Конспект занятия-беседы Что означают наши имена?

Занятие предназначено для детей 1 класса (6-7 лет). На занятии делается акцент о разнообразии имен, приводятся примеры значений некоторых имен. Дети знакомятся с документом "Свидетельством о рождении". В практической части занятия обучающиеся от имени образуют уменьшительные ласкательные производные. Проводятся игры: "Узнай меня", "Имена", "Обратись по имени". Кнкурс вопросов "Знатоки" предлагает интересные, занимательные вопросы по изветстным мультфильмам и сказкам. Для самостоятельной работы д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия-беседы

"Что означают наши имена?"

Цели:

ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей;

познакомить с понятием «отчество»;

воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.

Материал: шарф, свидетельство о рождении, анкета (ее заполняют дети дома).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Ситуативная задача.

- Представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как мы их сможем различать? (ответы детей).

2. Из истории возникновения имен.

- Я вижу Вас каждый день. Знаю Вас хорошо. Вас связывает много общего. Однако каждый отличается своей внешностью, характером и именем. Да, у каждого человека есть имя. Сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.

По имени человека определяется его пол - мужчина он или женщина, молодой он человек или пожилой. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Общаясь с товарищами, подругами, называем их по именам: Соня - Сонечка, Паша - Пашенка, Таня - Танечка - Танюша, Ваня - Иван - Ванечка.

Вам, наверное, будет интересно узнать, как на Руси нарекали малышей. Наши предки к выбору имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было желание видеть дитя свое рослым, сильным, крепким, добрым, милым. Отсюда и такие имена, как Добрыня - делающий добро; Любомир - любящий мир; Людмила - милая людям. Кто мне скажет, в чем смысл имен Вера, Надежда, Любовь? (ответы детей). Имя «Елена» (в народе Алена, Олена) пришло к нам от древних греков и означает - свет, светлая. Галина - тоже греческого происхождения. Означает спокойствие, тишину, гладь моря, тихую погоду.

Я не случайно привела эти примеры. По ним видно: некоторые имена коренные русские, другие - пришли к нам из разных стран.

3. А сейчас разыграем игру «Обратись по имени»

Игровое правило: обязательно обращаться друг к другу по имени. Вот, например, Настя. Тебе трудно застегнуть пуговицу. Обратись, пожалуйста, за помощью к Марине. Как ты должна сказать? Как должна ответить Мария? (ответы). Или: Таня, тебе нужен зеленый карандаш, который есть у Данилы. Как ты скажешь? Как тебе должен ответить Данила? (ответы детей). Еще пример. Насте очень хочется поиграть с куклой Барби, которая есть у Ксюши. Настя, как ты обратишься? Как тебе ответит Ксюша? (ответы).

Воспитатель (по окончанию игры). Вы все молодцы! К друг другу обращались по имени, вежливо, уважительно.

4. Однако, мы с вами засиделись. Может, разыграем игру «Узнай меня»?

Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.

5. Свидетельство о рождении.

- У меня в руках документ, и называется он «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество новорожденного, дату рождения, фамилию, имя и отчество его родителей. Каждому из вас выдано свидетельство. Кто видел свое свидетельство о рождении?

- Что записано в свидетельстве о рождении?

- А что же такое «Отчество»? Его тоже имеет каждый человек. Отчество - это наименование по отцу. Какие у вас отчества?

6. А теперь поиграем в игру.

- Называется она «Имена». С помощью стульев составим кружок и сядем. Игровое правило. Хлопаем три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем свое полное имя. Затем - имя и отчество, затем - фамилию, имя и отчество.

7. Конкурс «Знатоков». Вопросы:

1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка - Иван - Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя - ЕвгениЯ - ЕвгениЙ; ВалентиН - ВалентинА; или обратиться по фамилии).

Объявляются победители.

8. Подведение итогов занятия.

- Итак, каждый человек имеет право на имя. Пожалуйста, назовите еще раз свои имена - полные, уменьшительно-ласкательные. (ответы детей).

- Объясните, пожалуйста, смысл слова "отчество". (ответы детей).

- Что представляет собой "Свидетельство о рождении"? (ответы детей).

9. Домашние задание. Соц.педагог раздает каждому анкету, чтобы ребята заполнили ее.







Приложение.

Я ________________________________________________________________

1. Мое имя. Почему меня так назвали? В честь кого?

2. Кто назывался в семье таким именем?

3. Кто носил это имя из великих людей?

4. Что значит мое имя?

5. Какие у меня есть еще имена (как меня называют мама, папа, родные, друзья, знакомые)?

6. Какие имена мне нравятся.

7. Как бы меня звали в другой стране.


© 2010-2022