- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка классного часа От красоты познания - к творчеству
Методическая разработка классного часа От красоты познания - к творчеству
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Антонова О.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Российской Федерации
АНПОО «РегиональнЫЙ открытЫЙ социальнЫЙ ТЕХНИКУМ»
Предметная (цикловая) комиссия специальных экономических дисциплин
Методическая разработка
классного часа
на тему:
«От красоты познания -
к творчеству»
Преподаватель: Антонова О.В.
Курск
2015
«От красоты познания - к творчеству»
Цель: познакомить студентов с понятиями «красота науки», «эстетика учебной деятельности»;
Задачи:
-
Раскрыть взаимосвязь художественного и научного познания мира; рассказать о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия научных фактов.
-
Развивать стремление к познавательной деятельности, эстетического отношение к учебе.
Ход подготовки:
-
Предварительно провести опрос студентов:
-
Назовите свою любимую дисциплину, что вас в ней привлекает?
-
В чем, по-вашему, красота таких наук, как физика, математика, химия?
-
Умеете ли вы видеть красоту научных фактов, явлений природы?
-
Назовите свое увлечение, помогает ли оно вам в учебе?
-
При каких условиях изучение точных наук доставляет вам удовольствие?
-
Двум-трем студентам подготовить сведения о творческой деятельности некоторых ученых, обратив внимание на следующие вопросы: что побудило ученого заняться изучением проблемы? Как познавательный интерес и увлечения в свободное время определили жизненный путь и направления исследований ученого? В чем видел красоту науки и процесса мышления? Как работал над собой?
-
Двум студентам подобрать и разучить стихотворения.
-
Написать на доске высказывания:
А. Эйнштейн: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии»
К.А. Тимирязев: «… между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя органическая связь».
Э. Золя: «Великая поэзия нашего века - это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерять его деятельность»
План-конспект беседы:
-
Поэзия науки
Вступительное слово куратора о целях и задачах беседы, роли науки в жизни человека, об отношении студентов к учебным дисциплинам, их представлениях о красоте науки (используя материалы проведенного опроса).
-
О красоте науки и научной деятельности ученые, педагоги и писатели высказывались неоднократно. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что во всякой науке есть эстетический элемент. У А.С. Пушкина мы находим утверждение, что вдохновение нужно в поэзии так же, как и в геометрии. Д.И. Менделеев был убежден: опыт должен быть не только поучителен и верен, но также красив и привлекателен.
-
Красоту видимую, которую мы ощущаем в природе, распознать проще. Она проявляется в яркости красок неба, цветовых и звуковых явлениях, в симметричности форм тел живой и неживой природы, в ритмичности происходящих процессов. А как оценить красоту невидимую, скрытую в законах, теориях, формулах, определениях? «Радостное и вдохновенное чувство испытываешь, - писал А. Эйнштейн, - видя проблему изложенной кратко и живо, во всем ее разнообразии и во всех ее связях». Американский физик Дж. Томсон считает, что «ощущение большой красоты возникает в том случае, если теория способна охватить на первый взгляд очень разрозненные явления и показать их тесную связь».
-
Среди других эстетических критериев научных теорий и законов можно выделить следующие: простота и изящество внешнего выражения теории, которое заключено в формуле или определении; информационная полнота, состоящая в широте охвата разнообразных явлений4 минимальность понятий, лежащих в основе теории. Примеры таких законов и теорий: закон всемирного тяготения, теория относительности, теория строения атома и др. Ученые считают, что сам процесс познания истины, ее доказательства может быть эстетическим. «Главным моим наслаждением в течение всей жизни, - писал Ч. Дарвин, - была научная работа». Эстетика процесса познания заключается в ясности, четкости и последовательности развития мысли, в строгой доказательности, простоте, оригинальности, в изяществе полученного решения, сделанного вывода. Сам творческий процесс носит эстетический характер. Смелость мысли, яркость догадки, оригинальность гипотезы, нестереотипность мышления, радостное чувство поиска истины характерны для научного творчества.
-
Выступления 2-3 студентов: краткие сообщения о творческой деятельности некоторых ученых (например, А. Эйнштейна, П. Кюри, Д.И. Менделеева И.В. Курчатова).
-Серьезен ли спор о «физиках и лириках»?
Выступление куратора о единстве научного и художественного мышления в творчестве ученых, деятелей литературы и искусства.
-
Несколько лет назад на страницах печати шел спор: какую роль играет искусство в научном творчестве ученых и может ли художник, поэт, писатель обойтись без знаний основ науки? Попытаемся и мы разобраться в этом. Ч.Дарвин в своей автобиографии расценивал утрату им способности в старости наслаждаться поэзией, живописью и музыкой, как утрату счастья, так как это вредно отражается на умственных способностях и нравственных качествах ученого. Д.И. Менделеев, И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау считали, что искусство помогает им развивать интерес к науке, пробуждает жажду творчества, эмоциональное отношение к проблеме. Рассуждая о том, почему искусство обогащает ученого, Н. Бор писал, что причина «заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». Искусство для ученых - стимулятор эвристической способности, образного мышления. источник эстетических чувств. Велико значение науки для обогащения искусства. К.Г. Паустовский считал, что в любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. « Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, - писал Паустовский, - если бы они хорошо знали астрономию!» Ученые эпохи Возрождения сознательно опирались на достижении анатомии, геометрии. Знание законов перспективы, строения тела. изучение природы позволяло им творить шедевры в области живописи, архитектуры, скульптуры. Примеры обогащения поэзии наукой можно встретить в стихах М.В. Ломоносова, И. В. Гете, Р. Тагора, В. Брюсова. На стыке науки и литературы возник самостоятельный жанр научно-художественного творчества - научно-художественная литература.
-
Итог классного часа:
Выступления студентов: читают стихотворения М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» и А.Л. Чижевского «Солнце», «Космос» и др.