Программа элективного курса Казачество-оплот России

       В настоящее время в России на государственном уровне признано, что духовно-нравственной воспитание  – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.     Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Донского края: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.     Программа данного курса рассчитана на двухлетнее обучение в основной школе обуча...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа элективного курса

«Казачество - оплот России"

для 6-7классов

Пояснительная записка

В настоящее время в России на государственном уровне признано, что духовно-нравственной воспитание - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». В массовом же сознании представление об истории казачества весьма фрагментарно. Это относится как к истории казачества вообще, так и к истории Донского казачества. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества донского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. Интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Возрождение казачества в России началось с 1990 года, как общественные организации, а с 2005 года казачьи организации вышли за рамки общественного движения получив государственный статус в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной службе российского казачества» № 154-ФЗ от 05 декабря 2005 г. Одним из направлений Концепции является военно-патриотическое воспитание молодежи в традициях российского казачества и служения Отечеству. Поэтому изучение истории казачества представляется достаточно актуальным.

Ростовская область - особая территория России, требующая участия граждан в вопросах национальной безопасности. Воспитание молодежи области должно быть ориентировано на физическое, психологическое, нравственное развитие личности, формированию долга, служения Родине.

Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Донского края: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.

Программа элективного курса составлена на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Программа данного курса рассчитана на двухлетнее обучение в основной школе обучающимися 6-7 классов, в рамках факультативных занятий в объеме 68 учебных часов, из расчета 34 часа в год. В программе выдержаны две стержневые линии: «История казачества Дона», «Традиции, культура и быт донского казачества».

Данный курс носит междисциплинарный характер и взаимосвязан с такими предметами как: история, литература, мировая художественная культура, география, военная подготовка и физическая культура и рекомендован для учащихся проявляющих интерес к истории казачества, его быту, традициям, ориентирующихся на военную службу.

Цель курса

Укрепление духовных и нравственных основ казачества, реализация государственной и региональной политики, направленной на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры на основе знаний истории и традиций казаков, их культуры, приобщения к основам казачьей военной службы.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

- приобщить обучающихся к нравственным устоям культуры казачества;

- помочь обучающимся раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей казачества;

- дать обучающимся твердые ориентиры добра в образцах выдающихся личностей истории казачества;

- способствовать развитию интереса к истории своего края;

- совершенствовать физическое и психологическое здоровье учащихся;

- овладение знаниями, умениями и навыками традиционного казачьего пения, русских традиций и обрядов.

- особенности исторического пути Донского казачества и историческую обусловленность современных общественных процессов;

- формирование духа казачества, казачьей доблести;

- воспитание у кадет чувства уважения к кадетской школе, гордости за возможность обучаться и воспитываться в его стенах, стремления преумножать его славу;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно значимых целей;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- развитие способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, православных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов;

- формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья;

- адаптация молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Формы и методы

В планировании учебных занятий сочетаются лекции учителя, экскурсии в музеи, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога. Актуальность и новизна данного курса, предоставляет большие возможности для исследований, диспутов, дискуссий. Курс дает возможность сотрудничества учащихся и педагогов с представителями Донского войскового казачьего общества, для приобщения к культуре казачества и основам казачьей военной службы. Не менее значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Немаловажное значение имеют практические занятия по технике владения оружием, основы самообороны и рукопашного боя и джигитовки.

Целесообразно проведение экскурсий в краеведческий музей, в казачьи станицы и школьные музеи в них, посещение православных храмов, духовной семинарии. Занятия могут проводиться на базе государственных архивов и книгохранилищ с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, ученых, краеведов, родителей учащихся.

Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории донского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций донских казаков.

Интерес к курсу отслеживается в стабильной динамике количества обучающихся по данной программе, в форме анкетирования изучается мотивация обучающихся, а также участия в конкурсах, конференциях, слетах казачьей направленности.

В планировании учебных занятий

Содержание курса

Программа «Донское казачество - оплот России » рассчитана на 2 года ( 6-7 классы) и реализуется во внеурочной деятельности. Первая часть курса дает общее представление о казачестве и в значительной мере посвящена изучению истории Донского края , традициям и семейно-бытовому укладу донских казаков. Предлагаемый курс, строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании

Программа включает в себя следующие разделы:

Кто такие казаки.

Казачьи поселения и система их самоуправления

Военная служба и организация казачьих войск

Форма и вооружение донских казаков.

Православные традиции казачества.

Культура физического воспитания казачества

Образование Донского казачьего войска

Этапы развития Донского казачьего войска .

Особенности семейно- бытового уклада донских казаков

Духовно-нравственное воспитание детей в казачьих семьях.

Казачьи станицы на Дону.

6 класс

Введение. Кто такие казаки. Образование Донского казачьего войска (3 часа)

Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Наказы казачества. Символы казачества Дать понятие о главных символах России: флаге, гимне, гербе; познакомить с главными казачьими символами и знаками: знаменем, гимном, нагайкой и шашкой; изучить исторические справки о данных казачьих символах и знаках.

Раздел1. Казачьи поселения и система их самоуправления (2 часа)

Казачьи станицы. Казачий круг. Заповеди казаков.

Раздел 2. Военная служба и организация казачьих войск Форма и вооружение донских казаков.(4 часа)

Казачья форма, атрибутика. Воинские звания Вызвать интерес к воинской службе, казачеству; Старинный ритуал-обряд « Принятие новобранца в ряды казачьего войска»; Разучить гимн Донского казачества

Раздел 3. Культура физического воспитания казачества ( 6 час)

Укреплять физическое здоровье учащихся; приучать к дисциплине; развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Раздел 4. Православные традиции казачества.( 5 час.)

Дать первостепенные сведения о православных праздниках России, познакомить с православными праздниками - Рождество, Масленица, День матери -казачки.

Раздел 6 . Особенности семейно- бытового уклада казаков (7 часов)

Особенности жизни и быта казаков.

Раздел 7. Духовно-нравственное воспитание детей в казачьих семьях( 5 час)

Познакомить с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (на примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).

Итоговое занятие ( 2 часа)

7 класс.

Раздел 1. Образование Донского казачьего войска.( 1 час.)

Раздел 2. Этапы развития Донского казачьего войска ( 4 час.)

Раздел 3. География походов донских казаков.(10 час.)

Раздел 4. Расселение донского казачества.(5 час.)

Раздел 5. Казачьи станицы на Дону. (12 час.)

Итоговое занятие 2 часа.

Тематическое планирование 6 класс

Наименование разделов и тем

Всего учебных часов

Теория

Практика

Виды учебных занятий

Введение.

3




Кто такие казаки. Наказы казачества. Символы казачества


1

1

Вводная лекция. Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско.

Знакомство с главными казачьими символами.

Создание презентаций

Образование Донского казачьего войска .


1


Занятие-беседа. Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества

Раздел 1. Казачьи поселения и система их самоуправления

2




Тема 1. Казачье жилище, двор, хозяйство.


1


Виртуальная экскурсия в казачью станицу

Тема 2. Казачий круг. Казачьи заповеди. Роль атамана.



1

Знакомство с казачьими заповедями, обсуждение и понимание их содержания.


Раздел 2. Военная служба и организация казачьих войск

4




Тема 1. Организация казачьих войск . Воинские звания казаков.


1


Беседа с использованием интерактивных элементов.

Разучивание гимна Донских казаков

Тема 2. Форма и вооружение донских казаков. Конь в военной жизни казака.


1


Встреча с казачьим атаманом, представителями казачества

Тема 3. Военная служба казаков



1

Старинный ритуал-обряд « Принятие новобранца в ряды казачьего войска»;

Ролевая игра

Тема 4. Подготовка будущих защитников России и казачества.



1

Казачьи подвижные игры с военной тематикой

Раздел 3.Культура физического и трудового воспитания казачества


6




Тема 1.Значение труда для казачьей семьи.


1

1

Беседа о древних и современных ремеслах казаков. Мастер-класс.

Изготовление простейших изделий казачьего быта

Тема 2.В здоровом теле - здоровый дух.









1

1

Круглый стол о значении физического здоровья для казака. Спортивные игры казачат. Особенности военных тренировок

(шашки, нагайка, копье)




Тема 3.Казаки - богатыри и защитники земли русской.


2


Составление альбома, презентации о спортивных достижениях казаков прошлого и современников.

Раздел 4. Православные традиции казачества.

Тема 1.Держись православия - веры наших предков

,


5



1


Вводная лекция. Работа с текстами, документами

Православные традиции Донского казачества.

Православные праздники.

Тема 2. Изучение православных традиций в казачьих семьях



1

Встреча с представителями казачества.

Тема 3 Православные храмы. Правила поведения в храме.


1

2

Посещение храма

Раздел 5 Особенности семейно- бытового уклада донских казаков

Тема 1. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре казаков.

7




1




Беседа, обсуждение видеофрагмента о жизни казаков.

Тема 2.Семья -самое близкое окружение человека. Распределение обязанностей в казачьей семье


1

1

Чтение отрывков из литературных произведений , где описание казачьей семьи, отношения взрослых и детей.

Встреча с представителем казачества


Тема 3. Обустройство казачьего дома



1

1

Групповая работа о быте амурских казаков, изучение фотографий, документов.

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 4.Казачий фольклор


1

1

Изучение казачьих пословиц, поговорок, казачьих песен.


Итоговое занятие.



2

Фольклорный праздник

«Казачьи посиделки»

Викторина

Жилище и быт казаков. Итоговое занятие



Тематическое планирование 7 класс

Наименование разделов и тем

Всего учебных часов

Теория

Практика

Виды учебных занятий

Введение. Образование Донского казачьего войска.

Тема 1. У истоков будущего войска

1



1



Вводная лекция. Составление кластера

Раздел1. Этапы развития Донского казачьего войска

Тема1.Создание и становление войска.

4



1




Изучение документов.

Групповое занятие

Тема 2. Порядок службы донских казаков. Заповеди донских казаков-воинов.


1



Обсуждение заповедей

Тема 3 . Атрибуты Донских казачьих войск. Войсковые знаки.


1


Изучение символики донского казачества.

Создание презентаций

Тема 4.Выдающиеся атаманы донского казачества





Раздел 2.География походов донских казаков.


10



Поиск необходимой информации для исследовательской работы

по теме













































5




1






1





1

1


Тема 4.Имя в истории.

Выдающиеся казачьи атаманы.



1


Защита проектов.

Раздел 4. . Казачьи станицы на Дону.

Тема 1. Станичники.


12



2



Тема 2. Заселение реки Дон.


2




Тема 3. Образование казачьих станиц на Дону.


2



Тема 4.Самоуправление в казачьих станицах. Станичный сход, суд. Роль станичного атамана в самоуправлении


1



Тема 5 «Нет уз святее товарищества». Законы казаков. Церковная жизнь казаков.


1



Тема 6 Воспитание детей в казачьих семьях.


1



Тема 7. Обычаи и традиции казаков.


1



Тема 8. Народное просвещение в казачьем войске.


1



Тема 9 Устное народное творчество казаков



1

Выступление ансамбля , конкурс чтецов

Итоговое занятие



2

Казачий фольклорный праздник









© 2010-2022