Рабочая программа по внеурочной деятельности Православие 1-2 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«ПРАВОСЛАВИЕ»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и практическая значимость программы

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем страны, о ее молодежи. Анализ ситуации в стране за последние годы показал:

  • нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;

  • в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.

Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов общества.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Все эти проблемы и привели к разработке программы «Православие», которая рассчитана на 2 года обучения в начальной школе.

Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с требованиями Временного государственного стандарта начального общего образования.

Цель программы: формирование базовой культуры личности школьника.

Задачи программы:

  • дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;

  • развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;

  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

  • развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;

  • развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;

  • развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;

  • развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Отличительные особенности программы

Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире. Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным. Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Структура программы организована на основе принципов:

  • принцип нравственной значимости и художественности материала;

  • принцип привлекательности и доступности для детей;

  • принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец

  • художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).

  • преемственности,

  • последовательности,

  • развития,

  • концентричности

  • личностно-ценностного соответствия.

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

В программе разработаны сквозные событийные линии.

Событийные линии:

  1. Великая радость ученья книжного (первая неделя сентября).

  2. Рождество Богородицы - Успение Богородицы. Круг жизни. Промысел Божий. Божественное домостроительство (3 неделя сентября).

  3. Монашество: история возникновения, монашеская культура (2 неделя октября).

  4. Хлеб жизни. Плоды земные. Поле - образ, понятие, символ (4 неделя октября).

  5. Защита Отечества - Казанская. Родина, родной дом. Служение Отечеству (2 неделя ноября).

  6. Рождество - Крещение. (Пост - путь-дорога; обновление Бытия) (с 4 недели ноября по 2 неделю января).

  7. Перемена (метанойя - покаяние). Масленица - Прощеное воскресение. Усилие к обновлению - пост. Позитивная аскеза (февраль, март).

  8. Пасха (апрель - май).

  9. Радоница - Вселенская Пасха. Вечная жизнь. "Зеленые святки". Вознесение. Троица.

  10. День славянской письменности и культуры (четвертая неделя мая).

Каждая сквозная линия отражает развитие рассматриваемой темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Программа реализуется в течение двух лет. Общее количество часов в год в 1 классе - 33 ч, во 2 - 34 ч. Периодичность занятий - 1 ч в неделю.

Программа предназначена для учащихся 1-х, 2-х классов.

Прогнозируемые результаты:

  1. Дети должны усвоить:

  • Основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)

  • Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)

  • Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность)

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы;

  • Быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;

  • Демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

  • Осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

  • Уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки;

  • Терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

  • Действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;

  • Выглядеть опрятно и аккуратно;

  • Осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии;


учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);


учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;


преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);


находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);


слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));


совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;


учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);


привлечение родителей к совместной деятельности.


Освоение школьниками учебного модуля «Православие» должно обеспечить следующие предметные результаты:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;


  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;


  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие,


  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Формы подведения итогов:

  • Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем - размышляем», творческие проектные работы детей.

  • Формой итогового контроля является коллективный творческий проект

  • Выставки рисунков, поделок

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (33 часа)

1 класс

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем.

Кол-во часов

Дата

Кол - во часов

Ауд.

Внеауд

1

Урок знакомства

1


1


2

В начале было слово

1


1


3

Сотворение мира

1


1


4

Матерь Господа нашего

1


1


5

Слово о родителях

1


1


6

Светлый образ: детские годы Сергия Радонежского

1


1


7

Образ Богородицы: язык и символика одежды

1


1


8

Гордость рождает зло.

1


1


9

Как сохранить дружбу?

1


1


10

Встречи добрые и злые.

1


1


11

О любви и кротости.

1


1


12

О скромности и терпении.

1


1


13

О доброте и сострадании

1



1


14

Образец доброты и кротости. Любовь к людям, смирение и трудолюбие святого Серафима Саровского.

1



1


15

Рождество Христово и Новый год. Чем отличаются два праздника?

1


1


16

В преддверии светлого праздника.

История праздника Рождества Христова и народные традиции, связанные с ним..

1



1


17

Вода живая. Значение праздника Крещения Господня и народные обычаи, связанные с ним.

1



1


18

Как нужно просить прощения. Обычай покаяния в «прощёный день».

1



1


19

Подвиг любви.

1



1


20

О мужестве и верности.

1


1


21

Береги честь смолоду.

1


1


22

О любви к животным.

1


1


23

Весенние праздники и заботы.

1


1


24

Праздник Воскресения Христова. Смысл и значение праздника Пасхи. Народные обычаи, связанные с ним.

1


1


25

Пасхальная радость.

1



1

26

О послушании.

1


1


27-29

Чему нас учат русские народные сказки.

3


3


30

Герои - защитники Отечества.

1


1


31

Подвиг святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.

1


1


32-33

Святыни родного города. Урок-экскурсия к храму.

2


1

1











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)

2 класс


№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Семена добра и правды.

1

2

Библия - Великая книга человечества

1

3

Золотая осень - золотой праздник.

1

4

Святость семьи и родного очага.

1

5

Святость семьи и родного очага.

1

6

Народный заступник.

1

7

Под покровом любви.

1

8

Братская любовь крепче каменных стен.

1

9

Родная земля и ее Заступница.

1

10

Принеси другому радость.

1

11

Что ты знаешь о своём имени.

1

12

Добро и зло в душе человека.

1

13

Праздник девочек.

1

14

Святой Митрофан Воронежский - небесный покровитель нашего края.

1

15

Кто скрывается под маской Санта-Клауса.

1

16

О чем возвестила звезда

1

17

Человек живёт для добра

1

18

«Добро творить - себя веселить».

1

19

Бедность и богатство.

1

20

Гордость - дружбе помеха.

1

21

Человек славен трудом.

22

Человек славен трудом.

1

23

Широкая масленица.

1

24

Храни душу свою.

1

25

О красоте внутренней и внешней.

1

26

Жизнь, отданная за людей

1

27

Любимый христианский праздник моего народа - Пасха Христова

1

28

Праздник Воскресения Христова.

1

29

Народная память. Радоница.

1

30

О мужестве и славе.

1

31

О мужестве и славе.

1

32

Герои наших дней

1

33

Молнии слов светозарных

1

34

Заключительное занятие.

1



© 2010-2022