Лекция для родителей Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности подростка

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ» МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





Лекция для родителей на тему:





«РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»





Подготовила: воспитатель 8-Б класса

Аметова Л. Ш.















С. Танковое 2014 год.



Цели беседы:

  • создать условия для воспитания личности, стремящейся к духовному росту, доброте, способной противостоять злу;

  • сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям;

  • возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи:

  • развивать духовно-нравственные ценности у обучающихся;

  • воспитывать чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании;

  • формировать стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

  • способствовать повышению значения семейных ценностей, общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.





Древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка является семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья - это колыбель духовного развития ребёнка. Семья - это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности ребёнка в любви, заботе, ласке, уважении и общении.

Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители - самые дорогие и самые близкие ему люди. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее.

Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей друг другу, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и психологическими отношениями. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое.

Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает не только организация жизни семьи, но и её атмосфера, характер семейных отношений. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями именно в семье. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, уважают друг друга, бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща на семейном совете, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Глубоко прав был А. с. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Очень важен для воспитания ребёнка и здоровый образ жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа жизни, занятия спортом, следование правилам личной гигиены благотворно скажется на детях. Трудно приходится ребёнку, когда родители имеют вредные привычки. Алкоголизм и употребление наркотиков и психотропных веществ родителями делают ребёнка по сути дела сиротой. В нашей школе проводится много мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, но часто родители своими вредными привычками ставят под сомнение услышанное и усвоенное детьми в школе. Если ребёнок каждый день видит курящую мать, пока молодую и красивую, он начинает сомневаться во вреде курения, и переубедить его будет сложно. Родителям всегда нужно внимательно относиться к своим поступкам, предполагать их результат, смотреть в будущее.

Воспитание - всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание - один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье. Семья в большей степени, чем это было вчера, должна взять на себя компенсаторные функции - снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня проведшего в коллективе. Другой тон, стиль отношений с ребенком - более спокойный, может быть, несколько «заторможенный» в сравнении с бурной, динамичной школьной жизнью, переключение внимания ребенка на домашние дела и заботы. В семье, оценивание личности по подлинно нравственным критериям, к сожалению, не происходит, особенно, если учесть, что семья оказывает всё более формальное влияние на детей: одеть, накормить, дать денег на развлечения - и всё. В результате: нередко двойной образ жизни: в школе и дома - пай-мальчики и чудо-девочки, вежливые, смирные, а вечером на улице, не знающие, что прилично и неприлично, презирающие истинные человеческие ценности.

Современная семья - клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели. Я буду говорить о духовных ценностях и нравственном климате семьи, о методах семейного воспитания и тех, на первый взгляд незначительных деталях повседневного общения, в которых рождается взаимопонимание, идет трудный и радостный процесс воспитания человека. В настоящее время изменился не только численный состав семьи, но и ее структура. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, в первую очередь отношений между родителями и детьми, сказалось на становлении личности ребенка.

В каждом доме, где по давней традиции бережно хранятся семейные реликвии, талисманы, дети с гордостью рассказывают о дедах и прадедах. Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. Стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы - вот условия духовного воспитания в семье.

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

Можно сформулировать общие стратегические принципы, которые должны быть положены в основу программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания, смогут реально работать в современных условиях:

- традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;

- принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития и духовно-нравственного становления личности ребёнка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение - семья - личность» и формированию «социального иммунитета», защищающего ребёнка от негативного воздействия информационной среды;

- принцип интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учётом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей, активной и творческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков педагогов, родителей и детей;

- принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития;

- принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменом российской цивилизации, общим контекстом её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, приобщение к ценностям и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта;

- принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьёй, предполагающий соответствие программного содержания запросам семей образовательных учреждений как участников воспитательного процесса.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Уникальность детско-родительского взаимодействия обусловлена особой значимостью родных людей в жизни ребёнка-дошкольника. Взрослыми создаётся определённая атмосфера взаимодействия, где с первых дней жизни ребёнка происходит становление его личности. Принятие и любовь со стороны родителей порождают в ребёнке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, а явное отвержение ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Критерием систематизации базовых национальных ценностей, разделения их по определенным группам являются источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Наиболее эффективной формой совместной работы школы и семьи являются беседы учителей с родителями как индивидуальные, так и групповые. Одна из форм групповой беседы - групповая дискуссия, которая проводится под руководством учителя как коллективное обсуждение наиболее острых вопросов семейного воспитания с привлечением всех участников образовательного процесса. Работа учителя с родителями становится более продуктивной, если объектом его наблюдения и изучения будут типичные ошибки родителей в духовно-нравственном воспитании. Понимание их причин, поиск путей их исправления облегчат учителю контакт с родителями, помогут родителям справиться с трудностями воспитания детей в семье, направить школьников на духовно-нравственное развитие. В дискуссиях с родителями мы обсуждаем возможности применения разных способов поощрений и наказаний, адекватность наказания проступку и возрасту ребенка, прогнозируем развитие их отношений с ребенком после применения того или иного вида поощрения или наказания, анализируем и оцениваем духовно-нравственное воспитание детей.

В результате проведенного исследования были определены основные направления взаимодействия школы и семьи с целью духовно-нравственного образования учащихся:

- повышение уровня педагогической культуры, формирование у них знаний об особенностях духовно-нравственного образования детей;

- совместная внеурочная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному развитию школьников: экскурсии, походы, благотворительность, субботники и т.д.;

- создание комфортной морально-психологической обстановки в школе и семье;

- овладение стилем взаимного доверия и уважения родителей, педагогов, учащихся;

- знание внутреннего мира ребенка, его переживаний, духовных и нравственных установок.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.

Все это делает семью очень важным и незаменимым звеном в общей системе развития личности. По мнению некоторых авторов, семья, формируя у ребенка социально-ценные качества (гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и др.), вносит в их формирование тот личностный момент, который обеспечивает не просто знание норм поведения, но и убеждения, стремление утверждать эти нормы в своей повседневной жизни.

По окончании лекции вниманию родителей был представлен видеоролик

youtube.com/watch?v=gJ_6Nts0pbk.





Список литературы:

1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика». Политиздат 1985 г.;

2. Соловцова И. А. «Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии». Волгоград 2004 г.

3. Сухомлинский В. А. «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Просвещение 1999 г.;

4. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её проблемы» Москва 1996 г.;

5.. Хонекер М. «Семья как фактор формирования личности подростка». Москва 1979 г.;



© 2010-2022