- Преподавателю
- Классному руководителю
- Формирование конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Федотова Л.А. |
Дата | 25.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357), требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) включают метапредметные результаты освоения ООП НОО, в которых наряду с другими обозначена готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Уже на начальной ступени школьного образования дети начинают активно осваивать опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Несмотря на возрастающий в последнее время интерес к педагогической конфликтологии, в целом анализ научной литературы показывает, что эта проблема остается актуальной и малоисследованной в отношении использования педагогических ресурсов внеурочной деятельности в формировании конфликтологической компетентности младших школьников. Отсутствует научное обоснование педагогического сопровождения младших школьников в развитии их умения разрешать конфликтные ситуации. При этом именно внеурочная деятельность как активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, выступает для ребенка ценным ресурсом накопления субъектного опыта взаимодействия с другими.
Опыт работы с младшими школьниками показывает, что большинство из них не способны к адекватному поведению в конфликтной ситуации, демонстрируют однообразные стратегии поведения в конфликте, не согласованные с условиями конфликтного взаимодействия. Довольно часто дети выбирают либо агрессивную линию поведения, либо избегание, вплоть до отказа ходить в школу. Таким образом, решение проблемы формирования у ребёнка младшего школьного возраста навыков эффективного поведения в конфликте становится важной педагогической задачей.
Процесс формирования конфликтологической компетентности может осуществляться через создание целостной педагогической системы, включающей учебную и внеучебную деятельность учащихся, организованной в соответствии с рядом условий.
Конфликтологическую компетентность младших школьников можно формировать в таких формах внеурочной деятельности, как этическая беседа, дебаты, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии.
Развитие конфликтологической компетентности младших школьников предполагает переход учащихся к субъектной позиции при разрешении конфликтных ситуаций.
К числу психолого-педагогических условий можно отнести развитие у учащихся эмпатии, самосознания, навыков рефлексии, формирование ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности. При соответствующих психолого-педагогических условиях организации деятельности к концу младшего школьного возраста дети приобретают способность анализировать своё поведение и соотносить его с качествами личности. Развитие данной способности связано с формированием самосознания личности как одной из ключевых характеристик субъектности.
Содержательно-технологические условия предусматривают включение конфликтологической проблематики в содержание внеучебной работы со школьниками. Например, можно обучать младших школьников способам поведения в конфликте на материале сказок, литературных произведений, в игре, на тренинге и пр.
Формирование конфликтологической компетентности предполагает развитие навыков анализа конфликтной ситуации, поиска вариантов разрешения конфликта. Использование в учебном процессе метода проектов, решение проблемных задач способствует развитию у учащихся способности к анализу различных ситуаций и выбору оптимальных решений.
Формирование конфликтологической компетентности разворачивается в последовательности трех этапов:
1) знаниевого, цель которого - приобретение необходимого объема конфликтологических знаний; формирование соответствующего научно-понятийного аппарата;
2) интерактивного, направленного на формирование готовности к продуктивному взаимодействию, навыка конструктивного поведения в конфликте, умения контролировать свое эмоциональное состояние;
3) мировоззренческого, предполагающего принятие толерантности, конфликтологической компетентности как результата свободного нравственного выбора.
Процесс формирования конфликтологической компетентности учащихся должен носить деятельностный характер, сопровождаться становлением субъектной позиции школьника, способствовать саморазвитию и самоактуализации личности.
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющую при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Необходимость развивать конфликтологическую компетентность младших школьников именно во внеурочной деятельности обусловлена тем, что:
-
важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста;
-
проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива (Е.Н. Степанов);