Модель организации внеурочной деятельности

Признавая социализацию в качестве одной из задач  российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Модель организации внеурочной деятельности учащихся

в условиях МБСУВУОТ «СОШОТ»

при переходе на ФГОС



составитель: Старикова Л.В.























Лысьва, 2014

Содержание





  1. Пояснительная записка 3

  2. Описание модели внеурочной деятельности 6

  3. Материально-техническое обеспечение 8

  4. Организация внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности 9

Информация об особенностях реализации часов ВУД 11

  1. Планируемые результаты ВУД 13






























Пояснительная записка

Важной задачей является усиление

воспитательного потенциала школы,

обеспечение индивидуализированного

психолого-педагогического

сопровождения каждого обучающегося…

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.


Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

  • изменение учебного плана основной школы;

  • разработка Положения о внеурочной деятельности;

  • составление перечня программ внеурочной деятельности;

  • подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

  • разработка Положения о программах;

  • разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

  • материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

  • информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

  • составление расписания внеучебной деятельности обучающихся 5 -7х классов.

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
-территориальное расположение образовательного учреждения;
-уровень развития дополнительного образования в школе;
-программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
-кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе психолога, социального педагога, педагога-организатора, вожатого и др.),
-материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.
Тип организационной модели внеурочной деятельности:

Модель переходного периода

Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;



  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;



  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;



  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;



  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;



  • расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;



  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;



  • опора на ценности воспитательной системы школы;



  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.







Описание модели

Раздел вариативной части учебного плана «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).

Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детскую площадку с дневным пребыванием при школе.

Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости).

Для реализации внеурочной деятельности педагоги нашего образовательного учреждения могут использовать Примерные программы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников. Серия «Стандарты второго поколения» Кроме этого, мы вправе использовать программы, разработанные педагогами образовательного учреждения и получившие положительную экспертную оценку различного уровня:

-школьного методического объединения учителей-предметников;

-педагогического совета школы.

Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, дополнительного образования, группы продлённого дня, КТД, воспитательные мероприятия.




























Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, кабинеты классов, имеется столовая, в которой будет организовано питание, медицинский кабинет.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой, кабинет информатики, кабинет технологии.








Организация внеурочной деятельности

Форма проведения - группы для занятий формируются из класса. Составляется расписание занятий. Недельная нагрузка - 11 часов. В год на класс составляет 374 часа. Занятия имеют аудиторную занятость и внеаудиторную занятость (экскурсии, походы и т.д.)

Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:

- духовно-нравственное;

- спортивно-оздоровительное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

План внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Кол-во часов

Решаемые задачи

духовно-нравственное

Программа внеурочной деятельности «Наш край» - экскурсии, изучение истории родного края

1

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

спортивно-оздоровительное

Спортивная секция «Теннис»

2

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

социальное

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Программа «Цветоводство» (социально значимая добровольческая деятельность: проект «Цветы для школьного двора», проект «Добрые дела для моего класса», проект «Наши руки не знают скуки»)

1

Программа адаптации учащихся «Уроки общения для подростков»

1

Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме

общеинтеллектуальное

Программа «Безопасность жизнедеятельности»

2

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, знакомство с различными видами человеческой деятельности, возможность раннего выявления интересов и склонностей

«Игровой калейдоскоп»

2

Направление эмоционально - психических качеств на достижение успеха и повышение самооценки

Духовно-культурное.

Изо - студия «Мой мир»

2

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Итого:

11

Информацию об особенностях реализации часов внеурочной деятельности

п/п

Наименование рабочей программы

Кол-во часов

в год

Кол-во ч. на зан-е

Распределение

часов

Формы организации

руководитель

Место проведения

Форма оплаты

1

«Наш край»

34

1 час

В каникулярное время

Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом села и народов России экскурсии, поисковая работа, встречи,

учитель истории

Школа ст. Тальжино, г. Новокузнецк, новокузнецкий район

тарификация

2

«Теннис»

68

1 час

2 раза в неделю

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

учитель физической культуры

Спортивный зал

тарификация

3

«Уроки общения для подростков»

34

1 час

еженедельно

Тренинговые занятия

психолог

Кабинет психолога

аутсорсинг

4

«Цветоводство»

34

1 час

еженедельно

социально значимые дела, акции

учитель биологии

Кабинет биологии, пришкольный участок

ДДТ

5

«Безопасность жизнедеятельности»

68

1 час

2 раза в неделю

Клуб

учитель ОБЖ, физической культуры

Кабинет ОБЖ, автогородок

Тарификация,

ДДТ

6

«Игровой калейдоскоп»

68

1час

2 раза в неделю

Кружок. Коллективные игры.

воспитатель

библиотека

ДДТ

7

Изо - студия «Мой мир»

68

1 час

2 раза в неделю

Кружок. Работа в группах, посещение музея, выставок.

Учитель ИЗО

Кабинет ИЗО

тарификация

всего часов

374


Планируемые результаты внеурочной деятельности

-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе ), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-сформированность позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
-освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
-увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
-воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.









9


© 2010-2022