Права учащихся материал к классному часу

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Права учащихся

Статья 50, п.1

"Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами".

Статья 50, п.2

"Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования".

Статья 50, п.4

"Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений".

Статья 50, п.5

"Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня".

Статья 50, п.7

"Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Статья 50, п.8

"Учащиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации".

Статья 50, п.14

"Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается".

Статья 50, п.15

"Принуждение учающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается".

Статья 50, п.16

"Учающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом".

Статья 50, п.19

"Учающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации".

Статья 50, п.21

"Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают учающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени)".

Учащийся имеет право:

На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами на обучение, на получение дополнительных (в том числе и платных) образовательных услуг, на медицинское обслуживание, охрану жизни, благоприятные, психологические и санитарно-бытовые условия учебы и труда, своевременное и качественное питание.

На равноправное со школьными работниками положение в школе, уважение своей чести и достоинства, независимость духовной жизни, обращение в случае конфликтной ситуации к администрации школы, Совет школы, в органы ученического самоуправления.

Участвовать в выработке и принятии школьных законов. Устава, в управлении школьными делами, открыто выражать свое мнение, критиковать действие любого учащегося, школьного работника, органа управления школы, не унижая при этом достоинства других людей.

В учебной деятельности:

на квалифицированное обучение, обеспеченность необходимыми материально-техническими средствами, оборудованием, учебными пособиями и учебниками.

проявлять собственную активность в приобретении знаний, выбирать профили и формы обучения, существующие в школе.

на своевременное (не менее, чем за 5 дней) уведомление о сроках и объеме письменных контрольных работ, зачетов и других форм контроля знаний;

выполнять не более одной контрольной работы в день и двух - в недель.

на дополнительную помощь педагогов, органов самоуправления в учебе в случае болезни и при других уважительных причинах.

на отдых между уроками, в выходные и каникулярными дни, а также на дополнительные 3 дня отдыха за счет последних дней четверти при качественной учебе в течении этой четверти.

на сдачу экзаменов по соответствующему предмету специальной комиссии в случае несогласия с годовой, четвертной или текущей отметкой, пересдачу контрольной работы или экзамена; на выбор 1 переводного или 2-х выпускных экзаменов.

На переход в другую школу, параллельный или другой класс при наличии аргументированного обоснования при наличии в них свободного места.

На создание различных клубов, секций, студий, объединений, если их деятельность не противоречит Уставу школы, принятым нормам морали и общежития.

Представлять класс и школу в конкурсах, смотрах, соревнованиях. Олимпиадах в соответствии со своими возможностями, знаниями и умениями.

На получение государственного документа об образовании при достижении им определенного образовательного ценза.

На обоснование сознательного задуманного дела, а также предполагаемое влияние этого дела на окружающий мир.

На выстраивание своего поведения с ориентацией на благо других людей.

На самовыражение, самоутверждение и реализацию личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности.

Учащийся обязан:

Выполнять устав школы, решение органов школьного и ученического самоуправления, распоряжение работников школы и дежурных учащихся, если они не противоречат Уставу школы; соблюдать и поддерживать установленные в школе правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии и гигиены.

Уважать права, честь и достоинство других учащихся, работников школы

Участвовать в благоустройстве в школе и пришкольного участка, осуществлять необходимую работу, в классе и учебных кабинетах, беречь школьное имущество, оборудование.

Соблюдать правила поведения в школе, на улице, в семье, в общественных местах

Следить за состоянием своего здоровья, за своим внешним видом, не курить, не употреблять спиртные налитки, токсические и наркотические вещества.

Своевременно являться на уроки и другие занятия со второй обувью, с необходимыми учебными принадлежностями, подготовленным к учебным занятиям

Не пропускать учебные занятия без уважительных причин. За допущенные пропуски занятии предоставлять документ с указанием причин отсутствия, в противном случае, пропуски считаются неуважительными.

Бережно относиться к результатам труда других людей, с помощью родителей возмещать причиненный школьному имуществу ущерб.

Цели и задачи мероприятия:

познакомить учащихся с основным документом "Всеобщей декларацией прав человека", отражающей права ребенка в обществе;

научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;

воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;

определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;

развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Ход мероприятия:

Ведущий: Однажды Маленький Человечек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась "Всеобщая декларация прав человека", она была принята ещё 20 ноября 1959 года. В ней говорилось о том, что все люди должны относиться друг к другу с уважением. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека. Давайте позовем к нам этого Маленького Человечка и познакомимся с ним.

Маленький Человек: Здравствуйте, друзья, я убедился, что даже большие люди удивительно безграмотны. И это надо исправлять. Вот, что я прочитал в Декларации и что хочу вам рассказать в первую очередь.

Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры.

(Данный текст выносится на плакат или проецируется при помощи мультимедийного проектора на доску)

Ученик: Что здесь написано?

К плакату подходят учащиеся, участвующие в диалоге с Маленьким Человеком.

Маленький Человек: Это слова из "Всеобщей Декларации прав человека". Она написана для того, чтобы люди знали свои права.

Ученик: Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4кг 500г, а мой сосед всего 3кг 100г.

Маленький Человек: Послушайте! Рождаться равными - значит рождаться людьми. Ведь никто ещё не появлялся на свет Министром с портфелем или генералом с погонами.

Ученик: Допустим, но почему это я должен относиться ко всем как к братьям и сестрам. Я в семье единственный ребенок, и никаких братьев и сестер у меня никогда не было!

Маленький Человек: У меня, их тоже не было. Но все мы - люди, и значит братья по разуму и происхождению… А ещё в "Конвенции ООН о правах ребенка" сказано:

Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы.

Ученик: Подождите, подождите, кажется, я знаю такие группы - это же наши классы. Наши родители привели нас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию. А совсем недавно нас приняли в детскую организацию "Алые паруса".

Ведущий: Наверное, ребята, у вас возник вопрос, почему же Декларация называется всеобщей?

Маленький Человек: Позвольте, я скажу почему. Она называется "всеобщей, так как написана для всех.

Ведущий: Давайте вспомним, знакомые с детства произведения и рассмотрим на примерах ваши права приближенные к жизни современного школьника.

Ученик: В старые годы считали, что ребёнок без битья не выучится и что хорошие манеры и воспитанность надо вколачивать розгой, силой. Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать детей добром.

Ведущий: Я приведу вам сказочный пример:

"Ничего-ничего,- сказала фрёкен Бок, - у меня и дети и собаки быстро становятся шёлковыми".

- Вспомните, какое имя придумал Малыш для этой Фрёкен Бок?

Учащиеся: Домомучительница.

Ведущий: Учитель, воспитатель должны уважать детей, быть добрыми и терпеливыми. Если ребенок плохо учится или шалит, его нельзя оскорблять, а тем более - бить.

(На доске появляется новое положение.)

Нельзя учить и поддерживать дисциплину в школе жестокостью и унижениями.

Ученик: Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его, заставлять, требовать, чтобы он был как все. Если ребенок особенный, пусть таким и останется.

Маленький человек: Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий и длинный и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая. Что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.

Ведущий: Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще - чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все. Зато когда он вырос, он стал…кем?

Учащиеся: Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.

(На доске появляется надпись)

Ребенок не обязан быть "как все".

Маленький человек: Я точно знаю, что каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

Ведущий: Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос. Папа Карло купил "Азбуку" с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот Буратино куда пошел?

Учащиеся: Эта сказка называется "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Её автор А. Толстой.

Маленький человек: Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:

Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.

Ученик: А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.

- Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а не то я её выломаю!

- Дом поросенка - это его крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Учащиеся: Это сказка "Три поросенка".

Ведущий: Кто в этой сказке нарушил Конвенцию?

Учащиеся: Конечно, волк!

Ведущий: Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:

Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

Маленький человек: Бывает, что детей приходиться спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.

Ведущий: Послушайте следующий сказочный пример: "Из бедного, скромного домика бабушки снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает. Может быть, она хотела мальчику добра?" Как вы думаете, имела ли она право увозить Кая из родного дома? Что это за сказка и кто её автор?

Учащиеся: Это сказка "Снежная Королева", её автор Ганс Христиан Андерсен.

Ученик: А вот что говориться об это в Конвенции:

Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.

Ведущий: Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и всё, что думает, - высказать и даже напечатать. И не надо ему говорить: "Мал ещё, помалкивай!" Ну и что, что мал, ведь бывает, и взрослые ошибаются! А в Конвенции так записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.

Маленький человек: Видите, не любят все страны - Члены Организации Объединенных Наций, когда дети грубят и ругаются!

Ученик: И на этот случай у вас есть пример?

Ведущий: Конечно. Кто в сказке Г.Х. Андерсена "Голый король" не боялся сказать королю правду?

Учащийся: Это был ребенок.

Маленький Человек: А более точно это сформулировано так:

Ребенок имеет право на свое собственное мнение.

Ученик: И может быть, у людей, которые знают свои права и чувствуют себя свободными, распрямляются плечи, появляется красивая осанка… И маленькие люди постепенно превращаются в Больших. Может кто-то скажет, что это невозможно.

Маленький Человек: А я ещё раз повторю, что каждый может иметь собственное мнение.

Ведущий: Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора. Накануне каждому классу было дано задание самостоятельно придумать памятку: "Как должен вести себя ученик с учеником" и "Как должен относиться учитель к ученику". Посмотрим, что же у нас получилось.

Ученики: 1. В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг к другу.

2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.

3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.

4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.

6. Главное учитель не должен унижать достоинства ученика.

Ведущий: Вы молодцы, и составленные вами правила поведения еще раз доказывают - вы правильно понимаете, что можно отнести к правам и обязанностям человека. Я уверена, что сегодняшний разговор не прошёл даром, и каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.

Учащиеся имеют право

открыто высказывать свое мнение о качестве образовательного процесса;

вносить предложения об изменениях в образовательную деятельность школы;

использовать школьные средства массовой информации, издавать газеты и рукописные журналы;

создавать различные общественные объединения, если они не противоречат соответствующему закону;

принимать участие через соответствующие общественные организации в управлении школой, вносить предложения и замечать, критиковать руководство школы;

выбирать индивидуальный план для углубленного изучения различных предметов;

использовать право экстерната, семейного обучения, досрочной сдачи экзамена.

Учащиеся обязаны

подчиняться правилам внутреннего распорядка Учреждения;

уважать в учителе человека, ценить его стремление передать ему знания;

дорожить честью Учреждения как своей собственной, преумножать ее традиции, овладеть знаниями;

владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

строго спрашивать с себя, уметь признавать ошибки свои и товарищей;

быть нетерпимым к равнодушию, жестокости, зависти, обману, заботиться о младших школьниках.

Учащимся запрещается

приносить, передавать или использовать в Учреждении оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества;

использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам и возгоранию;

применять физическую силу для выяснения отношений;

осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм и т.п.

за нарушение правил обучающийся может быть исключен из Учреждения в соответствии с действующим законодательством. Исключение допускается, если нарушение носит злостный характер, либо повлекло за собой тяжкие последствия;

за нарушение без уважительных причин обязанностей обучающихся, а также за нарушение правил, к нему могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

отстранение от занятий

объявление выговора

возложение обязанности возместить вред или принести публичные извинения

вызов на собеседование родителей

направление родителям письма Учреждения с сообщением о проступке

Исключение из Учреждения, а также условное исключение и освобождение от занятий применяется по рекомендации Педагогического совета и оформляется приказом директора Учреждения.

Конституция РК. Права и обязанности школьника

Цель:

Познакомить учащихся с правами и обязанностями школьников, рассказать о Конституции РК.

Учить учащихся определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе.

Формировать коммуникативные умения школьников.

Вступительная беседа.

Учитель: У нас сегодня очень торжественный день. Впервые мы с вами, ребята, собрание всего класс. Это наш общий сбор. На собраниях мы с вами будем собираться вместе, мы будем говорить о наших радостях и горестях, удачах и неудачах, победах и поражениях. Мы будем учиться дружить и говорить правду, учиться исправлять свои ошибки и радоваться успехам ребят класса. А теперь я прошу вас всех встать и выйти из-за своей парты, повернуться лицом друг к другу, протянуть ладошку другому, подать её и улыбнуться. (В это время звучит музыка «Ты да я, да мы с тобой…». Затем ребята садятся за свои места)

Учитель: Каждый человек является членом общества, в котором он живет. Все государства имеют свою Конституцию - Основной Закон страны. У Республики Казахстан имеется своя Конституция. В ней рассказывается о личной свободе, правах и обязанностей граждан. В светлое сентябрьское утро вы пришли в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. Оно обеспечивается государством бесплатным обучением, бесплатными учебниками, светлой просторной школой, лабораторными и спортивными залами, библиотеками и наглядными пособиями. Звучит первый звонок. Он призывает не только сесть за парту, он напоминает об обязанности, которая возлагается на вас, юных граждан, Конституцией. Первая, очень серьёзная обязанность - прилежно учиться, получить среднее образование. Каждый из вас обязан стать образованным, много знающим человеком, готовым к труду.

А что собой представляет человек, которого называют школьником? Чем отличается школьник от тех, кто не ходит в школу? (Учащиеся дают самостоятельные ответы)

Учитель: Поэтесса Ирина Токмакова написала такие строчки:

«Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть,

И он читать старается,

То значит он (вернее - я),

То значит он (точнее - я)

Он в школу собирается.»

Понравились ли вам эти строчки? А можно ли считать, что школьник определяется по наличию тетрадок, ранца, формы, счетных палочек? (Ответы учащихся)

Учитель: А какие обязанности есть у школьника? (Ребята по цепочки говорят о том, что должен делать школьник в школе).

Учитель фиксирует на доске те утверждения, которые называют учащийся. Школьник не имеет права:

Опаздывать без уважительной причины;

Не выполнять домашние задания;

Плохо учиться;

Пропускать уроки без уважительной причины;

Врать старшим;

Обижать младших и своих сверстников;

Драться;

Молчать, если его обижают.

Дискуссия.

Учитель: Ребята! Когда в стране принимаются очень важные решения, людям предлагается за эти решения голосовать. Сегодня мы с вами тоже будем голосовать.

Голосовать - это значит отдать свой голос, своё мнение. Мы с вами обсудили вопрос о том, что должен делать ученик - школьник. Давайте проголосуем за те обязанности, которые мы будем выполнять в классе. (Дети голосуют).

Учитель: А какие права есть у школьника? И есть ли вообще у него права? (Ответы детей) Запись на доске:

Право на учебу

Право на каникулы

Право на занятия в кружках и секциях

Право на общение друг с другом

Право на помощь в учебе.

Ребята голосуют по предложению учителя.

В конце собрания ребята встают, поворачиваются друг к другу и пожимают друг другу руки.

Права и обязаннсоти школьникаДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ШКОЛЬНИКА

Принимая во внимание важность получения образования для гармоничного развития личности ребенка,

Признавая, что институт образования необходим для подготовки школьников к тому, чтобы они стали позитивными, уверенными в себе, продуктивными членами общества,

Принимая во внимание тот факт, что школьники должны обучаться в духе идеалов, провозглашенных ООН, а именно: в духе мира, уважения, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

Учитывая то, что возможность получения лучшего образования помогает странам лучше исполнять их обязательства в соответствии с Уставом ООН и, таким образом, развивать всемирное уважение к человеческим правам и свободам,

Признавая прошлое равнодушие и неуважение к правам школьников , приведшее к негуманному обращению, нарушению их прав и агрессии,

Учитывая то, что многими людьми школа признается особой территорией, на которую не распространяются права ребенка, в результате чего постоянно нарушаются права, уже закрепленные в других документах ООН,

Убежденные в том, что появление настоящей Декларации поможет разрешить и предотвратить многие конфликты и проблемы школьной жизни,

Генеральная Ассамблея ООН провозглашает настоящую Декларацию прав школьника в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы, а также призывает местные власти и всех участников образовательного процесса в школах соблюдать права , закрепленные данной Декларацией.

Статья 1.

Для целей настоящей Декларации школьником признается каждый человек без дискриминации по любому признаку, как то раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, касающееся школьника или его семьи, который посещает учреждение начального и среднего образования, далее называемое Школа.

Статья 2.

1. Каждый школьник имеет право обладать всеми правами и свободами, перечисленными в настоящей Декларации, а также закрепленными в других международных и внутригосударственных документах.

Каждый школьник имеет право свободно осуществлять свои права , если он при этом не оскорбляет нравственные, религиозные и иные чувства окружающих, не нарушает прав других людей, не наносит вреда их здоровью и не препятствует учебному процессу.

Статья 3.

1. Каждый школьник имеет право на свободу мысли, мнения и слова.

Каждый школьник имеет право на свободу убеждений и вероисповедания. Ни один школьник не может быть принужден к участию в религиозных и иных обрядах. Каждый школьник имеет право отправлять свои религиозные обряды, если это не мешает учебному процессу.

Каждый школьник имеет право на свободу самовыражения. В том числе:

а) право самостоятельно определять свой внешний вид;

б) право на свободу творчества

Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия.

Статья 4.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным.

Каждый школьник имеет право получать качественное и полное образование, что включает в себя:

а) право учиться у квалифицированных учителей. Стандарты для квалификации должны быть установлены государством.

б) бесплатный доступ к информационным ресурсам, в том числе и получение учебников от государства. Учебники должны содержать точную и достаточно современную информацию.

в) равные для всех возможности доступа к технологическим ресурсам, которые предназначены для использования школьниками.

г) право изучать родной язык

д) содействие иностранным школьникам в изучении нового языка и помощь в выполнении работ на этом языке

е) знания, как минимум, соответствующие общим требованиям, установленным государством.

Каждый школьник имеет право посещать школу во все учебные дни и присутствовать на всех занятиях, кроме случаев принятия школьной администрацией дисциплинарных мер, требующих исключения школьника из учебного процесса на некоторое время.

Статья 5.

Каждый школьник имеет право получать образование в условиях, являющихся необходимыми для здорового, полноценного и качественного обучения. Для этого должны обеспечиваться:

1. Здоровая атмосфера в школе, включающая в себя:

а)качественную и своевременную медицинскую помощь, которая должна

а1. быть бесплатной и доступной для каждого школьника

а2. быть доступной в течении всего учебного дня

а3. оказываться профессиональными медицинскими работниками;

б) чистоту учебного заведения и его территории;

в) достаточное дневное и искусственное освещение;

г) нормальный уровень шума, не мешающий учебному процессу;

д) поддержание температуры, необходимой для полноценной умственной и физической деятельности;

е) здоровую и качественную пищу, на прием которой отводится достаточное количество времени. Еда должна быть бесплатной или иметь стоимость, приемлемую для школьников из малообеспеченных семей.

Техническая безопасность здания, включающая в себя:

а) отсутствие в конструкции здания опасных для здоровья материалов;

б) организацию системы уборки мусора;

в) наличие безопасных и предназначенных для индивидуального использования туалетных принадлежностей;

г) наличие системы вентиляции;

3. В случае, если школа не может обеспечить соблюдение какого-либо из перечисленных в пунктах 1 и 2 этой статьи условий, администрация школы обязана вынести на обсуждение вопрос о необходимости временного приостановления занятий в школе до разрешения проблемы.

1. Безопасная обстановка:

а) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного использования наркотических средств и психотропных веществ в школе и на ее территории;

б) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного применения оружия в школе и на ее территории;

в) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств, включая:

а1) принуждение школьников к участию в любых незаконных сексуальных действиях,

а2) вовлечение школьников в занятия проституцией,

а3) вовлечение школьников в изготовление порнографической продукции;

г) школьная администрация обязана обеспечивать отсутствие принуждения к любым незаконным действиям на территории школы;

д) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения физических домогательств и насилия в отношении школьников в школе

е) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения оскорблений и других форм психологического насилия в отношении школьников в школе.

Статья 6.

1. Каждый школьник имеет право на неприкосновенность своей собственности и ее охрану на территории школы.

Каждый школьник имеет право лично присутствовать при осмотре, обыске и изъятии своих вещей.

а) Осмотр, обыск и изъятие вещей школьника должны производиться только уполномоченными лицами в соответствии с установленной школой процедурой.

б) Школой должен быть установлен точный перечень вещей, подлежащих изъятию. В него должны входить оружие, алкоголь, наркотики и другие опасные для окружающих предметы. Данный перечень должен быть доведен до сведения школьников, их родителей или лиц, их заменяющих.

Осмотр, обыск или изъятие вещей школьника при других обстоятельствах на территории школы запрещены.

Статья 7.

1. Каждый школьник имеет право на уважение своей личности окружающими, а именно:

а)никто не должен унижать личное достоинство школьника, оскорбляя его лично или в присутствии посторонних, а также придумывая ему прозвища и совершая другие действия, оказывающие психическое, физическое или иное воздействие на школьника.

б)никто не должен обсуждать личность или поступки школьника, а оценка любой его работы может быть предана огласке только с разрешения самого школьника.

2. Каждый школьник имеет право на то, чтобы школьная дисциплина основывалась на методах, отражающих уважение человеческого достоинства школьника.

3. Каждый школьник имеет право на сохранение тайны личной жизни, в том числе:

а)право на тайну корреспонденции;

б)право не давать публичных объяснений;

в)право строить любые отношения с любыми учащимися.

Каждый школьник имеет право не давать каких-либо объяснений учителю или администрации школы без присутствия родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 8.

Каждый школьник имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение количества уроков в день и контрольных работ, периодические каникулы, не сокращение времени перемен учителем.

Статья 9.

1. Школьники имеют право на создание и распространение любых Средств Массовой Информации.

СМИ независимы и имеют право на свободу слова и печати.

Школьные СМИ обязаны подчиняться внутригосударственным и международным правилам и ограничениям, установленным для прессы.

Статья 10.

1. Каждый школьник имеет право на участие в управлении школой и в создании школьных правил, в том числе школьного документа о правах школьника .

Школьники имеют право на создание независимого органа самоуправления, в деятельности которого может принимать участие каждый школьник . Орган школьного самоуправления формируется путем выборов представителей от каждого класса.

Каждый школьник и его родители или лица их заменяющие, имеет право на информацию обо всех правилах, регулирующих школьную жизнь, в том числе о:

а) критериях выставления оценок;

б) правилах контроля за посещаемостью и отчетности в случае пропуска занятий;

в) требованиях, предъявляемых к содержанию и оформлению письменных работ и качеству устных выступлений.

Школьники имеют право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо организацию.

Статья 11.

1. Все школьники имеют право изучать объективный курс всемирной истории.

Школьная программа не должна включать пропаганду.

Статья 12.

Каждый школьник имеет право на личную и профессиональную консультацию с привлечением профессиональных психологов и лиц, специально назначенных школой.

Информация, полученная в течение консультации, остается конфиденциальной между школьником и консультантом, если это не угрожает безопасности школьника или другого человека.

Школьники имеют право на информацию о времени консультаций.

Статья 13.

1. Беременные школьницы, школьники, являющиеся родителями и школьники, несущие ответственность за малолетних детей, имеют право продолжать образование.

а) Государство и школа обязаны предоставлять таким школьникам помощь в уходе за детьми.

Статья 14.

1. Каждый школьник имеет право выбора курсов помимо основной программы в зависимости от своих интересов и способностей, если такие курсы предусмотрены школой.

Дополнительные занятия, рекомендованные учителем, не могут быть объявлены обязательными, их посещение не может оказывать влияние на итоговую аттестацию, а кроме того за них не может взиматься дополнительная оплата.

Весь обязательный материал должен изучаться на обязательных занятиях.

Статья 15.

1. Каждый школьник имеет право на недискриминацию со стороны учителей, школьной администрации и других работников школы, а также школьников и их родителей независимо от пола, возраста, религии, политических и иных убеждений, национальной и социальной принадлежности, имущественного положения, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся школьника или его семьи.

Каждый школьник с физическими недостатками имеет право посещать обычную школу наравне с остальными школьниками или специальную школу в соответствии со своими желанием и возможностями. Школа обязана предоставлять все необходимые условия для обучения школьников с физическими недостатками.

Каждый школьник имеет право на равное, беспристрастное и справедливое отношение к себе при выставлении оценок, распределении благ и обязанностей.

Статья 16.

1. Каждый школьник имеет право на справедливый дисциплинарный процесс, основанный на равноправии сторон.

Каждый школьник имеет право оспаривать любое принятое в отношении него решение.

Статья 17.

Каждый школьник имеет право быть информированным на понятном ему языке и доступным ему способом о своих правах , перечисленных, но не ограниченных в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции и законах его страны, а также Декларации прав школьника .

Статья 18.

Ничто в настоящей Декларации не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав школьника и могут содержаться:

а) во внутреннем законодательстве стран;

б) в нормах международного права.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА

Учащиеся имеют право

- открыто высказывать свое мнение о качестве образовательного процесса;

- вносить предложения об изменениях в образовательную деятельность школы;

- использовать школьные средства массовой информации, издавать газеты и рукописные журналы;

- создавать различные общественные объединения, если они не противоречат соответствующему закону;

- принимать участие через соответствующие общественные организации в управлении школой, вносить предложения и замечать, критиковать руководство школы;

- выбирать индивидуальный план для углубленного изучения различных предметов;

- использовать право экстерната, семейного обучения, досрочной сдачи экзамена.

Учащиеся обязаны

- подчиняться правилам внутреннего распорядка Учреждения;

- уважать в учителе человека, ценить его стремление передать ему знания;

- дорожить честью Учреждения как своей собственной, преумножать ее традиции, овладеть знаниями;

- владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

- строго спрашивать с себя, уметь признавать ошибки свои и товарищей;

- быть нетерпимым к равнодушию, жестокости, зависти, обману, заботиться о младших школьниках.

Учащимся запрещается

- приносить, передавать или использовать в Учреждении оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества;

- использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам и возгоранию;

- применять физическую силу для выяснения отношений;

- осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм и т.п.

- за нарушение правил обучающийся может быть исключен из Учреждения в соответствии с действующим законодательством. Исключение допускается, если нарушение носит злостный характер, либо повлекло за собой тяжкие последствия;

- за нарушение без уважительных причин обязанностей обучающихся, а также за нарушение правил, к нему могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

• отстранение от занятий

• объявление выговора

• возложение обязанности возместить вред или принести публичные извинения

• вызов на собеседование родителей

• направление родителям письма Учреждения с сообщением о проступке

• исключение из Учреждения, а также условное исключение и освобождение от занятий применяется по рекомендации Педагогического совета и оформляется приказом директора Учреждения.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы.

Права и обязанности, учащихся школы определяются Уставом школы и «Едиными требованиями в школе».

Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинства других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка.

Учащиеся обязаны:

· соблюдать расписания занятий (уроков, факультативов, спецкурсов);

· не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины;

· соблюдать чистоту в школе и школьном дворе;

· беречь школьное здание, оборудование, имущество;

· экономно расходовать электроэнергию и воду;

· бережно относится к результатам труда других людей и оказывать посильную

помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе;

· соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалке, туалете;

· принимать посильное участие в подготовке школы к новому учебному году(учащиеся 5-11классов);

· уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих;

· принимать участие в коллективных творческих делах класса и школы;

· соблюдать законы жизнедеятельности классного коллектива и школьного самоуправления;

· придерживаться делового стиля одежды;

Учащимся запрещается:

· приносить, передавать и использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия,

· наркотики и токсические вещества;

· использовать любые вещества, ведущие к взрывам и возгораниям;

· применять физическую силу для выяснения отношений или вымогательства;

· совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих,

для собственной жизни и здоровья;

· употреблять грубые выражения по отношению к другим учащимся и ко всем работникам

школы;

ПРАВИЛА ПРИЗВАНЫ

· обеспечить в школе благоприятную творческую обстановку для продуктивной

совместной деятельности;

· поддерживать в школе порядок, основанный на сознательной дисциплине и

демократических началах организации учебно-воспитательного процесса;

Права и обязанности школьников 15:07

Права учеников

1. Право на образование.

2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней, восстановления здоровья.

3. Право на отдых и досуг.

4. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

5. Право свободно выражать своё мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.

6. Право на свободу мыслей, совести, религии.

7. Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

8. Право на личную жизнь.

9. Право пользоваться благами социального страхования.

10. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутсвия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.

Обучающиеся в школе обязаны:

1. Выполнять Устав Школы.

2. Добросовестно учиться.

3. Бережно относиться к имуществу школы.

4. Выполнять правила по охране труда, технике безопасности, санитарии и гигиене.

5. Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы.

6. Выполнять требования работников школы в части, отнесённой Уставом и правилами для учащихся к их компетенции.

7. По взаимному согласию родителей (законных предствителей), местного органа управления образованием обучающийся, достигший 15-летнего возраста, может оставить школу до получения им основного образования.

8. По решению педагогического совета школы, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава школы допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших 15-летнего возраста.










Герб Республики Башкортостан является государственным символом Республики Башкортостан. Принят Парламентом Республики Башкортостан 6 июля 1999 года. Автор герба - Фазлетдин Фаррахович Ислахов.

Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башкортостан». В цветовом изображении герба памятник Салавату Юлаеву и орнамент - золотистого, цветок курая - зелёного, восходящее солнце - светло-золотистого, лучи солнца - жёлтого, фон между памятником и орнаментом - белого, внутренняя и наружная окружности - темно-золотистого цветов.

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату - обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

Флаг Республики Башкортостан - государственный символ Республики Башкортостан Российской Федерации.

Так как флаг Башкирской АССР перестал отражать реалии дел, возникла необходимость в принятии нового флага. Первоначально хотели возродить флаг 1917 года (сине-зелёно-белый) с добавлением в центр зелёной полосы изображения курая, но 27 ноября 1991 года подобный флаг приняла Республика Коми, и дабы не повторять её флаг, башкирские депутаты решили поменять порядок полос национального флага.

25 февраля 1992 года, Верховным Советом Башкирской АССР, был принят новый флаг БАССР[2], которая в тот же день была переименована в Республику Башкортостан. С 2001 года - 25 февраля - День Государственного флага Республики Башкортостан.

«Флаг состоит из трёх равных горизонтальных полос: синей, белой и зелёной. В центре белой полосы, в золотом кольце изображено соцветие "курая" - местного тростника. Соотношение ширины флага к его длине - 1:2».

Синий цвет символизирует ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Башкирии, белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству, зелёный - свободу и вечность жизни; цветок курая - символ дружбы и семи родов (бурджан, катай, кипчак, минг, табин, усерган, юрмат), положивших начало консолидации башкирской нации.


© 2010-2022