Родительский лекторий Роль семьи и родителей в предупреждении насилия профилактика жестокого обращения с детьми

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 слайд Родительский лекторий

« Роль семьи и родителей в предупреждении насилия».

Цель: проанализировать причины и последствия жестокого обращения с ребенком в семье.

2 слайд

Лекционная часть

Жестокое обращение с детьми (насилие)- это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

3 слайд

Как родители, мы делаем все, чтобы обезопасить и защитишь своих детей. Но отовсюду приходит огорчительно много сообщений о том, что детей избивают и насилуют, над ними издеваются и бросают их без помощи.

Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия, основанной на страхе перед болью, возможностью оказаться в неловком положении перед родными, друзьями, боязнью быть отвергнутым.

По данным статистики ежегодно в России около 15 тыс. женщин погибает от рук супруга, 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. До 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством.

Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от родителей.

4 слайд

Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми:

  1. Эмоциональное (психологическое) насилие.

  2. Физическое насилие.

  3. Сексуальное насилие.

  4. Пренебрежение (заброшенность, беспризорность).

5 слайд

  • Физическое насилие:

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.

- Жестокое обращение с детьми может иметь различную природу. Бывает как бы вынужденным С первого взгляда семья благополучная, но родители не справляются с ребёнком, "вынуждены" прибегать к физическим наказаниям.

Эмоциональные и поведенческие реакции у ребёнка:

  • Ощущает тревогу в общении с взрослыми.

  • Испытывает чувство вины.

  • Проявляет крайние формы поведения; или агрессивность, или нежелание общаться.

  • Боится родителей.

  • Боится идти домой.

  • Жалуется, что родители бьют.

  • Часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг.

  • Болезненно реагирует на плач других.

  • Иногда ведет себя чрезмерно по-взрослому.

  • Пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание.

  • Имеет низкую самооценку.

  • Необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок - теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут).

  • Побег из дома.

  • Ношение неподходящей к погодным условиям одежды (чтобы скрыть кровоподтеки).

6 слайд

  • Эмоционально-психологическое насилие:

Всем уже давно известно, что нехватка некоторых продуктов, витаминов и т. д. в раннем детстве может вызвать физические недостатки в зрелом возрасте, даже если вредных последствий сразу не видно. Но не все знают, что то же самое бывает с психическим развитием ребёнка. Когда не удовлетворяются определённые потребности, последствиями могут быть. длительные психологические дефекты.

Эмоциональное насилие, несмотря на то, что кажется этот вид насилия наиболее легким, на самом деле оставляет иногда более глубокий след в жизни человека, чем остальные. Заживают раны и затягиваются рубцы, полученные в результате физического насилия, вылечиваются заболевания, полученные после сексуального злоупотребления, но раны в душе, нарушения психики и болезненные вспышки воспоминаний мучают ребёнка еще долгие годы.

Дети, пережившие позор и унижение в семье, как правило, точно так же будут вести себя со своими собственными детьми. Причины этого кроются в том, что они просто не имеют другого опыта общения между детьми и взрослыми. Чувства, с которыми ребенок придет во взрослый мир, будут ограничены; такие люди не способны на нежность, любовь и эмпатию.


  • низкая самооценка;

  • очень высокая тревожность;

  • проявление агрессии;

  • жестокость по отношению к другим детям или животным;

  • замкнутость, отстраненность; угнетенное состояние, депрессия.

  • ребенок часто становится мишенью для издевательств со стороны других детей;

  • никому не доверяет;

  • не умеет заводить друзей и поддерживать отношения;

  • другие дети избегают общения с ним и т.п.

7 слайд

  • Экономическое насилие:

Внешние показатели и поведенческие реакции:

  • Когда из-за неправильного, несоответствующего возрасту питания ребёнок или не прибавляет в весе, или наоборот выглядит очень толстым. Может быстро прибавлять в весе, пока находится в больнице.

  • Очень бледный, анемичный ребёнок. Родители не следят за тем, чтобы ребёнок получал все витамины и необходимые для его развития продукты.

  • Жадно ест, когда предлагают.

  • Опрелости у детей, постоянно грязный ребёнок. Ребёнку не меняют нижнее белье, не моют его, не выполняют элементарные гигиенические требования.

  • Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви.


  • полное отсутствие денег на карманные расходы;

  • ребенок часто голоден, у него дома нет игрушек;

  • он часто опаздывает или отсутствует на занятиях (вследствие принужден работать или попрошайничать);

  • одежда ребенка не соответствует

погодным условиям и т.п.

8 слайд


  • Сексуальное насилие:

Распознать сексуальное насилие очень трудно. Во-первых, свидетельства бывают очень редко, во-вторых, насильник всегда отрицает факт насилия. Поэтому огромное значение для диагностики имеет слово ребёнка. Чаще всего дети не хотят говорить.

Причин такого молчания несколько:

  • Ребёнка запугивали.

  • Он стыдится говорить об этом.

  • Его убедили хранить «секрет».

  • Он считает себя виноватым но всем.

  • Его убедили, что такие отношения нормальны, и это происходит со всеми.

Родители должны знать, что:

  1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.

  2. Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.

  3. В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.

  4. Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.

  5. Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.

  6. Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.

Защитить детей от сексуального насилия - одна из главных задач родителей.

Советы родителям:

нужно серьезно насторожиться, если ребёнок сам говорит о насилии. Дети крайне редко сочиняют такие вещи, и, если он говорит об этом, скорее всего он говорит правду. Также о возможном насилии могут сообщить соседи, родственники и другие люди.

1. Запомните правило «три К», всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок; Кто пошел с ним и Когда он должен вернуться.

9 слайд

И я бы назвала еще и 5-й вид насилия, как ПОХИЩЕНИЕ детей. Нет дня, чтобы с экранов телевизора не звучала информация, что то в одном, то в другом населенном пункте пропал ребенок. В России заработал единый телефон, по которому можно сообщить о пропаже ребенка. Теперь из любого региона страны можно обратиться на бесплатный номер 8-800-700-54-52

Причины .

  • Неустроенность, неблагополучная обстановка дома.

  • Нравственное воспитание на низком уровне.

  • Не организован досуг.

  • Неумение общаться.

  • Педагогическая несостоятельность и занятость родителей.

  • Влияние телевидения, интернетовских сайтов на психику ребёнка.

В группу риска родителей входят:

  • люди, которые сами подвергались насилию в детстве;

  • люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия);

  • люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;

  • испытывающие экономические и социальные трудности;

  • молодые матери (до 18 лет);

  • семьи со сложным психологическим климатом.

  1. слайд

уход в религиозные секты;

объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

агрессивное, преступное поведение детей;

сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия.

11 слайд

Памятка родителям.

Внимание! Перед тем, как взяться за ремень или наносят ему оскорбления:

Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребе­нок ведет себя так, как вам не хочется. Не действуйте сго­ряча!

Подумайте, не требуете ли вы от ребенка слишком многого.

Подумайте: может быть, поступок ребенка, за кото­рый вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.

Помните, что вы можете помочь своему ребенку, под­держать его, не прибегая к физическому наказанию.

12 слайд

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

  3. Избегайте свидетелей.

  4. Перестаньте шантажировать.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации» (принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1859 года)

14 Слайд

ОБРАЩЕНИЕ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

Посмотрите вокруг, если Bы видите:

  • РЕБЕНКА, который побирается;

  • РЕБЕНКА, который грязно или не по сезону одет;

  • РЕБЁНКА, который хулиганит, выпивает или употребляет

наркотические вещества;

  • РЕБЕНКА, который не посещает школу

  • СЕМЬЮ, которая ведет асоциальный образ жизни и не

заботится о ребенке;

  • ФАКТЫ жестокого обращения с детьми;

  • ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;

  • ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

15 слайд

Звоните нам!

Отсутствие поддержки семьи в сочетании с неподготовленностью к школе быстро приводит детей к школьной неуспеваемости и к негативному восприятию школьного процесса вообще. Все родители должны знать, что если у них есть ребенок, то они обязаны заботиться о нем наилучшим образом. Причем знать это должны как матери, так и отцы, даже если они не живут с ребёнком. Ничто не является оправданием того, что дети лишены присмотра, не накормлены, вовремя не вылечены и т.д.

Почему я не проговорила как выйти из этих ситуаций, так как это первая часть нашей беседы и переходным моментом ко второму блоку о последствиях жестокого обращения, я хотела бы показать психологический фильм Ролана Быкова « Я сюда больше не вернусь».

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
«ВОСПИТАНИЕ НЕ НАСИЛИЕМ В СЕМЬЕ»

Как выйти из ситуации, когда кажется, что нужно применить наказание:

1. Прислушайтесь к своему ребенку. Вникните в его проблему. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Требуя чего-либо от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания.

6. Не возмущайтесь, если ребенок, может быть, чего-то не понял или забыл. Без раздражения, терпеливо разъясните ему суть своих требований еще раз. Ребенок нуждается в повторении.

7. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

8. Не предъявляйте ребенку непосильных требований.

9. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

10. Подумайте, чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации.

Пусть вашим основным методом воспитания будет ненасилие.



Материалы

ОПРОСНИК (для родителей)

1. Когда ребёнок с вами не согласен, вы обычно:

а) кричите на него;

б) разговариваете, уговариваете;

в) не реагируете на его оправдания, молчите;

г) можете избить;

д) пытаетесь объяснить, что он не прав;

е) другое (что именно)______________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете "разрядиться" на своём ребёнке?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое (что именно)_____________.

3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребёнка:

а) стремление воспитать;

б) "разрядка" стрессовой ситуации, не зависящей от ребёнка;

в) ссора с супругом (супругой);

г) когда он чего-то требует, просит;

д) когда огорчает;

е) желание убедить его в своей точке зрения;

ж) не могу объяснить;

з) другое (что именно)______________________.

4. Появлялось ли у вас желание избить ребёнка, выгнать его из дома, запереть в комнате (подчеркните)?

а) да;

б) нет;

в) иногда;

г) трудно сказать;

д) другое (что именно)_____________.

5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжёлых провинностях ребёнка?

______________________________________________________.

6. Когда вы сами были ребёнком и не слушались родителей, они чаще:

а) кричали;

б) пытались убедить, уговорить;

в) молчали;

г) били;

д) пугали избиением;

е) другое ______________.

7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме.

_______________________________________________________


© 2010-2022