Классный час Легенды Борового

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Легенды Борового

Бура был молчаливым, замкнутым, напрасно не нарушал покоя степняков. Любил он только гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду холодной озерной или родниковой водой.

Но как только беда, джут или война надвигались на родной край или народу грозило какое-нибудь несчастье, Бура тут же преображался. Птицей взлетал он на вершину Кокше и трубил громко и протяжно. Услышав тревожный клич, люди, если это был очередной набег врагов - джунгар, собирались вместе, готовились с честью встретить грянувшую беду...

Народ почитал, боготворил Буру. Но однажды на пути к водопою повстречался Буре надменный джигит - сын хана - Касым. Хвастаясь силой и меткостью, точностью глаза перед свитой себе подобных, он пустил в Буру стрелу. Бура взвыл от боли и упал на передние ноги. Жестокому джигиту были отрадны предсмертные муки и страдания верблюда: хохоча, вонзал он одну ядовитую стрелу за другой в голову, глаза, живот умирающего Буры. Верблюд гневно выл, предвещая горе и несчастья своему обидчику...

Кровь и слезы верблюда сливались в один ручеек, стекали в озеро. Бура полз к воде из последних сил, чтобы глотнуть животворной влаги, но безжалостный Касым, хохоча, воткнул в тело верблюда кривой, острый кинжал. Бура не дополз до кромки берега, умер, превратился в камень, и нарек народ этот камень Бура. После этого случая народ возненавидел хана и его сына Касыма и со временем весь их род вымер, и память о нем затерялась в неоглядных степных просторах.

Некоторые авторы не согласны в легенде с тем, что младший сын Абылая - Касым был таким жестоким и хвастливым и который действительно подстрелил вещего верблюда. Гора Бурабай еще до рождения Касыма называлась Бурабай. Касым-хан был исторической личностью, продолживший дело своего отца. В официальных царских документах о нем писали так: "Во главе всех беспокойных стало семейство Касыма Аблай-ханова, которое по богатству, по родственным связям и по предприимчивости своей обладает огромным влиянием на умы киргизов и почитает происхождение свое от хана Абылая за законное право на верховную власть над всей Средней Ордой".

Сыновья Касыма - Саржан, Есенгельды, Кенесары хан Наурызбай и внук его Сыздык были народными героями, отдавшие свои жизни за свободу и независимость Казахстана. Но легенды сложены народом и их надо принимать такими, какие они есть.

А вот еще одна из концовок легенды... Преградив путь к наступающим врагам, вещий верблюд Акбура превратился в гору Бурабай.

Танцующие березы

Уникальная березовая роща, остатки которой еще сохранились на северном берегу Боровского озера (Аулиеколь). Березы искривлялись от самой земли...Почернелые, в уродливых наростах, они нелепо изгибали стволы из стороны в сторону, то низко кланяясь, то извиваясь изломанной спиралью, коряво виляя, ползли вверх в небо, точно пьяные сгорбленные змеи, зачарованные навек какою-то дикой музыкой. А наверху распускали зеленые плакучие кроны, но никто их не замечал, завораживали извивы древесных стволов. Но редко кто задавался вопросом, по какой же причине начался этот странный в природе танец, почему они так отличаются от своих белоствольных родных сестер, которые растут в густом лесу. Все дело в сильном ветре, который со свистом гнул молодые деревца и обильных сугробах, под тяжестью которых деревца изгибались и перезимовывали, спасаясь от сильных морозов, а после таяния снега, снова выпрямлялись и росли вверх...

А вот одна из легенд, сложенных об этой уникальной роще:

Молодежь аулов собиралась на лужайке Аулиеколя и проводили игры, пели песни, устраивали танцы. Об играх и веселье молодежи узнает хан. Ему захотелось увидеть все это своими глазами. Однако хан не может выехать туда в сопровождении многочисленных нукеров (воинов), чтобы посмотреть игры. Хан, переодевшись в простого жигита в сопровождении одного из нукеров, тоже пришел на игрища и стал одним из многих, кто хотел посмотреть на веселье молодежи. Пришла очередь показывать искусство танцев. На середину лужайки вышли девушки, как березки белые в свете полной луны, и устремились в хоровод. Увлекшись искусством, хан, помимо воли, воскликнул:

- О, прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго! Заметив хана, кто-то воскликнул: - О, всесильный хан!

Тут и все собравшиеся бросились ниц с причитаниями: - О, всесильный хан!

Танцующие девушки засуетились, не зная, куда деваться, где спрятаться. Они замерли в танце, да так и остались стоять, превратившись в молодых березок.

Жумбактас

В северной части озера Боровое (Аулиеколь) глубоко в берег вдается залив. Посредине залива - каменный остров - нагромождение выветривших матрасовидных пластов гранита. Скала эта - Жумбактас (Камень - загадка) напоминает то ли таинственного Сфинкса с застывшими бесстрастными чертами, то ли задумчивого юношу с развивающейся по ветру копной волос. Это все зависит от фантазии и воображения человека: Чебурашку, профиль красивой молодой девушки, старушки, Сфинкса. В одной из легенд про Окжетпес говорится, что это плененная калмычка, упавшая с вершины Окжетпеса.

А вот еще одна редко упоминавшаяся легенда.

В старое, старое время жил один очень богатый и сильный бай. У него было много сыновей и только одна единственная дочь. И была она красивой и статной. К тому же умная и мастерица на все руки. Родители в ней души не чаяли. Отец мечтал выдать ее замуж только за хана или бия (судью). Однажды в этот аул приезжает великолепный джигит: и лицом красивый и певец благозвучный и мастер игры на домбре - настоящий султан среди джигитов. Жигит и дочь бая влюбились друг в друга. Но разве бай согласится на их брак? Зная это, молодые решают уехать из аула подальше. На берегу Аулиеколя, среди благоухающей зелени, они поставили свой шалаш. Жигит построил лодку и молодые на ней скользили по водной глади. А в это время ее братья искали свою сестру, не зная отдыха. Отец, взбешенный, что дочь сбежала с однолошадным бедняком без рода и племени, не мог успокоиться и требовал найти беглецов. Условия его были суровыми: убить похитителя и вернуть дочь. Серая стрела, пущенная меткой рукой, вонзилась прямо в сердце влюбленного. Жигит упал в воду, обагрив ее своей кровью. Девушка, потеряв любимого, обращается к заходящему солнцу и просит у Аллаха превратить ее вместе с лодкой, построенной руками жениха, в камень. Всевышний, видя ее искреннее безмерное горе, выполняет ее просьбу.

Позже наши предки назвали эту скалу Жумбактас.

Окжетпес

Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык - не долетит стрела). Высота ее не превышает трехсот метров над уровнем моря. Она украшение берега озера Аулиеколь (Борового). Об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний.

1...Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство...

Грозный хан Среднего жуза - Абылай нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую Степь, ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным...

Oднажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно - кому отдать плененную юную красавицу калмычку?

Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом.

Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы -калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой определить достойного.

Красавица-калмычка прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала:

- Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!..

Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом вывешенного белого платка...

Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов, и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы...

Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни - бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое)...

Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.

Пещера Кенесары

Пещера находится на южном берегу озера Боровое (Аулиеколь) в 6 км. от санатория Окжетпес, на середине небольшого скального возвышения. По каменным ступеням легко дойти до входа в пещеру. Площадь пещеры никак не меньше, чем у восьмиканатнои юрты. Сверху, как в юрте, шанырак (свод). Перед пещерой большая площадка, откуда хорошо видна панорама озера.

На пещере установлена мемориальная доска со стихами Магжана Жумабаева.

В эту ночь в пещере среди гор задумался Кенесары -хан о судьбе своего народа.

Внук Абылай Хана, сын султана Касыма Аблайханова, Кенесары Касымов родился и вырос в семье, игравшей почти столетие руководящую роль в политической жизни казахов Среднего жуза. Кенесары родился в 1802 году в урочище Бурабай. Он с детства научился верховой езде и меткой стрельбе. Он страстно любил охоту на диких зверей, водившихся в урочище. Нередко со своей дружиной, после удачной охоты, на ночлег останавливался у подножья сопки, на которой находилась пещера, поэтому эта пещера и стала называться "Кенесары унгиры". Кенесары участвовал в восстании 1825 года, поднятым старшим братом Саржаном.

Непосредственному выступлению Кенесары в 1837 году предшествовал ряд его попыток убедить царское правительство отказаться от постройки системы укреплений в Кокшетау и Акмолинске.

В 1842 году Кенесары переходит в районы Старшего жуза, чтобы продолжать борьбу с Кокандским Ханством и отвоевать у Коканда казахские земли.

В 1847 году Кенесары вторгся в пределы Киргизии, где он погиб летом этого же года.

Трон Абылайхана и поляна Абылайхана

О хане Абылае - хане Среднего жуза народ сложил, сохранил в немеркнущей памяти множество легенд, сказаний и поэм...У подножья знаменитой горы Кокше есть священное место для казахов - естественный гранитный трон Абылай хана и поляна Абылай хана - уникальный памятник живой природы, который характеризуется особым микроклиматом. Здесь наблюдается особая активность солнечного сияния, обилие биологически активных ультрафиолетовых лучей, под воздействием которых организм человека "омолаживается"...

Жекебатыр Высота горы, если считать до острия шлема - 836 метров.

В одном из аулов родился и рос джигит необыкновенной природной силы, смелости и отваги. Пока был молод, не особо стремился выделяться из среды сверстников. А когда возмужал, набрался опыта, стал пристальней всматриваться в окружающее, осмысливать его, то будто пелена упала с глаз. Разглядел он нищету беспросветную, горе народное: аулы то и дело подвергались набегам врагов, многих постигала участь рабов, от прежних стоянок и кочевий не оставалось и следа. Не умели жить мирно между собой и сами казахи - враждовали между собой из-за пастбищ, невест... Зависть, корысть, мстительность нередко приводили к кровавым побоищам...

Опечалился молодой Батыр, махнул на все рукой и решил: уйду из аула, добуду счастье и богатство, а затем одарю ими всех сородичей. Выковал он себе меч, шлем, кольчугу, обрядился в доспехи, сел на верного коня и отправился на край света за счастьем для своего народа... На своем долгом пути он встретил немало доблестных воинов из неведомых, чужедальних краев, которые, как и он, стремились достичь одной цели - добыть счастья для своего народа... Однажды злые силы преградили путь Батыру. Долго он бился, но не смог преодолеть несметные полчища врагов. От бесконечной борьбы он ослеп, оглох и только тогда наконец-то понял, что каким бы храбрым и сильным не был, ходить за счастьем в одиночку нельзя. Вконец обессилел от этих мыслей воин, упал на спину. Так и окаменел Жекебатыр со шлемом на голове, с насупленными бровями, густыми усами, прямым с горбинкой носом, толстыми губами и бородой.

В гостях у бабушки Айганым

Отец великого казахского ученого, этнографа и путешественника Чокана Валиханова Чингис Валиев, внук хана Аблая, родился в Кзыл-Агаше (по другим данным - в Сырымбете) в 1811 году. Когда умер Вали, Чингису было 10 лет. Главой семьи стала вдова хана Вали Айганым, бабушка Ч. Валиханова.

Это была умная, дальновидная и для того времени очень образованная женщина. Она знала несколько восточных языков, интересовалась русской культурой, вела переписку с Азиатским департаментом Министерства иностранных дел и Сибирским комитетом в Петербурге. Пользовалась большим авторитетом у местного населения. После принятия устава о сибирских киргизах без ее участия не проходило ни одно важное событие в Центральном и Северном Казахстане.

«Айганым, родная бабушка Чокана, оставалась верной России в то время, когда остальные родичи не хотели признавать того, что хан Вали принял русское подданство, - писал Семенов-Тян-Шанский. - Александр I с большим вниманием отнесся к вдове хана Вали и велел выстроить ей в Киргизской степи дом, в котором в ноябре 1835 года родился Чокан Валиханов».

Усадьба после революции разрушилась и была разобрана. Восстановлена в 1993 году. Состоит из барского дома с гостиной, жилого дома для прислуги, школы, мечети, бани, хозпостроек. По планировке напоминает русское дворянское поместье ХIХ века.

К 150-летию Ч. Валиханова в селе Сырымбет (усадьба бабушки находится в трех километрах) открыт историко-этнографический музей. Сегодня в нем хранятся свыше 6 500 экспонатов. Здесь можно увидеть ковер Чокана, портрет его прадеда Абылай-хана, документ о присвоении Чингису дворянского звания в 1859 году, фотоснимки торжественной церемонии коронации Александра II…

Мавзолей Карасая и Агынбая батыров.

В сентябре 2000 года мавзолей второй раз посетил Нурсултан Назарбаев, заложив капсулу с посланием грядущему поколению. В тексте говорится: «Возведенный мавзолей является символом единства и дружбы, сплоченности всех народов Казахстана, бесценным подарком поколениям, которые будут жить в новом тысячелетии».

Конусообразные, 16-метровой высоты башни мавзолея символически соединяет поминальная мечеть, оплот веры, памяти, надежды. На протяжении 48 лет герои-батыры защищали свою землю от врагов. С мечом расстались лишь в 65-летнем возрасте. Когда Карасай-батыру исполнилось 72 года, он с семьей и родственниками переехал в Сары-арку на территорию Айыртау к боевому другу Агынтаю. Первый скончался через год после переезда, второй - два года спустя. Оба похоронены на одном кладбище, где построен мавзолей.







© 2010-2022