Иван-царевич и Шашин-царь (сценарий)

Игровая программа для младшего школьного возраста по курсу игры в русские шашки. Ребята попадают в сказку, где вместе с Иваном-царевичем выполняют задания Шашина-царя, освобождая Марью-царевну. Сценарий включает в себя не только задания, в которых участникам необходимо блеснуть интеллектом и знанием шашечных правил, но и подвижные игры.  Длительность мероприятия: 1,5 часа. Перечень игр и заданий: Подвижная игра «Путешествие» Задание «Ворота» Задание «Паркет (Собери доску)» Задание «Самотканый ковер» Задание «Загадки Шашечного царства» Задание «Шашечная чехарда» (подвижная игра) Задание «Победи чехардистов» Задание «Шашечные салки» Задание «Догони скорохода» Задание «Бешеная шашка» (подвижная игра) Задание «Итоговый турнир по русским шашкам»
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр «Меридиан»

622034, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Мира, 18

телефон: 41-13-12







«Иван-царевич и Шашин-царь» (игровая программа)

для младшего школьного возраста





Овечкина Елена Александровна,

педагог дополнительного образования,

[email protected]



Пояснительная записка

Цель: в занимательной и доступной игровой форме через организацию детского досуга сообщить новые знания, обобщить, закрепить, систематизировать и скорректировать имеющиеся у участников программы представления об игре в русские шашки, развивать умение играть в них, воспитывать любовь и интерес к данному виду спорта.

Задачи:

  1. Учить детей рационально и эффективно организовывать свой досуг во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

  2. Обучать адекватному построению межличностного взаимодействия, социальной коммуникации.

  3. Определить уровень владения детьми знаниями о русских шашках и правилах игры в них.

  4. Формировать у детей интерес к шашкам как виду спорта.

  5. Отрабатывать с помощью игровых заданий навык поиска самостоятельных творческих решений, подбора оптимальных вариантов.

  6. Развивать умение слаженной работы в команде для достижения общей цели.

  7. Развивать личность детей, их восприятие, воображение, память, внимание, творческое, логическое и наглядно-образное мышление, волевые качества, эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, наблюдательность и целеустремленность, активность, самостоятельность и самокритичность, инициативность, психологическую гибкость, познавательные потребности, речевые навыки и другие личностные качества.

  8. Воспитывать у детей уважение к своему противнику, к окружающим, дисциплинированность, ответственность за собственные поступки.

  9. Создавать комфортную атмосферу сотрудничества, взаимопомощи, поддержки.

Условия и особенности реализации игровой программы

Представленная игровая программа является альтернативой шашечных турниров, традиционно проводимых в каникулярное время в лагерях дневного пребывания на базе образовательных учреждений. Она реализуется с детьми, имеющими навык игры в русские шашки, знакомых с ее правилами и прошедшими курс начального обучения данной игре (на базе учреждений дополнительного образования, школьных факультативов или самостоятельно, в домашних условиях). Благодаря разнообразию конкурсных заданий, настоящая игровая программа позволяет охватить те аспекты имеющихся у детей знаний и навыков шашечной игры, которые, как правило, не получают должного освещения, остаются невостребованными в классических шашечных состязаниях, а также проверить уровень овладения юными игроками базовым материалом шашечного курса (в связи с этим проведение праздника по данной программе может быть также рекомендовано в качестве завершающего занятия по этому разделу). Кроме того, организация и проведение подобного праздника могут стать эффективным способом увеличения количества детей, заинтересовавшихся обучением шашкам, вместе с их семьями, а также упрочить мотивацию тех, кто уже умеет играть. Таким образом, помимо развлекательной функции данная программа имеет весьма значимую образовательную и пропагандирующую функцию, что нашло свое отражение в ее цели и задачах. Отдельным достоинством программы является минимальный перечень материально-технического и информационно-методического обеспечения, все материалы и оборудование из которого являются легкодоступными и при необходимости могут быть изготовлены самостоятельно.

Методическую специфику и условия реализации игровой программы целесообразно представить в виде перечня следующих рекомендаций:

- проведение мероприятия по настоящей программе желательно организовывать в просторном, хорошо проветриваемом помещении, с необходимым оборудованием (см. список), поскольку конкурсные задания предполагают установку мест для выполнения письменных заданий и состязаний за шахматными досками, а также пространство для подвижных игр;

- персонажи сказочного сюжета, задействованные в программе, также являются судьями, оценивающими правильность действий и ответов участников, их навыки игры, в связи с чем рекомендуется выбирать для исполнения данных ролей имеющих достаточный уровень знаний и навыков в русских шашках (сотрудники учреждения, родители, подростки старшего школьного возраста);

- во время проведения конкурсов для наблюдения за порядком, следованием правилам, для разрешения спорных вопросов, начислением и подсчетом баллов участникам команд, для помощи в подготовке материалов и оборудования при смене конкурсов рекомендуется назначать дополнительных судей из числа старших гостей или сотрудников учреждения, не задействованных в мероприятии;

- по ходу сюжетного действия персонажи живо реагируют на происходящее в игре, если необходимо меняя текст, импровизируя, подбадривая команды, эмоционально реагируя на все происходящее в игре и пытаясь вызвать у ее участников соответствующий отклик, «заразить» деятельностью и активностью;

- перед началом мероприятия по игровой программе необходимо обеспечить соблюдение ведущими, гостями и участниками техники безопасности, проверить готовность и рабочее состояние материалов и оборудования.

Описание формата игровой программы

Возраст участников: 7-8 лет.

Количество участников: 20 человек.

Количество участников может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от достаточности материально-технического обеспечения мероприятия, однако оно обязательно должно оставаться четным для возможности дальнейшего создания игровых пар. При увеличении количества участников возможно увеличение количества наблюдателей за игрой.

Продолжительность игровой программы: 1 час.

№ этапа п/п

Деятельность ведущих и участников

Время, мин.

1

Вступление. Создание заинтересованности и настроя. Завязка сюжета: появление Ивана-царевича

6

2.

Подвижная игра «Путешествие»

2

3.

Появление Шашина-царя. Жеребьевка. Распределение участников по командам

3

4.

Задание «Ворота»

3

5.

Задание «Паркет (Собери доску)»

5

6.

Задание «Самотканый ковер»

5

7.

Задание «Загадки Шашечного царства»

5

8.

Задание «Шашечная чехарда» (подвижная игра)

5

9.

Задание «Победи чехардистов»

3

10.

Задание «Шашечные салки»

4

11.

Задание «Догони скорохода»

2

12.

Задание «Бешеная шашка» (подвижная игра)

5

13.

Задание «Итоговый турнир по русским шашкам»

7

14.

Подведение итогов, награждение победителей

5

Итого

60

Литературный сценарий


(Звучит плавная, веселая музыка, появляется Ведущая)

Ведущая:

Есть на свете такая игра,

Что недаром зовется чудесной,

И в нее от утра до утра

Всем ребятам играть интересно.

Есть там дама, но нет короля,

Там едят - не халву, не коврижки.

Осторожно по черным полям

Черно-белые ходят там фишки.

В них играет юнец и старик,

И малыш, ещё ростом с букашку.

К той игре каждый с детства привык,

А игра эта - русские шашки!1

Здравствуйте, мои маленькие друзья, шашководы и шашкоеды! Приветствую вас в нашем тридевятом царстве, тридесятом государстве - в стране Волшебных шашек.

Как вы к нам добрались? Не устали, не потерялись по дороге? А ну-ка, проверим, все ли на месте? Те, кто меня видит, похлопайте в ладоши вместе со мной: хлоп-хлоп (дети выполняют движения за Ведущей) Отлично! А те, кто меня слышит, потопали ножками: топ-топ! (дети топают) Замечательно! А те, кто умеет и любит играть в шашки, поднимите ручки вверх и крикните: «Я!» (дети выполняют задание) Мо-лод-цы! Я вижу, все в сборе. А значит, мы можем отправляться в интереснейшее, чудеснейшее, удивительнейшее, головокружительнейшее…

(Раздается звук спущенной тетивы, к Ведущей вылетает стрела)

Ведущая: (удивленно оглядывается по сторонам, не замечая стрелы)

То ли леший нынче рьян,

То ли воздух нынче пьян,

То ли в ухе приключился у меня какой изъян?2(чешет в ухе)

Ребята, вы ничего не слышали? (дети подсказывают, где искать стрелу)

Ба!.. Что такое, что за диво? (находит и поднимает стрелу)

Кто же так стреляет криво?

Как вы думаете, ребята, чья это стрела? (дети высказывают предположения)

Чья стрела? Эй, назовись!

Перед нами появись!

(Появляется Иван-царевич)

Иван-царевич: Здравствуй, красна девица! (кланяется в пояс) Не прогневись забавой молодецкой! Прошу нижайше прощения за свое упущение! Повелел мне царь-батюшка невесту себе сыскать. Пошел я в чисто поле, натянул тугой лук да пустил стрелу каленую. Полетела стрела за тридевять земель…

Ведущая: (шутливо) Прямо к лягушке в болото!

Иван-царевич: Да нет. Царевну-лягушку уже другой царевич в жены взял. Из соседнего царства. Так вот, полетела стрела за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство… да и залетела в ваши хоромы.

Ведущая: (шутливо-возмущенно) Так ведь и убить можно!

Иван-царевич: Я ж нечаянно!

Ведущая: (шутливо-возмущенно) А за нечаянно бьют отчаянно! Экий ты, царевич, неловкий!.. А как звать-то тебя?

Иван-царевич: Иваном. И почему это сразу неловкий? Да я… Я, если хочешь знать, в шашки ловчее всех челядь во дворце обыгрывал! И даже самого батюшку!

Ведущая: В шашки? (смеется) Повезло тебе, царевич! (хлопает по плечу) Попал ты в тридевятое царство, тридесятое государство - в Волшебную шашечную страну.

Иван-царевич: Вот так удача! А скажи-ка, красна девица, нет ли у вас девицы какой на выданье? Я б посватался, коль пó сердцу пришлась. Вот ты, например…

Ведущая: Я? (смеется) Прости, царевич, я замуж не тороплюсь. Особенно за таких лучников… Да ты не грусти! Есть у нашего Шáшина-царя дочка - Марья-царевна свет Дáмковна. Раскрасавица писаная! Вся в меня! Ну, может чуть-чуть похуже. Так что повезло тебе, царевич, дважды! (хлопает по плечу сильнее, чем в прошлый раз) Вот к ней бы тебе посвататься.

Иван-царевич: Спасибо тебе, красна девица! Век не забуду твоей доброты!

Ведущая: Да пожалуйста! Для хорошего человека добра не жалко!.. И кстати, никакая я не красная, а даже наоборот (красуется) - черно-белая, как зебра на березке… (на реакцию детей) Да-а, у нас везде тут зебры по березам лазят. А у вас не так, что ли? Да ну вас!

Иван-царевич: А как дорогу-то найти к вашему царю?

Ведущая: Да очень просто! Пойдешь прямо до шестой горизонтали, потом свернешь на вертикаль «жэ», а там по «большой дороге» сикось-накось вокруг да около всё вперед и вперед задом наперед тихим шашечным ходом… (Иван-царевич в недоумении) Не понял? Так я ж говорю: пойдешь прямо до шестой горизонтали… Да вон тебя сейчас ребята проводят! Они все тропинки в нашем царстве-государстве назубок знают. Правда, ребята? (реакция детей)

Подвижная игра «Путешествие»

Дети встают и маршируют по кругу под 1, 2 куплет и припев песни «Пусть поет нам ветер веселей…» («Песенка о дружбе» из музыкальной сказки «Приключения в стране Мульти-Пульти»; слова А. Хайта, музыка Б. Савельева и А. Флярковского, исполняет Большой детский хор ВР и ЦТ им. В.С. Попова), повторяя все движения за ведущим (Иваном-царевичем).

1-ый куплет:

(маршируют под музыкальный проигрыш, высоко поднимая колени)

Пусть поёт нам ветер веселей,

(хлопают в ладоши)

Пусть нам солнце ласковое светит.

(поднимают руки над головой, раскачивают ими)

Кто имеет на земле друзей,

(кладут руки друг другу на плечи, идут «паровозиком»)

Тот не зря живёт на белом свете.

Припев:


Раз, два, горе - не беда,

(резко выбрасывают вверх правую, затем левую руку, поочередно меняя их)

Унывать не надо никогда!

Выше нос, и хвост держи трубой,

(показывают «нос», приставляют руку сзади и показывают «хвост»)

Знай, что верный друг всегда с тобой!

(маршируют, высоко поднимая колени)

2-ой куплет:

(повторяют движения для первого куплета)

Кто на ветер не бросает слов,

Кто в беде не дрогнет от испуга,

Кто отдать последнее готов -

Только тот достоин званья друга.

Припев:

(повторяют движения для припева)

Раз, два, горе - не беда,

Унывать не надо никогда!

Выше нос, и хвост держи трубой,

Знай, что верный друг всегда с тобой!

Музыка смолкает, ведущий и дети останавливаются перед столами и демонстрационной шахматной доской.

Иван-царевич: (показывая на демонстрационную доску) Что за диво? Что за чудо клетчатое-разноклетчатое? Уж не это ли ворота во дворец Шашина-царя? Как думаете, ребята? (ответ детей) Что ж, нам туда и надо. Попробуем их открыть (подходит к доске, делает движения, как будто пытается открыть ворота; у него не выходит) Что же делать? Не хочет царь нас пускать. Что делать, ребята? (варианты «постучать», «перелезть» и подобные не дают результата) Может, слова нужны волшебные? Кто помнит, какие слова обычно в сказках говорят, когда нужно отпереть двери? (ответы детей: «Сезам, откройся», «Дерни за веревочку - дверца и откроется» и т.д.) Может, волшебные ворота проверяют, насколько мы дружные? Давайте скажем хором… (дети и Иван-царевич хором кричат волшебные слова. На третьем крике появляется Шашин-царь)

Шашин-царь: (грозно) Что такое? Кто шумит? Кто мне, Шашину-царю, спать-почивать… эээ, то есть дела государственные вершить мешает?

Иван-царевич: (почтительно кланяется) Не сердись, великий и грозный Шашин-царь, шашечный владыка. Дозволь слово сперва молвить.

Шашин-царь: (милостиво) Довзоляю.

Иван-царевич: Пришел я, о мудрый государь, за дочерью твоей, за Марьей-царевной. Хочу взять ее себе в жены.

Шашин-царь: (снова грозно) Ишь, чего удумал! Я Марью-царевну, доченьку мою ненаглядную, с малых лет растил, поил, кормил, холил да лелеял. А ты налетел ясным соколом да на белу горлинку. Да кто ты такой?!

Иван-царевич: Я Иван-царевич!

Шашин-царь: Вижу, что царевич! Да хоть и царевич - сперва докажи, что смел да удал, умен да хитер. Отгадай все загадки мои каверзные, реши задачи искусные, а уж потом отдам я за тебя Марью-царевну. Если, конечно, справишься.

Иван-царевич: Ничего, справлюсь. Мне ребята помогут. Правда, ребята? (реакция детей)

Шашин-царь: Э, нет, так не честно! Такой ордой - и на одного. Тогда пусть и мне ребята помогают. Поделим мы с тобой их на равных, так честнее будет. Чьи помощники одолеют - того и правда. А поможет нам разделить их по справедливости мой волшебный мешочек (достает мешочек с жребием)

Жеребьевка

Каждый ребенок по очереди подходит к ведущему (Шашину-царю) и вытягивает из «Волшебного мешочка» одну шашку наугад. В итоге все дети делятся на 2 равных команды по цвету попавшихся им шашек: «Черные» и «Белые». После этого шашки возвращаются обратно в мешочек.

Шашин-царь: Вот, теперь, царевич, готов я с тобой состязаться. И вот тебе первая моя задача: открой ворота хитроумные в мой дворец. А для того разверни доску, на них прикрепленную, как должна она лежать перед противниками в начале игры, когда те за нее садятся. А ребята пускай тебе помогают.

Задание «Ворота»

Дети подходят к столам, на которых лежат шахматные доски (у каждого игрока по своей доске). Задача игроков: расположить доску правильно по отношению к себе (левый нижний угол маркирован А1). Победный балл присуждается команде, большинство участников которой быстрее и правильнее справилось с заданием. Если задание выполнено командами вничью, каждой команде присуждается 0,5 балла.

Шашин-царь: Ай, молодец, царевич! И вы ребята, молодцы! Добро пожаловать в мой дворец! Таким гостям я всегда рад! Покажу я вам все чуда чудные, дива дивные, что есть в моей стране.

Иван-царевич: Что же, царь, никак ремонт у тебя? (указывает на столы, на которых разложены фрагменты шахматной доски)

Шашин-царь: Да, вот паркет решил перестелить. Может, женишок, покажешь, какой ты умелый да работящий - положишь пару плиточек?


Задание «Паркет (Собери доску)»

Дети подходят к столам, на которых лежат фрагменты шахматной доски, разделенной на 4-5 частей (у каждого игрока по своему набору фрагментов). Задача игроков: собрать доску. Победный балл присуждается команде, большинство участников которой быстрее и правильнее справилось с заданием. Если задание выполнено командами вничью, каждой команде присуждается 0,5 балла.

Шашин-царь: Ну, царевич, какие у нас ребята старательные, работящие. Настоящие умельцы! И все же моим мастерам не чета. У меня в царстве знаешь, какие мастера башковитые, мастеровитые? За пять минут соткут волшебный ковер-чудесный узор, клеточка к клеточке, петелька к петельке. А потом нитки распустят, смотают да и обратно в коробку сложат. Посмотрим, сумеют ли ребята твои такое чудо сотворить.

Задание «Самотканый ковер»

Дети подходят к столам, на которых лежат шахматные доски и наборы шашек в коробках. Задача игроков: расставить на доске шашки, выложив ими произвольный законченный рисунок (узор). Допускается чередование цветов и использование не всех шашек набора. Очки за эту часть задания присуждаются команде, большинство игроков которой быстрее и правильнее справилось с ним, а также предложили больше не повторяющихся сложных рисунков. Во второй части детям предлагается на скорость собрать шашки в коробку. Очки за эту часть задания присуждаются команде, большинство участников которой быстрее и правильнее справилось с ним. Очки, полученные за первую и вторую часть задания, суммируются для каждой команды. Победный балл присуждается команде, набравшей большее количество очков. Если количество очков у команд равно, задание считается выполненным вничью и каждой команде присуждается 0,5 балла.

Шашин-царь: Ну, удивили! Вижу-вижу, знатные мастера! Руками-то вы работать можете. А головой? Есть у меня книга одна, в ней все мудрости-премудрости со всего Шашечного царства собраны. Посмотрим, отгадаете ли вы хоть одну из нее загадку! А загадки-то будут трудные, шашченые!

Задание «Загадки Шашечного царства»

Дети слушают загадку и пытаются найти на ее правильный ответ. Право первой давать ответ предоставляется команде, игроки которой быстрее подняли руку, показывая свою готовность отвечать. Можно дать досрочный ответ, не дожидаясь, пока загадку прочитают целиком, однако если он будет неверным, загадка будет дочитана, но ход перейдет ко второй команде. Перед тем, как дать ответ, командам разрешается посовещаться 30 секунд. Ответить может любой игрок команды, причем неограниченное количество раз за тур. Если ответ дан неверный, слово предоставляется второй команде. Если вторая команда дает неверный ответ, ведущий сам объявляет отгадку. Победный балл присуждается команде, которая дала большинство правильных ответов. Победный балл присуждается команде, большинство участников которой быстрее и правильнее справилось с заданием. Если задание выполнено командами вничью (количество ответов равно), каждой команде присуждается 0,5 балла.

Загадки:

1. На каких же, увы и ах,

Ничего не растет полях? (на шахматных)

2. Пара линий - словно сестры:

У обеих платья пёстры,

Даже ростом обе схожи.

Ровно восемь быть их может.

Кто лежит, а кто стоит,

«Имена» их назови (горизонталь и вертикаль)

3. Словно лесенкой упругой,

Из угла тянусь я в угол,

Одноцветной я бываю,

Срезать путь вам помогаю.

Лишь по мне - таков закон! -

Ходят дамка или слон (диагональ)

4. Нас, известно в целом мире,

На доске шестьдесят четыре.

Но секрет откроем, что

В шашках нас бывает сто (клетки/поля)

5. Всем известно много лет -

Ходит первым этот цвет (белый)

6. Перепрыгнет шашка шашку.

Как ни будет жаль бедняжку,

Но с доски та пропадет.

Как зовется этот ход? (взятие/рубка)

7. Проморгаешь рубку вдруг -

Могут шашку взять за… (фук)

8. Прошагала я немало -

Самой сильной шашкой стала (дамка)

9. Если встать туда успею

Дамкой, то заверить смею,

Как бы ни был ты хорош,

Там меня ты не возьмешь («большая дорога», или большая диагональ)

10. Коль, под рубку подставляя,

Хочешь шашки сбыть с руки,

Значит то - игра такая

Будет зваться… (поддавки)

Шашин-царь: Вот так чудо небывалое! Перемудрили-таки ребята моих мудрецов! Устали, поди? Не хотите ли размять молодые косточки? (реакция детей) Есть у меня игра одна, в нее в моем царстве все играют. Чехарда называется. Ну-ка поглядим, кто из вас ловчее прыгает!

Задание «Шашечная чехарда» (подвижная игра)

Участники обеих команд выстраиваются друг за другом в очередь. На расстоянии примерно 20 м от первого участника (при условии, что в каждой команде 10 человек, из расчета 2 м на человека) устанавливается стул с шахматной доской и набором шашек в коробке. По сигналу ведущего первый участник от каждой команды подбегает к стулу и расставляет шашки на доске в начальную позицию, а затем возвращается и, не добегая двух шагов до второго участника команды, поворачивается к нему спиной и становится в позу полного приседания, опираясь на обе руки («лягушкой»). Следующий участник перепрыгивает через него и на расстоянии 2-х шагов принимает такую же позу. Остальные члены команды делают то же самое, перепрыгивая через всех присевших перед ними игроков. При прыжке допускается опираться руками на спину приседающего или, в крайнем случае, перешагивать через него, высоко поднимая ногу, но не оббегать. Таким образом, формируется «живая цепочка». Последний участник перепрыгивает через всех сидящих перед ним членов команды, подбегает к стулу и собирает комплект шашек обратно в коробку. Далее все сидящие разворачиваются к нему спиной, и игрок возвращается тем же путем с помощью прыжков. Как только он достигает места старта, последний игрок в «цепочке» поднимается и, перепрыгивая через других, движется к пункту сбора команды. Так же по очереди поступают остальные игроки, вплоть до предпоследнего. Таким образом, «цепочка» собирается. Победный балл присуждается команде, все участники которой быстрее других соберутся на месте старта. Также учитывается правильность расстановки шашек в начальную позицию и сбора комплекта. Если задание выполнено командами вничью, каждой команде присуждается 0,5 балла.

Шашин-царь: Скакать друг через дружку вы все ловки! Да и товарищу помогаете - пониже спину пригибаете! А попробуйте-ка с моими лучшими чехардистами посостязаться. Они на этом деле не одну шашку съели!


Задание «Победи чехардистов»

Дети подходят к столам, на которых лежат индивидуальные карточки с изображением шашечной позиции (несколько черных шашек и одна белая) и ручки (карандаши). Задача участников: нарисовать на карточке путь, пройдя по которому белая шашка сможет срубить все шашки противника (по одной шашке за каждый ход; ходить необходимо только одной выбранной шашкой; «пустые» ходы без взятия шашек делать нельзя). Затем карточки собираются и проверяются ведущими и судьями (наблюдателями). При необходимости разъяснений обращаются к игрокам. Победный балл присуждается команде, большинство участников которой быстрее и правильнее выполнили задание. Если задание выполнено командами вничью, каждой команде присуждается 0,5 балла.

Примеры индивидуальных карточек:

Иван-царевич и Шашин-царь (сценарий)

Иван-царевич и Шашин-царь (сценарий)

Шашин-царь: Это как же, это что же?

Да ведь быть того не может!

В одиночку, очень быстро

Победить смогли ребята

Самых лучших чехардистов

Супер-экстра-спец-отряды.

Иван-царевич: Видишь, царь, коли доблестен воин,

И один он победы достоин.

Шашин-царь: Ну, достоин не достоин…

Чем рядиться да гадать,

Лучше в салки нам сыграть.

В них вот доблесть и покажешь,

И слова свои докажешь!

Задание «Шашечные салки»

Дети подходят к столам, на которых лежат шахматные доски и наборы шашек в коробках, и садятся за них парами. Им предлагается посоревноваться в играх «Собаки и волк» и «Волки и козленок». Каждый участник играет цветом согласно названию своей команды («Белые» - белыми, «Черные» - черными).

Правила игры «Собаки и волк»: шашки выставляются на доску в соответствии с рисунком (белые шашки - «собаки», черная - «волк»).

Иван-царевич и Шашин-царь (сценарий)

Белые совершают ход первыми (любой из шашек). Они могут двигаться обычным шашечным ходом (по черным диагоналям на одну клетку за каждый ход без права ходить назад; при попадании на горизонталь противоположного края доски белая шашка не превращаются в дамку и продолжает оставаться на своем месте до конца игры). Черные передвигаются так же, однако могут в любой момент отступать назад. При встрече шашек разных цветов вплотную и белые, и черные могут совершать взятие по правилам русских шашек, как вперед, так и назад (при условии, что за шашкой, которую собираются побить, есть свободная клетка). Задача «собак»: срубить или запереть волка, так, чтобы он не мог совершить ни одного хода или чтобы любой его ход был под бой. Задача «волка»: выйти «собакам» в тыл и оказаться вне досягаемости.

Правила игры «Волки и козленок»: см. общие правила игры «Собаки и волк», но игроки меняются количеством шашек (4 черных и 1 белая; для черных - см. правила для «собак», для белых - см. правила для «волка»).

Задание выполняется в 2 тура. За победу в каждом туре игрок получает 1 очко, за ничью - 0,5 очка, за проигрыш - 0 очков. Все очки, набранные игроками одной команды суммируются. Победный балл получает команда, набравшая большее количество очков. Также учитывается поведение игроков за доской. Если задание выполнено командами вничью, каждой команде присуждается 0,5 балла.

Шашин-царь: Вижу, вижу, доказали! И ничем-то вас не возьмешь: и ловкие, и умные, и сильные. А вот быстрые ли? Сейчас проверим. Не угодно ли наперегонки побегать с наипроворнейшими моими скороходами?

Задание «Догони скорохода»

Дети подходят к столам, на которых лежат индивидуальные карточки с изображением шашечной позиции (одна черная дамка и несколько белых) и ручки (карандаши). Задача участников: решить задачу в 1 ход на взятие дамки и выигрыш партии, обозначив на карточке свой ход. Затем карточки собираются и проверяются ведущими и судьями (наблюдателями). При необходимости разъяснений обращаются к игрокам. Победный балл присуждается команде, большинство участников которой быстрее и правильнее выполнили задание. Если задание выполнено командами вничью, каждой команде присуждается 0,5 балла.

Примеры индивидуальных карточек:

Иван-царевич и Шашин-царь (сценарий)

Иван-царевич и Шашин-царь (сценарий)

Шашин-царь: Ай, да бегуны! Прыткие, проворные - и белые, и черные!.. Но что это?

Слышу я: случилась беда!

Шашка взбесилась - бежит сюда!

Мне, ребята, удружите:

Здесь ее подсторожите.

Но предупредить вас должен -

Не держите в пальцах долго:

Шашка будет вырываться,

И брыкаться, и кусаться!

А кого укусит шашка -

Тех придется выручать:

Без подсказки, без бумажки

На вопросы отвечать.

Задание «Бешеная шашка» (подвижная игра)

Дети обеих команд встают в круг и играют в «горячую картошку», передавая друг другу под веселую музыку небольшой мяч, раскрашенный в шахматную клетку, большую шашку, сшитую из ткани, или игрушку с шахматной символикой. В произвольный момент музыка замолкает. Игрок, в руках которого осталась «бешеная шашка», должен ответить на один из вопросов, касающихся правил игры в русские шашки. Если ответ дан неверный, игрок выбывает из круга. Победный балл присуждается команде, большинство участников которой осталось в кругу по завершению задания. Если задание выполнено командами вничью (осталось одинаковое количество участников), каждой команде присуждается 0,5 балла.

Примерные вопросы:

  1. Что должны сделать игроки, севшие за доску с расставленной начальной позицией, перед тем как совершить первый ход? (пожать друг другу руки, поприветствовать друг друга)

  2. Если шашка стала дамкой во время взятия другой шашки, можно ли продолжать рубить ей как дамкой, совершая длинные ходы? (да, см. правило «превращение в дамку на проходе»)

  3. Назови хотя бы 2 случая, когда игрокам в русские шашки засчитывается ничья.

(Любые 2 ответа из следующих возможных:

1. Взаимная договоренность игроков о ничьей.

2. Из всех шашек у черных и белых осталось по 1 дамке.

3. Если 3 раза повторяется одна и та же позиция, при этом не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим, но при той же очереди хода.

4. Если участник, имеющий 3 дамки (и более) против 1 дамки противника, за 15 ходов не возьмёт дамку противника.

5. Если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т. е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:

- в 2-х и 3-х фигурных окончаниях - 5 ходов,

- в 4-х и 5-и фигурных окончаниях - 30 ходов,

- в 6-и и 7-и фигурных окончаниях - 60 ходов.

6. Если участник своим 5-ым ходом не сможет добиться выигранной позиции, имея в окончании партии:

- 3 дамки, 2 дамки и простую шашку,

- дамку и 2 простые шашки,

- 3 простые шашки против одинокой дамки, находящейся на «большой дороге».

7. Если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия).

4. Сколько шашек должен срубить игрок, если у него есть возможность за один ход снять с доски 3 шашки? (игрок может и должен срубить все 3 шашки)

5. Как называется ситуация, когда при взятии противник следующим ходом рубит в ответ столько же шашек, сколько только что потерял сам? (размен)

Шашин-царь: Вот спасибо, ребята, поймали мою шашечку! Знаю теперь, что вы и ловкие, и умные, и быстрые, и смелые…

Иван-царевич: Ну так что, царь, отдашь мне в жены Марью-царевну? Видишь, все твои премудрости мы с ребятами одолели!

Шашин-царь: Не торопись, царевич! Есть у меня для вас последнее испытание. Пускай-ка наши команды друг с другом за досками в честном бою сойдутся. Будет твоя победа - будет твоей царевна!

Задание «Итоговый турнир по русским шашкам»

Дети подходят к столам, на которых лежат шахматные доски и наборы шашек в коробках, и садятся за них парами. Им предлагается посоревноваться в русские шашки по правилам, изложенным ниже. Судьями назначаются ведущие и дополнительные наблюдатели. Игра проходит без таймеров и ограничения времени. За победу игрок получает 1 очко, за ничью - 0,5 очка, за проигрыш - 0 очков. Все очки, набранные игроками одной команды суммируются. Победный балл получает команда, набравшая большее количество очков. Также учитывается поведение игроков за доской. Если задание выполнено командами вничью, каждой команде присуждается 0,5 балла.

Общие правила русских шашек:

1. Перед началом соревнования игроки, севшие за доску, пожимают руки, приветствуя друг друга. Также рукопожатием партия завершается.

2. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось тёмное угловое поле. В начальной позиции у каждой стороны по 12 простых шашек одного цвета (черного или белого), которые занимают первые три ряда (горизонтали) с каждой стороны, по 4 шашки в каждом ряду. Если во время партии обнаруживается, что шашечная доска расположена неправильно, то партия аннулируется и переигрывается сначала. Если перед началом партии обнаруживается, что шашки на доске расставлены неправильно, то исправить это можно только до начала партии. После того, как оба соперника сделали хотя бы по одному ходу, исправления не вносятся, партия продолжается и ее результат считается действительным.

3. Цель игры - уничтожить все шашки противника путем последовательного взятия или «запереть» их (т. е. лишить возможности хода).

4. Игра ведется только по тёмным полям. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми.

5. Ходы делаются по очереди, передвижением своей шашки на незанятое поле (только вперёд на одну клетку по диагонали для простой шашки). Пропуск хода не допускается.

6. При достижении последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда, простая шашка превращается в дамку. При бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки. Дамка обозначается сдвоенными шашками, т. е. поставленными одна на другую, либо перевернутой простой шашкой. Дамка, в отличие от простой шашки, ходит на любое из свободных (не занятых другими шашками) полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад), но становиться может, как и простая шашка, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки и(или) дамки она перескакивать не может.

7. Взятие для простых шашек: если простая шашка находится рядом с простой шашкой и(или)дамкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту простую шашку и(или) дамку на свободное поле. После этого простая шашка и(или) дамка соперника снимается с доски. Если при этом возникает возможность продолжить взятие других простых шашек и(или) дамок соперника, то это взятие должно быть произведено.

8. Взятие для дамок: если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от простой шашки и(или) дамки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту простую шашку и(или) дамку на любое свободное поле. Простая шашка и(или) дамка соперника в этом случае снимается с доски. Если при этом возникает возможность продолжить взятие других простых шашек и(или) дамок соперника, то это взятие должно быть произведено.

9. Общие правила взятия: взятие простой шашки и(или) дамки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. При возможности взятия по двум и более направлениям простой шашкой или дамкой выбор, вне зависимости от количества снимаемых простых шашек и(или) дамок, предоставляется берущему. Взятие должно быть четко обозначено. Оно считается одним сыгранным ходом, законченным после снятия простой шашки и(или) дамки соперника с доски. Взятие своих простых шашек и(или) дамок запрещается; также запрещается переносить шашки или дамки через свои собственные. В процессе последовательного взятия 2-х и более простых шашек и(или) дамок разрешается проходить несколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить свою простую шашку или дамку через одну и ту же простую шашку и(или) дамку соперника более одного раза. Последовательное взятие считается законченным, если игрок по окончании переноса простой шашки или дамки отнял от нее руку. После завершения взятия простой шашки и(или) дамки соперника снимаются с доски в порядке их взятия. Снятие взятых шашек с доски считается законченным, когда игрок снял последнюю взятую шашку и(или) дамку.

10. Игрок обязан ходить простой шашкой или дамкой, к которой он прикоснулся, если та имеет возможность хода. Если прикосновение было совершено к двум или более простым шашкам и(или) дамкам, то игрок должен пойти той из них, которой коснулся первой, если ход или взятие возможны. Прикосновение к своей простой шашке или дамке, у которой не оказывается возможного по правилам игры хода, не влечет за собой никаких последствий, и играющий свободен сделать любой возможный ход.

11. Если игрок при совершении хода передвинул свою простую шашку или дамку на другое поле, не отпустив при этом от нее свою руку, то он обязан пойти этой простой шашкой или дамкой, но вправе переставить ее на любое возможное для нее другое поле.

12. Если игрок хочет поправить одну или несколько простых шашек и(или) дамок, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: «поправляю». Поправлять простые шашки и(или) дамки можно только при своей очереди хода.

13. Партия считается выигранной в следующих случаях: а) если один из участников заявил о том, что сдаётся; б) если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход; в) если у одного из соперников побиты все шашки. Ничейные окончания партий - см. задание «Бешеная шашка», вопрос № 3.

14. Если игрок совершил одно из следующих нарушений: а) сделал неправильный ход шашкой или дамкой; б) сделал два хода подряд; в) тронул одну из своих шашек и ход сделан другой; г) взял ход обратно; д) сделал ход шашкой соперника; е) сделал ход шашкой, когда возможно взятие; ж) снял без причины шашки соперника или свои шашки; з) взял шашкой меньшее или большее количество шашек, чем это возможно; и) остановился в осуществлении последнего взятия; к) неправильно снял шашки во время еще незаконченного последнего взятия; л) снял после окончания последовательного взятия меньшее или большее число шашек, чем побито; м) снял после последовательного взятия шашки, которые не были побиты; н) остановился в процессе снятия шашек после последовательного взятия; о) снял после взятия одну или несколько собственных шашек, - то только партнер имеет право решить исправлять ли эту ошибку или нет. Если же партнер сделал ответный ход, то он теряет право требовать исправления.

15. После окончания партии никакие претензии не принимаются, и ее результат считается действительным.

(По окончании партии суммируются все баллы, набранные каждой командой за участие в игровой программе, объявляются победители)

Шашин-царь: Ну, царевич, удалец ты из удальцов, молодéц из молодцóв! Так и быть - бери дочь мою в жены, а с ней и полцарства в придачу! А вас, ребята, за дружбу вашу крепкую, за сметливость да ловкость, да за то, что меня игрой своей потешили, награжу, как и обещал, по-царски. Эй, открывайте сундуки мои узорчатые, несите подарки дорогим гостям! Устроим пир на весь мир, на все Шашечное царство!

(Под веселую музыку Иван-царевич и Шашин-царь раздают призы и памятные подарки участникам игровой программы)

Список используемой литературы:

1. Панченко А. Хливецкий Владимир Сергеевич. Родился в 1932 году. [Электрон. ресурс]. Способ доступа: shashki-dnepr.org.ua/istoria/shashisti_oblasti/vladimir_hliveckiy.html

2. Правила вида спорта «Шашки»: утверждены приказом Минспорттуризма России от 12 мая 2010 г. № 481. [Электрон. ресурс]. Способ доступа: playashshi.ru/Kodeks.doc‎

3. Филатов Л. Про Федота-стрельца, удалого молодца. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 96 с.

Перечень материально-технического и информационно-методического обеспечения:

демонстрационная магнитная шахматная доска

1 шт.

стулья

по 1 шт. для каждого гостя и участника программы

столы

по 1 шт. на 2-х участников программы

комплекты для игры в русские шашки

шахматные доски

костюмы персонажей:

- Ведущей (парик, нос клоунессы, платье с узором шахматной доски);

- Ивана-царевича (кафтан, кушак, сапоги, шапка, лук и колчан, стрела);

- Шашина-царя (борода, корона и мантия с узором шахматной доски)

по 1 шт. для каждого персонажа

аудиоаппаратура

1 шт.

запись музыкального сопровождения (музыка приветствия, звук спущенной тетивы, «Песенка о дружбе», музыка для подвижных игр)

1 диск

мешок для жеребьевки

1 шт.

доска (лист А3) для записи баллов команд

1 шт.

маркер

1 шт.

скотч/кнопки/магниты

1-4 шт.

ручки (карандаши)

по 1 шт. для каждого участника программы

блокнот

по 1 шт. для каждого ведущего и наблюдателя

конверт с разрезанной на фрагменты шахматной доской

по 1 шт. для каждого участника программы

индивидуальные карточки (задания «Победи чехардистов», «Догони скорохода»)

«бешеная шашка» (сшитая шашка/мяч с узором шахматной доски/мягкая игрушка с шахматным украшением)

1 шт.

памятные подарки, призы

для каждого участника программы

Сведения об авторе:

Овечкина Елена Александровна

педагог дополнительного образования

I (первая) квалификационная категория

[email protected]

1 Последнее четверостишие заимствовано из стихотворения В. С. Хливецкого.

2 Строки заимствованы из произведения Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».


© 2010-2022