- Преподавателю
- Классному руководителю
- Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников
Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Лазарева Т.Н. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Библиотека и интеллектуальное развитие школьников
Наша школа - "Школа успеха"- адаптивная общеобразовательная школа, где мы создаем равные шансы и условия детям для проявления достижений в той или иной отрасли знаний, в творческой или спортивной деятельности.
Введение в традиционный учебный процесс разнообразных форм обучения и внеурочных занятий, направленных на развитие личной мотивации к познанию, памяти, внимания, пространственного воображения, логического мышления и ряд других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагогического коллектива и «информационного сердца» всего педагогического сообщества - школьной библиотеки.
Поэтому и в библиотеке одно из приоритетных направлений работы - это научно-исследовательская работа ребят, участие в научно-практических конференциях, проведение общешкольных интеллектуальных марафонов, игр, турниров, конкурсов, викторин.
-
Научно-исследовательская работа
В 2012 году работа Анны Кникст, ученицы 10 класса, «История страны и города в названиях улиц Усть-Илимска» заняла первое место на городской учебно-исследовательской конференции школьников «Шаг в будущее», а также на городской научно-практической конференции «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут». Очень приятно, что эта работа получила высокую оценку библиотечного сообщества, а материалы из нее размещены в Интернете на сайте «Народная энциклопедия Усть-Илима «Мой город». В феврале 2013 года Анна приняла участие в областной конференции школьников и заняла 2-е место.
В 2013 году в городской поисково-исследовательской конференции «Усть-Илимск, твои ветры в дорогу зовут», посвященной 40-летию города, ученица 6 класса Юневич Настя заняла 1-е место.
В 2014 году Юневич Анастасия с работой «Память, высеченная в камне»
о мемориальных досках города Усть-Илимска победила на городской научно-
практической конференции «Шаг в будущее!», VI городской конференции
«Усть-Илимск, твои ветры в дорогу зовут!», Третьей общероссийской заочной
научно-практической конференции «АГОРА-2014», и заняла второе место на XIV Региональных интеллектуальных соревнованиях юных исследователей
«Шаг в будущее, Байкальский Юниор!».
В декабре 2014 года ученица 8 класса Кольцова Екатерина заняла 1 место на
городской научно-практической конференции «Шаг в будущее!», представив
свою работу «История Усть-Илимска в значках».
-
Интеллектуальные марафоны
И у детей, и у взрослых очень большой популярностью пользуются интеллектуальные игры: викторины, конкурсы, КВН и т. д. Они помогают проверить свою эрудицию, интеллект и интересно провести время. С 2008 года в школе стали традицией ежегодные интеллектуальные марафоны, в которых принимают участие школьники 4-11 классов. Эти игры проводятся четыре раза в год по определенной тематике.
Цель игры: создать условия для проявления интеллектуальных способностей школьников, их самореализации и эмоционально-психологических качеств, развития познавательного интереса.
Задачи:
-
развитие интеллектуальных способностей учащихся, их кругозора, повышение познавательного мотива;
-
формирование учебно-информационных навыков, умений самоорганизации в условиях конкурса, уважения к интеллектуальным возможностям других людей;
-
умение работать в команде;
-
развитие логического мышления;
-
выявление интеллектуалов школы.
Игры проводились в различных форматах - и как индивидуальные и как командные. Каждый ребенок мог принять участие в игре, причем в той форме и по такой теме, которая ему нравится, но для участия в играх ребятам необходимо было проявить не только свои знания и эрудицию, но и проделать большую предварительную работу: изучить литературу по предложенной теме. А они были самые разные:
-
«Ситиус, альтиус, фортиус - быстрее, выше, сильнее»;
-
«
Государственная символика России, Иркутской области, города Усть-Илимска, школы № 7»;
-
«Безопасное колесо»;
-
«Далекому мужеству верность храня!»;
-
«Мир в твоей тарелке»;
-
«В мире чисел»;
-
«Города мира»,
По итогам каждой игры победители получали дипломы и медали, а по итогам всех игр в конце учебного года на премии «Овации» лучшие игроки награждались дипломами и призами. В разработке игр принимали участие библиотекарь школы Лазарева Т.Н., учителя-предметники.
В
2010 году формат игры и правила было решено изменить. Ее стали проводить в форме командной «Своей игры», причем для каждого возраста свою, то есть, по каждой теме необходимо было составить три варианта игры для: для 5-6 классов, 7-8 классов и 9-10 классов, с учетов возрастных особенностей ребят.
Вот темы некоторых из них:
«История земли Иркутской»,
«И снова музыка звучит»,
«Обо всем на свете»,
«Гордиев узел»,
«Умей бороться до конца»,
«Не играй с огнем».
Поиск ответов на вопросы этих игр требует логического мышления и некоторого времени для нахождения правильного решения. Главное, что они интересны и познавательны, в вопросах часто есть подсказка и игроки, логически рассуждая, могут найти правильный ответ. Как утверждают сами «умники» энциклопедические знания для игры не нужны, просто нужно знать золотое правило: вся информация для того, чтобы «взять» вопрос, содержится в самом вопросе.
В 2011-2012 году впервые решили провести «Свою игру» между командами выпускников школы и сборной учителей. Это было замечательная игра. Конечно, на стороне учителей был больший объем знаний, зато у старшеклассников - опыт игры в команде, умение быстро определить правильную версию. Овацией болельщики наградили капитана команды выпускников, который сумел за одну минуту дать больше двадцати правильных ответов. В очень упорной борьбе победила сборная выпускников. «Победителям - ученикам от побежденных учителей» - эту фразу услышали ребята от их наставников при вручении наград. Такую игру решили сделать традиционной. На следующий год состоялась вторая игра, и счет стал равным. А в 2014 году снова победу одержала команда учителей. Продолжение следует.
-
Результаты
Такой многолетний опыт проведения интеллектуальных игр не мог не дать положительных результатов.
Наши ученики неоднократно были победителями и призерами городских интеллектуальных конкурсов:
2010-2011 год - первое место среди старшеклассников школ города в интеллектуальном брейн-ринге (4 игры), проводимом городским клубом «Акцент».
2011-2012 год - выход в финал городского брейн-ринга среди восьмиклассников школ города, проводимом городским клубом «Акцент».
2
011-2012 год - 1 место в городской игре среди семиклассников «Космические дали»;
- 2 место в городской игре среди семиклассников «История России»;
- 1 место в городской игре среди семиклассников «История Иркутской области»;
- 1 место в городском интеллектуальном марафоне среди семиклассников по итогам всех игр;
- 1 место в городской игре среди выпускников школ «Люблю тебя, мой город!»;
- победа выпускников школы в «Своей игре» над командой учителей.
2013-2014 годы - 1 место в городском профориентационном конкурсе
«Охрана. Право. Безопасность».
Это, конечно, далеко не все конкурсы, в которых победили наши ученики, только те, в которых команды готовила библиотекарь.
-
Издательская деятельность библиотеки
Результатом научно-исследовательской деятельности стали путеводители:
- «Улицы Усть-Илимска»,
- «Памятники нашего города»,
- «Сердце, отданное детям» (о Л.П. Пичуеве»)
- «Память, высеченная в камне» (мемориальные доски Усть-Илимска»
- «История Усть-Илимска в значках»
Каждый из этих путеводителей был издан тиражом в 20 экземпляров, которые приобрели многие школьные, городские библиотеки, а также частные лица. В
В 2007 году библиотекой издан сборник вопросов для интеллектуальных игр «Что, Где, Когда, Зачем и Почему?». Книга состоит из трех разделов. Первый - это вопросы для блиц-игры, сгруппированные по различным отраслям знания, что позволяет их использовать как на уроке, так и во время внеклассных мероприятий.
Второй раздел - интеллектуальный калейдоскоп. Поиск ответов на эти вопросы требует логического мышления и некоторого времени для нахождения правильного решения. Они хороши для командной игры. Главное, что они интересны и познавательны, в вопросах часто есть подсказка и игроки, логически рассуждая, могут найти правильный ответ.
Третья часть - это тематические викторины. Для победы в них ребенку обязательно потребуется обратиться к дополнительной литературе: энциклопедиям, словарям, справочным изданиям, произведениям различных авторов и вдумчиво их прочесть, обращая внимание на детали.
В сборник вошли вопросы из различных телевизионных передач:
«Слабое звено», «Самый умный», «Твоя игра», многочисленных сборников, Интернета.
Данный сборник - это множество самых разнообразных вопросов различного уровня сложности, которые помогут проверить и свою эрудицию, и интересно провести разнообразные интеллектуальные соревнования.
В 2011 году библиотекой издан второй сборник разнообразных игр и вопросов различного уровня сложности для проведения интеллектуальных игр. Он является продолжением вышедшего в 2007 году сборника вопросов для интеллектуальных игр «Что? Где? Когда? Зачем? и Почему?», пользующимся большой популярностью у читателей.
Книга состоит из трех разделов.
Первый - это варианты игр, проводимых в форме «Своей игры».
Второй раздел - интеллектуальный калейдоскоп.
Третья часть - это вопросы для блиц - игры, сгруппированные по различным отраслям знания, что позволяет их использовать как на уроке, так и во время внеклассных мероприятий, например, для конкурса капитанов во время «Своей игры».
Книгу можно порекомендовать всем, кто работает со школьниками и заинтересован в их интеллектуальном развитии.
В библиотеке существует фонд исследовательских работ и докладов учащихся, написанных ими в разные годы. Все это способствует удовлетворению информационных и познавательных потребностей читателя, качественному и быстрому обслуживанию каждого пользователя библиотеки.
-
Распространение опыта
Опыт проведения интеллектуальных игр не раз представлялся общественности города - методическому объединению школьных библиотекарей, заместителям директоров школ города. В феврале 2012 год на городском уровне в рамках семинара «Школа-школе» присутствующим гостям показали «Свою игру» между командами выпускников школы и сборной учителей. Гости не только были членами жюри, но и очень азартно болели за обе команды. Они высоко оценили и уровень игры, и качество вопросов.
В 2014 году в школе прошел семинар для библиотекарей и педагогов города «Библиотека и интеллектуальное развитие школьников». Участниками семинара стали библиотекари города, района и коллеги из городских библиотек, которые дали высокую оценку работе школьной библиотеки. Присутствующим были представлены презентация и доклад, обобщающий многолетний опыт работы библиотекаря школы по интеллектуальному развитию школьников
Затем гостям показали ставшую уже в школе традиционной «Свою игру» между командами старшеклассников «Джентльмены удачи» и сборной учителей «Лампочка Ильича». Игра была очень интересной. До самого последнего финального вопроса сохранялась интрига - какая же из команд станет победителем. Гости были вовлечены в происходящее: они были не только членами жюри, но и азартно болели за обе команды.
В финале на сцене стояли все участники игры - и счастливые победители, и не менее счастливые «побежденные», гордые за своих учеников, а все зрители благодарили их аплодисментами за прекрасную игру и доставленное удовольствие.
Из отзывов коллег - библиотекарей: «Очень хороший познавательный семинар», «Мы увидели замечательные формы работы с детьми», «Приятно видеть такой профессионализм в работе библиотекаря и совместную работу коллектива школы при проведении таких мероприятий»
uiedu.ru/news/mkucro/2014/01/27/seminar-biblioteka-i-intellektualnoe-razvitie
Заключение
Являясь структурным подразделением образовательного учреждения, библиотека участвует в создании условий функционирования и развития воспитательной системы путем использования различных форм и методов индивидуальной и массовой работы.
Наша школа готовит учащихся к интеллектуальной деятельности, в том числе к интеллектуальному соперничеству, которые дети могут продемонстрировать в школьных интеллектуальных играх. Благодаря этому библиотека старается решить главную свою задачу - привлечь школьников к книге, поиску необходимой информации, пользованию рынком информационных технологий, чтобы читающий ребенок вырос в читающего взрослого, который был бы образованным, социально активным, обладал высокой культурой и интеллектом и мог плодотворно учиться и работать в современном обществе.
Приложение I
Текст гимна интеллектуальных игр
(втор текста: Б. Салибов, автор музыки: В. Шаинский,
Снова будем ждать мы.
будем ждать мы с нетерпеньем встречи:
значит, будет долгожданный вечер.
Вечер, где мы снова.
где мы снова повторим:
Итак: мы начинаем марафон!
Для чего? Для кого?
Чтоб ни осталось в стороне.
Никого! Никого!
Пусть не решить нам всех проблем,
не решить всех проблем.
Но станет радостнее всем,
интересней станет всем!
Текст клятвы участника интеллектуальной игры
- От имени всех участников игры я обещаю:
участвовать в школьных играх, уважая и соблюдая правила,
по которым они проводятся, в истинно спортивном духе,
во славу спорта (знаний), разума и во имя чести своей школы.
Текст клятвы членов жюри
- От имени всех судий я обещаю:
выполнять наши обязанности во время интеллектуальной игры со всей беспристрастностью, справедливостью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся.
Образец диплома для участников игры
«Ситиус, альтиус, фортиус- быстрее, выше, сильнее»
Образец диплома для участников игры
«Государственная символика»
Печатная продукция библиотеки
Награды победителей
13