Классный час Мы такие разные. Но мы вместе

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 1»

















Классный час «Воспитание толерантности»

Подготовил: Габунова Е.С.,

кл.руководитель 10 класса























2011 г.



Классный час «Воспитание толерантности»

Цель: cформировать у подростков представление о толерантности;

Задачи:

Показать многоаспектность понятия «толерантность;

Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;

Стимулировать воображение участников в поисках собственного;

Развитие творческих способностей.

Оборудование:

Мультимедийная презентация «Мы такие разные. Но мы вместе»; «Цветик - семицветик» - где каждый лепесток означает одно из добрых дел; рисунки, эмблемы, выполненные участниками, семейные фотографии.

Ход классного часа.

1. Слово учителя:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед, техника пришла на службу человеку. Каким наш век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, преследований и убийств людей только за то, что они - другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса?

Проблема толерантности принадлежит к числу актуальных и становится сегодня так называемой модной темой. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Важность этого феномена столь сильна , что в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира.

Президент нашей страны Д.Медведев недавно подчеркнул, что «толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, что современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими».

Наша с вами сегодняшняя задача - сформировать представление о толерантности, показать многозначность понятия «толерантность, выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми. Сегодняшний классный час - наше очередное коллективное творческое дело, где каждый нашел себе занятие по способностям в своей группе, которых у нас 7.

Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»?

2.Ученик: На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.

Ученик: Некоторые ученые связывают появление термина «толерантность» с подписанием Нантского договора - эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими течениями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории - Варфоломеевская.

В русском языке слово «толерантность» существует сравнительно недавно, и однозначного толкования этот термин не имеет. Наши ученые утверждают, что с «толерантностью» также как и со счастьем - что это такое, каждый понимает по-своему. Чаще всего используют вместо слова «толерантность» слово «терпимость», что означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».

Учитель: Прежде чем мы перейдем к обсуждению данной темы, послушайте легенду.

3.Ученица: Жила - была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику.

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят перед ней семь прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Терпимость, шестую - Молодость, седьмую - Мудрость.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

-Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

-А кого бы выбрали вы? Почему? (Дети отвечают)

Любовь подошла к девушке по имени Терпимость и протянула ей руку.

-Почему Любовь выбрала Терпимость?

Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

Каждая из 5 групп готовила сегодня своё представление о толерантности в жизни нашего коллектива, и сейчас мы узнаем, насколько сплочён наш коллектив общими целями, интересами, пониманием друг друга, желанием прийти на помощь в трудную минуту. Слово 1 группе.

4. Ученики: 1.Мы решили выбрать и обсудить такую ветвь толерантности, как образование. Ведь что у нас, восьмиклассников, общее? Во-первых, учеба, цель которой - получить образование. Но среди нас есть те, кому нравится математика, другим - история, третьим - химия…Есть среди нас и те, которые совершенно равнодушны к физике, литературе, физкультуре…Так случилось потому, что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент.

2. Обсуждая с участниками тему, мы пришли к мнению, что девизом нашей команды станут такие слова: «Знаний много не бывает!» На наш взгляд, человеку толерантному свойственны следующие черты характера:

-Знание себя, т.е. способность относиться к себе критически, стараться разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

-Защищенность, т.е. уверенность в себе. Он не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.

- Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

- Потребность в определении, стремление к работе, творчеству, самореализации.

- Чувство юмора. Живо реагирует на шутки, способен посмеяться над собой.

- Демократичность.

В учебе главные помощники - УЧИТЕЛЯ. Особо хочется сказать о толерантности наших преподавателей. Мы долго обсуждали эту тему и пришли к выводу, что толерантный педагог это педагог, который может быть спокойным и уравновешенным, но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым;

-Иметь свой индивидуальный стиль и стараться, чтобы один урок не был похож на другой;

-своевременно проявлять чувство юмора;

-Держать дисциплину на интересе к своему предмету, справляться с трудными ситуациями легко и непринужденно. Вселять в учеников оптимизм;

- Проводить контрольные работы в интересной для учеников форме;

- Поручать делать шпаргалки, но не приветствовать пользование ими;

- Не спрашивать постоянно одних и тех же;

-Не ставить оценки «от балды»;

- Не звонить родителям «по глупостям»;

- Думать о количестве задаваемого;

- Специально задумываться, как предоставить ученику шанс исправить двойку;

- Улыбаться, шутить, радоваться, передавать ученикам положительные эмоции.

Как видим, толерантность в области образования - это не просто отдельно взятое качество, а результативный фактор взаимосвязанных свойств личности.

Вот наша эмблема, по форме представляющая собой синий лепесток цветка: на фоне классной доски у глобуса стоят ученик и ученица.

Учитель: Слово 2 группе.

- Семья для каждого из нас много значит, потому что мы рождаемся в семье и умирать тоже должны в семье. А человек без родных - несчастливый человек. Давно, несколько веков назад, великий английский поэт Уильям Шекспир написал:

Прислушайся, как дружественно струны

Вступают в строй и голос подают,-

Как будто мать, отец и отрок юный

В счастливом единении поют

Нам говорит согласье струн в концерте,

Что одинокий путь подобен смерти.

- Каждая семья имеет свою биографию. В каждой семье складываются особые традиции, обычаи, есть любимые вещи, книги, фильмы, блюда, своя лексика (словечки, прозвища, ласкательные имена ) и ещё много всего, из чего создается целый семейный мир. Как в каждом оркестре есть дирижер, есть исполнители и обязательно есть первая скрипка, которая выводит основную, главную мелодию, так и в каждой семье есть дирижер (чаще всего папа ), первая скрипка ( конечно, мама ) и другие (на ваш вкус и характер инструменты ) члены семьи.

Накануне мы провели анкетирование, в котором попытались выяснить, как складываются наши с вами отношения с родителями. Сегодня, проанализировав ответы на вопросы анкеты, мы огласим общее количество ответов на поставленные вопросы.

1.Делишься ли ты с родителями своими проблемами?

12 - да, 2 -нет, 15 -иногда.

2.Помогают ли тебе родители в учебе?

19-да, 1 - нет, 9 - иногда.

3.Часто ли ты заслуживаешь похвалы родителей?

13 - да, 3 - нет, 13 - иногда.

4. Доверяют ли тебе твои родители?

25 - да, 2 - нет, 2 - иногда.

5.Помогаешь ли ты родителям в домашних делах?

27 - да, 0 - нет, 2 - иногда.

6.Часто ли родители говорят с тобой по душам?

9 - да, 6 - нет, 14 - иногда.

7.Родители чаще всего ругают тебя:

Справедливо - 24, несправедливо - 3, совсем не ругают - 2.

8.Применяют ли они к тебе физические наказания?

1 - да, 19 - нет, иногда - 9.

9.Могут ли родители (имеют ли право ) проверять карманы, портфели своих детей, читать их личные записки?

15 - да, 13 - нет, иногда - 1.

- В каждой семье есть фотоальбомы, хранящие память о целых поколениях родных и близких. Эти фотолетописи дают удивительную возможность перенестись без помощи машины времени в какие - либо мгновения жизни - своей или чужой, испытать то, что уже давно забыто.

К сожалению, а может быть, к радости, фотографии сейчас можно хранить на электронных носителях, способных вместить во много раз больше, чем обычный альбом. И всё же старые снимки заключают в себе какую-то особую теплоту, они пахнут… жизнью, что ли пахнут. Их можно держать в руках и осязать те мгновения, которые замерли, остановились… Из своих семейных альбомов мы выбрали самые, на наш взгляд, интересные фотографии. Вот они. (Демонстрируют фото и вешают их на доске).

- Толерантность, на мой взгляд, в семье, исходя из всего сказанного, заключается в способности терпеть кого - то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего - либо, кого - либо, желание что либо делать вместе.

- Наша группа, участвуя в коллективном творческом деле, пришла к выводу, что счастье в том, чтобы быть полезным сегодня братьям и сёстрам, папе и маме, завтра - товарищу, послезавтра - Родине.

- Эмблема нашей группы - на фиолетовом лепестке с надписью «Тёплый лучик в каждый дом!» мы изобразили традиционную семью со своими традициями, укладом, историей, бытом.

Учитель: Слово 3 группе.

-Наш класс - маленькая семья, и хотелось бы, чтобы в нашей семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, чувствовалась бы забота о каждом. На сегодняшний день мы все бодры, веселы, сыты - одним словом, здоровы. Наверное, поэтому мы редко задумываемся о самом главном - здоровье, ведь нас окружают здоровые друзья, одноклассники, учителя. Нам трудно представить, что может быть иначе.

- Как же мы радуемся, когда нам сообщают о том, что урока не будет, потому что учитель заболел, не задумываясь о том, что поступаем вовсе не красиво. Заболел одноклассник, и мы не всегда звоним, чтобы подбодрить его, не навещаем, хотя каждый из нас наверняка бывал в такой ситуации.

Мы, здоровые люди, но, к сожалению, не всегда можем заставить себя сделать что - то, ленимся, капризничаем, придумываем причины, чтобы только не трудиться. Но мы здоровы и должны ценить это.

- Девиз: «Пусть все дети будут здоровы», эмблема - зеленый лепесток с изображением ребенка - инвалида в окружении здоровых детей.

Учитель: В этом учебном году главным направлением в нашей с вами работе должен стать спорт. Но ведь мы на протяжении всего времени стремимся быть сильными, смелыми, ловкими. В нашем классе есть ученики, которые добились побед в разных видах спорта. Им и слово.

Ученик - спортсмен: Вот уже 5 лет я занимаюсь спортом - хожу на футбол. На первый взгляд кажется, что никаких особенных усилий для достижения хороших результатов я не прикладываю. Но мои близкие, друзья знают, о частых многочасовых тренировках, перед соревнованиями - ежедневными, порой изнуряющими. Поначалу было очень трудно, но я быстро втянулся, научился планировать режим дня. Футбол помогает мне в жизни: в учебе, в делах, в отношениях с близкими и друзьями.За последние 2 года я неоднократно становился членом футбольной команды, участвующей в районных, республиканских соревнованиях - турнирах. Неоднократно наша команда занимала призовые места.

Моей целью является поступление в спортивное учебное заведение для дальнейших занятий футболом, на днях я буду участвовать в отборе - смотре. Пожелайте мне удачи.

Мой девиз: «Стань первым!», эмблема - на желтом лепестке - чемпион с олимпийским огнём.

Учитель: Наш дружный коллектив на протяжении всех лет обучения в гимназии с удовольствием участвует в самых разных творческих конкурсах. Среди нас есть дети, которые танцуют в ансамбле «Цецг», занимаются вокалом. Наши юные таланты выручают классный коллектив, выступая на сцене во время мероприятий . Мы их объединили в 4 группе. Им слово.

Учитель: Следующая 5 группа подготовила мультимедийную презентацию «Мы такие разные. Но мы вместе». Она рассказывает о нас, учащихся 10-го класса, о новом поколении молодежи. Фотофакты для этой презентации мы собираем очень давно. Давайте её посмотрим.

Просмотр мультимедийной презентации «Мы такие разные. Но мы вместе»

Девиз: «Молодежь - это сила!», эмблема - на оранжевом лепестке - группа инициативных юношей и девушек с транспарантами в руках

Учитель: Подводя итог нашему сегодняшнему мероприятию, хочу показать наглядно, что мы получили в итоге. (Переворачивает рисунки - лепестки и получает цветок с семью лепестками). Ребята, перед нами «Цветик - семицветик» - символ нашей акции «Вместе поможем детям». Эта программа призвана поддержать тяжелобольных детей и детей - инвалидов, которые нуждаются в медицинской помощи и домашней реабилитации, в диетическом питании, в дистанционном обучении, развитии творческих и спортивных способностей, то есть во всём, что поможет им жить полноценной жизнью, чувствовать себя нужным обществу. Каждый лепесток означает одно из направлений благотворительности: зеленый - медицинская помощь, синий - дистанционное обучение, фиолетовый - семейная политика, красный - помощь детям из малообеспеченных семей, оранжевый - поддержка молодежи края, желтый - поддержка спортивно одаренных детей, голубой - поддержка юных талантов в творческой сфере.

16 ноября отмечается Международный день толерантности. Эта дата важна для существования и развития человеческого общества, потому что современный культурный человек - это тот, кто обладает чувством самоуважения и которого уважают окружающие, ведь толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека. В этот день мы продолжим сегодняшний разговор о толерантности.



© 2010-2022