- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Милосердие
Классный час на тему Милосердие
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Борисова С.Н. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Беседа на тему: «Милосердие»
Разработала и провела воспитатель Борисова Светлана Николаевна
Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: мультимедиа проектор, листы бумаги для учащихся, ручки или фломастеры, памятки «Жизненные правила»
-
Орг. Момент.
-
Ход занятия:
Слайд (эпиграф) «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц.
-Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? ( ответы детей)
-О чем мы сегодня будем с вами беседовать? (о милосердии)
Слайд. Сегодня м ы с вами поговорим об одном из главных в наше время, по моему мнению, нравственных понятий «милосердие».
Тема нашего занятия так и называется «Милосердие».
- А что такое милосердие?
Предлагаю прослушать пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина «О милосердии»
Слайд.
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал…Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где я живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить- то не могу - рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаюсь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли мне помочь. Я запомнил лица многих людей, видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось,-упал, ударили,- почему же не помогли, не спросили хотя бы в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил «меня это не касается» стало чувством привычным?
-Какую проблему поднимает автор?
-Об отсутствии, какого нравственного начала в человеке говориться в очерке? (милосердии).
-Как вы понимаете значение этого слова?
Слайд. Давайте посмотрим, из каких слов состоит слово «милосердие»
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия. Подлинное милосердие бескорыстно.
Слайд. В словаре Владимира Ивановича Даля слово «Милосердие» толкуется как сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостивость, мягкосердечность.
«Милосердие» - синоним слова «Доброта», оно проявляется в поступках, диктуемых милостью сердца.
Слайд. Задание: на слайде написаны слова, которые нужно разделить на синонимы и антонимы к слову «милосердие» и выписать их в две колонки.
Синонимы: доброта, открытость, внимание, душевность, тактичность, искренность, порядочность, доверчивость, честность.
Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Слайд. -Каких слов получилось больше синонимов или антонимов?
-А с какими качествами людей в жизни больше?
- Нужно ли милосердие в нашей жизни?
-В чем оно проявляется?
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни.
Слайд. Нелегкое время в стране… Ежедневно мы слышим и читаем о немилосердных поступках наших сограждан: молодые матери, тайком родив нежеланного ребенка, выбрасывают его в мусорный контейнер; взрослые дети не забирают из больниц или хоронить своих родителей; заложниками бандитов становятся пассажиры самолетов и автобусов; подонки воруют детей и продают их в рабство или за границу… Ветераны Великой отечественной войны живут в ужасных условиях. А это те, кто за нас рисковал жизнью!
В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
-Каких людей в нашей жизни больше отзывчивых или равнодушных?
- В чем причины человеческого равнодушия и невнимания?
-Что с нами происходит?
- Где выход из безнравственности?
-Что делать?
Нужно каждому начать с себя. Бороться с равнодушием в себе и других. Тяжелые времена приходят и уходят, а человек должен оставаться человеком. Ни у кого благополучие не может быть постоянным, поэтому надо уметь протянуть руку помощи тем, кто в нем нуждается.
Слайд. Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма Доктора Гавриила Абрамовича Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач - целитель страшно удивился: «Живу так, а не иначе. Не потому что должен, а потому. что хочу помочь большему количеству людей».
-Можно ли воспитывать милосердие в себе?
Слайд. Как научиться милосердию. Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни. (учащиеся приводят примеры)
Слайд. Трагедия при захвате школы в городе Беслане 1 сентября 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74- летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Слайд. В прошлом году случилось страшное наводнение на Дальнем Востоке нашей страны. Эта трагедия тоже не оставила множество людей равнодушными, помогали всей страной, кто чем мог.
Слайд. Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации. Да, в экстремальной обстановке во многих проявляются способности к сопереживанию, стремление действенно облегчить страдания сограждан, помочь, попавшим в беду.
-Но все ли люди в экстремальных или трудных ситуациях ведут себя одинаково?
Слайд. От равнодушия до подлости - один шаг. Во время стихийных бедствий и других бед, когда все люди бросаются на помощь пострадавшим, находятся люди, которые занимаются мародерством, остаются равнодушными к чужой беде, проходят мимо. Все это далеко от понятия «милосердие»…
Равнодушие ускоряет шаг, услышав крик о помощи, «не видит», как в соседней квартире пьяный издевается над женой и детьми, или инвалид не может спуститься во двор, так как лестница не приспособлены для спуска коляски…
Слайд. Каждый конкретный случай подскажет вам, как поступить, главное внутренняя « готовность» не проходит мимо и пусть чутьё будет вашим учителем.
Главное - научиться сопереживать, сочувствовать другому, а неумение сопереживать, опустошает человеческую душу. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите и уважайте друг друга.
(Ученик читает стихотворение)
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
А теперь давайте обсудим несколько жизненных ситуаций
-
Шел по лесу человек, Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалеку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдемте играть, посидит и сам дойдет до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?». А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».
-
Ребята шли в парк. Погода была отличная. Тут ребята увидели, что посередине проезжей части стоит старушка и не может перейти дорогу. Дети остановились , и стали думать, как поступить. А как бы вы поступили?
-
Ребята пошли в кинотеатр. И тут увидали, что мальчик мучает кошку. Кошка уже не кричала и не сопротивлялась, а мальчик продолжал привязывать к её хвосту консервные банки. Один из ребят, Игорь, стал громко смеяться. А как бы вы поступили?
Нужно попытаться встать на место того человека, и поступить по отношению к нему так как хотели бы вы, чтобы он поступил к вам.
-Задумайтесь, каково будет мне, если со мной так поступят?
- Хочу ли я , чтобы со мной так поступят?
- К какому выводу пришли?
Нет. Лучше так не поступать.
Помни: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать,
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а а поделиться,
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Приведите несколько похожих примеров из вашей жизни. (ответы детей)
Физминутка «Здравствуй, друг».
Дети делятся на два круга. Встают друг против друга. Внутренний круг стоит на месте, а внешний круг передвигается на одного человека по часовой стрелке. Под слова выполняют движения:
«Здравствуй, друг» (пожимают друг другу руки)
«Как ты тут» ( хлопают друг друга по плечу)
«Где ты был?» (разводят руки в стороны)
«Я скучал» (прижимают руки к сердцу)
«Ты пришел» (показывают большой палец вверх)
«Хорошо» (обнимаются)
Слайд. У каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребенка есть удивительная возможность - возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем - то мечтает. Иногда его мечты становятся явью и превращаются в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право выбирать, какой будет ваша лестница - большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Будем считать, что каждая ступенька - это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, и давайте назовем её «Лестница жизни». Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того как мы относимся к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом.
-Давайте подумаем о том, каким будет наше движение?
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие - плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое, победит - решаешь сам ты.
Слайд. Памятка «жизненных правил»
-
Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
-
Умейте видеть достоинства людей, цените их.
-
Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
-
Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
-
Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
-
Старайтесь прийти ан помощь в нужный момент.
-
Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
-
Ребята, давайте вернемся к вопросу: что такое милосердие? (ответы детей)
3.Итог Давайте подведем итог нашего занятия.
- Как называлась наша беседа?
-Узнали ли вы для себя что-то новое?
-Чему научила вас наша беседа?
-Пригодятся ли эти знания в жизни?
-Какой вы сделали вывод для себя?
Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить. Важно, что вы вынесете из этого занятия в жизнь, как измените отношения с людьми.
(Ребенок читает стихотворение)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому-то , кому - то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
К. Паустовский.
Слайд. (видео) Счастья всем вам! Мира, радости и терпения! Успеха! Спасибо за сотрудничество.