Роль внеурочной деятельности по физическому воспитанию в сохранении здоровья студентов

Данная статья затрагивает тему учебной и внеучебной физической деятельности студентов и раскрывает необходимость их объединения для успешного развития учащихся. В последнее время здоровый образ жизни приобрёл большую популярность, но большинство молодежи не имеет представления о правильном подходе к физической деятельности. Данная статья на примере опрошенных групп студентов подтверждает результат и пользу объединения урочной и внеурочной деятельности.
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Популярность здорового образа жизни, занятий спортом среди молодого поколения в последнее время начала расти. Тем не менее, подход к этим занятиям не всегда эффективен, хотя студенты имеют достаточно большое количество перспектив для развития, благодаря наличию в их процессе обучения урочной физической деятельности, которая в сочетании с внеурочной играет важную роль для общего развития обучающихся.

В современном обществе проблема здоровья очень актуальна и важна. От образа жизни общества зависит здоровье будущего поколения. В настоящее время огромная часть молодежи имеет вредные привычки, а более молодое поколение пытается всячески им подражать и начинает идти по их стопам. Кроме этого, молодежь всячески избегает занятий физкультурой в образовательных учреждениях, тем самым ухудшая своё здоровье в то время, как его нужно укреплять. Так, занятия спортом могут поспособствовать улучшению физического развития молодежи и сократить процент болезней. Существует большое количество статей на данный момент на тему здорового образа жизни, часто написанных студентами медицинских вузов, к примеру, Семеновой Н.В., Василевской Е.С., Денисовым Ю.П., Авдеевым Д.Б., Фазлеевым М.Т., Паначевым В.Д., в общем, в последнее время эта тема очень часто затрагивается.

Сохранение, и, возможно, улучшение здоровья студентов является достаточно важной целью для высших учебных заведений. Так, самостоятельная физическая деятельность в сочетании с регулярными и систематическими занятиями в ВУЗах, сочетающими в себе активную физическую деятельность с элементами игры, ведут к положительному результату. Нынешние уроки физической культуры имеют ряд целей, например, обучить сознательному отношению к выполнению различных упражнений, соблюдать дисциплину, соблюдать технику безопасности. Из этого складывается и то, каким человек будет в будущем. Продолжит ли он самостоятельно заниматься спортом, совершенствоваться, не прекратит ли он думать о своём здоровье. Таким способом осуществляется построение этой дисциплины.

Проведение программы ГТО оказывает значительное воздействие на улучшение здоровья молодежи. "Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации [gto.ru]". Помимо умения быстро бегать и прыгать, физическая культура заключается в энергии, активности, силе, настроении, с которыми учёба даётся легко и непринуждённо. Также благодаря ей появляются условия для благоприятного умственного, морального, эстетического и трудового воспитания.

Для системы физического воспитания, как и для каждой педагогической системы, характерны такие компоненты, как цель, задачи, принципы, средства.

Внеучебная физическая деятельность есть дополняющая к физической деятельности студентов, осуществляемой на уроках физкультуры, из этого следует, что цель учебных программ и есть образующий аспект внеурочной деятельности по физическому воспитанию.

В то время, как в учебном физическом воспитании главной целью является образовательная деятельность, подготовка к дальнейшей деятельности и по большей части решение задач развития и образования, внеурочное ориентировано на оздоровление и воспитание, выполняя таким образом одноименные задачи.

Внеурочное физическое воспитание направлено на повышение уровня здоровья, это обусловлено такими научными факторами, как: связь уровня здоровья и физического состояния учащихся ВУЗов; связь физической и умственной активности студентов; связь показателей двигательной активности и физической подготовленности.

Для наглядного примера пользы сочетания урочной и внеурочной физической деятельности мы провели исследование, которое позволит выявить результат занятия спортом среди молодежи. Опрошены были 20 студентов различных ВУЗов способом анкетирования. Суть исследования заключалась в том, чтобы узнать уровень активности студента во время обучения в школе и в настоящий момент, сопоставить с его уровнем здоровья и физического развития, и, исходя из этого, определить пользу посещений данной школьной дисциплины, а также самостоятельной внеучебной деятельности.

Таблица 1. Взаимосвязь уровня активности студентов с их уровнем физической подготовки и уровня здоровья.

Занимаетесь ли Вы каким-либо видом спорта?

Занимаетесь ли Вы какими-либо упражнениями (физические нагрузки, бег и т.д.)?

Регулярно ли Вы посещали урок физкультуры в школе?

Регулярно ли Вы посещаете урок физкультуры в ВУЗе?

Каков уровень Вашей активности?

Есть ли у Вас какие-либо проблемы со здоровьем?

Как Вы оцениваете уровень своей физ. подготовки на данный момент?

1

Да

Да

Да

Да

Высокий

Нет

Высокий

2

Да

Да

Да

Да

Средний

Нет

Средний

3

Да

Да

Да

Да

Высокий

Нет

Высокий

4

Да

Нет

Да

Да

Средний

Нет

Средний

5

Нет

Да

Да

Да

Средний

Не знаю

Средний

6

Нет

Да

Да

Да

Средний

Не знаю

Средний

7

Нет

Да

Да

Да

Средний

Не знаю

Средний

8

Нет

Да

Да

Да

Средний

Нет

Выше среднего

9

Нет

Да

Да

Нет

Средний

Нет

Выше среднего

10

Нет

Да

Да

Да

Средний

Нет

Средний

11

Нет

Да

Да

Да

Средний

Нет

Средний

12

Нет

Да

Нет

Нет

Средний

Да

Средний

13

Нет

Да

Нет

Нет

Высокий

Нет

Средний

14

Нет

Да

Нет

Нет

Средний

Нет

Ниже среднего

15

Нет

Нет

Нет

Нет

Средний

Нет

Ниже среднего

16

Нет

Нет

Да

Нет

Низкий

Да

Ниже среднего

17

Нет

Нет

Да

Да

Средний

Да

Средний

18

Нет

Нет

Нет

Нет

Высокий

Нет

Средний

19

Нет

Нет

Нет

Нет

Средний

Да

Средний

20

Нет

Да

Нет

Нет

Средний

Нет

Средний

Из составленной по результатам анкетирования таблицы можно сделать данные выводы:

‒ 10% из опрошенных имеют высокий уровень физической подготовки и не имеют проблем со здоровьем, как видно по результатам опроса, это студенты, давшие утвердительный ответ во всех вопросах, связанных с наличием в их жизни физической активности.

‒ 10% учащихся имеют уровень подготовки выше среднего, это студенты, не занимающиеся конкретным видом спорта, но регулярно посещавшие занятия физкультурой в школе и довольно активные до настоящего времени, также у них наблюдается отсутствие проблем со здоровьем.

‒ 65% опрошенных обладают средним уровнем физической подготовки, в своём большинстве это студенты, занимающиеся активной внеучебной физической деятельностью, либо посещающие занятия в образовательном учреждении, исключением здесь являются студенты, имеющие какие-либо проблемы со здоровьем.

‒ остальные 15% студентов имеют небольшие проблемы с физическим развитием, в своём большинстве это те студенты, которые не посещают данную учебную дисциплину и ведут пассивный образ жизни.

Таким образом, внеучебная физическая деятельность студентов в соотношении с процессом обучения физической культуре должны составлять единую систему, направленную на общую задачу, тем не менее, внеурочная физическая деятельность заостряет внимание на решении задач оздоровления и физического развития, в то время как урочная направлена на воспитание, обучение дисциплине и общее оздоровление, хотя их направления в целом образуют идеальную систему общего развития человек. Следовательно, принципы, средства, методы и формы создания и проведения педагогического процесса этих видов физического воспитания обладают своими отличительными качествами. Большое отличие находится в основных методах этих типов: в то время, как на учебных занятиях более значим метод строго регулированного проведения распланированных занятий, во внеурочной деятельности он практически не играет роли. Главное их различие заключается в типах их проведения, так внеурочное физическое воспитание имеет более обширный диапазон, чем урочное, и, следовательно, имеет больше перспектив в своём развитии.

Список использованных источников

1. Семенова Н.В., Василевская Е.С., Денисов Ю.П., Авдеев Д.Б. Здоровый образ жизни молодежи (от абитуриента медицинского вуза до специалиста) // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1.

2. Фазлеев М.Т., Паначев В.Д. Исследование здорового образа жизни студентов // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. - № 1 (14). - С. 87-90.

© 2010-2022