- Преподавателю
- Классному руководителю
- В помощь классному руководителю
В помощь классному руководителю
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аширова Б.З. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Каким должно быть общение учителя с учащимися
Методы воспитания невозможны без организации общения с ними. Педагог. Работающий с младшими школьниками, должен понимать, что малышам необходимо сотрудничество с педагогом, которое выражается вербально и невербально. Это помогает младшим школьникам преодолеть страх, беспокойство.Возможность положительно адаптироваться к школьной жизни.
Большое значение в работе с младшими школьниками имеет стиль общения педагога с детьми. В педагогической литерауре выделяют шесть стилей педагогического общения.
Стиль увлечённости.
Педагог относится к общению с детьми творчески. Учитывает индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы. Учитель пытается объеденить их творческой деятельностью. Которая для них интересна и значима.
Стиль дружеского общения.
Положительным стилем общения в воспитательной работе является стиль дружеского общения. Дружеское расположение к учащимся, желание общаться сними, интерес к их жизни может перерасти в творческое деловое сотрудничество, однако, это возможно, если педагог в дружеском расположении к детчм имеет меру. Иногда такое общение приводит к тому. Что дети видят в педагоге лишь собеседника, человека. С которым можно поделиться секретом. Спросить совет.но распоряжения и требования которого серьёзно не воспринимаются.
Стиль диалогического общения.
Общение- диалог- это общение, построенное на уважении прав учащихся. Взаимном доверии дркг другу, желании педагога слышать не тлько себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности войти в роль другого. Содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое общение помогает реализовать очень важную функцию общения- сопереживание. Сопереживание чувств участникоа процесса взаимодествия формирует у взрослых и детей способности становиться на точку зрения собеседника. Это создаёт условие для развития и совершенствования детского коллектива.
Стиль дистанциирования.
Наиболее распространённым стилем общения в сегодняшней школе является дистанциированое общение. Такой стиль в общении с учащимися избирают как опытные , так и начинающие педагоги. Начинающие педагоги избирают такой стиль зачастую из за боязни потерять свой авторитет в глазах учащихся. Более опытные педагоги считают, что дистанция даёт возможность увереннее управлять классом, делает успешным процесс обучения и воспитания. В результате текого общения процесс воспитания становится формальным. Из общения с детьми уходит искренность, творчество, сопереживание друг другу.
Стиль устрашения.
Использование в общении с учащимися стля устрашения говорит о неумении педагога организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми. Стилю устрашения преемлемы творчество, поиск учащихся, проявление инициативы и самостоятельности. В своём общении сдетьми педагог занимает позицию «над». Он проявляет инициативу в общении, управлчет, контролирует, планирует ситуацию. Реализует свои цели, оценивает, поощряет и наказывает.
Стиль заигрывания.
В общении с учащимися отрицательную роль играет стиль заигрывания. Главная особенность стиля заигрывания состоит в том, что педагог стремиться продемострировать всем окружающим, коллегам и родителям детей своё умение и способность к сотрудничеству с детьми. Заваёвывая ложный авторитет педагог не думает о перспективах общения с учащимися, его интересует позиция «здесь и теперь», всё остальное взрослого не интересует. Кака правило позиция заигрывания приводит к тому. Что спустя определённое время класс становится неуправляемым, а педагог как личность не воспринимается учениками. Такая позиция противоречит педагогической этики и приводит к конфликтной ситуации.
Педагогическое общение с классом имеет несколько стадий: ориентировочная стадия.
-
Педагог входит в класс и окидывает его взглядом.
-
В своей памяти педагог восстанавливает ситуации предыдущего общения с детским коллективом.
-
Педагог соотносит прошлый опыт общения с учащимися, планируемое взаимодействие и реальную ситуацию общения.
Стадия привлечения внимания.
-
Педагог использует вебральное ( речевое) обращение к классу.
-
Педагого использует паузу с требованием внимания.
-
Педагого перемещается по классу, выполняя определённые действия (пишет на доске, раскладывает тетради и т. д.).
-
Педагог использует одновременно различные приёмы првлечения внимания.
Эмоциональная стадия
-
Педагог определяет эмоциональную готовность десткого коллектива к решению коммуникативных задач.
-
Педагог выбирает оптимальный момент продуктивного общения с учащимися класса.
Вебральная стадия.
-
Педагог использует вебральные средства, которые могут в данной ситуации активно воздействовать на чувства и сознание учащихся.
-
Педагог демонстрирует личное отношение к создаваемой ситуации общения.
Стадия обратной связи.
-
Педагог определяет уровень освоения информации учащимися, общую атмосферу мироприятия или урока.
-
Педагог определяет психологический климат, настрой учащихся на выполняемое дело.
-
Педагог стимулирует готовность учащихся к взаимодействию.
Вышеперечисленные стадии общения будут реализованы, если педагог будет инициативен и предпримет следующие действия:
-
Чётко организует начальный контакт с классом.
-
Умело переходит от начального этапа организации класса к деловому и личностному общению с классом.
-
Оперативно достигает социально-психологического единства с детским коллективом.
-
Вводит личностные аспекты во взаимодействие с детьми.
-
Преодолевает стереотипы и ситуативность негативных установок на отдельных учащихся.
-
Организует целостный контакт со всем классом.
-
Ставит задачи и вопросы, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизировать коллектив.
-
Использует минимальное количество запрещающих педагогических требований и расширяет позитивно-ориеторованные педагогические требования.
-
Влияет на учащихся позитивно своим внешим видом и внутренними качествами (опрятность, подтянутость. Собранность, активность, доброжелательностью обояние).
-
Активно использует свою расположенность к учащимся.
-
Умеет проявлять свою расположенность к учащимся.
-
Ставит яркие притягательные цели деятельности и демонстрирует пути их достижения.
-
Понимает внутреннее состояние учащихся, их настрой, слушает и слышит, смотрит и видит, принимает мнения учащихся, тактичен в их оценки.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Доклад на тему :
«Каким должно быть общение учителя с учащимися»
Подготовила учитель начальных классов :
Барбелюк Н.А.