Рабочая программа по внеурочной деятельности

Данная образовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.     Ленинградская  область  имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Истоки родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.         Программа кружка «Истоки родного края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к  живущим  рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.        Краеведческий материал, как более близкий и знакомый,  усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.    Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе    Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.   Задачи программы: Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношение к природе,  умения видеть и понимать красоту родной природы. Формирование  активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.   Цели краеведческого кружка: 1. Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному  воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры. 2. Расширить кругозор учащихся, развивать эмоционально-эстетическую  сферу, познавательные интересы, приобщать к творческой деятельности. 3. Способствовать формированию ценностных ориентаций школьников. 4. Создать условия для формирования интеллектуальных и  практических умений.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка

Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы - воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

Ленинградская область имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Истоки родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Программа кружка «Истоки родного края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.

Краеведческий материал, как более близкий и знакомый,

усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Задачи программы:

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.

Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций - избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Цели краеведческого кружка:

1. Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры.

2. Расширить кругозор учащихся, развивать эмоционально-эстетическую сферу, познавательные интересы, приобщать к творческой деятельности.

3. Способствовать формированию ценностных ориентаций школьников.

4. Создать условия для формирования интеллектуальных и практических умений.

2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности

В программу краеведческого кружка «Истоки родного края» включены 3 блока:

- историческое краеведение;

- природно-географическое краеведение;

- художественное и духовное краеведение.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение - самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Одно из важнейших положений- интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Работа кружка осуществляется в 2-х направлениях:

1. Теоретическое (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые, игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео материалов).

2. Практическое (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)

3. Описание места программы в структуре основной образовательной программы (ООП)

Программа кружка «Истоки родного края» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана на 66 часа из расчета 2 часа занятий в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви к родному краю.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

У обучающегося будут сформированы понятия:

- о культуре, истории, природе родного края,

- о владении навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);

- о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;

- о «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;

- о владении навыками саморефлексии и работы с литературой.

6. Содержание программы по внеурочной деятельности

В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой. Курс программы включает в себя изучение следующих тем:

1. Край, в котором мы живём. Знакомство с Ленинградской областью

2. Моя Малая родина. Знакомство Приморским районом г. СПб

3. Традиции, обряды и праздники, промыслы Ленинградской области

4. Глубоки корни: история Ленинградской области и Приморского района г .СПб

7. Тематическое планировании с определением основных видов деятельности




№ п/п

Дата

Тема

Основные виды

деятельности



п

ф



1 раздел

«Край, в котором мы живём. Знакомство с Ленинградской областью».





1-2


Введение. Край, в котором мы живём. Знакомство с лен областью

Диспут и игра.


3-4


Санкт -Петербург в прошлом.

Виртуальная экскурсия.


5-6


Наша древняя столица.

Беседа и игра.


7-8


Древние города Лен. области

Просмотр д/ф.







9-10


Растительность Лен. области

Ролевая игра. Доклады детей.


11-12


Животный мир Лен. области

Ролевая игра. Доклады детей.


13-14


Реки Лен. области и их обитатели.

Беседа и игра.


15-16


Экологические проблемы

Беседа и дискуссия.


17-18


Охрана природы. Участие школьников в охране природы родного края.

Практическое занятие.


19-20


Стихи о Питере

Инсценировка стихотворений


21-22


Храмы Лен. области

Просмотр д/ф и интерактивная игра


23-24


Музеи и достопримечательности Лен. области

Просмотр презентации и викторина


25-26


Праздники и обряды Лен. области

Ролевая игра


27-28


Ремёсла и промыслы Лен. области

Просмотр презентации и инсценировка сказки


29-30


Топонимика (из истории названий улиц Приморского района )

Просмотр презентации и викторина в районной библиотеке на Комендантском проспекте д 30.


31-32


Военно - исторические памятники

Устный журнал и историко- познавательная игра.


33-34


Лен. область в годы Великой Отечественной войны

Историко-познавательная

Игра.


2 раздел

«Моя Малая родина»





35-36


Моя Малая родина. Комендантский аэродром.

Устный журнал и викторина


37-38


Королев-авиаконструктор.

Просмотр д/ф и интерактивная игра


39-40


Лев Мациевич.

Экскурсия на пл .Льва Мациевича.


41-42


Поэты, художники, композиторы на земле Российской

Диспут и экскурсия в «Дом творчества»


43-44


Котельников

Диспут с просмотром презентации и викторина


45-46


Поликарпов

Диспут с просмотром презентации и викторина


47-48


Военно - исторический Музей «Комендентский аэродром» на базе 66 школы

Экскурсия и диспут.




пп



49-50


Српппсссгг

Пппрпш78959

Виртуальная экскурсия и викторина


51-52


Топонимика (из истории названий улиц, комендантского аэродрома)

Презентация и викторина в районной библиотеке на Комендантской д 30


53-54


Спорт в нашем районе

Просмотр презентации и подвижные игры


55-56


Наши знаменитые земляки Сизов, Новиков, Хрулев и тд.

Диспут и викторина


57-58


Виртуальная экскурсия по комендантскому аэродрому.

Виртуальная экскурсия и викторина


59-60


Экскурсия в детскую районную библиотеку на Богатырском проспекте.

Экскурсия


61-62


Знакомство с творчеством Пушкина.

Экскурсия в школьную библиотеку


63-64


Чтение произведений Пушкина

Библиотечное занятие и инсценирование рассказов А.С.Пушкина


65-66


Конкурс «Знаешь ли ты свой край?

Урок-игра. Экскурсия в парк Пушкина на место дуэли поэта.


Всего: 66 часа





8. Описание материально-технического обеспечения

  1. Компьютерная техника

  2. Фотоаппарат.

  3. DVD-проигрыватель

  4. Магнитофон.

  5. Интерактивная доска

  6. Медиа-проектор

9. Список литературы.

  1. Л .В. Бочарова, В.А. Кошелев «Педагогический опыт: Сборник методических работ. Экология»

  2. А.В.Михеев, В.М. Галушин «Охрана природы».

  3. Л.Н.Смирнова « Поделки своими руками».

  4. О.Н.Пономарёва « Народные традиции в экологическом образовании».

  5. Р.А. Прибавкина « Методические указания по организации и содержанию школьного кружка по охране природы».

  6. Л.Е Куприна « Методические рекомендации по созданию экологической тропы».



© 2010-2022