Материал для выступления Портфолио учащегося как инструмент формирования личностных универсальных учебных действий

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Портфолио учащегося как инструмент формирования

личностных универсальных учебных действий



В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности учащихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход предполагает наряду с учётом и обеспечением различных факторов и стратегий обучения учащихся:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы, в которой есть пункт «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» .

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутренняя оценка включает:

  • стартовую диагностику,

  • текущую и тематическую оценку,

  • портфолио,

  • внутришкольный мониторинг образовательных достижений,

  • промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

К внешним процедурам относятся:

  • государственная итоговая аттестация

  • независимая оценка качества образования

  • мониторинговые исследования различных уровней.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий).

Если предметные и метапредметные результаты можно оценить при помощи контрольных и тестовых работ, то личностные качества ученика учителю оценить сложно.

Я обращаю внимание ваше внимание на ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. Все характеристики составляющий этот портрет относятся к личностной сфере.

Из каких работ ученика можно предположить, что он представляет собой как личность? Что позволит учителю, впервые увидевшему при переходе в другу школу (класс) нового ученика в классе, понять - кто стоит перед ним, в чём особенность этого ребёнка?

В первую и в основную очередь - это ПОРФОЛИО. Основной смысл портфолио - показать все, на что ты способен. Такой документ нам с вами давно уже знаком, и его страницы выглядят на сегодняшний день примерно таком образом.

Цели и задачи портфолио

Основные цели внедрения технологии портфолио - отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.


Основными задачами применения портфолио являются:

  • повышение качества образования в школе;

  • поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

  • систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

  • развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;

  • формирование у учащегося умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • создание ситуации успеха для каждого ученика;

  • содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Акцент всё-таки не на достижении предметных результатов. Портфолио-это не собрание почётных грамот и листов.

В психологии есть ряд методик, диагностирующих личностные качества. Но все они, как правило, требуют много времени для проведения и обработки. И потом, не все родители дают своё согасие на проведение с их ребёнком психологической диагностики.

Встаёт вопрос: как можно отразить в портфолио личностные качества учащегося?

Я уверена, что практически каждый ученик, в начале нового учбного года планирует для себя его конечный результат: закончить учебный год без «троек», или исправить оценку по какому-либо предмету. Поэтому можно предложить ребятам оформить в своих портфолио листы. Где будут прописаны их цели на новый год. А в конце года обозначить в этом же портфолио что им удалось достичь, а чего - нет. И обращаться к своим целям не только в конце, а в течение года. В таком случае ребёнок научиться самостоятельно прослеживать динамику постановки своих целей и их достижений: простые он ставит перед собой цели или сложные, старается их достичь или его усилия не так сильны.

Помимо предметных олимпиад системой образования проводятся конкурсы, где ребёнок может отразить соё личное отношение: к Родине, к природе, к искусству, к спорту и т.д. Можно вкладывать в прортфолио тексты этих работ.

Для учащихся старших классов написание автобиографии как применение способа рефлексии.

На данном ресурсе вы можете познакомиться с различными вариантами содержания портфолио.

Классный руководитель, знакомясь с планируемыми результатами своих учеников, может объединять их в группы по интересам. Таким образом, ребята смогут не только работать в направлении достижений своих целений, но и узнать друг друга с новой стороны, учиться командной работе, знакомиться друг у друга с новыми способами достижения результатов.

Листая портфолио, наполненное подобным содержанием, можно обозначить для себя не только личностные качества ученика, но и увидеть, какая работа велась с ребёнком.

Работа по составлению портфолио ученика - кропотливая и ответственная, как, впрочем, и любая другая, связанная с ребёнком. И когда учитель покажет, как может быть увлекательна эта работа, то от неё будут получать удовольствие у сам ученик, и его родители.



3


© 2010-2022