Методический семинар «Самообразование педагога»

В данной методической разработке представлено обоснование необходимости постоянного повышения профессиональной компетенции педагога. Чтобы не отстать от времени,  педагог  должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.    Представлены формы организации самообразования, отмечены их преимущества и недостатки. Предложена для заполнения анкета для педагогов «Выявление ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»













МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА»












Разработала: методист

МОУ ДОД «Центр детского творчества»

Чупина Мария Ильинична













Методический семинар

«Мастерство учителя -

это специальность, которой надо учиться»

А.С. Макаренко


План:


  1. Обоснование необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога.

  2. Самообразование как инструмент профессионального роста.

  3. Формы организации самообразования.

  4. Диагностика и планирование процесса самообразования.

  5. Практикум "Оценка уровня готовности педагога к развитию".

  6. Выбор темы самообразования и этапы работы над ней.

1. Обоснование необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога.

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, - одна из важных задач образования.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.

Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.

2. Самообразование как инструмент профессионального роста.

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

  • осуществляется добровольно;

  • управляется самим человеком;

  • необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Таким образом, самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов УДО могут быть:

  • ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного воспитания;

  • изучение учебной и научно-методической литературы;

  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • изучение новых программ и педагогических технологий;

  • ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;

  • повышение общекультурного уровня.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем.

Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

  • "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

  • "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);

  • "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

3. Формы организации самообразования.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования педагогов УДО, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования - возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

  • эпизодичность прохождения курсов;

  • недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования;

  • время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы;

  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов дополнительного образования и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

  • система "ученый-педагог", при которой обучение ведут ученые-специалисты.

Недостатки:

  • нехватка у педагогов свободного времени;

  • занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;

  • дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;

  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

  • дистанционные курсы проводятся на платной основе;

  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации;

  • не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет-технологиями.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

  • посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов.

Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;

  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

  • методическая помощь является персональной и адресной;

  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.

Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает:

популяризацию в сети деятельности работников образования , активизацию и формирование профессиональной педагогиче­ской аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.

Российский общеобразовательный портал (school.edu.ru)

основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования , обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования , проведение консультаций специалистов.

Открытый класс (openclass.ru) целью своей деятельности

называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании . На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разра­боток (свыше 25 тыс.).


  1. Диагностика и планирование процесса самообразования.

Несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация и методическая служба УДО. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, работа с молодыми специалистами, обсуждение актуальных тем, привлечение педагогов к участию в тематических педсоветах, методических семинарах, проведение консультаций для педагогов, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда - это лишь неполный перечень форм работы методического аппарата Центра детского творчества.

Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.


  1. Практикум " Выявление способности педагога к развитию".

Самообразование педагога начинается с создания определенного настроя на самостоятельную работу, анализа затруднений, постановки проблемы, изучения психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирования и прогнозирования результатов.

На этом этапе может помочь анкета "Выявление способности педагога к развитию" - для оценки уровня готовности педагога к саморазвитию (приложение 1).

Педагогам предлагается заполнить, обработать анкету, обсудить полученные данные и сделать соответствующие выводы.


  1. Выбор темы самообразования и этапы работы над ней.

Система методических мероприятий в ЦДТ подчинена главной цели - стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. При выборе и работе над темой самообразования каждому педагогу необходима серьёзная методическая поддержка.

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов выстраивается по гибкой схеме, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учреждения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 -и этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.

2-и этап - прогностический, который включает определение цели и задач работы над темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

3-й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4-й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

5-й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

  • работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

  • изучение материалов глобальной сети Интернет;

  • участие в работе научных конференций, семинаров;

  • участие в сетевых сообществах;

  • ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.

Несколько советов занимающимся самообразованием:

ВАЖНО, чтобы знания по какому - вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться эффективно пользоваться поисковыми системами Интернета, библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной информации и литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Литература:

Алдакаева Н.Г,, Яковлева Л.Ю. Тетрадь по самообразованию с заметками на полях. Салехард: ИМЦ, 2009.

Волкова О.В. Самообразование педагога //Справочник заместителя директора школы. № 2. 2011.

Попова М.А. Примерный план работы педагога над темой самообразования //Практика административной работы в школе. №7. 2006.




Приложение 1

Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию"

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 - скорее соответствует, чем нет;

3 - и да, и нет;

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.

Утверждение

  1. Я стремлюсь изучить себя

  2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами

  3. Препятствия стимулируют мою активность

  4. Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя

  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время

  6. Я анализирую свои чувства и опыт

  7. Я много читаю

  8. Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам

  9. Я верю в свои возможности

  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком

  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

  13. Я получаю удовольствие от освоения нового

  14. Возрастающая ответственность не пугает меня

  15. Я положительно отнесся бы к продвижению по службе

Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов - Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

36-54 балла - у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15-35 - Вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой.



© 2010-2022