Классный час Эти вредные конфликты

Многие классные руководители восьмых классов замечают, как трудно в этих классах вести работу по сплочению коллектива. Многие восьмиклассники просто не научены мирно решать конфликты. При­чиной конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. Классный час о способах разрешения конфликтов для детей 13-14 лет представляется нам очень актуальным. Уточнение понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», осознание причин конфликтов,... Цели- расширить представление детей о том, что такое кон­фликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах пре­дупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, сверстникам, пробуждать же­лание овладеть навыками общения ; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.Подготовительная работа с детьми найти исполните­лей на роли мамы и Тани (им нужно выучить или пересказать своими словами два небольш... Оформление: ·                                 написать на доске тему, эпиграф; ·                                 написать список: Способы выхода из конфликта: - соревнование (соперничество); - приспособление; - компромисс; -уход; - сотрудничество ·                                 написать незаконченные предложения: Умение владеть собой - это... Чтобы научиться владеть собой, нужно... Чтобы найти компромисс, нужно...   План классного часа: 1.  Проблемная ситуация «На приеме у психолога». 2.  Интерактивная беседа. 3.  Информационная минутка «Способы выхода из конфликта». 4.  Ролевая игра «Если бы психологом был я...». 5.  Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи». 6.  Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга». 7. Заключительное слово. 8.     Подведение итогов (рефлексия).
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «ЭТИ ВРЕДНЫЕ КОНФЛИКТЫ»

Классный час, посвященный способам эффективного общения.

Пояснительная записка.

Многие классные руководители восьмых классов замечают, как трудно в этих классах вести работу по сплочению коллектива. Многие восьмиклассники просто не научены мирно решать конфликты. При­чиной конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. Классный час о способах разрешения конфликтов для детей 13-14 лет представляется нам очень актуальным. Уточнение понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», осознание причин конфликтов, освоение на­выков конструктивного разрешения конфликтов - таково основное содержание классного часа. Сценарий мероприятия построен в форме часа общения, использованы разнообразные методики (беседа, неза­конченное предложение, проблемная ситуация, дискуссия).

Цели- расширить представление детей о том, что такое кон­фликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах пре­дупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, сверстникам, пробуждать же­лание овладеть навыками общения ; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Подготовительная работа с детьми найти исполните­лей на роли мамы и Тани (им нужно выучить или пересказать своими словами два небольших монолога).

Оформление:

  • написать на доске тему, эпиграф;

  • написать список:

Способы выхода из конфликта:

- соревнование (соперничество);

- приспособление;

- компромисс;

-уход;

- сотрудничество

  • написать незаконченные предложения: Умение владеть собой - это... Чтобы научиться владеть собой, нужно... Чтобы найти компромисс, нужно...

План классного часа:

1. Проблемная ситуация «На приеме у психолога».

2. Интерактивная беседа.

3. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта».

4. Ролевая игра «Если бы психологом был я...».

5. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи».

6. Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга».

7. Заключительное слово.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

(Слайд 1-2)

I. Проблемная ситуация «На приеме у психолога»

Классный руководитель. Начать наш разговор я бы хотела с маленькой сценки в кабинете психолога. ( Слайд 3) Сегодня на прием пришла мама с дочерью - восьмиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с от­цом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, куре­ние - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно уб­рать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной не­делю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока тер­плю, глотаю обиды.

Классный руководитель. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.

Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они гово­рят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»

А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смот­ри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

II. Интерактивная беседа «Отчего происходят конфликты?»

(Слайд 4) Тема классного часа. Цели дети формулируют сами.

Классный руководитель. Вот такие клиенты оказались се­годня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. (Слайд 5)Как вы считаете:

  • хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?

  • можно ли назвать их семью счастливой?

  • что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

(Дети высказываются.)

Классный руководитель. Поднимите руки, кому прихо­дилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?

(Дети поднимают руки.)

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что...»

(Слайд 6)

(Дети поднимают руки, высказываются.)

Примерные ответы детей:

  • У нас с подругой были разные мнения о школьной дискотеке.

  • Мы по-разному относились к одному мальчику.

  • Мы обе хотели быть лидерами в классе.

  • У нас совершенно разные характеры.

  • Мне не понравилось его поведение.

  • Он оскорбил моего брата.

  • Мы стали болеть за разные футбольные команды.

  • Он стал фанатом музыкальной группы, которую я не переношу.

И т. п.

Классный руководитель. (Слайд 7) Как видим, конфликты возни­кают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несов­падение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

(Слайд 8) А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово? Какие слова вызывают ассоциацию к данному слову?

(Дети высказываются.)

Затем дети работают в парах. На партах лежат разные словари и они находят определение конфликта.

(Слайд 9)Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть ме­жду людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. (Слайд 10) Самый распространенный - неуправляемый конфликт. Вот в автобу­се вам кто-то наступил на ногу и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ве­теран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу».

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно по­казывает, что не хочет поддерживать общение.

В чем же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов стра­дает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфлик­та приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физиче­ское здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещен­ные приемы - это фразы типа: «Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правиль­ное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спо­койнее и счастливее не только вас, но и других.

(Слайд 11) Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?( на примере мамы и Тани)

Примерные ответы детей:

  • Трудный возраст дочери.

  • Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.

  • Успеваемость, учеба.

  • Лень, неаккуратность.

  • Придирчивость родителей.

  • Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.

И т. п.

Классный руководитель. (Слайд 12) Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?

Примерные ответы детей:

  • Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.

  • Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

  • Делать что тебе захочется.

  • Делать не то, что хочешь, а то, что должен.

  • Иметь много обязанностей.

  • Жить по правилам, выполнять все законы.

Классный руководитель. Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обя­занности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две тре­ти подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? I (Дети высказываются.)

Классный руководитель. (Слайд 13) Как видим, причин у конфлик­тов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.

III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»

Классный руководитель. Итак, конфликт разгорелся. Ка­кие же есть способы выхода из него? (перечисляет, потом коммен­тирует) (Слайд 14)

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

б) приспособление, означающее принесение в жертву собствен­ных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение);

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.

IV. Практикум. Способы предотвращения конфликтов

Классный руководитель. Как и болезни, конфликты луч­ше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреж­дать конфликтные ситуации. Для этого существует множество спосо­бов. Мы рассмотрим два самых распространенных. (Слайд 15) Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мяг­кой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Мягкое противостояние

Классный руководитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

(Учитель дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каж­дый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и выска­зать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию - достоинство и твердость в мягкой форме.)

Примерные фразы:

  • Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.

  • Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее поль­зоваться ими одному.

И т. п.

Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог уст­роить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Конструктивное предложение

(Слайд 16) Классный руководитель. У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать кон­фликтов с помощью конструктивного предложения?

(Дети высказываются так же, как и в предыдущем случае. Ситуация та же)

Примерные ответы детей:

  • Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.

  • Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающийся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?

    • Классный руководитель. Мягкое противостояние и кон­структивное предложение - это два способа поведения, которые по­могут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное дос­тоинство.

IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...»

(Слайд 17) Классный руководитель. Вы узнали, какие способы пове­дения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:

  • Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничест­во. Это поведение превращает ее в эгоистку.

    • Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособ­ление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.

    • Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»

Классный руководитель. Всем известно, что каждый че­ловек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не толь­ко внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы.

Перед вами записаны три незаконченных предложения. Предложите свои вари­анты окончаний (Слайд 18).

(Учитель дает высказаться по цепочке каждому ряду.) Умение владеть собой - это...

  • контролировать свое поведение;

    • сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выра­жаться нецензурно;

    • держать себя в руках;

    • не позволять себе грубости, хамства;

    • не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешен­ным, корректным.

Чтобы научиться владеть собой, нужно...

  • работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поста­вить себя на место другого;

  • читать книги по психологии;

  • не терять своего достоинства;

  • научиться уважать других людей;

  • научиться видеть свои недостатки;

  • быть строгим к себе и снисходительным к другим.

  • Чтобы найти компромисс, нужно...

  • найти такое решение, которое устроит всех;

  • войти в положение другого человека;

  • видеть правоту другого человека;

  • отказаться от своего эгоизма;

  • не считать себя выше других;

  • уважать чужое мнение.

Классный руководитель. Умение владеть собой, контро­лировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

(Слайд 19) Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспита­нием, уметь поставить себя на место другого человека.

Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга»

Классный руководитель. Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем (другим, возвращается к нам). Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.

Допустим, меня с утра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в школу, я выплеснула свое раздражение на учеников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой, устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал.

Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Сейчас вы будете работать в группах (по 4 человека - две соседние парты в одном ряду). (Слайд 20) Задание для групп: вспомните, как возвращались к вам ваши хорошие и плохие поступки, и сочините небольшую миниатюру «Закон бумеранга».

(Звучит музыка. В течение 5-7 минут дети придумывают рассказы.)

Послушаем, что у вас получилось.

(Дает слово представителям групп. Дети читают свои рассказы.)

Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвра­щалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. (Слайд 21) Причины конфликтов с родите­лями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости Подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поум­нел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным Писателем.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие эмоции остались в конце классного часа? Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор?

Примерные ответы детей:

  • Эмоции положительные, но после школы хочется отдохнуть.

    • За хлебом я и так хожу всегда - это моя постоянная обязан­ность.

    • Если родаки попросят, сделаю что-нибудь.

      • Эмоции отрицательные - мои родители могут только прика­зывать, пошлют - пойду.

      • А у нас все это делает бабушка. Никаких добрых дел для меня не остается.

(Слайд 22)

© 2010-2022