Урок мужества: «Детство, опалённое войной»

Важной формой патриотического воспитания являются уроки мужества. Школа – это отправная точка путешествия в историю нашей Родины, в далекое военное время. И путешествие это должно быть познавательным, создающим условия для воспитания у школьников чувства патриотизма, любви к своей Родине, народу, уважение к ветеранам Великой Отечественной войне.Материал "урока мужества «Детство, опалённое войной» позволит учащимся ознакомиться с жизнью ребят, чьё детство пришлось на годы Великой Отечественной во...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок мужества «Детство, опалённое войной»



Цель: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности на примерах жизни детей в период Великой Отечественной войне, уважительного отношения к историческому наследию нашей страны.

Задачи:

Обучающие:

  • продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;

  • показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;

  • познакомить с судьбами детей-тружеников тыла Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

  • формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие:

  • развивать интерес к истории своей родины, своего края;

  • развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих;

  • развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, познавательных интересов.

Воспитательные:

  • гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;

  • прививать интерес у учащихся к истории, литературе, музыке;

  • воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны;

  • гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

Оформление: рисунки детей на военную тему, фотографии детей военной поры.

Технологические особенности мероприятия (используемое оборудование):

  • Мультимедийный проектор.

  • Экран.

  • Дидактический материал (презентация).




Ход мероприятия

Ведущий 1: Великая Отечественная война явилась самым тяжёлым испытанием в истории нашего народа. Она длилась 1418 дней и ночей. И всё это время наш народ ковал победу в тылу и на фронте, приближая счастливый весенний день - 9 мая 1945 года. (слайд 2)

Учитель: Все вы, ребята, ждёте лето, летние каникулы. Строите планы. Так было и у школьников в далёком 1941 году. Лето обещало им много радости, солнца, тепла, цветов, речек и моря. Но им было послано другое. Суровое и страшное испытание на прочность и мужество. Мы всегда меряем горе слезинкой ребёнка, а во время войны пролился океан детских слёз. И сегодня мы будем говорить с вами о детях военной поры, об их жизни в годы войны, которая принесла им столько лишений и страданий. (слайд 3)

Ведущий 2: (слайд 4)

Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,

Вам колыбельные петь матерям не пришлось,

Вы не носили красивых и пышных нарядов.

Пулей свинцовою детство от вас унеслось.

Дети войны провожали отцов молчаливо,

Всё понимая - пришел расставания час.

От матерей своих прятали слезы стыдливо,

Не поднимая печально опущенных глаз.

Ведущий 1: Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам. Затрубили тревожно горны: «Война!»

Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения.

Дети войны на заводах отцов заменили

«Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один.

Жили в цехах, за станками и ели, и пили,

Ночи не спали, но верили - мы победим! (слайд 5, 6, 7, 8)

Дети войны - те девчушки, мальчишки - ребята!

Трудно сказать, да и было ли детство у вас?

Вместо домов вам достались сожженные хаты,

А в узелке - лишь сухарик один про запас. (слайд 9)

Ведущий 2: В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли пионеры и школьники. По неполным данным в 1941 году в сельскохозяйственных работах приняло участие 551 тыс. школьников.

В 1942 году -3970866 школьников из них:

  • 148635 трактористов;

  • 28975 комбайнеров:

  • 7508 шоферов.

А уже 1944 году - почти 6 млн. школьников трудились на сельской ниве.

Ребята хорошо понимали, что своей работой на сельской ниве они помогают фронту, бойцам, отстаивающим независимость Родины.

Подростки самоотверженно выращивали и убирали урожай. Работы было много и самой разной: прополка, косьба, уборка зерновых, картофеля и т.д. (слайд 10, 11)

Ученик 1: А как мы фронту помогали?

Что тут ответить? Мы пахали

А кто поменьше, те пололи.

Ученик 2: В осенний дождь, закинув в угол книжки,

Без лишних слов как требует война.

До срока повзрослевшие мальчишки,

Мы на току трудились допоздна.

Ведущий 1: Младшие школьники тоже не оставались в стороне, они собирали лекарственные травы, подбирали в поле колоски.

Ученик 1: За годы Великой Отечественной войны в сельхозработах приняли участие свыше 14,5 млн. школьников, 4440 учащихся были отмечены грамотами, премиями и ценными подарками.

Ведущий 2: На Новомайнской земле также живут труженики тыла, которые в огненные военные годы были детьми и своим трудом приближали победу.

Учитель: Сегодня у нас в гостях дети той страшной и далёкой войны: Конюхова Тамара Фёдоровна и Елена Васильевна Тарасова.

Конюхова Тамара Фёдоровна: Я родилась в Кошкинском районе Самарской области в деревне Калмагор 13 декабря 1934 года. Мне было 6 лет, когда началась война. Отца забрали на фронт. Дома осталась мать с четырьмя детьми: старшему 9 лет, младшему 3 месяца. Своего дома не успели построить, скитались по квартирам. Проходилось жить летом две недели на лужайке, на которой наспех сколотили навес, затем - в сарае до самой зимы. Держали корову - кормилицу. Если бы не она - не выжили бы. (слайд 12)

Ведущий 1: В 7 лет была уже очень взрослая, имела свой круг обязанностей: делать кислое молоко и следить за младшими детьми, а также полоть траву и собирать её на корм скоту, пасти гусей.

/звучит песня "Валенки"- запускать по щелчку/ (слайд 12)

Конюхова Тамара Фёдоровна: В семье была одна пара валенок, их по очереди и носили: утром в первую смену училась я и шла в них в школу, во вторую смену сестра Люба.

После школы я работала на стройке, на железной дороге, потом поступила в Ульяновское чувашское педучилище на физкультурный факультет. Там встретилась с будущим мужем Виктором.

Ученик 2: Тамара Фёдоровна работала в школе библиотекарем, но всегда тянуло в садик, к маленьким, где затем и проработала до самой пенсий. За свою честную творческую работу Тамара Фёдоровна не раз награждалась почётными грамотами.

Ученик 1: Выйдя на пенсию, Тамара Фёдоровна осталась такой же неугомонной и нашла себе новое дело по душе. В посёлке стали строить церковь, Тамара Фёдоровна принимала в этом активное участие: собирала пожертвования, проводила ремонтные работы. Однажды житель Щербаковки показал ей икону, которая сгорела на пожаре. Она сняла с неё копоть, появился на иконе лик Евангелие, а остальное - полностью отреставрировала. (слайд 13)

Тамара Фёдоровна - большая мастерица. Она делает прекрасные поделки из попье -маше, глины, соломы.

Конюхова Тамара Фёдоровна: У меня большая дружная семья: трое детей, шестеро внуков, старший сын и младшая дочь педагоги, а внучка Елена учится в музыкальном училище.

Ведущий 2: Своё 80-летие в 2012 году отметила труженица тыла Елена Васильевна Тарасова. (слайд 14)

Елена Васильевна Тарасова: До войны я успела окончить только первый класс. За знаниями приходилось ходить в деревню Аврали. Но с началом войны в 1941 году занятия в школе прекратились. Начались они гораздо позже, и когда закончилась война, мне было 13 лет, а за плечами было всего 3 класса образования. Все жители посёлка трудились не покладая рук. В совхозе был коровник и цех по переработке молока. Продукцию поставляли в Мелекесс, ныне город Димитровград. Я и мои сверстники работали в цехе, мыли фляги, убирали помещение. За это рабочие угощали детей молоком, а изредка сметаной. (слайд 15)

Ученик 1: Как вспоминает Елена Васильевна, во время войны в магазинах было пусто, за работу в совхозе платили карточку на хлеб, а в колхозах и того не было.

Елена Васильевна Тарасова: Каждое утро из Мелекесса в совхоз приезжала "Хлебная повозка". Задолго до подвоза ценного груза люди выстраивались в длинную очередь. Я тоже часто стояла в этой очереди и получала по карточкам хлеб на всю семью. Работающим тогда выдавали по 500 гр. хлеба, а детям и иждивенцам по 300 гр. С 12 лет я стала шить платья для женщин своего посёлка и соседних деревень Аврали и Сабакаево. Так и жили. (слайд 16)

Ведущий 1: Постоянное чувство голода, недосыпание, непосильный детский труд и горячая вера в Победу - этими словами можно охарактеризовать трудное детство детей войны. (слайд 17)

Дети войны, как детьми вы остаться сумели,

Хоть повидали так много и горя, и зла.

Ваши сердца от жестокости не очерствели,

В клубах пожарищ душа оставалась светла.

Учитель: Ребята , вам выпала уникальная возможность сопоставить свой детство и детство детей, опалённое войной.

Вы уже, наверное, заметили, как много общего в жизни наших гостей. Несмотря на тяжёлые испытания, выпавшие им на долю, они нашли в себе силы жить, работать на благо своей Родины. Сейчас все наши гости находятся на заслуженном отдыхе, воспитывают нас, своих внуков и правнуков.

Спасибо вам, большое!

Низкий вам поклон!

/напутственная речь гостей молодому поколению/

Учитель: У каждого города и села - собст­венные счеты с войной и фашизмом. В Новой Майне в парке стоят памятники "Труженикам тыла" и «Воину-освободителю», созданные на пожертвования жителей поселка.

Каждый год 9 Мая в парке проходит митинг с участием детей нашей школы, которые возлагают цветы, стоят в почётном карауле и чествуют ветеранов и тружеников тыла. (слайд 18, 19, 20 )

/звучит песня "День Победы"/



© 2010-2022