Программа воспитательной работы

Данная воспитательная программа разработана с учётом особенности социума нашего города, строится на следующих принципах: принцип индивидуальности, обратной связи, принцип сотворчества, успешности, открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем при поддержке своих родителей. Младшие школьники очень любознательны, они в школе «открывают мир», им всё интересно, у них возникает очень много вопросов, они задают эти вопросы взрослым и, чтобы ответить на многи...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Сенгилеевская средняя общеобразовательная школа № 1





Программа воспитательной работы


«Почемучки».



в 3 классе «А» классе








Учитель Постнова Татьяна Анатольевна





Сенгилей 2013-2014г.

Воспитывает каждая минута жизни,

каждый уголок земли, каждый человек,

с которыми личность соприкасается

подчас как бы случайно, мимоходом.

Осмысливать многогранные

воспитывающие воздействия

окружающего мира в этом как раз и

заключается организующая

воспитательная роль школы, педагога.

В.А.Сухомлинский

В Концепции духовно- нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, одной из главных и основополагающих является труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость), а также искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).

Поэтому Главной целью духовно- нравственного развития и воспитания учащихся является:

Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного

в духовных и культурных традициях.

Воспитательная программа, разработана с учетом особенности социума нашего села, строится на следующих принципах:

Принцип индивидуальности - неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание черт, отличающее их от других индивидуумов.

Принцип обратной связи. Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

Принцип сотворчества (сотрудничество и творчество).

Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его мимика, интонация.

Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем при поддержке родителей .

Младшие школьники очень любознательны, они в школе «Открывают МИР», им все интересно, у них возникает очень много вопросов, они задают эти вопросы взрослым и, чтобы ответить на многие вопросы, я, при поддержке родителей создала программу воспитательной работы и назвали её «ПОЧЕМУЧКИ ».

Для определения значимости данной программы использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.

Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд заключается в следующем:

  • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;

  • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным

требованиям, целям;

  • наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;

  • согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.

Цель, к которой мы стремимся:

Формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию и создании условий для её самореализации, выработке у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни, формировании у учащихся положительного отношения и интереса к учебе.

Реализация данной цели направлена на решение следующих задач:

  • Формировать сознание ребенка, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение к друг другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию;

  • Создать в школе единое воспитательное пространство, главной ценностью которой является личность каждого ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;

  • Осваивать и использовать в практической деятельности новые педагогические технологии;

  • Разработать системы диагностических исследований для определения интересов и наклонностей в период обучения в начальной школе.

Программа состоит из 5 направлений, которые объединены основными целями и задачами воспитательного процесса.

I. «ЗДОРОВЯЧОК» ( здоровье)

Цель:

использование соответствующих педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимися значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

-формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.

Основные понятия :

Психическое и физическое здоровье человека, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества в сохранении собственного здоровья, вредные привычки и их влияние на организм человека.

Виды деятельности :

  • сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями- предметниками;

  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;

  • формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;

  • организация внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Формы работы:

♦ привлечение учащихся класса к участию в занятиях кружков физкультурно-оздоровительной направленности;

♦ спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, соревнования внутри класса и между классами, марафоны, спортландии;

♦ ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площад-

ках школы;

♦ выпуск праздничных газет ко Дню здоровья.

Ожидаемые результаты:

-низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;

-умение противостоять вредным привычкам;

-умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);

-выработка привычки сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.

II. «ВСЕЗНАЙКА» (интеллект)

Цель:

оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные и исследовательские умения в окружающем мире.

Задачи:

• определить круг реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития;

• создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

• формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Основные понятия :

умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, креативность, практический интеллект,

кругозор, интеллектуальный потенциал, одаренность.

Виды деятельности:

  • ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью последующей коррекции;

  • интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;

  • сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся;

  • организация системной работы с одаренными учащимися и низко мотивированными на интеллектуальную деятельность учащимися.

Формы работы:

-внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

-интеллектуальные марафоны, олимпиады в классе и других классах начальной школы;

-исследовательские конференции;

-посещение конкурсов, выставок, знакомящих учащихся с творческими достижениями детей и взрослых;

Ожидаемые результаты:

-практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни; участии в конкурсах и олимпиадах школьного и районного уровней.

III. «Я ТАКОЙ МАЛЕНЬКИЙ В ТАКОМ БОЛЬШОМ МИРЕ».

(истина)

Цель:

формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него, выполнения нравственных норм человека в социуме.

Задачи:

• формировать правовую культуру учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

•формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;

• обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

•воспитание культуры принятия ответственных решений в жизненно значимых ситуациях, согласно требованиям и норам права.

•способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.

Основные понятия :

право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, комиссия по делам несовершеннолетних, уголовная ответственность, нравственное просвещение, нравственное поведение, жизненные ценности и правила, выдающиеся люди и их нравственные ценности, безнравственные поступки, преступления против человечества, конвенция о правах ребенка, нравственные традиции и обычаи народов мира и моей страны.

Виды деятельности:

  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

  • изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к их исполнению;

  • развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

  • воспитание позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;

  • воспитание интереса учащихся к сами себе, желание самосовершенство-

  • ваться;

  • воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.

Формы работы:

  • тематические нравственные, правовые часы;

  • тренинги нравственного самосовершенствования;

  • поисковая работа;

  • изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;

  • организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса;

  • праздничные поздравления одноклассникам, родителям, учителям;

  • оказание помощи младшим школьникам;

  • встречи с представителями правовых структур;

  • встречи с ветеранами труда;

  • конкурсы, викторины по правовой тематике.

Ожидаемые результаты:

-осмысление своих поступков;

- способность принятия правильного решения в жизненно значимых ситуациях;

-осознание своих прав и прав других людей;

-оказание посильной помощи людям в трудной ситуации;

IV «МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, ЭТИМ И ПРЕКРАСНЫ МЫ».

(КРАСОТА , ДОБРО)

Цель:

передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

•знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;

• формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,

«ученик-ученик», «взрослый- ребенок»;

•создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;

• учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основное содержание:

эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой, коммуникативная культура человека, закрытость и открытость людей, замкнутость, эмоциональное одиночество, общение.

Виды деятельности:

  • изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;

  • определение проблем в общении и организации коррекции на материале диагностики;

  • обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

  • обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

  • организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;

  • обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, часы общения;

  • изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.

Формы работы:

*тематические классные часы;

* тренинги общения учащихся и их родителей;

* тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;

* праздники и конкурсы;

* встречи с интересными людьми.

Ожидаемые результаты:

- умение преодолевать проблемы в общении со сверстниками и взрослыми;

-умение общаться, проявляя положительные эмоции;

- создание положительных ситуаций общения.

V. «Я И МОЯ СЕМЬЯ».

Цель:

максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию физически и нравственно развитой личности.

Задачи:

• организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей;

• организовывать психолого- педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

• создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;

•организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, исходя из потребностей в организации воспитательной деятельности и запросов родителей;

• создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель-ученик - родитель».

Основные понятия :

семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое дерево,

семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье, детский дом, приют, семьи- SOS.

Виды деятельности:

  • изучение семейной ситуации, воспитательной системы семей учащихся;

  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;

  • привлечение к ответственности родителей, уклоняющихся от воспитания детей в семье;

  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы;

  • привлечение родителей к проведению родительских уроков в классном коллективе.

Формы работы:

* тематические классные часы, посвященные семейным корням «История создания семьи», «Памятные даты моей семьи». «Военная летопись моей семьи»;

*праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей;

*праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля) и красным датам школы (Первое сентября, День учителя);

*тренинги родительского взаимодействия, беседы с детьми и родителями.

Ожидаемые результаты:

- общие интересы и понимание между родителями и педагогами, направленные на воспитание нравственно развитой личности.

Практическое значение внедрения программы воспитательной работы «ПОЧЕМУЧКИ» с использованием проектов предусматривает введение в практику инновационную деятельность, активизирует жизнь на всех уровнях воспитательной работы. Инновации в воспитательной деятельности школы позволяет включить учащихся и родителей как в воспитательный, так и в образовательный процесс.

В ходе реализации задач по этим направлениям мы создаем проекты, которые опираются на следующие виды деятельности:

  • познавательную

  • игровую

  • коммуникативную

  • творческую

  • спортивную

  • досуговую.

Внедрение и использование различных (краткосрочных, долгосрочных) проектов помогает лучше организовать сотрудничество по воспитанию учащихся через активную, творческую деятельность. Воспитательные возможности проектов достаточно широки. Каждый проект позволяет увидеть в привычном что-то новое. Очень важно к такой работе привлечь родителей, показать, как важно ребенку сотрудничество с родителями, их помощь и поддержка, поэтому для работы над проектами организую работу детей совместно с родителями. Благодаря этому повышается уровень психологической комфортности учащихся в классе и школе. Ученик начинает видеть себя со стороны, смотреть на себя с позиции умеющего, знающего и творческого человека, более критично оценивать свои достоинства, определять недостатки. Меняется технология и методика работы с детьми, которая теперь ориентирована на развитие самосознания и самосовершенствования.

Происходит выработка у учащихся понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной точки зрения, конструированию и удержанию образа «Я»- установке по отношению к самому себе в плане своих способностей, социальной значимости, самоуважения, самосознания.

В начальных классах организация такой деятельности ведется в виде конкурсов, игры, путешествия, сказки.

Каждый проект обязательно требует и исследовательской работы учащихся (информация, которая будет обработана, осмыслена и представлена участникам группы).

Уже с первого класса учащиеся включены в проектную деятельность.

Проект «Мы школьниками стали» (с использованием слайдовой презентации).

Проект «В стране Спортландии. Спортом занимайся, как сталь закаляйся».( с участием родителей).

Проект «Старину мы помним, старину мы чтим».

Проект «В гостях у Дедушки Мороза».

Проект «Верность Родине».

Проект «Живи и помни».

Проект «Моя родословная»

Проект «Прощание с начальной школой».


Используемая литература:

  1. Н.И.Дереклеева «Азбука классного руководителя». Начальная школа.

Москва, 2008г.

  1. Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова: «Метод проектов в начальной школе».

Издательство «Учитель», 2009г.

  1. В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников». Рекомендации, проекты. Издательство «Учитель», 2009г.

4. Интернет-ресурс.




© 2010-2022