Проект по гендерному воспитанию

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность. Мы живем в эпоху перемен: наблюдаем, как растут ряды женщин - феминисток, все больше граждан отказываются от создания семей и деторождения, становятся легитимными однополые связи и семьи. Одновременно со страниц газет и журналов, с экранов телевизоров раздаются призывы вернуться к христианским добродетелям и традициям, вспомнить позитивные возможности «Домостроя». Увеличивается количество школ, отдельных классов, групп детского сада, перешедших на раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек.

Наиболее восприимчивой к трудностям и негативным явлениям современной социально-политической реальности является молодежь, чьи жизненные планы и формирующиеся установки слишком часто сталкиваются с многочисленными проблемами нового миропорядка. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегия государственной молодежной политики определяют одним из приоритетных направлений работы создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Гендерные отношения - это одна из плоскостей, в которых происходит социализация юношей и девушек. В процессе взросления молодые люди осуществляют поиск подходящего гендерного образа. Гендер - один из основных стержней взросления, очень многие достижения и, наоборот, проблемы связаны именно с «гендерным разговором» юношей и девушек с собой.

Несмотря на то, что проблема гендерной идентичности является относительно новой, имеется достаточное количество экспериментальных и теоретических исследований в этой области: теория маскулинности как части гендерной идентичности личности И.С. Кона. Теория полоролевой (гендерной) социализации (Т. Парсонс и Р. Бейлс , М. Комаровски), доминировавшая в мировой социологии вплоть до 1970-х годов, заключается в том, что женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина - инструментальную. Типы ролевого поведения определяются социальным положением, ролевые стереотипы усваиваются в процессе социализации и интериоризации норм, или ролевых ожиданий. Конструктивистское представление о гендере, базирующееся на концепции П. Бергера и Т. Лукмана (1966), рассматривает гендер как повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в практиках, представлениях, предпочтениях бытования. Гендер - это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно избавиться, от которой невозможно отказаться - она постоянно воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия и взаимодействия. Драматургический интеракционизм И. Гофмана, который ввел понятие «гендерного дисплея», то есть множество проявлений культурных составляющих пола: «Множественные размытые, зачастую не замечаемые культурные коды, проявляющиеся в социальном взаимодействии - суть гендерный дисплей». Учение об андрогинии С. Бем как условии эффективного развития и самореализации личности. Понятием андрологии, обозначают людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Согласно С. Бем (Bem, 1974), андрогинные люди, в силу обладания маскулинными и фемининными чертами, обладают широким спектром доступных типов поведения, наиболее эффективных по отношению к определенному ситуативному контексту; очень гибки в межличностных отношениях.

Аналогично цвету наших волос и глаз, гендерная принадлежность является составляющей нашей индивидуальности, которую большинство людей воспринимают как данность. И действительно, гендерная идентичность, как правило, хотя и не всегда, "является естественным дополнением" к определенным биологическим органам, которые мы имеем. Однако она не сводится лишь к обладанию внешностью мужчины или женщины.

Гендерная идентичность как аспект самосознания, описывающей переживание человеком себя как представителя определенного пола, является одной из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации. Формирование гендерной идентичности может быть эффективным средством социального становления личности при условии, если способствует овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой общения полов.

В нашем обществе на текущий момент наблюдается немало людей с искаженной гендерной самоидентичностью, утрачивается значение истинно мужского и женского начала, как ценности, сопровождающееся феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин, негативно влияющее на отношение молодежи к институту семьи. Наш проект ориентирован на помощь в становлении гендерной идентичности студентов, которая обеспечивает эмоциональное благополучие и высокий уровень самопринятия. Мы обращаемся не к бесполым студентам, а внутреннему миру девушек и юношей. Именно в период студенческой юности происходит кризис в становлении такого сложного личностного образования, как гендерная идентичность, включающего осознание и самопринятие собственной половой принадлежности, развитие ценностных ориентаций и полоролевого поведения, соответствующих своему биологическому полу, адекватным представлениям о маскулинности (мужественности) и феминности (женственности). Предлагаемый проект способствует становлению самотождественности и целостности личности, мужественности и женственности как ведущих качествах гендерной идентичности студентов.

В современном мире определение ролей девушек и парней является большой проблемой, которая состоит в непринятии(нежелании соответствовать) своей гендерной принадлежности. Это непринятие приводит к противоречиям между женским и мужским началами в человеке, что приводит к маскулинности девушек и феминизации парней. Как следствие - дестабилизация семейных ролей, которая приводит к серьезным изменениям в институте семьи. Нарушение понимания своей роли в семье может препятствовать создавать её крепкой и полноценной.

Современное общество поощряет успешных людей, самовыражающихся в карьере, но не в построении своей семьи. Выбор девушкой или юношей карьеры вместо семьи, либо расстановка приоритетов таким образом, что сначала карьера, потом семья, так же приводит к невозможности создания семьи. Просто не хватает времени найти спутника жизни и, тем более, воспитывать детей.

У большинства представителей современного общества наблюдаются противоречия в восприятии гендерной принадлежности, утрачивается значение мужчины и женщины как ценности, сопровождающееся феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин, негативно влияющее на отношение молодежи к институту семьи. Наш проект ориентирован на помощь в формировании гендерной идентичности студентов, которая обеспечивает эмоциональное благополучие и высокий уровень самопринятия. Мы обращаемся не к бесполым студентам, а внутреннему миру девушек и юношей. Именно в период студенческой юности происходит кризис в становлении такого сложного личностного образования, как гендерная идентичность, включающего осознание и самопринятие собственной половой принадлежности, развитие ценностных ориентаций и полоролевого поведения, соответствующих своему биологическому полу, адекватным представлениям о маскулинности (мужественности) и феминности (женственности).

В данном проекте предлагаются средства, которые способствуют становлению целостной личности, определение ею мужественности и женственности как ведущих качеств гендерной идентичности молодежи.

Цель: создание социально-психологических условий, способствующих формированию гендерной идентичости как необходимого компонента личностной самореализации.

Задачи:

1. Способствовать осознанному выбору (созданию) участниками своего гендерного образа и модели гендерного поведения.

2. Развивать у юношей и девушек гендерную ответственность за здоровье и образ жизни, как необходимые условия сохранения не только их собственного здоровья (в том числе репродуктивного), но и будущих детей (поколений).

3.Развивать самостоятельность в осмыслении гендерных аспектов профессиональных выборов (влияние специфики профессии на возможности самореализации в семье, родительстве, возможные последствия выбора профессии) и способность проявлять ответственность за свои решения в выборе сферы профессиональной деятельности.

4. Содействовать осознанию юношами и девушками ценности семьи и родительства, как одного из важнейших аспектов самореализации личности.

Направления работы:

  1. Гендерный образ (моё осознание себя):

- он и она: осознание своей гендерной принадлежности, своего Я;

- я и мир вокруг: осознание своего Я, своих ценностей и целей в мире;

- принятие своего Я: соответствие Я-реального и гендерного образа; что я хотел(а) бы получать от мира в соответствии с моим гендерным образом;

- я в глазах других: каким(ой) меня видят другие и соответствую ли я их ожиданиям;

- мой гендерный статус: соответствие социально признанным нормам проявляющимся в поведении, жестах, языке, эмоциях и физическом облике.

  1. ЗОЖ

- я и мое здоровье: что я должен(на) знать о своем здоровье, здоровый организм, как фактор продолжения рода;

- психосоматическое здоровье тела: формирование гендерной ответственности за соматическое и психологическое здоровье;

- советы специалистов: различные требования по отношению к здоровью девушки и юноши;

- девиации моего здоровья: изменение представлений об оптимальном уровне заботы о здоровье юноши и девушки, гендерные аспекты наличия вредных привычек и зависимого поведения;

- Здоровое Я - крепкая семья: здоровье как фактор, способствующий образованию здоровой и крепкой семьи;

  1. Профессия (я в профессии)

- профессиональное становление: выбор профессии и обучения;

- соответствие профессии и гендера: гендерные аспекты профессиональной самореализации: критерии выбора профессии для девушек и юношей, возможности сохранения гендерного здоровья и привлекательности; учет гендерного статуса, возможность гармоничного сочетания профессиональной роли и роли в семье;

- кризисы профессионального становления: гармонизация гендера в выбранной профессии.

  1. Я в микросреде - СЕМЬЯ

- создание семьи: секреты взаимоотношений; помощь в осознании качеств, которые хотелось бы видеть у будущего супруга; что хотелось бы получать от противоположного пола, как проявлять женственность(мужественность);

- дом и семья: взгляд на себя как родителя, гармонизация родительской роли и гендера;

- Я - Родитель:

а) я-мама: представление о материнстве; мама в жизни сына и дочеи (с точки зрения гендера мама должна нести заботу, теплоту, ласку, любовь, нежность, вимание); мама в воспитании (быть примером для подражания в ведении хозяйства, соблюдении правил этикета, гигиены, манеры поведения, культуры общения с противоположным полом и т.д.);

б) я-папа: представление об отцовстве; отец в жизни сына и дочери (с точки зрения гендера папа должен нести мужественное начало, дисциплину, ответственность за совершаемые поступки, самостоятельность в принятии решений и т.д.); папа в воспитании (быть примером для подражания с точки зрения нравственности, мужественности и культуры общения с противоположным полом и т.д.).

Просветительский блок

  1. Презентация

  2. Беседа «Мужской и женский стиль лидерства»

  3. Лекция «Гендерная культура и её характеристика»

  4. Газета

  5. Дискуссия «Счастье есть, его не может не быть»

Диагностический блок

  1. Методика С. Бем «Опросник половых ролей»

  2. Исследование гендерных стереотипов методом личностных семантических дифференциалов О.Л. Кустовой. («Женщина в отличии от мужчины»(«мужчина в отличии от женщины»)

  3. Определение особенностей понимания гендерных ролей в семье с помощью проективного метода «Рисунок семьи» и контент-анализа сочинения-миниатюры на тему: «Почему я хочу быть женщиной / мужчиной?».

Профилактический блок (развивающий)

  1. Занятие с элементами тренинга «Гендерные стереотипы - хорошо или плохо?»

  2. Тренинг

  3. Групповое занятие «Гражданский брак: за и против..»

  4. Круглый стол «Мужчины не плачут: цена мужественности в России»

  5. Лекция «Профессия и возможность самореализации в семье».

  6. Ролевая игра «Образ партнера». Составление коллажей на тему «Гендерные идеалы.»

Механизм реализации :

  1. Проведение мероприятий просветительской направленности (информированность о том, что такое гендер, гендерная идентичность, модели и стереотипы гендерного поведения, их положительные и отрицательные стороны): беседы, дискуссии, информационные газеты.

  2. Разработка и проведение групповых занятий с элементами тренинга, направленных на успешное становление гендерной идентичности. Взаимодействие с медицинскими, образовательными учреждениями

  3. Проведение совместных мероприятий для девушек и юношей

  4. Сотрудничество с поликлиникой (приглашение на дискуссии интересующих врачей), с фитнес - центром (проведение занятий по йоге, шейпингу и т.д.).

Предполагаемые результаты: повышение уровня осведомленности в вопросах гендерной идентичности, профилактика дезадаптивных стереотипов поведения юношей и девушек, создание условий для формирования гендерного образа и моделей гендерного поведения.

Литература:

1. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОССПЭН, 2004. - 336 с.

2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.

3. Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб.: Изд-во Европейского университета СПб., 2007

4. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. − СПб.: Питер, 2005. − 431с.

5. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация-XXI век, 2002.-256с.


© 2010-2022