В помощь классному руководителю

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каким должно быть общение учителя с учащимися

Методы воспитания невозможны без организации общения с ними. Педагог. Работающий с младшими школьниками, должен понимать, что малышам необходимо сотрудничество с педагогом, которое выражается вербально и невербально. Это помогает младшим школьникам преодолеть страх, беспокойство.Возможность положительно адаптироваться к школьной жизни.

Большое значение в работе с младшими школьниками имеет стиль общения педагога с детьми. В педагогической литерауре выделяют шесть стилей педагогического общения.

Стиль увлечённости.

Педагог относится к общению с детьми творчески. Учитывает индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы. Учитель пытается объеденить их творческой деятельностью. Которая для них интересна и значима.

Стиль дружеского общения.

Положительным стилем общения в воспитательной работе является стиль дружеского общения. Дружеское расположение к учащимся, желание общаться сними, интерес к их жизни может перерасти в творческое деловое сотрудничество, однако, это возможно, если педагог в дружеском расположении к детчм имеет меру. Иногда такое общение приводит к тому. Что дети видят в педагоге лишь собеседника, человека. С которым можно поделиться секретом. Спросить совет.но распоряжения и требования которого серьёзно не воспринимаются.

Стиль диалогического общения.

Общение- диалог- это общение, построенное на уважении прав учащихся. Взаимном доверии дркг другу, желании педагога слышать не тлько себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности войти в роль другого. Содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое общение помогает реализовать очень важную функцию общения- сопереживание. Сопереживание чувств участникоа процесса взаимодествия формирует у взрослых и детей способности становиться на точку зрения собеседника. Это создаёт условие для развития и совершенствования детского коллектива.

Стиль дистанциирования.

Наиболее распространённым стилем общения в сегодняшней школе является дистанциированое общение. Такой стиль в общении с учащимися избирают как опытные , так и начинающие педагоги. Начинающие педагоги избирают такой стиль зачастую из за боязни потерять свой авторитет в глазах учащихся. Более опытные педагоги считают, что дистанция даёт возможность увереннее управлять классом, делает успешным процесс обучения и воспитания. В результате текого общения процесс воспитания становится формальным. Из общения с детьми уходит искренность, творчество, сопереживание друг другу.

Стиль устрашения.

Использование в общении с учащимися стля устрашения говорит о неумении педагога организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми. Стилю устрашения преемлемы творчество, поиск учащихся, проявление инициативы и самостоятельности. В своём общении сдетьми педагог занимает позицию «над». Он проявляет инициативу в общении, управлчет, контролирует, планирует ситуацию. Реализует свои цели, оценивает, поощряет и наказывает.

Стиль заигрывания.

В общении с учащимися отрицательную роль играет стиль заигрывания. Главная особенность стиля заигрывания состоит в том, что педагог стремиться продемострировать всем окружающим, коллегам и родителям детей своё умение и способность к сотрудничеству с детьми. Заваёвывая ложный авторитет педагог не думает о перспективах общения с учащимися, его интересует позиция «здесь и теперь», всё остальное взрослого не интересует. Кака правило позиция заигрывания приводит к тому. Что спустя определённое время класс становится неуправляемым, а педагог как личность не воспринимается учениками. Такая позиция противоречит педагогической этики и приводит к конфликтной ситуации.

Педагогическое общение с классом имеет несколько стадий: ориентировочная стадия.

  1. Педагог входит в класс и окидывает его взглядом.

  2. В своей памяти педагог восстанавливает ситуации предыдущего общения с детским коллективом.

  3. Педагог соотносит прошлый опыт общения с учащимися, планируемое взаимодействие и реальную ситуацию общения.

Стадия привлечения внимания.

  1. Педагог использует вебральное ( речевое) обращение к классу.

  2. Педагого использует паузу с требованием внимания.

  3. Педагого перемещается по классу, выполняя определённые действия (пишет на доске, раскладывает тетради и т. д.).

  4. Педагог использует одновременно различные приёмы првлечения внимания.

Эмоциональная стадия

  1. Педагог определяет эмоциональную готовность десткого коллектива к решению коммуникативных задач.

  2. Педагог выбирает оптимальный момент продуктивного общения с учащимися класса.

Вебральная стадия.

  1. Педагог использует вебральные средства, которые могут в данной ситуации активно воздействовать на чувства и сознание учащихся.

  2. Педагог демонстрирует личное отношение к создаваемой ситуации общения.

Стадия обратной связи.

  1. Педагог определяет уровень освоения информации учащимися, общую атмосферу мироприятия или урока.

  2. Педагог определяет психологический климат, настрой учащихся на выполняемое дело.

  3. Педагог стимулирует готовность учащихся к взаимодействию.

Вышеперечисленные стадии общения будут реализованы, если педагог будет инициативен и предпримет следующие действия:

  1. Чётко организует начальный контакт с классом.

  2. Умело переходит от начального этапа организации класса к деловому и личностному общению с классом.

  3. Оперативно достигает социально-психологического единства с детским коллективом.

  4. Вводит личностные аспекты во взаимодействие с детьми.

  5. Преодолевает стереотипы и ситуативность негативных установок на отдельных учащихся.

  6. Организует целостный контакт со всем классом.

  7. Ставит задачи и вопросы, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизировать коллектив.

  8. Использует минимальное количество запрещающих педагогических требований и расширяет позитивно-ориеторованные педагогические требования.

  9. Влияет на учащихся позитивно своим внешим видом и внутренними качествами (опрятность, подтянутость. Собранность, активность, доброжелательностью обояние).

  10. Активно использует свою расположенность к учащимся.

  11. Умеет проявлять свою расположенность к учащимся.

  12. Ставит яркие притягательные цели деятельности и демонстрирует пути их достижения.

  13. Понимает внутреннее состояние учащихся, их настрой, слушает и слышит, смотрит и видит, принимает мнения учащихся, тактичен в их оценки.

Министерство образования и науки Республики Казахстан







Доклад на тему :



«Каким должно быть общение учителя с учащимися»





















Подготовила учитель начальных классов :

Барбелюк Н.А.

© 2010-2022