Статья Ситуация успеха в учебной деятельности

Ситуация успеха в учебной деятельности Положительные эмоции являются для ребенка важнейшим стимулом в учебной работе. Но ситуацию успеха нужно создавать продуманно, с учетом многих факторов. Это только кажется, что достаточно раз или два организовать для ученика переживание успеха, удовлетворения – и высокий уровень мотивации, его интереса и познавательной активности обеспечен. Результат можно получить совсем неожиданный: постоянное ощущение успешности может сформировать не столько активное, ско...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кокряцкая Светлана Владимировна

МОБУ СОШ №5 г.Благовещенска РБ

Ситуация успеха в учебной деятельности

Положительные эмоции являются для ребенка важнейшим стимулом в учебной работе. Но ситуацию успеха нужно создавать продуманно, с учетом многих факторов. Это только кажется, что достаточно раз или два организовать для ученика переживание успеха, удовлетворения - и высокий уровень мотивации, его интереса и познавательной активности обеспечен. Результат можно получить совсем неожиданный: постоянное ощущение успешности может сформировать не столько активное, сколько пассивное отношение к учению (когда успех уже перестает волновать ученика).

Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполнения какой-то работы. Помня об этих положительных эмоциях, он и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу, т.е. если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то впоследствии можно снова успешно настроить его на будущую деятельность. «Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что организовал учитель…»

Почему же педагогов привлекают исследования в области влияния успеха/неуспеха на деятельность человека? Несомненно, потому что:

- переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;

- у него появляется желание вновь достичь хороших результатов, чтобы еще раз пережить эту радость от успеха;

- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Однако опытные педагоги и психологи предупреждают о возможных негативных реакциях, стрессовых состояниях, возникающих после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс?

Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей.

Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация; если в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая.

В-третьих, переживание успеха может быть омрачено для человека тем, что результат важный и значимый для него самого, неадекватно оценен другими людьми. Так, успех, достигнутый в «главных» и «неглавных» учебных предметах, переживается ребенком одинаково интенсивно. Но отношение взрослых часто снижает эту радость: «Пятерка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…» Через снижение значимости переживаемого успеха мы, взрослые, влияем на формирование у ребенка отношения ко всему учебному процессу.

Успех в учении необходим. Однако нужно учитывать, что успех сугубо индивидуален, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное отличником и неуспевающим учеником, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, следовательно, его достижения должны быть оценены как более значимые.

Таким образом, учитывая все эти тонкости и тесно взаимодействуя с учениками и их родителями, педагог достигнет высокого положительного результата при создании ситуации успеха в учебной деятельности.


Используемая литература

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Ч.1 - Екатеринбург, 1992г.

  2. Глассер У. Школы без неудачников. - М., 1991г.

© 2010-2022