Формирование конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности

Статья посвящена изучению актуальной проблемы –использование педагогического потенциала внеурочной деятельности для формирования конфликтологической компетентности младших школьников.Автором рассматривается проблема формирования конфликтологической компетентности, педагогические условия для ее развития, способы ее формирования во внеурочной деятельности. Автором предоставлен структурированный теоретический обзор исследуемой проблемы, представлена и обоснована модель формирования конфликтологич...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование конфликтологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357), требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) включают метапредметные результаты освоения ООП НОО, в которых наряду с другими обозначена готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Уже на начальной ступени школьного образования дети начинают активно осваивать опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Несмотря на возрастающий в последнее время интерес к педагогической конфликтологии, в целом анализ научной литературы показывает, что эта проблема остается актуальной и малоисследованной в отношении использования педагогических ресурсов внеурочной деятельности в формировании конфликтологической компетентности младших школьников. Отсутствует научное обоснование педагогического сопровождения младших школьников в развитии их умения разрешать конфликтные ситуации. При этом именно внеурочная деятельность как активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, выступает для ребенка ценным ресурсом накопления субъектного опыта взаимодействия с другими.

Опыт работы с младшими школьниками показывает, что большинство из них не способны к адекватному поведению в конфликтной ситуации, демонстрируют однообразные стратегии поведения в конфликте, не согласованные с условиями конфликтного взаимодействия. Довольно часто дети выбирают либо агрессивную линию поведения, либо избегание, вплоть до отказа ходить в школу. Таким образом, решение проблемы формирования у ребёнка младшего школьного возраста навыков эффективного поведения в конфликте становится важной педагогической задачей.

Процесс формирования конфликтологической компетентности может осуществляться через создание целостной педагогической системы, включающей учебную и внеучебную деятельность учащихся, организованной в соответствии с рядом условий.

Конфликтологическую компетентность младших школьников можно формировать в таких формах внеурочной деятельности, как этическая беседа, дебаты, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии.

Развитие конфликтологической компетентности младших школьников предполагает переход учащихся к субъектной позиции при разрешении конфликтных ситуаций.

К числу психолого-педагогических условий можно отнести развитие у учащихся эмпатии, самосознания, навыков рефлексии, формирование ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности. При соответствующих психолого-педагогических условиях организации деятельности к концу младшего школьного возраста дети приобретают способность анализировать своё поведение и соотносить его с качествами личности. Развитие данной способности связано с формированием самосознания личности как одной из ключевых характеристик субъектности.

Содержательно-технологические условия предусматривают включение конфликтологической проблематики в содержание внеучебной работы со школьниками. Например, можно обучать младших школьников способам поведения в конфликте на материале сказок, литературных произведений, в игре, на тренинге и пр.

Формирование конфликтологической компетентности предполагает развитие навыков анализа конфликтной ситуации, поиска вариантов разрешения конфликта. Использование в учебном процессе метода проектов, решение проблемных задач способствует развитию у учащихся способности к анализу различных ситуаций и выбору оптимальных решений.

Формирование конфликтологической компетентности разворачивается в последовательности трех этапов:

1) знаниевого, цель которого - приобретение необходимого объема конфликтологических знаний; формирование соответствующего научно-понятийного аппарата;

2) интерактивного, направленного на формирование готовности к продуктивному взаимодействию, навыка конструктивного поведения в конфликте, умения контролировать свое эмоциональное состояние;

3) мировоззренческого, предполагающего принятие толерантности, конфликтологической компетентности как результата свободного нравственного выбора.

Процесс формирования конфликтологической компетентности учащихся должен носить деятельностный характер, сопровождаться становлением субъектной позиции школьника, способствовать саморазвитию и самоактуализации личности.

Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющую при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Необходимость развивать конфликтологическую компетентность младших школьников именно во внеурочной деятельности обусловлена тем, что:

  • важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста;

  • проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива (Е.Н. Степанов);



© 2010-2022