Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников

Представляю вашему вниманию текст к опубликованной ранее на моем сайте презентации об интеллектуальном развитии школьников. Возможно, кто-то из коллег заинтересуется этим направлением работы нашей библиотеки школы №7 города Усть-Илимска. В статье обобщен опыт работы по данному направлению за несколько лет: научно-исследовательская деятельность школьников, интеллектуальные марафоны, игры, литературные конкурсы, викторины, а также издательская деятельность библиотеки. Кроме того, можно познакомить...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотека и интеллектуальное развитие школьников

Наша школа - "Школа успеха"- адаптивная общеобразовательная школа, где мы создаем равные шансы и условия детям для проявления достижений в той или иной отрасли знаний, в творческой или спортивной деятельности.

Введение в традиционный учебный процесс разнообразных форм обучения и внеурочных занятий, направленных на развитие личной мотивации к познанию, памяти, внимания, пространственного воображения, логического мышления и ряд других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагогического коллектива и «информационного сердца» всего педагогического сообщества - школьной библиотеки.

Поэтому и в библиотеке одно из приоритетных направлений работы - это научно-исследовательская работа ребят, участие в научно-практических конференциях, проведение общешкольных интеллектуальных марафонов, игр, турниров, конкурсов, викторин.


  1. Научно-исследовательская работа

В 2012 году работа Анны Кникст, ученицы 10 класса, «История страны и города в названиях улиц Усть-Илимска» заняла первое место на городской учебно-исследовательской конференции школьников «Шаг в будущее», а также на городской научно-практической конференции «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут». Очень приятно, что эта работа получила высокую оценку библиотечного сообщества, а материалы из нее размещены в Интернете на сайте «Народная энциклопедия Усть-Илима «Мой город». В феврале 2013 года Анна приняла участие в областной конференции школьников и заняла 2-е место.

В 2013 году в городской поисково-исследовательской конференции «Усть-Илимск, твои ветры в дорогу зовут», посвященной 40-летию города, ученица 6 класса Юневич Настя заняла 1-е место.

В 2014 году Юневич Анастасия с работой «Память, высеченная в камне»

о мемориальных досках города Усть-Илимска победила на городской научно-

практической конференции «Шаг в будущее!», VI городской конференции

«Усть-Илимск, твои ветры в дорогу зовут!», Третьей общероссийской заочной

научно-практической конференции «АГОРА-2014», и заняла второе место на XIV Региональных интеллектуальных соревнованиях юных исследователей

«Шаг в будущее, Байкальский Юниор!».

В декабре 2014 года ученица 8 класса Кольцова Екатерина заняла 1 место на

городской научно-практической конференции «Шаг в будущее!», представив

свою работу «История Усть-Илимска в значках».


  1. Интеллектуальные марафоны

И у детей, и у взрослых очень большой популярностью пользуются интеллектуальные игры: викторины, конкурсы, КВН и т. д. Они помогают проверить свою эрудицию, интеллект и интересно провести время. С 2008 года в школе стали традицией ежегодные интеллектуальные марафоны, в которых принимают участие школьники 4-11 классов. Эти игры проводятся четыре раза в год по определенной тематике.

Цель игры: создать условия для проявления интеллектуальных способностей школьников, их самореализации и эмоционально-психологических качеств, развития познавательного интереса.

Задачи:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся, их кругозора, повышение познавательного мотива;

  • формирование учебно-информационных навыков, умений самоорганизации в условиях конкурса, уважения к интеллектуальным возможностям других людей;

  • умение работать в команде;

  • развитие логического мышления;

  • выявление интеллектуалов школы.

Игры проводились в различных форматах - и как индивидуальные и как командные. Каждый ребенок мог принять участие в игре, причем в той форме и по такой теме, которая ему нравится, но для участия в играх ребятам необходимо было проявить не только свои знания и эрудицию, но и проделать большую предварительную работу: изучить литературу по предложенной теме. А они были самые разные:

  • «Ситиус, альтиус, фортиус - быстрее, выше, сильнее»;

  • «

    Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьниковГосударственная символика России, Иркутской области, города Усть-Илимска, школы № 7»;

  • «Безопасное колесо»;

  • «Далекому мужеству верность храня!»;

  • «Мир в твоей тарелке»;

  • «В мире чисел»;

  • «Города мира»,

По итогам каждой игры победители получали дипломы и медали, а по итогам всех игр в конце учебного года на премии «Овации» лучшие игроки награждались дипломами и призами. В разработке игр принимали участие библиотекарь школы Лазарева Т.Н., учителя-предметники.

В

Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников2010 году формат игры и правила было решено изменить. Ее стали проводить в форме командной «Своей игры», причем для каждого возраста свою, то есть, по каждой теме необходимо было составить три варианта игры для: для 5-6 классов, 7-8 классов и 9-10 классов, с учетов возрастных особенностей ребят.

Вот темы некоторых из них:

«История земли Иркутской»,

«И снова музыка звучит»,

«Обо всем на свете»,

«Гордиев узел»,

«Умей бороться до конца»,

«Не играй с огнем».

Поиск ответов на вопросы этих игр требует логического мышления и некоторого времени для нахождения правильного решения. Главное, что они интересны и познавательны, в вопросах часто есть подсказка и игроки, логически рассуждая, могут найти правильный ответ. Как утверждают сами «умники» энциклопедические знания для игры не нужны, просто нужно знать золотое правило: вся информация для того, чтобы «взять» вопрос, содержится в самом вопросе.

В 2011-2012 году впервые решили провести «Свою игру» между командами выпускников школы и сборной учителей. Это было замечательная игра. Конечно, на стороне учителей был больший объем знаний, зато у старшеклассников - опыт игры в команде, умение быстро определить правильную версию. Овацией болельщики наградили капитана команды выпускников, который сумел за одну минуту дать больше двадцати правильных ответов. В очень упорной борьбе победила сборная выпускников. «Победителям - ученикам от побежденных учителей» - эту фразу услышали ребята от их наставников при вручении наград. Такую игру решили сделать традиционной. На следующий год состоялась вторая игра, и счет стал равным. А в 2014 году снова победу одержала команда учителей. Продолжение следует.

  1. Результаты

Такой многолетний опыт проведения интеллектуальных игр не мог не дать положительных результатов.

Наши ученики неоднократно были победителями и призерами городских интеллектуальных конкурсов:

2010-2011 год - первое место среди старшеклассников школ города в интеллектуальном брейн-ринге (4 игры), проводимом городским клубом «Акцент».

2011-2012 год - выход в финал городского брейн-ринга среди восьмиклассников школ города, проводимом городским клубом «Акцент».

2



011-2012 год - 1 место в городской игре среди семиклассников «Космические дали»;

- 2 место в городской игре среди семиклассников «История России»;

- 1 место в городской игре среди семиклассников «История Иркутской области»;

- 1 место в городском интеллектуальном марафоне среди семиклассников по итогам всех игр;

- 1 место в городской игре среди выпускников школ «Люблю тебя, мой город!»;

- победа выпускников школы в «Своей игре» над командой учителей.

2013-2014 годы - 1 место в городском профориентационном конкурсе

«Охрана. Право. Безопасность».

Это, конечно, далеко не все конкурсы, в которых победили наши ученики, только те, в которых команды готовила библиотекарь.


  1. Издательская деятельность библиотеки

Результатом научно-исследовательской деятельности стали путеводители:

- «Улицы Усть-Илимска»,

- «Памятники нашего города»,

- «Сердце, отданное детям» (о Л.П. Пичуеве»)

- «Память, высеченная в камне» (мемориальные доски Усть-Илимска»

- «История Усть-Илимска в значках»

Каждый из этих путеводителей был издан тиражом в 20 экземпляров, которые приобрели многие школьные, городские библиотеки, а также частные лица. В

В 2007 году библиотекой издан сборник вопросов для интеллектуальных игр «Что, Где, Когда, Зачем и Почему?». Книга состоит из трех разделов. Первый - это вопросы для блиц-игры, сгруппированные по различным отраслям знания, что позволяет их использовать как на уроке, так и во время внеклассных мероприятий.

Второй раздел - интеллектуальный калейдоскоп. Поиск ответов на эти вопросы требует логического мышления и некоторого времени для нахождения правильного решения. Они хороши для командной игры. Главное, что они интересны и познавательны, в вопросах часто есть подсказка и игроки, логически рассуждая, могут найти правильный ответ.

Третья часть - это тематические викторины. Для победы в них ребенку обязательно потребуется обратиться к дополнительной литературе: энциклопедиям, словарям, справочным изданиям, произведениям различных авторов и вдумчиво их прочесть, обращая внимание на детали.

В сборник вошли вопросы из различных телевизионных передач:

«Слабое звено», «Самый умный», «Твоя игра», многочисленных сборников, Интернета.

Данный сборник - это множество самых разнообразных вопросов различного уровня сложности, которые помогут проверить и свою эрудицию, и интересно провести разнообразные интеллектуальные соревнования.

В 2011 году библиотекой издан второй сборник разнообразных игр и вопросов различного уровня сложности для проведения интеллектуальных игр. Он является продолжением вышедшего в 2007 году сборника вопросов для интеллектуальных игр «Что? Где? Когда? Зачем? и Почему?», пользующимся большой популярностью у читателей.

Книга состоит из трех разделов.

Первый - это варианты игр, проводимых в форме «Своей игры».

Второй раздел - интеллектуальный калейдоскоп.

Третья часть - это вопросы для блиц - игры, сгруппированные по различным отраслям знания, что позволяет их использовать как на уроке, так и во время внеклассных мероприятий, например, для конкурса капитанов во время «Своей игры».

Книгу можно порекомендовать всем, кто работает со школьниками и заинтересован в их интеллектуальном развитии.

В библиотеке существует фонд исследовательских работ и докладов учащихся, написанных ими в разные годы. Все это способствует удовлетворению информационных и познавательных потребностей читателя, качественному и быстрому обслуживанию каждого пользователя библиотеки.


  1. РТекст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьниковаспространение опыта

Опыт проведения интеллектуальных игр не раз представлялся общественности города - методическому объединению школьных библиотекарей, заместителям директоров школ города. В феврале 2012 год на городском уровне в рамках семинара «Школа-школе» присутствующим гостям показали «Свою игру» между командами выпускников школы и сборной учителей. Гости не только были членами жюри, но и очень азартно болели за обе команды. Они высоко оценили и уровень игры, и качество вопросов.

В 2014 году в школе прошел семинар для библиотекарей и педагогов города «Библиотека и интеллектуальное развитие школьников». Участниками семинара стали библиотекари города, района и коллеги из городских библиотек, которые дали высокую оценку работе школьной библиотеки. Присутствующим были представлены презентация и доклад, обобщающий многолетний опыт работы библиотекаря школы по интеллектуальному развитию школьников

Затем гостям показали ставшую уже в школе традиционной «Свою игру» между командами старшеклассников «Джентльмены удачи» и сборной учителей «Лампочка Ильича». Игра была очень интересной. До самого последнего финального вопроса сохранялась интрига - какая же из команд станет победителем. Гости были вовлечены в происходящее: они были не только членами жюри, но и азартно болели за обе команды.

В финале на сцене стояли все участники игры - и счастливые победители, и не менее счастливые «побежденные», гордые за своих учеников, а все зрители благодарили их аплодисментами за прекрасную игру и доставленное удовольствие.

Из отзывов коллег - библиотекарей: «Очень хороший познавательный семинар», «Мы увидели замечательные формы работы с детьми», «Приятно видеть такой профессионализм в работе библиотекаря и совместную работу коллектива школы при проведении таких мероприятий»

uiedu.ru/news/mkucro/2014/01/27/seminar-biblioteka-i-intellektualnoe-razvitie

Заключение

Являясь структурным подразделением образовательного учреждения, библиотека участвует в создании условий функционирования и развития воспитательной системы путем использования различных форм и методов индивидуальной и массовой работы.

Наша школа готовит учащихся к интеллектуальной деятельности, в том числе к интеллектуальному соперничеству, которые дети могут продемонстрировать в школьных интеллектуальных играх. Благодаря этому библиотека старается решить главную свою задачу - привлечь школьников к книге, поиску необходимой информации, пользованию рынком информационных технологий, чтобы читающий ребенок вырос в читающего взрослого, который был бы образованным, социально активным, обладал высокой культурой и интеллектом и мог плодотворно учиться и работать в современном обществе.

Приложение I


Текст гимна интеллектуальных игр

(втор текста: Б. Салибов, автор музыки: В. Шаинский,

Снова будем ждать мы.

будем ждать мы с нетерпеньем встречи:

значит, будет долгожданный вечер.

Вечер, где мы снова.

где мы снова повторим:

Итак: мы начинаем марафон!

Для чего? Для кого?

Чтоб ни осталось в стороне.

Никого! Никого!

Пусть не решить нам всех проблем,

не решить всех проблем.

Но станет радостнее всем,

интересней станет всем!

Текст клятвы участника интеллектуальной игры

- От имени всех участников игры я обещаю:

участвовать в школьных играх, уважая и соблюдая правила,

по которым они проводятся, в истинно спортивном духе,

во славу спорта (знаний), разума и во имя чести своей школы.

Текст клятвы членов жюри

- От имени всех судий я обещаю:

выполнять наши обязанности во время интеллектуальной игры со всей беспристрастностью, справедливостью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся.


Образец диплома для участников игры

«Ситиус, альтиус, фортиус- быстрее, выше, сильнее»

Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников


Образец диплома для участников игры

«Государственная символика»

Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников



Печатная продукция библиотеки


Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьниковТекст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников

Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьниковТекст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников

Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьниковТекст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников

Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников

Награды победителей

Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьниковТекст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников

Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников Текст к презентации Библиотека и интеллектуальное развитие школьников

13


© 2010-2022