- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Роль классного руководителя в адаптации десятиклассников
Статья Роль классного руководителя в адаптации десятиклассников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Свищенкова Е.Г. |
Дата | 21.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В АДАПТАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ
Свищенкова Е. Г.,
учитель технологии МОУ «Крутовская средняя общеобразовательная школа»
Щигровского района Курской области
Ответственная задача учителя - готовить сегодня человека к решению задач, которые еще будут поставлены жизнью. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества. Предвосхищать будущие требования, готовить школьника к жизни - все это требует творчества педагога.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире... школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
Исходя из вышесказанного, основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. А целью деятельности классного руководителя, является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.
В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период - это начало жизни, причем первые три месяца - это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем - вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит то особое внимание, которое уделяют отечественные психологи и педагоги в научной литературе. Опираясь на многолетний опыт работы в качестве классного руководителя можно сказать, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
История развития школы убедительно показывают ведущую роль классного руководителя в формировании личности обучающегося, развитии его творческих возможностей.
Наряду с этим анализ работы педагогических коллективов образовательных учреждений, отдельных классных руководителей показывает, что в настоящее время воспитывающая деятельность осложняется целым рядом обстоятельств, в том числе отсутствием единых подходов к видению функций классного руководителя в сегодняшней школе.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.
Основная цель работы классного руководителя с классом на всех этапах состоит в создании благоприятной атмосферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности.
Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социальнопсихологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке, к новым требованиям учителей. Основная цель работы классного руководителя в 10 классе - способствовать социально- психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Задачи:
-
совместная с психологом работа по программе адаптации в начале учебного года;
-
отслеживание состояния обучающихся, выявление симптомов дезадаптации;
-
психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников;
-
создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.
Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данных социометрического исследования, психологических наблюдений обучающихся в начале каждой образовательной ступени показали необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода.
Данная программа предназначена для организации успешной адаптации разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Адаптированный обучающийся - это обучающийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.
Цель такой программы состоит в разработке, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:
-
Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации обучающихся с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).
-
Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики й эффективного решения
проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
-
Создать систему психолого-педагогической поддержки обучающихся в период адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
Принципы психолого-педагогической программы:
-
принцип ценности личности, заключающийся в самоценности подростка;
-
принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности подростка;
-
принцип приоритета личностного развития, когда обучение
выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого
подростка;
-
принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
-
принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно- воспитательного процесса.
Для десятиклассников:
-
помочь принять позиции "ученик-старшеклассник";
-
помочь принять новичков в коллектив;
-
помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника;
-
познакомить с миром юноши и миром девушки;
-
помочь в организации самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Для учителей-предметников:
-
снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми
учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
-
создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно
чувствуют себя и ученики, и педагоги;
-
помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и
дифференцировать обучение.
Для родителей:
-
снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
-
создать атмосферу сотрудничества;
-
договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в
течение года; \
-
выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе
и соотнести их с ожиданиями педагогов.
В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни.
Психологическая диагностика на этапе адаптации подростков направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
Достоинства программы психолого- педагогического сопровождения заключаются:
-
в ее мобильности, вариативности в зависимости от степени адаптированности, возраста, развития ребенка;
-
в имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
-
в имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, отслеживая результаты, начиная с дошкольного возраста;
-
в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно- воспитательного процесса.
Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:
-
разработка социально-психологической службой совместно с
классным руководителем варианта программы для учителей-предметников.
-
создание классным руководителем программы деятельности в
адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей;
-
обобщение классным руководителем материалов диагностики детей
и представление результатов родителям, педагогам-предметникам;
-
проведение родительских собраний для выяснения ожидания
родителей от обучения их ребенка в школе и ознакомления их с итогами и
материалами адаптационного периода;
-
проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов для
обмена впечатлениями между учителями об особенностях отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода с целью выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.
От активной позиции классного руководителя в данный момент очень много зависит. Роль классного наставника в проведении психологопедагогической диагностики десятиклассников становится ведущей и заключается в следующем:
-
Общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств.
-
Второй диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов.
-
Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями Периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.
-
Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения впервые недели обучения в десятом классе
-
Организация педагогической поддержки обучающихся во внеурочное время:
-
классные часы, направленные на выявление обучающихся, обладающих лидерской одаренностью и формирование актива класса;
-
учеба актива класса, с целью формирования управленческой культуры.
-
Организация педагогической помощи обучающимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики.
-
Проведение с обучающимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов.
Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе(10 класс), соотнесение их с результатами адаптации, проведение расширенного административного совещания по итогам адаптации обучающихся, испытывающих трудности к приспособлению новым социальным условиям.
Организованная таким образом работа по адаптации и преемственности имеет ряд положительных моментов:
-
Предложенная организация процесса адаптации подростков обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе.
-
Повышение адаптивности обучающихся вызывает повышение адаптивности учителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации.
В результате такой активной работы классного руководителя по адаптации подростков улучшается психологический климат и в педагогическом коллективе, повышается уровень трудоспособности учителей и улучшается
состояние их здоровья, и, как следствие, повышается рост качества преподавания и улучшаются взаимоотношения с детьми.
Литература:
1.Д.А.Медведев «Послание Федеральному Собранию РФ» 12.11.2009г.
2.О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто «Справочник психолога средней школы» «Феникс», Ростов- на-Дону, 2008г.
3. «Воспитание школьников» №4,2004г.
4. «Воспитание школьников» №1, 2008г.
5.И.С. Куценко Система работы классного руководителя.// Спутник классного руководителя. 2009г.
6