см. прил. 2).

После того, как ребята разложили карточки, П. просит

каждую команду рассказать, что и почему они отнесли к тому или

иному типу человеку.

П.: Ребята, а вы можете назвать кого-либо из знакомых вам взрослых людей или сверстников, о ком можно было бы сказать, что он хорошо (или безразлично) относится к Родине. Почему вы так считаете?

П. предлагает высказываться всем желающим.Здесь необходимо также поговорить с учащимися о том, кого из политических деятелей, представителей культуры, науки и т.д., хорошо относившихся, по их мнению, к своей Родине, они могут назвать. Ответ необходимо обосновать!

П.: Итак, подведем итоги сегодняшнего занятия. Мы с вами попробовали разобраться, какими качествами и поступками характеризуются люди, по-разному относящиеся к своей Родине. Какими же характеристиками обладает человек, хорошо относящийся к своей Родине? Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас еще раз подумал о том,как он относится к Родине, какими качествами обладает, насколько он может и реально помогает своей стране. А теперь, как обычно, я попрошу всех сказать, что запомнилось, понравилось или не понравилось на сегодняшнем занятии.

Приложение 1

Хорошо относится к Родине

Безразлично относится к Родине

Какими личностными качествами обладает этот человек?

Что он переживает по отношению к своей Родине?

Как он оценивает свою Родину?

Что он думает о своей Родине?

Что он делает по отношению к своей Родине?

Почему он так относится к своей Родине?

Как он себя ведет по отношению к Родине?


Приложение 2 Карточки


Добрый

Порядочный

Честный

Дружелюбный

Отзывчивый

Готов прийти на помощь Раздражительный

Помогает людям

Охраняет природу

Изучает историю, культуру страны

Любит Родину

Не мусорит

Знает и соблюдает законы своей

Не выполняет общественные нормы

Не ухаживает за природой

Равнодушен к успехам своей родины и своего народа

Уважает свой народ

Посещает музеи

Размышляет о своей стране

Гордится Родиной

Недоволен своей Родиной

Раздражен своей Родиной

Мусорит на улице

Ломает ветки

Не уважает свою страну

Занятие 9 (итоговое)

Цели и задачи:

- повторить и актуализировать в сознании учащихся полученные ранее знания о своей Родине;

- подвести итоги курса занятий, посвященных Родине;

- закрепить позитивное отношение школьников к Родине.

Реквизит: открытки с видами Волгограда, набор «лепестков» с вопросами для упражнения «Веер», листы бумаги на каждого учащегося для написания «Кодекса отношения к Родине», бланки для упражнения «Продолжи рассказ»

Ход занятия

П.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим последнее занятие, посвященное нашей Родине. На предыдущих занятиях мы много с вами говорили о нашей большой Родине - России и малой родине - Орске, об их достопримечательностях, о природных особенностях нашей страны и нашего города. Мы учились размышлять о том, какая наша Родина, за что к ней можно хорошо относится, а что нам хотелось бы в ней исправить, чтобы люди жили более благополучно. Мы также с вами говорили о нашем отношении к своей Родине, что нам нравится в ней, что привлекает. Мы анализировали те виды деятельности, которые приносят пользу нашей стране, и те, что наносят ей вред. Мы обсуждали людей, которые любят свою Родину или относятся к ней безразлично. И вот сегодня, на последнем нашем занятии, мне хотелось бы, чтобы вы попробовали вспомнить все, о чем мы говорили с вами раньше, а также я предлагаю вам составить «Кодекс отношения к Родине».Но вначале, как обычно, я попрошу вас продолжить фразу: «О своей Родине иностранцу я бы сказал, что...».

Игра «Вспомни все»

Игра проводится со всем классом сразу, который делится на 2 команды. Суть игры - детям предлагаются различные задания, на которые им необходимо либо дать правильный ответ, либо высказать свое мнение. Побеждает та команда, которая правильно ответит или предложит больше правильных вариантов ответа.

Задания

1Решите анаграмму

ТСАРАН

СТРАНА

РЯОСИС

РОССИЯ

НОДАИР

РОДИНА

СОКР

ОРСК

2. Перечислите районы нашего города.

3. Укажите, в каком районе находится достопримечательность,

изображенная на Открытке.

4. Перечислите природные особенности твоего города и России

5. Назовите известные вам песни, фильмы, художественные произведения, в которых рассказывается о Родине.

6. Перечислите виды деятельности, приносящие пользу Родине.

Подведение итогов игры.

Упражнение «Веер»

П.: А теперь я предлагаю каждому, по очереди, подходить ко мне, брать один из «лепестков» веера,- читать написанный на нем вопрос и отвечать.

После того, как учащийся ответит, этот же вопрос можно задать всему классу и попросить еще кого-нибудь на него ответить.

Вопросы:

  1. Назови самое любимое место в твоем городе.

  2. Назови известных тебе исторических деятелей нашей родины.

  3. Какую достопримечательность нашего города ты посетил недавно? Что ты запомнил?

  4. Как ты относишься к своей Родине?

  5. Что бы ты хотел узнать о своей Родине?

  6. На что похож твой образ родины?

  7. Назови известных тебе русских писателей, поэтов.

  8. Расскажи, как ты можешь принести пользу своей Родине.

  9. Как ты себе представляешь будущее нашей родины?

  10. Какие традиции и обычаи, принятые на твоей родине, ты знаешь?

  11. Какие чувства ты испытываешь по отношению к Родине и почему?

Упражнение «Продолжи рассказ»

П.: Сейчас я вам зачитаю начало рассказа. Вы внимательно его слушаете. Затем, на полученных бланках, письменно отвечаете на прозвучавшие в нем вопросы. После того, как задание будет выполнено, я предоставлю возможность высказаться всем желающим и зачитать нам свои ответы.

Рассказ «Спор»

Однажды маленький мальчик Коля шел из школы домой. Он был хорошо воспитан и поэтому шел по улице внимательно, не перебегая дороги и стараясь не идти по газону. Неожиданно он остановился - прямо под ногами у него лежала красивая монета. «Ух ты!», -воскликнул Коля и подумал, что сегодня, наверное, счастливый день. А монета была очень красивой - на одной стороне у нее была изображена Родина-Мать, а на другой - гордая птица орел. На самом деле это была волшебная монета, но мальчик, конечно, этого не знал. Как только он опустил ее в карман, то поувствовал что-то странное. Как будто время остановилось, а его тело будто бы превратилось в мягкую глину. На улице потемнело, налетел несильный ветер и вдруг... И вдруг мальчик оказался в светлой комнате, где спорили мальчик и девочка. Они были разгорячены своим спором и не сразу заметили Колю, который прислушался к их разговору.

- Плохо сейчас в России жить! Денег нет, зарплату все время задерживают, везде преступность и наркомания. А война в Чечне? Там же людей убивают. Нет, я считаю, что в нашей стране жить сейчас нормально невозможно...

- Да, - сказала девочка, - все, о чем ты сейчас говорил, действительно есть в нашей стране. Наша Родина находится в трудном положении, не всем сейчас легко. Но ведь это наша Родина! В любой стране бывают удачные и неудачные времена. Однако, несмотря на то,что у России много проблем, она начинает постепенно восстанавливать свое былое величие. Очень многое зависит от нас, россиян - мы можем совместными усилиями возродить свою родную страну, сделать ее красивой и развитой.

- Мне кажется, что это невозможно, - ответил мальчик. - В России не осталось ничего хорошего...

- Да ты что?! - воскликнула девочка. - Как это не осталось?

Тут они заметили Колю, который тихо стоял в сторонке и наблюдал за их спором.

- А ты как думаешь? - спросила его девочка. - Чем может гордиться сегодня Россия, что хорошего в ней есть, как россияне могут возродить свою страну и сделать ее процветающей?..

Ребятам раздают листы бумаги с вопросами к Коле и предлагают продолжить рассказ, написав его ответ (см. прил.). После выполнения задания П. предлагает всем желающим засчитать свои ответы на вопросы.

Упражнение «Кодекс отношения к Родине»

Ребятам предлагается составить «Кодекс отношения к Родине»,

в котором будут указаны чувства, поступки, виды деятельности человека, любящего свою Родину.

Чтобы ребятам было легче выполнять упражнение, с ними вначале разбирается значение понятия «кодекс» (свод законов), а затем предлагается, при составлении Кодекса, использовать ответы на вопросы:

Для того чтобы Россия процветала, необходимо, чтобы мы, ее жители:

Относились к ней ._____________________________________________________________

Делали для нее ______________________________________________________________

Изучали...__________________________________________________________________

Стремились ...___________________________________________________________________

Никогда не ...____________________________________________________________________

Знали ..________________________________________________________________________

Всегда выполняли ..._____________________________________________________________

П.: Итак, подведем итоги. Сегодня мы с вами вспомнили о том, чему были посвящены наши предыдущие занятия. В завершение курса занятий, посвященных Родине, мне хоте-

лось бы вам пожелать, чтобы вы всегда помнили о своей Родине, гордились ею и любили ее, не забывали, что ее благополучие во многом зависит и от нас с вами.

Приложение

Фамилия, Имя _____________

1. Чем может гордиться сегодня Россия?

2. Что хорошего есть в нашей стране?

3. Каким образом россияне могут возродить свою страну и сделать ее процветающей?



© 2010-2022