- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа воспитательной работы МЫ РАСТЁМ!
Программа воспитательной работы МЫ РАСТЁМ!
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шехавцева Т.В. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 68 »
МЫ РАСТЁМ!
(ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ)
Автор-составитель
Шехавцева Татьяна Валерьевна,
учитель химии
первой квалификационной категории,
классный руководитель
Барнаул-2012
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы…………………………………………………………3
Пояснительная записка……………………………………………………..5
Актуальность программы………………………………………………6
Характеристика класса ………………………………………………..6
Цели и задачи……………………………………………………………8
Идеи программы……………………………………………………………..9
Принципы реализации программы……………………………………….9
Ожидаемые результаты……………………………………………………10
Средства и методы реализации программы…………………………….10
Программа воспитательной работы 5-9 класс………………………….11
Основные дела и направления работы класса………………………13
Самоуправление учеников 8 В класса……………………………….15
Индивидуальная работа с учащимися……………………………….17
Работа с родителями ………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………19
Приложение…………………………………………………………………..21
Паспорт программы
Наименование
программы
Программа воспитательной работы в 5 - 9 классах «Мы растём!»
Основание для разработки
программы
-
Закон "Об образовании" Российской Федерации;
-
Проект»Наша новая школа»
-
Закон Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", принятый Краевым Советом народных депутатов (Постановление от 29.11.2004 г. N 432).
Заказчик-координатор
программы
Педагогический и родительский коллектив
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68»
Основные разработчики
Шехавцева Татьяна Валерьевна, учитель первой квалификационной категории, классный руководитель
Исполнители
Педагогический, ученический и родительский коллективы
Обоснование необходимости
программы
-
развитие ученического самоуправления на принципах свободы выбора и самостоятельности учащихся;
-
формирование социальных компетенций школьников;
-
использование современных воспитательных технологий во взаимодействии участников образовательного процесса;
Цель и задачи
программы
Цель: Создание условий для развития социально-компетентной личности школьника.
Задачи:
-
Сплотить коллектив через развитие индивидуальных особенностей учащихся;
-
Развивать самоуправление в классе.
-
Совершенствовать навыки культурного поведения и культуры общения.
-
Создавать условия для развития познавательных интересов учащихся (перспектива личностного роста, портфолио ученика).
-
Индивидуальная работа с детьми по повышению успеваемости.
-
Развивать ценностные качества личности (дружелюбие, милосердие, чуткость).
-
Воспитывать патриотические чувства.
-
Развивать и укреплять чувства взрослости, формировать адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии.
-
Развивать чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
-
Развивать навыки личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.
-
Развивать моральные чувства, формы сочувствия и сопереживания другим людям.
-
Формировать представления о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Сроки
реализации программы
2009-2011г - 5-6 классы - программа воспитательной работы «Мы самый классный класс».
2011- 2013г - 7-8 классы - программа воспитательной работы «Стать человеком».
2013 - 2014г 9 класс - программа воспитательной работы «Мой жизненный путь».
Показатели
программы
-
Направления познания на социально значимые объекты
-
Обеспечение сотрудничества деятельности учителя, ученика и родителей (Учитель + Ученик + Родитель = партнеры)
-
Уровень развития социальных компетенций и социализированности учащихся;
-
Повышение числа участников и победителей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях различного уровня.
-
Сформированность лидерских качеств у учащихся и уровень развития классного коллектива;
-
Удовлетворенность родителей и учащихся состоянием педагогического процесса в классе.
Ожидаемые конечные результаты
-
Формирование социально-компетентной личности школьника, успешно решающей возникающие проблемы, активно участвующей в жизни общества.
-
Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
-
Развитие чувства прекрасного. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города, делами класса, школы, участие в школьных, городских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
-
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
-
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.
Система
контроля
Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Научить человека быть счастливым - нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе - гармонично сочетать духовно - эстетические, идейно - нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Мы растим личность - гуманную, толерантную, способную взять ответственность за свои поступки, имеющую способности, которые позволяют уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.
В современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.
Поэтому мой долг как классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
Актуальность программы:
Средний школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
В современном обществе не смотря на то, что подростки общаются через интернет и большую часть времени проводят за компьютером, существует проблема межличностного общения, возникают конфликты, отсутствует взаимопонимание и сотрудничество. На решение данного противоречия направлена эта программа
Характеристика класса.
-
класс 8-в
-
количество учеников в классе - 26
Из них:
мальчиков: 13
девочек: 13
Из них:
-
Неполных семей- 9
-
Семей опекаемых - 1
-
Нуждающихся в социальной поддержке - 7
Успеваемость учащихся:
Диаграмма 1. Успеваемость и качество знаний учащихся.
*Произошло снижение качества знаний из-за вливания новых учащихся в класс и изменение местожительства учащихся нашего класса.
Увлечения учащихся:
Диаграмма 2. Занятость учащихся.
Цель программы - создание условий для развития социально-компетентной личности школьника.
Для достижения данной цели необходимо решить следующий комплекс задач:
Задачи:
-
Сплотить коллектив через развитие индивидуальных особенностей учащихся;
-
Развивать самоуправление в классе;
-
Совершенствовать навыки культурного поведения и культуры общения;
-
Создавать условия для развития познавательных интересов учащихся (перспектива личностного роста, портфолио ученика);
-
Индивидуальная работа с детьми по повышению успеваемости;
-
Развивать ценностные качества личности (дружелюбие, милосердие, чуткость);
-
Воспитывать патриотические чувства;
-
Развивать и укреплять чувства взрослости, формировать адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
-
Развивать чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
-
Развивать навыки личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
-
Развивать моральные чувства, формы сочувствия и сопереживания другим людям;
-
Формировать представления о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Данная программа воспитательной работы построена на основе:
-
педагогической теории «Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги - С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак;
-
современных принципов воспитания;
-
учета индивидуальных особенностей формирования классного коллектива;
-
учета возрастных особенностей учащихся класса;
-
учета особенностей контингента родителей учащихся класса.
Идеи программы
Идея индивидуальности - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
Идея развития и самоактуализации личности - основной смысл воспитательной работы - развитие личности ученика его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, личности осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
Идея самовыражения и творчества - в процессе творчества ребенок развивает свои способности и формирует свои потребности и это способствует развитию и проявлению и более полному самовыражению личности ребенка;
Идея выбора и ответственности - осуществление учеником или группой возможности выбрать наиболее интересные для него виды и формы деятельности для проявления своей активности, ребенок должен научиться нести ответственность за свой выбор;
Идея сотрудничества и педагогической поддержки - совместная коллективная деятельность детей, детей и родителей и деятельность педагогов по оказанию помощи детям и родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении приводит к формированию единого коллектива.
Принципы реализации программы.
Принцип личностно - ориентированного воспитания - создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности - обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности - построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия - сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода - создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях
Ожидаемые результаты
-
Формирование социально-компетентной личности школьника, успешно решающей возникающие проблемы, активно участвующей в жизни общества;
-
Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества;
-
Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам;
-
Развитие чувства прекрасного. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города, делами класса, школы, участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
-
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства;
-
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.
Средства и методы реализации программы:
1) Аналитико-диагностическая деятельность:
-
наблюдение;
-
тестирование;
-
соцопросы;
-
анкетирование;
-
консультирование;
-
анализ.
2) Информационно-организационная деятельность
-
конференции;
-
диспуты;
-
выпуск плакатов, коллажей;
-
выступление агитбригады;
-
консультации специалистов;
-
ролевые игры;
-
просмотр и обсуждение фильма;
-
проектная деятельность;
-
родительские лектории.
Программа воспитательной работы 5-9 класс.
5-6 классы - программа воспитательной работы «Мы самый классный класс»
Возрастные особенности
(10-11 лет) - конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.
(11-12 лет) - младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Цели:
-
изучение личности каждого ребенка, его физического, психического состояния;
-
изучение индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика;
-
развитие интеллектуальных способностей;
-
формирование сплоченного и дружного коллектива.
7-8 класс - программа воспитательной работы «Стать человеком»
Возрастные особенности
(12-13 лет) - младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
(13-14 лет) - начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
Цели:
-
развитие нравственных чувств и нравственного поведения;
-
формирование собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
-
формирование критического осмысления и анализа собственных нравственных поступков, а также поступков других;
-
развитие интеллектуальных способностей;
-
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
-
формирование культуры общения у детей.
9 класс - программа воспитательной работы «Мой жизненный путь».
Возрастные особенности
(15-16 лет) - период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно - сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.
В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.
Цели:
-
развитие интеллектуальных способностей;
-
развитие коммуникативных умений учеников;
-
развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях;
-
формирование и развитие у учеников навыков исследовательской работы;
-
формирование готовности осознанного выбора профиля обучения в старшей школе и профессиональному самоопределению.
-
сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.
Основные дела и направления работы класса.
Направление I. «Здоровый образ жизни»
Задачи:
-
создать условия для формирования здорового образа жизни учащихся;
-
создать условия для развития компетенции самосовершенствования;
-
создать условия для развития стремления обучающихся вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
Формы внеклассной работы:
-
спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны;
-
дни здоровья;
-
встречи с медицинскими работниками, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола.
Направление II. «Познавательная деятельность»
Задачи:
-
создать условия для развития интеллектуальных и познавательных интересов учащихся;
-
создать условия для развития учебно-познавательной компетенции.
Формы внеклассной работы:
-
внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
-
интеллектуальные марафоны в классе и параллели;
-
научно-исследовательские конференции.
Направление III. «Эстетическая культура»
Задачи:
-
создать условия для развития общекультурной компетенции.
Формы внеклассной работы:
-
празднование памятных дат в жизни учащихся;
-
празднование памятных дат календаря;
-
посещение театров, музеев, выставок;
-
театрализованные представления;
-
самопрезентации и самопредставления;
-
выезды с классом на экскурсии;
-
праздники, конкурсы, дебаты.
Направление IV. «Нравственность. Правовая культура»
Задачи:
-
создать условия для развития ценностно-смысловой компетенции учащихся;
-
создать условия для формирования правовой культуры учащихся;
-
создать условия для развития компетенции самосовершенствования.
Формы внеклассной работы:
-
тематические классные часы;
-
театральные и кинопросмотры;
-
экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
-
дискуссии по нравственной тематике;
-
организация цикла нравственных бесед.
Направление V. «Патриот и гражданин»
Задачи:
-
создать условия для формирования у школьников понимания истинных духовных ценностей Отечества, чувство гордости за свою страну, активной гражданской позиции;
-
создать условия для формирования у учащихся негативного отношения к правонарушениям и преступлениям;
-
создать условия для формирования понимания обучающимися ответственности за совершение правонарушений и преступлений.
Формы внеклассной работы:
-
тематические классные часы;
-
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
-
конкурсы, викторины по правовой тематике.
Направление VI. «Семья»
Задачи:
-
создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к своим близким: родителям, бабушкам, дедушкам;
-
создать условия для формирования семейных ценностей и традиций;
-
создать условия для формирования у учащихся модели своей собственной семьи.
Формы внеклассной работы:
-
тематические классные часы;
-
праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей;
-
праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля);
родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы с детьми и родителями;
-
тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
-
экскурсии.
Самоуправление учеников 8 В класса.
Цель классного самоуправления:
-
формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности;
-
развитие коммуникативной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Класс называется « Мы - лучшее»
Девиз класса:
Вместе мы взрывная масса
Нет на свете лучше класса
Личностно-ориентированные технологии воспитания делают акцент на предоставление учащемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, подросток наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Самоуправление в нашем классе представлено старостой, активом класса и пятью рабочими органами, позволяющими решать вопросы дежурства, генеральных уборок, предметных декад, внеклассных и внешкольных мероприятий и многое другое.
Структура самоуправления класса. Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, привлекаются родители обучающихся. Классное собрание избирает старосту, его заместителя, актив класса, которые контролируют и регулируют работу классного коллектива.
Старосту выбирают путём открытого голосования. Решение считается принятым, если проголосовало более половины участников. Актив класса, староста совместно с классным руководителем составляют план на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формируются коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий.
Рабочие органы самоуправления:
Ученическое самоуправление охватывает всех учащихся класса и отражается в следующей схеме:
Каждый совет имеет свои функции и соответствующие им поручения.
Совет «Культурно - творческий» - отвечает за организацию и проведение общешкольных мероприятий, традиционных праздников и добрых дел. Несет ответственность за подготовку к общелицейским мероприятиям.
Совет «Дисциплинарный» - объединяет представителей, отвечающих за порядок, посещаемость учащимися занятий и дежурство.
Совет «Учебный» - привлекает ребят к учебному труду, исследовательской работе, к участию в городских конференциях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, занимается с отстающимися.
Совет «Спортивный» - пропагандирует здоровый образ жизни, планирует и организует спортивные мероприятия общешкольных, районных.
Совет «Редакция» - обеспечивает класс информацией о проведенных мероприятиях, занимается выпуском газет и плакатов, помогает при оформлении мероприятий в классе и школы.
Индивидуальная работа с учащимися.
-
Работа с одаренными детьми:
-
собеседование с учителями, работающими в классе, построение индивидуальной образовательной траектории;
-
организация участия детей в школьных олимпиадах;
-
мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
-
-
Работа с детьми, проявляющими лидерские качества:
-
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
-
организация индивидуальной творческой деятельности;
-
включение в общешкольное воспитательное пространство.
-
-
Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
-
собеседование с родителями;
-
собеседование с психологом;
-
наблюдение, индивидуальный контроль, коррекция;
-
организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
-
Работа с родителями
Цель:
Создание условий для осуществления взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей.
Задачи:
-
создать условия для расширения сферы участия родителей в организации жизнедеятельности класса;
-
создать условия для повышения роли семьи в воспитании детей;
-
создать условия для организации психолого-педагогического просвещения родителей (родительские собрания, консультации, собеседования, беседы психолога);
-
создать условия для организации совместного проведения досуга;
-
создать условия для привлечения родителей к воспитательной работе в классе, активизировать работу родительского комитета;
-
создать условия для проведения профилактической работы с неблагополучными, проблемными семьями и детьми с девиантным поведением, привлечения к работе родительского комитета.
Список литературы
-
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.,1998. - 243с.
-
Классному руководителю о воспитательной системе класса. Методическое пособие под ред. Е.Н.Степанова - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 232с.
-
Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. - изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов Н/Д: Феникс, 2007. - 328 с.
-
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 224 с.
-
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 320 с.
-
Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 368 с.
-
Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 224 с.
-
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.
-
Классные часы: 5 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2008.- 272с - (Учебный год).
-
Классные часы: 6 класс/ Авт-сост. Л.А.Егорова. - М.: ВАКО, 2008.- 256с - (Учебный год).
-
Классные часы: 7 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2010.- 256с - (Учебный год).
-
Классные часы: 8 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2010.- 288с - (Учебный год).
-
Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. - 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. - 168 с.
-
Классные часы: 11 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2009.- 256с - (Учебный год).
-
Родительские собрания: 7 класс/ Авт-сост. Л.А.Егорова. - М.: ВАКО, 2008.- 224с - (Учебный год).
-
Родительские собрания: 9 класс/ Авт-сост. Л.А.Егорова. - М.: ВАКО, 2009.- 224с - (Учебный год).
-
Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. Рекомендации/ под ред. Степанова. - М., 2003.
-
Макаренко, А.С. Воспитание гражданина. - М.: Просвещение, 1988. - 253 с.
-
Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. - М., 2002.
-
Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2006. - 121с.
-
festival.1september.ru:8081/articles/549456/
-
festival.1september.ru:8081/articles/578977/
-
festival.1september.ru:8081/articles/529370/
-
festival.1september.ru:8081/articles/211245/
Приложение №1
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно:
-
контроль посещаемости и дисциплины;
-
контроль внешнего вида;
-
организация дежурства по классу;
-
работа с классным журналом;
-
организация питания.
Еженедельно:
-
проведение классных часов, планерок;
-
проверка дневников;
-
контроль успеваемости;
-
контакты с учителями-предметниками;
-
индивидуальные беседы с детьми;
-
индивидуальные беседы с родителями;
-
мониторинг самоуправления класса.
Ежемесячно:
-
проведение родительских собраний;
-
проведение генеральной уборки кабинета;
-
подведение итогов и составление рейтинга успеваемости;
-
анализ выполнения плана работы.
В конце каждой четверти:
-
подведение итогов четверти;
-
оформление итогов четверти в журнале и дневниках;
-
составление плана работы на период каникул;
-
составление отчета об успеваемости и посещаемости.
В конце учебного года:
-
проведение родительских собраний по итогам года;
-
подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть;
-
работа с документацией: заполнение личных дел, журнала;
-
составление отчета;
-
ремонт классного кабинета.
Приложение № 2
Циклограмма воспитательной работы в 5 классе
Содержание
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
1. Нравственность. Правовая культура
- Месячник «Соберем детей в школу»
Классный час «Выявление воспитанности»
Классный час «Давайте познакомимся, мы и наше хобби»
Классный час «Права и обязанности»
- Кл. час «Учимся быть культурными»
-Акция «Подросток и закон»
2. Здоровый образ жизни
Акция «Внимание, дети!»
- Информационные пятиминутки "Безопасное поведение на улице"
- Безопасное колесо
- Оформление в кабинете «Уголка здоровья»
Кл. час «Безопасность в городе»
- Акция «За здоровый образ жизни» (по плану акции)
-Классный час «Нет наркотикам»
- Информационные пятиминутки "Пожарная безопасность"
- выпуск газеты по пожарной безопасности
День спорта
-Посещение катка
-Классный час «ПДД»
3. Семья
- Организационное родительское собрание«Организация учебно- воспитательного процесса»
- Изучение семей
- Составление плана проведения осенних каникул совместно с родителями и детьми
-Родительское собрание «Безопасность в городе. Подведение итогов 1 четверти»
- Составление плана проведения зимних каникул совместно с родителями и детьми
- Родительское собрание на тему: «Профилактика гриппа»
- Родительское собрание на тему: «Итоги 2 четверти»
4. Познавательная деятельность
- День знаний
- Линейки
-экскурсия в библиотеку Чуковского
-Акция «Экология планеты - экология души»
-Кл. час «Большая охота»
-Конкурс рисунков по «ЗОЖ»
-Новогодние елки
-Новогодний сувенир - -Классный час « Новый год в нашем классе!»
-Классный час «Умники и умницы»
5. Эстетическая культура
Конкурс рисунков «Мы за мир на дорогах»
Кл. час «Виртуальное путешествие в Сростки»
- Выпуск газеты ко дню учителя
- Осенний бал
-Кл. час «День Именинника»
- Акция «День матери»
-выпуск открыток для мамы
- Выпуск газеты к Новому году
- Подготовка и проведение новогоднего праздника
Акция «Музей-театр-экскурсия»
Спектакль «Красавица и чудовище»
6. Патриот и гражданин
Музей ветеранов Афганистана
Содержание | Февраль | Март | Апрель | Май |
1. Нравственность. Правовая культура | -Классный час «Школа самоуважения» | - Классный час «Азбука общения, учимся сотрудничать» | - Акция «Подросток и закон» Классный час «Что такое закон?» | -Информационные пятиминутки "Безопасное поведение на улице" |
2. Здоровый образ жизни | - Информационные пятиминутки "Безопасное поведение на улице" -Классный час «ПДД» | -Информационные пятиминутки "Пожарная безопасность" - Личная безопасность. Правила поведения во время каникул | - Субботник -Информационные пятиминутки "Нет террору"
| - Мы и наше здоровье. Экологические бесед Линейки «Береги себя» -Классный час «ПДД» |
3. Семья | - Родительское собрание «Азбука здорового зрения» | - Родительское собрание по итогам 3 четверти | - Встреча с родительским комитетом подготовка к ремонту | - Родительское собрание по итогам 4 четверти и года - организация детей в летний лагерь |
4. Познавательная деятельность | Акция «Воинская доблесть» Месячник, посвященный дню защитника Отечества | - Масленица | - Классный час «День Космонавтики» -Конкурс «Ученик года» | - Слет отличников - Неделя памяти «это нужно не мертвым…» |
5. Эстетическая культура | -День Святого Валентина -Выпуск газет к 23 февраля -Кл.час «На страже Родины»
| - Выпуск газет к 8 марта - Культпоход в кинотеатр в весенние каникулы | Выпуск газеты «Школьная пресса» -Кл. час «День Именинника» | - Загородная экскурсия на страусиную ферму. |
6. Патриот и гражданин | - Встреча с музейным сотрудником школы «Защитникам Родины посвещается» -Фестиваль военно-патриотической песни -"Линейки памяти»
|
|
| - Акция «Салют, Победа!» -Акция "Подарок ветерану" -кл. час « Этот день Победы…» |
Циклограмма воспитательной работы в 6 классе
Содержание
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
1. Нравственность. Правовая культура
-Знакомство с уставом школы
- Месячник «Соберем детей в школу»
- Кл. час «По имени называют, по отчеству величают»
Просмотр фильма «Чучело»
- Кл. час «Жестокие игры»
- Классный час «Жизненные ценности»
2. Здоровый образ жизни
- Правила дорожного движения
- Кл. час «Учись учиться. Как работать с книгой»
- кл.час «Три толстяка»
- О профилактике детского травматизма «Дорога, транспорт, пешеход»
- Культура учебного труда
Посещение катка
3. Семья
- Организационное родительское собрание «Организация учебно- воспитательного процесса»
- Изучение семей
- Составление плана проведения осенних каникул совместно с родителями и детьми
- Родительское собрание на тему: «Как помочь своему ребенку учиться»
- Составление плана проведения зимних каникул совместно с родителями и детьми
- Родительское собрание на тему: «Наши ошибки в воспитании детей»
4. Познавательная деятельность
- День знаний
- Классный час «Здравствуй, школа»
- Встреча с музейным сотрудником школы
-- Классный час «Самый классный класс, или Чуть -чуть о каждом»
- Классный час «Секреты коллекционирования. Филателия»
- Классный час «2010 - год химии»
5. Эстетическая культура
Посещение Культурной программы в парке «Лесная сказка»
Поездка в Новосибирск
- Выпуск газеты ко дню учителя
- Культпоход в театр
-Кл. час «День Именинника»
- Культпоход в краеведческий музей
- Выпуск газеты к Новому году
- Подготовка и проведение новогоднего праздника
- Новогодние елки в ДК «Город»
-Бал отличников
6. Патриот и гражданин
- Классный час «Город, в котором я живу. 280 лет Барнаулу»
- Классный час «Поле русской славы»
Содержание | Февраль | Март | Апрель | Май |
1. Нравственность. Правовая культура | - Классный час «Поспешай делать добро» | - Личная безопасность. Правила поведения во время каникул | - Классный час «Любой труд в почете» | -Беседа «Телевизор и компьютер в жизни школьника» |
2. Здоровый образ жизни | - Классный час «Вредные привычки. Курить или не курить?» | - Правила дорожного движения | - Субботник | - Мы и наше здоровье. Экологические беседы |
3. Семья | - Встреча с родительским комитетом планирование загородной поездки | - Родительское собрание «Компьютер в жизни подростка» | - День открытых дверей для родителей | - Родительское собрание по итогам 4 четверти и года - организация детей в летний лагерь |
4. Познавательная деятельность | - Месячник, посвященный дню защитника Отечества -Рыцарский турнир | - Классный час «Подросток и мода» | - Классный час «Космо -стар» -Конкурс «Ученик года» | - Слет отличников - Неделя памяти «это нужно не мертвым…» |
5. Эстетическая культура | -День Святого Валентина -Выпуск газет к 23 февраля
| - Выпуск газет к 8 марта - Культпоход в кинотеатр в весенние каникулы - Масленица | - Весенняя экскурсия на природу садоводство Лисовенко -Кл. час «День Именинника» | - Загородная экскурсия «Соколиный питомник» |
6. Патриот и гражданин | - Классный час «Архитектурные памятники города Барнаула» |
|
| - кл. час «Их именами названы улицы города Барнаула» (к дню Победы) |
.
Циклограмма воспитательной работы в 7 классе
Содержание
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
1. Нравственность. Правовая культура
- Месячник «Соберем детей в школу»
Кл. час «Образование - путь к успеху!»
Акция «Классный час»
- Кл. час «Подросток и деньги»
2. Здоровый образ жизни
Акция «Внимание, дети!»
- Школьные соревнования "Безопасное колесо"
- Оформление в кабинетах «Уголков здоровья»
Кл. час «Что такое педикулез»
Фотоконкурс «Береги природу»
- Акция «За здоровый образ жизни» (по плану акции)
- кл.час «Давай закурим?.. Или не стоит?...»
- О профилактике детского травматизма
- Информационные пятиминутки "Безопасное поведение на улице"
-Информационные пятиминутки "Пожарная безопасность"
-Посещение катка
3. Семья
- Организационное родительское собрание «Организация учебно- воспитательного процесса»
- Изучение семей
- Составление плана проведения осенних каникул совместно с родителями и детьми
-Родительское собрание «Формирование устойчивости ребенка к вредным привычкам» (совместно с ЦДК)
- Составление плана проведения зимних каникул совместно с родителями и детьми
- Родительское собрание на тему: «Ваш ребенок взрослеет»
4. Познавательная деятельность
- День знаний
- Экскурсия по городу «Мой, Барнаул», посещение музея камня
- Встреча с музейным сотрудником школы
-Акция «Экология планеты - экология души»
-Классный час «Что такое толерантность»
-Новогодние елки
-Новогодний сувенир -Акция «Снежный городок»
-Классный час «Здравствуй, Новый год!»
-Классный час «Познай самого себя»
5.Эстетическая культура
Поездка в Горный Алтай, музей куклы в Чепош
- Выпуск газеты ко дню учителя
- Осенний бал
-Кл. час «Имидж делового человека»
- Акция «День матери»
-Культпоход в музей
-Кл. час «День Именинника»
- Выпуск газеты к Новому году
- Подготовка и проведение новогоднего праздника
Акция «Музей-театр-экскурсия»
Спектакль «Пеппи Длинный чулок »
-Бал отличников ДК «Город»
6. Патриот и гражданин
- Кл. час «Госуда-рственный флаг»
Неделя Российской истории(викторина)
Содержание
Февраль
Март
Апрель
Май
1. Нравственность. Правовая культура
- Личная безопасность. Правила поведения во время каникул
- Акция «Подросток и закон»
Классный час «Школа самоуважения»
-Информационные пятиминутки "Безопасное поведение на улице"
2. Здоровый образ жизни
- Информационные пятиминутки "Безопасное поведение на улице"
-Классный час «Скажи, нет наркотикам»
- Правила дорожного движения
-Информационные пятиминутки "Пожарная безопасность"
- Субботник
-Информационные пятиминутки "Нет террору"
- Мы и наше здоровье. Экологические бесед Школьные соревнования "Спасатели"
3. Семья
- Встреча с родительским комитетом
- Родительское собрание «Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье»
- День открытых дверей для родителей
- Родительское собрание по итогам 4 четверти и года
- организация детей в летний лагерь
4. Познавательная деятельность
Акция «Воинская доблесть»
Месячник, посвященный дню защитника Отечества
- Классный час «Берегите хлеб»
- Масленица
- Классный час «Что такое здоровье?»
-Конкурс «Ученик года»
- Слет отличников
- Неделя памяти «это нужно не мертвым…»
5. Эстетическая культура
-День Святого Валентина
-Выпуск газет к 23 февраля
-Кл.час «14 февраля»
- Выпуск газет к 8 марта
- Культпоход в кинотеатр в весенние каникулы
-Кл. час «День Именинника»
Открытие городской спортивной олимпиады на стадионе им. Смертина
6. Патриот и гражданин
- Классный час «А. ну-ка мальчики»
-Фестиваль военно-патриотической песни
-"Линейки памяти"
- Весенняя экскурсия с. Топчиха (воинская часть)
- Акция «Салют, Победа!»
-Акция "Подарок ветерану"
-кл. час «Годы священной войны»
Циклограмма воспитательной работы в 8 классе
Содержание
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
1. Нравственность. Правовая культура
- Месячник «Соберем детей в школу»
Кл. час «Вверх по лестнице жизни, или Мои жизненные ценности»
«Антинаркотическая» акция
- Кл. час «Порочный круг»
-Классный час «Настоящий друг»
2. Здоровый образ жизни
Акция «Внимание, дети!»
- Информационные пятиминутки "Безопасное поведение на улице"
Выпуск плаката «Дороги города»
- Оформление в кабинетах «Уголков здоровья»
Кл. час «Научись говорить «нет»
- Акция «За здоровый образ жизни» (по плану акции)
-Классный час «Наркотики оружие самоистребления»
- О профилактике детского травматизма
- Информационные пятиминутки "Пожарная безопасность"- кл.час «Гигиена питания. Гигиена тела.»
День спорта
-Классный час «Вредная пятерка и полезная десятка»
Посещение катка
3. Семья
- Организационное родительское собрание«Организация учебно- воспитательного процесса»
- Изучение семей новых учеников
- Составление плана проведения осенних каникул совместно с родителями и детьми
-Родительское собрание «ЗОЖ - норма жизни»
- Составление плана проведения зимних каникул совместно с родителями и детьми
- Родительское собрание на тему: «Организация летней занятости»
4. Познавательная деятельность
- День знаний
- Посещение городского музея
- Встреча с музейным сотрудником школы
-Акция «Экология планеты - экология души»
Поездка в г.Белокуриху
-Классный час «Хочу - могу - надо»
-Новогодние елки
-Новогодний сувенир -Акция «Снежный городок»
-Классный час «Этот добрый Новый год!»
-Классный час «Никогда не поздно поумнеть»
5. Эстетическая культура
Поездка в Полковниково
Кл. час «Мой любимый Барнаул»
Составление букетов к Дню города
- Выпуск газеты ко дню учителя
- Осенний бал
-Кл. час «Между нами, девочками»
- Акция «День матери»
-Культпоход в музей
-Кл. час «День Именинника»
- Выпуск газеты к Новому году
- Подготовка и проведение новогоднего праздника
Акция «Музей-театр-экскурсия»
Музей Времени
6. Патриот и гражданин
- Классный час «Виват, Ушаков»
Классный час «Край, в котором я живу»
Содержание | Февраль | Март | Апрель | Май |
1. Нравственность. Правовая культура | -Классный час «Стыд и совесть» | - Личная безопасность. Правила поведения во время каникул | - Акция «Добрая дорога детства» Классный час «Моя семья -моё богатство» | -Информационные пятиминутки "Безопасное поведение на улице" -Линейки «День пионерии» |
2. Здоровый образ жизни | - Информационные пятиминутки "Безопасное поведение на улице" -Классный час «Жизнь даётся один раз» | - Безопасное колесо -Информационные пятиминутки "Пожарная безопасность" -День здоровья -Лыжные гонки | - Субботник -Информационные пятиминутки "Нет террору" -Фотоконкурс «Мы и спорт»
| - Мы и наше здоровье. Экологические бесед Линейки «Береги себя» |
3. Семья | - Родительское собрание «Примеры семейного воспитания» | - Встреча с родительским комитетом подготовка к ремонту | - Родительское собрание «Гражданское воспитание» | - Родительское собрание по итогам 4 четверти и года - организация детей в летний лагерь |
4. Познавательная деятельность | Акция «Воинская доблесть» Месячник, посвященный дню защитника Отечества | - Классный час «Ты и твоё время» - Масленица | - Классный час «В мире профессий» -Конкурс «Ученик года» | - Слет отличников - Неделя памяти «это нужно не мертвым…» |
5. Эстетическая культура | -День Святого Валентина -Выпуск газет к 23 февраля -Кл.час «Гардемарины, вперёд»
| - Выпуск газет к 8 марта - Культпоход в кинотеатр в весенние каникулы | - Загородная экскурсия в г.Бийск -Кл. час «День Именинника» | Загородная экскурсия в Горный Алтай |
6. Патриот и гражданин | - Классный час «Морская слава России» -Фестиваль военно-патриотической песни -"Линейки памяти"
|
|
| - Акция «Салют, Победа!» -Акция "Подарок ветерану" -кл. час «Детство, опаленное войной» |
Приложение № 3
Результаты программы
Диаграмма 3. Состоят на учете в КДН.
Диаграмма 4. Участие учащихся в общественной жизни класса разного уровня.
Результативное участие в интеллектуальных конкурсах.
Результативное участие в художественно- творческих конкурсах.
Результативное участие в спортивных конкурсах.