Методическая разработка организации и проведения социально значимого проекта Час общения «Мои качества» и КТД «Ярмарка качеств» в 4-5 классах

Методическая разработка предназначена для классных руко­водителей, заместителей директоров по воспитательной рабо­те, педагогов, психологов. Она  может быть легко адаптирована под задачи конкрет­ной школы или класса. Работая учителем начальных классов и классным руководителем 5 класса, мною было отмечено, что у учащихся начальной школы, при переходе на 2 ступень обучения, изменяются   нравственные ориентиры и социальные установки. Поэтому возникает такая необходимость очень детального разговора ...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Асбестовское общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11

Асбестовского городского округа



















Методическая разработка

организации и проведения социально значимого проекта

Час общения «Мои качества» и

КТД «Ярмарка качеств» в 4-5 классах







Составитель:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории,

классный руководитель 5 «б» класса

Чеблукова Наталья Александровна.






г. Асбест

2010



Аннотация.

Реформа системы образования ставит перед школой за­дачу формирования и развития у учащихся системы компетентностей, в том числе социально-мировоззренческой ком­петентности, под которой понимают овладение учащимися деятельностью по самопроектированию, самореализации и рефлексии, навыками коммуникативной деятельности и де­ятельности по само- и взаимопомощи в обществе. Важней­ший навык, необходимый для успеха в современном обществе, - личный социальный опыт взаимодействия с разны­ми людьми, различными социальными институтами и орга­низациями. Развитие этих навыков все более становится самой актуальной задачей школы.

В данной методической разработке социально значимого проекта представлены активные формы работы со школьниками (час общения «Мои качества», КТД «Ярмарка качеств»), которые можно назвать социально ориентирован­ными, так как они уже по своим целям и задачам подразу­мевают обширные связи школьников с различными соци­альными партнерами. Такие формы работы во многом отвечают задачам формирования социальной и гражданской активности, навыков совместной деятельности «на общую пользу и радость». Они:

• предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личнос­тные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные);

• обеспечивают активную реализацию и обогащение лич­ного и коллективного опыта;

• способствуют укреплению коллектива, его структу­ры, содействуют разнообразию и мобильности внутри кол­лективных связей;

• эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы орга­низации деятельности в самых разных ситуациях воспита­тельного процесса.

Предложенные идеи для организации и проведения социально значимого проекта формируют у детей и подростков социальную уверенность и активность. В арсенале современного педагога непременно должны быть методы и приемы, в наибольшей степени способствую­щие развитию у детей социально значимых качеств, соци­альной активности и коммуникативности. Принцип общей заботы, положенный в основу всей педа­гогики социального творчества, в наибольшей степени служит решению задач социального ста­новления детей, так как на первое место ставит развитие личности и реализацию ее творческого потенциала в сотвор­честве с другими людьми.

Методическая разработка предназначена для классных руко­водителей, заместителей директоров по воспитательной рабо­те, педагогов, психологов. Она может быть легко адаптирована под задачи конкрет­ной школы или класса. Работая учителем начальных классов и классным руководителем 5 класса, мною было отмечено, что у учащихся начальной школы, при переходе на 2 ступень обучения, изменяются нравственные ориентиры и социальные установки. Поэтому возникает такая необходимость очень детального разговора на данную тему с учениками 4-5 классов. Предложенные педагогические приемы, актуальные и в сегодняшней ситу­ации, во многом помогут педагогам организовать творческую общую работу с детьми по улучшению окружа­ющего мира и себя, как товарища других людей.







Час общения «Мои качества»

Час общения «Мои качества» может быть проведен как вводное творческое занятие с детьми 4-5 классов при их подготовке к коллективному творческому делу (КТД) «Ярмарка качеств».

Главными задачами этого часа общения является рефлексия учащихся по поводу личностных качеств человека.

Методы:

Словесные: рассказ и беседа

Иллюстративный

Использование ТСО

Проблемный

Игровой

Оборудование:

Листы бумаги

Фломастеры

Цветная бумага

Клей, ножницы

Индивидуальные карточки

Медиапроектор и экран, компьютер

Деревья познания

Ход классного часа.

Дети рассаживаются по группам 5-7 человек вокруг 4-5 сто­лов. Принцип их работы - индивидуально-групповой.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу предло­жить вам порассуждать о человеке и его качествах.

Многие философы и психологи считают, что именно ка­чества человека делают его неповторимым и не похожим на других людей. Именно благодаря человеческим чувствам, эмоциям, качествам разные люди по-разному поступают в одинаковых условиях. Одни из них смеются, там, где дру­гие грустят, другие сердятся, где остальные улыбаются. Мы с вами попробуем сегодня понять, что же такое человечес­кие чувства и качества, отчего они зависят у каждого чело­века, как и когда они проявляются у людей.

Ведущий: Мы сегодня будем обсуждать многие вопросы. Я хочу напомнить вам о некоторых правилах общего разго­вора: • слушай внимательно, не перебивай!

• говорить не заставляем, но и не запрещаем!

• не повторяйся в выступлениях!

• критикуя, не обижай!

• говори точно и только по делу!

• критикуешь - предлагай!

• говори сначала о хорошем, а потом критикуй! и др.

Ну вот, мы с вами договорились о правилах обсужде­ния, теперь пора поближе познакомиться.

Игра «Ищу друга»

Цель: подготовка к дискуссии о наиболее ценных человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.

Ведущий: Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то - множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.

С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется "Ищу друга". Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание.

Возьмите листы бумаги, фломастеры - творите! Время на подготовку - десять минут.

По окончанию работы ведущий предлагает развесить листы па стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы, молча, читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его автором. Можно ограничить выбор таких объявлений, например, тремя.

Ведущий: Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество красных кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет количество доставшихся вам выборов. Вот теперь и наступит самый важный момент игры.

Ведущий предлагает обсудить вопросы:

-Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?

-Что помешало вам откликнуться на другие объявления? (Речь идет об объявлениях, не получивших ни одного выбора, - если такие окажутся.)

Чаще всего наименьшее количество красных кружков встречается на тех объявлениях, в которых подробно перечислены требования, предъявляемые к будущему другу. Естественно: нелегко соответствовать высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами, как «преданность», «готовность, все бросив, прийти на помощь», «умение хранить тайны». И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, то есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать.

Разумеется, ведущему не нужно с позиции мудрого наставника навязывать эти истины школьникам. Его задача - организовать обсуждение, дискуссию, а ребята сами сумеют прийти к тем выводам, которые уже заложены в результатах социометрии объявлений. Осознание того факта, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому, быть полезным для него, происходит постепенно, через анализ конкретного материала в объявлении.

Достаточно плавным и логичным будет переход к обсуждению человеческих качеств, важных для подлинной дружбы. И здесь неоценимую помощь окажут те объявления, в которых уже изложены позиции участников по поводу наиболее ценных достоинств друга.

Ведущий: Ну вот, теперь мы узнали друг о друге намного больше, узнали о своих качествах. Знаете, раз мы сегодня говорим о человеческих качествах, я предлагаю записывать все, что мы о них узнаем вот на этих пяти деревьях позна­ния. Почему их пять? Ученые считают, что все человечес­кие качества можно разделить на пять групп-категорий: от­ношение к людям, к труду, к вещам, характеристики чес­тности и волевые качества (слайд 2).Презентация социальный проект.ppt (Приложение 1) На каждом дереве мы постара­емся найти листочки с такими качествами.

Ведущий: Ребята, я хочу, чтобы вы сейчас внимательно рассмотрели выражение лица вот этих людей (слайд 3). У каждого из них разное выражение лица. И все они выражают разные чув­ства и качества. Вот этот человек смеется, этот грустит. Давайте попробуем определить по фотографии, какие чув­ства испытывают эти люди? (Дети называют, ведущий вывешивает на отобран­ных листочках качества на соответствующее дерево познания.)

Ведущий: Теперь давайте поиграем в одну хорошо вам зна­комую детскую игру. Я буду бросать вам мяч, а вы ловите его только тогда, когда я называю положительное качество. Пой­мав мяч, вам предстоит объяснить, чем хорошо это каче­ство для человека и окружающих.

Ведущий: А теперь я хочу предложить вам пофантазировать. (слайд 4) Мы с вами попробуем придумать название картины, которую сами создадим (Каждая группа пытается в предложенной кляксе увидеть что-то необычное и рассказывает об этом всем ребятам).

Ведущий: Очень хорошо. А какие качества вам помогли, ребята, увидеть в этой обыкновенной кляксе так много уди­вительного? (Ребята называют, ведущий продолжает выве­шивать качества на деревьях).

Ведущий: А теперь попробуем сыграть в другую игру. Каж­дый из вас получит маленькую роль. Вам предстоит подо­брать качества, характерные для этой роли (Приложение 2)

(Ведущий раздает различные противоположные социальные роли: заботливый сын - невнимательный сын, прилежный ученик - ленивый ученик, вежливый пас­сажир - грубый пассажир, верный друг - ненадежный друг, ответственный гражданин - беззаботный гражданин).

Ведущий: А теперь мы должны с вами заполнить по три карточки: 3 синего цвета и 3 белого. На белых напиши­те, пожалуйста, свои хорошие качества, а на синих - свои отрицательные, от которых вы хотели бы избавиться. А теперь подумаем, можно ли как-то избавиться от пло­хих качеств. (Ребята выступают с предложениями).

Ведущий: И в конце нашего часа общения я хочу рассказать вам одну историю.

Когда-то на землю прилетели волшебные птицы (слайд 5). Они при­несли с собой человеческие желания и потребности, как волшебные семена они были посеяны по всему миру (слайд 6).

И выросли из них цветы - человеческие души (слайд 7). Некоторые из них были прекрасными - ведь из добрых желаний выраста­ют красивые качества, а из некоторых выросли только сорняки и крапива (слайд 8). Ведь злые помыслы рождают только злые поступки. А какие цветы вырастут из ваших семян? (слайд 9). (Ведущий предлагает сделать всем вместе большую аппликацию из цветов, где каждый участник игры в виде цветка должен отобразить свои мечты, идеалы, и желания, свои качества и главные характеристики. Можно использовать возможности предмета «Технология»)

В конце классного часа карточки с положительными качествами участники сдают ведущему. Над отрицательными качествами им предлагается поразмышлять в течение нескольких дней (мож­но предложить «поговорить» со своим качеством, узнать, почему оно живет в человеке, хорошо ли человеку с этим качеством и др.?).

Через несколько дней проводится итоговое мероприятие «Ярмарка качеств» в форме КТД.

Возмож­ны 2 пути его развития:

1. В течение нескольких дней участники стараются «из­бавиться от своих качеств», совершая добрые и полезные поступки в классе, дома, на улице. В конце дня ребята оценивают свои поступки, думают, стало ли в них отрица­тельного меньше, и имеют право обменять карточку с отри­цательным качеством на карточку с качеством положитель­ным.

2. Каждый класс (или группа ребят) получает задание подготовить «торговую площадку» для Ярмарки качеств, на которой, совершив какой-то хороший поступок, решив мо­рально-этическую задачу, можно поменять свое отрицатель­ное качество. Задания на «торговых площадках» могут быть самые разные - творческие, трудовые, игровые, мораль­но-этические (Приложение 3). При этом Ярмарку можно выдержать в рус­ском или в средневековом стиле.

В условленное время все участники игры собираются вме­сте. На большой карте Ярмарки нарисованы места обмена и качества, которые можно на них получить.

Участники приносят с собой карточки со своими отри­цательными качествами. Их задание - поменять их на по­ложительные.









Приложение 1

Презентация «Час общения «Мои качества»



















































Приложение 2


Индивидуальная карточка личностных качеств человека


Положительные качества

Отрицательные качества

Отношение к труду

Добросовестный, усердный, работящий, трудолюбивый

Лежебока, бездельник, лентяй

Отношение к людям

Самоотверженный, сердечный, рыцарский, душевный, внима­тельный, добросердечный, со­чувственный, внимательный,добрый, чуткий, преданный, благожелательный, доброжела­тельный, великодушный, дели­катный, благожелательный, отзывчивый, милосердный, тактичный, благосклонный

Холодный, недоброжелатель­ный, жестокий, жестокосерд­ный, нечуткий, злобный, лютый, самолюбивый, безжалостный, себялюбивый, черствый, неотзывчивый, бесчеловечный, бессердечный

Отношение к вещам

Рачительный, бережливый, аккуратный, педантичный

Прижимистый, ненасытный, ску­пой, алчный, жадный, скупердяй

Волевые качества

Храбрый, неустрашимый, муже­ственный, безбоязненный, бесстра­шный, отважный, правдивый, вы­держанный, стойкий, надежный

Свирепый, недобрый, боязли­вый, беспощадный, робкий, трусливый

Характеристики честности

Верный, искренний, неподдель­ный, вежливый, беспорочный, непритворный, благородный, порядочный, справедливый, честный, правдивый

Подлый, двуличный, неискренний, лживый




















Приложение 3

Примерные варианты мест обмена


Поляна Правды и Кривды

Класс оформлен, как поляна. Разыгрывается сценка.

Ведущая: Жили-были Кривда и Правда. И поспорили они, без чего на свете жить нельзя. Правда говорит - что без правды, а Кривда - что без кривды. Поспорили и пред­ложила Кривда пойти к писарю, чтоб он их рассудил.

- Пойдем, - отвечает Правда.

Вот пришли они к писарю, и просят, чтобы он их спор рассудил.

Писарь спрашивает:

- О чем бьетесь?

- О ста рублях!

- Ну так ты, Правда проспорила - в наше время лучше жить кривдою.

Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою. Кривда и говорит:

- Пойдем тогда к судье - пусть он нас рассудит. Коли по-твоему выйдет - я плачу 1000 рублей, а коли по-моему - ты мне должна оба глаза отдать.

- Хорошо, пойдем, - согласилась Правда.

Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить - кривдою или правдою?

Судья сказал то же самое:

- В наше время лучше жить кривдою.

Отдала Правда свои глаза Кривде, упала наземь и попол­зла прочь.

Ведущая: Ребята, чтобы вернуть глаза Правде, вы долж­ны взять на столике менялы карточку с вопросом и попро­бовать ответить на него.

Вопросы на карточках:

• Какой поступок в своей жизни ты считаешь постыд­ным?

• Когда в жизни ты поступил справедливо по отноше­нию к своему товарищу?

• Всегда ли искренне ты рассказываешь своим родите­лям о своих успехах в школе?

• Расскажи о своем поступке, где, на твой взгляд, про­явилась твоя честность.

• Почему так говорят:

«От худой правды хороших семян не будет».

«Сам прямой, а душа кривая».

«На язык - масло, а язык шершавый».

«Смирная собака исподтишка кусает».

«Обманешь друга, сам обманешься».

• Объясни выражения:

«Мягко стелет, да жестко спать»,

«Мечта кажется луч­ше, чем сама правда»,

«Лживый человек правды боится»,

«Вчера обманул, сегодня не поверят»,

«Правда лучше сол­нца»,

«Не та собака кусает, что лает, а та, что хвостом виляет»,

«Один раз обманул, на весь век обманщиком оста­нешься»,

«Мир только правдою держится»,

«Правда глаза колет»,

«Один раз солжешь - до смерти лжецом останешь­ся»,

«Ложь - смертный грех».

• Многие люди говорят: «Не хочешь, не лги, но и правду не говори». Ты согласен с этим утверждением?

• Почему горькая правда лучше, чем сладкая ложь?


Трактир трех гномов

Разыгрывается пантомима - сценка спора между 3 гно­мами, которые не могут поделить между собой волшеб­ные вещи, оставленные им в наследство: Шапка Мудрос­ти, Жезл Честности, Латы Смелости, Сапоги Ловкости, Флейта Знаний, Напиток Находчивости, Маска Обаяния, Кольцо Силы, Амулет Везения и др. Каждая из волшеб­ных вещей дает своему обладателю определенные возмож­ности. Но каждый может владеть только 2 вещами. Зада­ча ребят помочь гномам подобрать наиболее «удачный» комплект «вещей и обосновать, что такой «комплект» даст хозяину.


Дом странника

Разыгрывается библейская притча «О бедном самаритя­нине», в которой рассказывается о том, что некий стран­ник попался разбойникам. Они напали на него, ограбили, избили и оставили на дороге. Мимо по очереди проходили сначала священник, затем воин. Но никто не по­мог бедному человеку. А потом шел бедный самаритянин. Он сжалился над человеком, перевязал его раны, привел в гостиницу, напоил, накормил и дал немного денег, чтобы несчастный мог поправить свое здоровье.

Ребятам предлагается обсудить ситуацию, объяснить, по­чему по-настоящему добрый поступок совершил самаритя­нин, почему именно его поступок можно назвать добрым (самаритянин поделился своими последними деньгами с про­хожим). Затем ведущий предлагает ребятам рассказать о сво­их добрых поступках (за участие в обсуждении ребятам вруча­ются карточки с положительными качествами).


Лавка мудрости

Ребята попадают к волшебнику - прорицателю. Им пре­доставляется возможность задать любые вопросы. Волшеб­ник, в свою очередь, задает вопросы ребятам, пытаясь вы­яснить, почему так важны для человека знания и мудрость.


Казино тролля

Ребятам предлагается «сыграть» на свои положительные качества в карты или рулетку. Возможна «подсадная» игра, где специально подготовленный игрок будет проигрывать свои положительные качества и доказывать, что они ему совсем не нужны.


Пещера эльфа

В комнате, оформленной как пещера, ребята видят при­вязанного к дереву эльфа. Он просит о помощи и рассказы­вает, что его привязал к дереву злой колдун. На груди эльфа прикреплена записка, в которой написано, что этот эльф - врун и обманщик. И все, что он говорит, - неправда. Объяс­няется, что колдун действительно привязал его к дереву за то, что он собирался заколдовать всех лесных жителей и. зас­тавить их собирать для него золото.

Ребятам придется решить серьезную морально-этическую проблему: помочь живому существу, которое вот-вот погиб­нет в плену, или освободить злодея?

Замок дракона

Ведущий - человек в черном. Он выступает от имени дракона (по сказке Шварца «Убить дракона») и предлагает сразиться с драконом, чтобы освободить от его власти не­кую волшебную страну, где процветают ложь, чинопоклонение, жадность, зависть и др. Для этого всем желающим нужно вступить в поединок с драконом: на каждое отрица­тельное качество, которое провозглашает дракон и кото­рое, по его убеждению, делает человека счастливым (жад­ность приносит богатство, лесть дает возможность занять высокие чины и др.), дети должны назвать положительные качества, и то, что они человеку приносят. В конце игры, в случае победы над драконом, победителю предлагается выпить бокал за здоровье «нового дракона» - и вновь дети встанут перед проблемой - стать драконом или оставить все как есть.



Колодец честности

Класс оформлен в виде места у колодца. Ведущий встре­чает всех ребят и рассказывает о том, что это необычный колодец. Заглянув в него, каждый может «увидеть себя в под­линном виде». Однако для этого нужно сначала выпить гло­ток воды из колодца. Но зачерпнуть воду из колодца можно только тогда, когда вы признаетесь в совершенном когда-либо нечестном поступке. Ребятам предлагается проанализировать, так ли уж необходима была эта ложь, помогла ли она им, чувствуют ли они себя виноватыми в этой нечестности.

Заглянув в колодец, участники игры увидят слова: «Ты таков, каким тебя делают твои поступки».

Озеро Золотой рыбки

Ребятам предлагается задать Золотой рыбке 3 своих самых сокровенных желания. Но потом оказывается, что рыбка не всегда сможет их выполнить. Задача всех ребят - найти пути выполнения желаний друг друга самостоятельно.

Кроме того, старшеклассники могут подготовить несколь­ко «свободных» менял с конкурсами, во время которых тоже можно «заработать» положительные качества;

• Мальчик-с-пальчик предлагает сыграть в «камушки» на внимательность и ловкость.

• Золушка предлагает собрать мозаику-пазлы, проверяя аккуратность и трудолюбие.

• Василиса Прекрасная задает шарады и загадки, трени­руя ум и сообразительность.

•Иван Царевич предлагает «расстрелять» излука отрица­тельные качества, попадая в специально нарисованную мишень.

• Красная шапочка предлагает пришить пуговицу для ба­бушки, прививая трудолюбие и заботу.

•Карлсон предлагает рассмешить Царевну Несмеяну, стре­мясь развить у ребят чувство юмора.

•Фея вместе с ребятами делает поделки из бумаги и предлагает подарить их всем друзьям, проверяя трудолюбие и доброту ребят.

•Пятачок играет с ребятами в «палочки», рассказывая о важности сообразительности и терпеливости.

• Баба Яга просит о помощи при погрузке в ступу своих вещей.

• Мальвина предлагает ребятам вспомнить правила веж­ливости и этикета и др.

Итогом игры может быть «задушевный» разговор по клас­сам, где ребята анализируют свои попытки «обмена качеств». Особого внимания требуют ребята, у которых остались «на руках» отрицательные качества. Можно предложить ребя­там самостоятельно, вместе с друзьями, с родителями про­анализировать, действительно ли так трудно избавиться от этих качеств.

Можно также предложить начать ребятам вести «Днев­ник роста качества», где они будут отмечать рост своих ка­честв, анализировать, что способствует росту этих качеств (как положительных, так и отрицательных), и др.




Приложение 4

Методическая разработка организации и проведения социально значимого проекта Час общения «Мои качества» и КТД «Ярмарка качеств» в 4-5 классах

Час общения «Мои качества»

4 «б» класс 17.05.2009г.



Методическая разработка организации и проведения социально значимого проекта Час общения «Мои качества» и КТД «Ярмарка качеств» в 4-5 классах

«Ярмарка качеств» в форме КТД.

Казино тролля

24.12.2008г. 4 «б» класс





© 2010-2022