- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулиева И.А. |
Дата | 30.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1. Пояснительная записка
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы - воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Ленинградская область имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Истоки родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа кружка «Истоки родного края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Задачи программы:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций - избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Цели краеведческого кружка:
1. Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры.
2. Расширить кругозор учащихся, развивать эмоционально-эстетическую сферу, познавательные интересы, приобщать к творческой деятельности.
3. Способствовать формированию ценностных ориентаций школьников.
4. Создать условия для формирования интеллектуальных и практических умений.
2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
В программу краеведческого кружка «Истоки родного края» включены 3 блока:
- историческое краеведение;
- природно-географическое краеведение;
- художественное и духовное краеведение.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение - самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений- интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Работа кружка осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическое (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые, игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео материалов).
2. Практическое (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)
3. Описание места программы в структуре основной образовательной программы (ООП)
Программа кружка «Истоки родного края» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана на 66 часа из расчета 2 часа занятий в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви к родному краю.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
У обучающегося будут сформированы понятия:
- о культуре, истории, природе родного края,
- о владении навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);
- о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;
- о «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;
- о владении навыками саморефлексии и работы с литературой.
6. Содержание программы по внеурочной деятельности
В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой. Курс программы включает в себя изучение следующих тем:
1. Край, в котором мы живём. Знакомство с Ленинградской областью
2. Моя Малая родина. Знакомство Приморским районом г. СПб
3. Традиции, обряды и праздники, промыслы Ленинградской области
4. Глубоки корни: история Ленинградской области и Приморского района г .СПб
7. Тематическое планировании с определением основных видов деятельности
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды деятельности |
| |
| п | ф |
|
| |
1 раздел «Край, в котором мы живём. Знакомство с Ленинградской областью». |
|
|
|
| |
1-2 |
| Введение. Край, в котором мы живём. Знакомство с лен областью | Диспут и игра. |
| |
3-4 |
| Санкт -Петербург в прошлом. | Виртуальная экскурсия. |
| |
5-6 |
| Наша древняя столица. | Беседа и игра. |
| |
7-8 |
| Древние города Лен. области | Просмотр д/ф. |
| |
|
|
|
|
| |
9-10 |
| Растительность Лен. области | Ролевая игра. Доклады детей. |
| |
11-12 |
| Животный мир Лен. области | Ролевая игра. Доклады детей. |
| |
13-14 |
| Реки Лен. области и их обитатели. | Беседа и игра. |
| |
15-16 |
| Экологические проблемы | Беседа и дискуссия. |
| |
17-18 |
| Охрана природы. Участие школьников в охране природы родного края. | Практическое занятие. |
| |
19-20 |
| Стихи о Питере | Инсценировка стихотворений |
| |
21-22 |
| Храмы Лен. области | Просмотр д/ф и интерактивная игра |
| |
23-24 |
| Музеи и достопримечательности Лен. области | Просмотр презентации и викторина |
| |
25-26 |
| Праздники и обряды Лен. области | Ролевая игра |
| |
27-28 |
| Ремёсла и промыслы Лен. области | Просмотр презентации и инсценировка сказки |
| |
29-30 |
| Топонимика (из истории названий улиц Приморского района ) | Просмотр презентации и викторина в районной библиотеке на Комендантском проспекте д 30. |
| |
31-32 |
| Военно - исторические памятники | Устный журнал и историко- познавательная игра. |
| |
33-34 |
| Лен. область в годы Великой Отечественной войны | Историко-познавательная Игра. |
| |
2 раздел «Моя Малая родина» |
|
|
|
| |
35-36 |
| Моя Малая родина. Комендантский аэродром. | Устный журнал и викторина |
| |
37-38 |
| Королев-авиаконструктор. | Просмотр д/ф и интерактивная игра |
| |
39-40 |
| Лев Мациевич. | Экскурсия на пл .Льва Мациевича. |
| |
41-42 |
| Поэты, художники, композиторы на земле Российской | Диспут и экскурсия в «Дом творчества» |
| |
43-44 |
| Котельников | Диспут с просмотром презентации и викторина |
| |
45-46 |
| Поликарпов | Диспут с просмотром презентации и викторина |
| |
47-48 |
| Военно - исторический Музей «Комендентский аэродром» на базе 66 школы | Экскурсия и диспут. |
| |
|
| пп |
|
| |
49-50 |
| Српппсссгг Пппрпш78959 | Виртуальная экскурсия и викторина |
| |
51-52 |
| Топонимика (из истории названий улиц, комендантского аэродрома) | Презентация и викторина в районной библиотеке на Комендантской д 30 |
| |
53-54 |
| Спорт в нашем районе | Просмотр презентации и подвижные игры |
| |
55-56 |
| Наши знаменитые земляки Сизов, Новиков, Хрулев и тд. | Диспут и викторина |
| |
57-58 |
| Виртуальная экскурсия по комендантскому аэродрому. | Виртуальная экскурсия и викторина |
| |
59-60 |
| Экскурсия в детскую районную библиотеку на Богатырском проспекте. | Экскурсия |
| |
61-62 |
| Знакомство с творчеством Пушкина. | Экскурсия в школьную библиотеку |
| |
63-64 |
| Чтение произведений Пушкина | Библиотечное занятие и инсценирование рассказов А.С.Пушкина |
| |
65-66 |
| Конкурс «Знаешь ли ты свой край? | Урок-игра. Экскурсия в парк Пушкина на место дуэли поэта. |
| |
Всего: 66 часа |
|
|
|
|
8. Описание материально-технического обеспечения
-
Компьютерная техника
-
Фотоаппарат.
-
DVD-проигрыватель
-
Магнитофон.
-
Интерактивная доска
-
Медиа-проектор
9. Список литературы.
-
Л .В. Бочарова, В.А. Кошелев «Педагогический опыт: Сборник методических работ. Экология»
-
А.В.Михеев, В.М. Галушин «Охрана природы».
-
Л.Н.Смирнова « Поделки своими руками».
-
О.Н.Пономарёва « Народные традиции в экологическом образовании».
-
Р.А. Прибавкина « Методические указания по организации и содержанию школьного кружка по охране природы».
-
Л.Е Куприна « Методические рекомендации по созданию экологической тропы».