Правовой турнир Я знаю свои права

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Правовой турнир

«Я знаю свои права»

Для 5-9 классов

Правовой турнир Я знаю свои права




Подготовила и провела: зам.директора по ВР

Даулбаева С.Б.



17.11.2015

План-конспект

проведения правовой игры

в рамках Декады правовых знаний «Права ребенка-права человека»

для учащихся 5-9 классов в ГУ «Степная ОШ»

«Турнир знатоков права».


Цели мероприятия:

1. Формирование правовых знаний, закрепление и совершенствование познаний учащихся в области прав несовершеннолетних.

2. Развитие умения практического переноса теоретических знаний на конкретные жизненные ситуации, формирование способа поведения в критических ситуациях.

3. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в области правовых знаний.

Оборудование:

1. Задание «Соотнеси понятие».

2. Тестовый материал для команд.

3. Распечатка для жюри.

4. Интерактивное оборудование

Форма проведения: конкурс-игра

Методы: практический

План:

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Представление команд

Конкурс «Соотнеси понятия»

Конкурс «Криминалистические загадки»

Конкурс «Правовые ситуации»

Тест «Мы и закон»

Конкурс «Твой правовой выбор»

Подведение итогов. Награждение участников..

Ход мероприятия:

Организационный момент

1 Приветствие

2 Звучит гимн

Вступительное слово. Здравствуйте, учащиеся 5-9 классов! Тема нашего правового турнира «Я знаю свои права» в рамках проведения декады правовых знаний. Сегодня вы, ребята, выступите в роли сыщиков, экспертов, криминалистов - одним словом, в роли знатоков права. Но самое главное - вы должны определить, как необходимо вести себя в правовом поле взрослых, чтобы не допускать правонарушений и не переступать границ. Правовые знания, закрепленные сегодня, помогут вам выработать способы поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Представление команд

Ребята, вам нужно разделиться на 2 команды. Названия для вас уже есть, согласно тематике турнира

1 команда- «Орлы справедливости»

Девиз 1: «Наш девиз - не унывать, четко, твердо право знать!

2 команда-«Спартак»

Девиз 2: «В атаку, «Спартак», вперед! Мы вместе, а значит, победа нас ждет!»

Итак, начинаем.

Первый конкурс «Соотнеси понятие».

Конечно, настоящим юристам не обойтись без прочных теоретических знаний. Начнем наш конкурс с самого серьезного задания: в течение 3 минут командам необходимо соотнести понятия с их содержанием.

( работа команд с письменным заданием). Соотнесите понятие и содержание:

1.

общество

В

А. Семейный союз мужчины и женщины, который определяет взаимные права и обязанности.

2.

социум

Д

Б. Основной закон государства.

3.

этнос

Ж

В. Способ организации жизни людей.

4.

брак

А

Г. Ущемление в правах отдельных лиц или группы лиц по национальному, расовому, половому либо иному признаку.

5.

геноцид

Е

Д. Латинская форма слова «общество».

6.

расизм

З

Е. Уничтожение большой группы людей по национальным, религиозным, политическим мотивам.

7.

декларация

И

Ж. Греческая форма слова «народ».

8.

конвенция

К

З. Теория о превосходстве своей расы над другими.

9.

конституция

Б

И. Документ, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашаются основные принципы.

10.

дискриминация

Г

К. Международное соглашение по важному социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

2. «Криминалистические загадки»

Это прекрасная гимнастика для ума любого знатока права! Эти предметы и описания принадлежат знаменитым сыщикам, а также литературным и киногероям. Поскольку сегодня вы являетесь коллегами, в течение 1 минуты определите, кому именно:

- трость, трубка, скрипка, лупа (Шерлок Холмс);

- планшет, фуражка (Анискин);

- Он самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой знаменитый номер, а любое препятствие для него - пустяк (Джеймс Бонд).

- Он отважный полицейский. Его партнер - человек. Он - породистый пес (Комиссар Рекс).

- Он - герой, защитник будущего. Он необычный персонаж. Он - мутант (черепашка-ниндзя).

- Он - круглобокий. Его очень любят дети. Он ушел от бабушки (колобок).

- Во всех русских народных сказках он борется со злом, при этом иногда нарушает права сказочных злодеев. Свой недюжинный ум маскирует нелестным прозвищем… (Иванушка-Дурачок).

3. «Правовые ситуации».

По новой программе правового образования юридические тонкости предлагаемых жизненных ситуаций может четко разобрать даже шестиклассник. Но знание закона необходимо в любом возрасте, независимо от школьной программы. Поэтому сейчас мы совместно, опираясь на ваш жизненный опыт и уже приобретенные знания, попытаемся проанализировать точки зрения права и морали каждую конкретную ситуацию (в процессе обсуждения по каждому случаю ведется многоплановая, разносторонняя беседа; в этом и заключается дидактическая цель).

а) 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.173 КЗОТ.)

б) 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

(С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.27 ГК. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки - без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.)

в) 3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)

г) Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он? (Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.)

д) На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?

(Это расценивается как мелкое хулиганство, ст.158 АК., за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении - постановка на учет в ИДН)

е) Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?

(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления, ст.31 УПК.)

4.Работа с тестом «Мы и закон». (раздается каждой команде). Жюри начисляет баллы за каждый правильный ответ.

Тестовый материал.

1. Что такое закон?

а) документ, регулирующий взаимоотношения людей;

б) общепринятые нормы, обязательные для исполнения;

в) наказание за преступление.

2. В чем цель наказания?

а) посадить человека в тюрьму;

б) предотвратить новые нарушения закона;

в) наградить правонарушителей.

3. Правонарушение - это...

а) нарушение закона;

б) нарушение распорядка дня;

в) нарушение режима питания.

4. Ребенок имеет право на...

а) жизнь;

б) общение с родителями;

в) на защиту от голода и болезней.

5. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?

а) с 18 лет; б) с 7 лет; в) с 20 лет.

6. Что обязан сделать милиционер при задержании несовершеннолетнего?

а) сообщить начальству;

б) сообщить родителям;

в) сообщить классному руководителю.

7. Что такое дееспособность?

а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия;

б) способность иметь права и обязанности;

в) так по-другому называется право на труд.

8. Спор с родителями - это...

а) возможность выразить свое мнение;

б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;

в) желание доказать другим свою правоту.

5. «Твой правовой выбор»

Можно хорошо знать теоретически, что такое хорошо и что такое плохо. Но зачастую жизнь ставит нас в очень непростые ситуации, когда очень важен выбор самого человека. Помните наш разговор о свободе и ответственности? О том, что ежедневно, ежечасно человек делает свой выбор и обязан сам нести за него ответственность? Как, не нарушая закон, правильно поступить в подобных ситуациях:

1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать на озеро. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Вот-вот дело перерастет в драку. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов…

2. Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы попасть на рок-концерт. Вам хочется попасть на концерт, вы боитесь обидеть отказом своих друзей, но прогуливать нельзя: положение в школе и дома и так уже серьезное…

6. «Словесный портрет».

Только что вы по описанию определили знаменитых персонажей. А сейчас вам предстоит самим составить словесный портрет любого человека, присутствующего здесь. Команде соперников предстоит отгадать, о ком идет речь.

-Пока идет работа над последним заданием, жюри подводит итоги.

Анализ мероприятия, подведение итогов турнира. Награждение.


© 2010-2022