Статья Роль классного руководителя в адаптации десятиклассников

Ответственная задача учителя - готовить сегодня человека к решению задач, которые еще будут поставлены жизнью. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества. Предвосхищать будущие требования, готовить школьника к жизни - все это требует творчества педагога. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В АДАПТАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ

Свищенкова Е. Г.,

учитель технологии МОУ «Крутовская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области

Ответственная задача учителя - готовить сегодня человека к решению задач, которые еще будут поставлены жизнью. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества. Предвосхищать будущие требования, готовить школьника к жизни - все это требует творчества педагога.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире... школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

Исходя из вышесказанного, основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. А целью деятельности классного руководителя, является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период - это начало жизни, причем первые три месяца - это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем - вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит то особое внимание, которое уделяют отечественные психологи и педагоги в научной литературе. Опираясь на многолетний опыт работы в качестве классного руководителя можно сказать, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

История развития школы убедительно показывают ведущую роль классного руководителя в формировании личности обучающегося, развитии его творческих возможностей.

Наряду с этим анализ работы педагогических коллективов образовательных учреждений, отдельных классных руководителей показывает, что в настоящее время воспитывающая деятельность осложняется целым рядом обстоятельств, в том числе отсутствием единых подходов к видению функций классного руководителя в сегодняшней школе.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.

Основная цель работы классного руководителя с классом на всех этапах состоит в создании благоприятной атмосферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности.

Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социальнопсихологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке, к новым требованиям учителей. Основная цель работы классного руководителя в 10 классе - способствовать социально- психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.

Задачи:

  1. совместная с психологом работа по программе адаптации в начале учебного года;

  2. отслеживание состояния обучающихся, выявление симптомов дезадаптации;

  3. психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников;

  4. создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.

Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данных социометрического исследования, психологических наблюдений обучающихся в начале каждой образовательной ступени показали необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода.

Данная программа предназначена для организации успешной адаптации разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Адаптированный обучающийся - это обучающийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.

Цель такой программы состоит в разработке, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:

  • Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации обучающихся с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).

  • Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики й эффективного решения

проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  • Создать систему психолого-педагогической поддержки обучающихся в период адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

Принципы психолого-педагогической программы:

  • принцип ценности личности, заключающийся в самоценности подростка;

  • принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности подростка;

  • принцип приоритета личностного развития, когда обучение

выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого

подростка;

  • принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;

  • принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно- воспитательного процесса.

Для десятиклассников:

  • помочь принять позиции "ученик-старшеклассник";

  • помочь принять новичков в коллектив;

  • помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника;

  • познакомить с миром юноши и миром девушки;

  • помочь в организации самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Для учителей-предметников:

  • снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми

учащимися, сократить период привыкания к новому классу;

  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно

чувствуют себя и ученики, и педагоги;

  • помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и

дифференцировать обучение.

Для родителей:

  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

  • создать атмосферу сотрудничества;

  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в

течение года; \

  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе

и соотнести их с ожиданиями педагогов.

В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни.

Психологическая диагностика на этапе адаптации подростков направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

Достоинства программы психолого- педагогического сопровождения заключаются:

  • в ее мобильности, вариативности в зависимости от степени адаптированности, возраста, развития ребенка;

  • в имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

  • в имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, отслеживая результаты, начиная с дошкольного возраста;

  • в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно- воспитательного процесса.

Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:

  • разработка социально-психологической службой совместно с

классным руководителем варианта программы для учителей-предметников.

  • создание классным руководителем программы деятельности в

адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей;

  • обобщение классным руководителем материалов диагностики детей

и представление результатов родителям, педагогам-предметникам;

  • проведение родительских собраний для выяснения ожидания

родителей от обучения их ребенка в школе и ознакомления их с итогами и

материалами адаптационного периода;

  • проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов для

обмена впечатлениями между учителями об особенностях отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода с целью выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.

От активной позиции классного руководителя в данный момент очень много зависит. Роль классного наставника в проведении психологопедагогической диагностики десятиклассников становится ведущей и заключается в следующем:

  • Общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств.

  • Второй диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов.

  • Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями Периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.

  • Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения впервые недели обучения в десятом классе

  • Организация педагогической поддержки обучающихся во внеурочное время:

  • классные часы, направленные на выявление обучающихся, обладающих лидерской одаренностью и формирование актива класса;

  • учеба актива класса, с целью формирования управленческой культуры.

  • Организация педагогической помощи обучающимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики.

  • Проведение с обучающимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов.

Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе(10 класс), соотнесение их с результатами адаптации, проведение расширенного административного совещания по итогам адаптации обучающихся, испытывающих трудности к приспособлению новым социальным условиям.

Организованная таким образом работа по адаптации и преемственности имеет ряд положительных моментов:

  • Предложенная организация процесса адаптации подростков обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе.

  • Повышение адаптивности обучающихся вызывает повышение адаптивности учителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации.

В результате такой активной работы классного руководителя по адаптации подростков улучшается психологический климат и в педагогическом коллективе, повышается уровень трудоспособности учителей и улучшается

состояние их здоровья, и, как следствие, повышается рост качества преподавания и улучшаются взаимоотношения с детьми.

Литература:

1.Д.А.Медведев «Послание Федеральному Собранию РФ» 12.11.2009г.

2.О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто «Справочник психолога средней школы» «Феникс», Ростов- на-Дону, 2008г.

3. «Воспитание школьников» №4,2004г.

4. «Воспитание школьников» №1, 2008г.

5.И.С. Куценко Система работы классного руководителя.// Спутник классного руководителя. 2009г.

6


© 2010-2022