»«Интегрированные уроки — один из путей реализации ФГОС ООО»

«Интегрированные уроки — один из путей реализации ФГОС  ООО» (на примере интегрированного урока физики – музыки)               Основной  задачей образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности. Новые образовательные стандарты, направлены именно на реализацию этой задачи. Перед школой возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. Одним из путей реализации нового государственного стандарта преподаватели нашей школы видят в проведении интегрированных  уроков. В старших классах особенно необходимо проводить интегрированные уроки, так как они способствуют умению обучающихся применять свои знания на практике. На этой ступени обучения  продолжается дальнейшее формирование исследователя, целенаправленная подготовка к успешному обучению в ВУЗах и дальнейшей интеллектуальной деятельности, т.е. создание оптимальных условий для самореализации нравственной личности. Основной методологический принцип – системно-деятельностный подход, обнаруживающий межпредметны... Из практики работы приводим пример  соединения в едином  уроке 2-х  дисциплин:  физики и музыки. На уроках музыки,  на протяжении всего курса обучения,  учитель  дает различные характеристики звука; некоторые из них изучаются и на уроках физики. И знания, приобретенные  обучающимися на уроках музыки очень понадобятся при изучении темы «Колебания и волны. Звук»  в  физике! Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес. А это и есть один из путей реализации системно-деятельностного  подхода  в образовании в условиях внедрения ФГОС ООО.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.А.Садовникова,

первая квалификационная категория,

учитель музыки;

Л.И.Сергеева,

высшая квалификационная категория,

учитель физики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4

города Коряжмы»

«Интегрированные уроки - один из путей реализации ФГОС ООО»

(на примере интегрированного урока физики - музыки)


Основной задачей образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности. Новые образовательные стандарты, направлены именно на реализацию этой задачи. Перед школой возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. Одним из путей реализации нового государственного стандарта преподаватели нашей школы видят в проведении интегрированных уроков.

В старших классах особенно необходимо проводить интегрированные уроки, так как они способствуют умению обучающихся применять свои знания на практике. На этой ступени обучения продолжается дальнейшее формирование исследователя, целенаправленная подготовка к успешному обучению в ВУЗах и дальнейшей интеллектуальной деятельности, т.е. создание оптимальных условий для самореализации нравственной личности. Основной методологический принцип - системно-деятельностный подход, обнаруживающий межпредметные связи дисциплин и общие принципы построения научного знания и формирующий научное мировоззрение.

Из практики работы приводим пример соединения в едином уроке 2-х дисциплин: физики и музыки. На уроках музыки, на протяжении всего курса обучения, учитель дает различные характеристики звука; некоторые из них изучаются и на уроках физики. И знания, приобретенные обучающимися на уроках музыки очень понадобятся при изучении темы «Колебания и волны. Звук» в физике!

Проект

интегрированного урока

Тема урока: «Источники звука и характеристики звука»
Характеристика класса:

в 9 «а» классе обучается 27 человек: 14 мальчиков и 13 девочек, уровень обученности - средний, уровень воспитанности - хороший, уровень сформированности ОУУН - достаточный.

Характеристика темы урока:

Данный урок - седьмой из одиннадцати уроков в изучении темы «Механические колебания и волны. Звук» по физике.

Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ и приобретенных знаний по предмету «Музыка» в школе

Цель урока:

  • познакомить обучающихся с источниками звука и звуковыми колебаниями;

  • ввести понятия высоты, тембра и громкости звука;

  • показать значение звуков, их красоту и влияние звуков на здоровье человека;

Задачи урока:

  • Образовательная задача - изучить новые физические термины, сформировать знания об источниках звука, физических и физиологических (высота, громкость, тембр) характеристиках звука. Создать условия для повышения познавательной активности обучающихся, их интеллектуального и творческого потенциала; закрепить знания с использованием ранее изученного материала из курсов музыки и физики; развить научное мышление; развить грамотную речь.

  • Развивающая задача - сформировать навыки восприятия зрительной и звуковой информации; развить интеллектуальные и творческие способности, мышления, внимания, памяти; сформировать физические знания и приемы умственной деятельности, речевой культуры, создать условия для расширения кругозора обучающихся.

  • воспитательная задача - создать условия для формирования коммуникативной культуры обучающихся: умению работать в парах, выслушивать и уважать мнения других; обучить умению ставить цель, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме.

Форма урока:

  • чередование фронтальной работы с классом, индивидуальной работы, групповой, самостоятельной работы в контексте системно-деятельностного подхода.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Средства обучения: компьютер, проектор, демонстрационное оборудование, раздаточный материал.

Контроль: сочетание самоконтроля, взаимоконтроля и контроля учителей.

ОУУН:

Организационные-

  • научная организация труда;

  • мотивация;

  • быстрое включение в познавательный процесс;

  • нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

Учебно-интеллектуальные-

  • уметь перерабатывать информацию;

  • формировать собственное мнение, уметь его излагать.

Учебно-информационные-

  • работать с учебной литературой.

Учебно-коммуникативные-

  • уметь выслушивать других, принимать и понимать позицию другого человека;

  • уметь донести свою точку зрения до других.

Структура урока:

Этап урока

Задачи

Деятельность

учителей

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Приветствие, подготовка обучающихся к работе на уроке, психологическая подготовка детей к общению

Приветствуют обучающихся и гостей, организуют внимание детей

Приветствуют педагогов и гостей, настраиваются на выполнение задач урока

2.Актуализация

знаний

Актуализация имеющихся знаний, способов действия; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы обучающихся

Предоставляют материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний

Вспоминают ранее изученный материал, дают определение, обобщают

3.Целеполагание

Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения

Предоставляют экспериментальный материал, создают готовность к предстоящей деятельности

Проявляют познавательную инициативу. Осознают цель предстоящей деятельности

4.Планирование

Формирование способности анализировать, сравнивать, определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, формирование способности каждого ученика к участию в работе.

Предоставляют материал, побуждающий к последовательному планированию действий по изучению новой темы

Составляют мыслительно план предстоящей деятельности.

5.Открытие нового знания

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, отличительное; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, умения оказывать и принимать помощь

Побуждают обучающихся к теоретическому объяснению. Стимулируют активное участие всех детей в учебно-поисковой деятельности (карточки 1 и 2). Формулируют обобщенные вопросы.

Знакомятся с новым материалом, систематизируют полученные знания. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты и вносят их в карточки. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

6.Отработка усвоения новых знаний и учебных действий

Развитие общеучебных умений и навыков; способности к комментированию, обоснованию своих действий, соотнесению своих действий с планом - способности осуществлять самоконтроль, корректировку действий

Предлагают задания на «новое» знание, побуждают учеников к достижению целей урока, поддерживают интерес и познавательную активность обучающихся. Создают условия для сотрудничества -ситуации успеха для каждого. Стимулируют доброжелательное взаимодействие обучающихся.

Проговаривают алгоритм действий в ходе выполнения типовых заданий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

7.Подведение итогов

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей

Предлагают вспомнить полученные знания и оценить самого себя на уроке.

Осуществляют работу с карточками. Оценивают себя на уроке.

8.Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу их психо-эмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности.

Мобилизуют детей на рефлексию своего поведения.

Определяют степень своего продвижения к цели и успехи класса в целом. Ключ скрипичный и басовый.

Выводы

Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес. А это и есть один из путей реализации системно-деятельностного подхода в образовании в условиях внедрения ФГОС ООО.

Литература:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.

  2. Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.

  3. Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.

  4. Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.

  5. М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 учебный год.

Сайты:

  1. poletaevs.ucoz.ru/metod/chto_takoe_integrirovannyj_urok.doc

  2. nowmarina.ucoz.ru/publ/quot_integracija_na_urokakh_estestvenno_matematicheskogo_cikla_quot/1-1-0-6

  3. eidos.ru/courses/themes/21512/index.htm







© 2010-2022