- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Основные вопросы создания и работы системы воспитания в классе»
«Основные вопросы создания и работы системы воспитания в классе»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чернышева Т.В. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Основные вопросы создания и работы системы воспитания в классе».
Классный руководитель
Чернышева Т.В.
ГОУ СОШ №743
Сегодня воспитательная работа имеет огромное значение. Каждый ребёнок - личность. Главное для учителя - найти в каждом ученике хорошее и поддержать в нём это хорошее. Важно помнить, что ребенок имеет право на ошибку и право исправить эту ошибку. В конечном счёте, позиция учителя - мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании.
В итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. Взрослость - это умение нести ответственность: за себя, за близких, за дело, которым занимаешься, за мир вокруг и т.д.
Целью любой воспитательной программы является воспитание
социально-адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества.
А основными задачами: развивать творческие способности в урочное и внеурочное время; формировать учебную мотивацию и развивать учебные навыки; доброжелательные отношения между одноклассниками; прививать детям чувство сострадания и любви к ближним; воспитывать умения работать над собой, развивать самооценку; прививать интерес к окружающему миру и к окружающим людям; воспитывать культуру поведения и отношения к своему здоровью; прививать стремление к самоорганизации и саморазвитию.
Основные принципы построения любой воспитательной программы:
-
Единство воспитания, обучения и развития.
-
Систематичность и последовательность.
-
Сознательность и творческая активность.
-
Доступность.
-
Сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов работы.
-
Преемственность в воспитании.
Методы проведения воспитательной работы могут разными: беседы, лекции с последующим обсуждением, литературные вечера, постановки спектаклей, экскурсии, игры, викторины, участие в творческих и спортивных конкурсах, проекты и т.д. Главное, чтобы методы и формы проведения мероприятий менялись и дети были активными участниками и организаторами.
Существует много технологий деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса. Известны такие технологи, как в концепции у Н.Е Щурковой «Формирование образа жизни достойной Человека», технология Е.В. Бондаревской, основанная на личностно-ориентированном подходе - «Воспитание ребенка как человека культуры» и т.д.
Нельзя забывать о том, что класс стоит воспринимать как подсистему, подразделение, входящее в воспитательную систему школы. Иначе получится «государство в государстве» и возникнет определенное эмоциональное расслоение учащихся.
Сегодня от юного человека требуется быстрая адаптация к новым условиям существования, поэтому основная цель современного воспитания, по моему мнению - это воспитание человека внутренне свободного, способного самостоятельно строить свою жизнь. Способность к сотрудничеству, чувство социальной ответственности, терпимость - все это можно воспитать только в совместной деятельности со сверстниками, основанной на принципах взаимопомощи. Сегодня умение работать в группе - является основой успеха. Так как нужны люди, которые умеют работать в команде, то формирование навыков командной работы - одна из актуальных задач современного образования. Стоит учитывать, что в подростковом возрасте сильна тяга к общению со сверстниками, возникает потребность в принадлежности какой-либо группе. «Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи, считает известный психолог И.С. Кон,- не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение». А это значит, что воспитатели и учителя могут влиять на поведение подростков через мнение группы. Поэтому формирование класса как команды стоит рассматривать в качестве цели воспитания. Команда - это группа людей, имеющих общие цели, навыки, умения.
В своем развитии воспитательная система должна пройти несколько этапов: - развитие воспитательной системы;
- стабилизация деятельности воспитательной системы;
- обновление воспитательной системы.
Важно понимать, что воспитательная система класса - это постоянно растущий и изменчивый организм, подверженный влиянию, способный к совершенствованию. И в этом совершенствовании и развитии цель существования системы, иначе это не система воспитания, а экспонат, засушенный и неживой.