Методические рекомендации руководителям школьных музеев. Воспитываем патриотов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Винник Фаина Рифкатовна

руководитель музея «Моя малая

Родина - Костина мельница»

МБОУ "СОШ №18" г. Ижевска.

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - КОСТИНА МЕЛЬНИЦА» В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ.

Мы живем на земле, являющейся исторической родиной удмуртского народа. Каждый из нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, населяющих территорию современной Удмуртии: каждый может стать хранителем культурного наследия.

Поисковая работа учащихся и учителей способствовали накоплению большого материала по истории малой родины - Костиной мельницы и истории школы. Собранные документы и вещественные источники представляют историческую ценность, которую необходимо изучить и сохранить. Именно эта задача возлагается на школьный музей.

«Костина мельница» - мельчайшая частица на карте нашей огромной Родины, но в судьбе её жителей отражена вся жизнь и история нашего Отечества со всеми её взлетами и падениями, радостями и бедами. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, вещевыми объектами в среде их обитания, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего родного края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей России.

Каждый музей при отборе воспитательного процесса стремится увеличить значимость русской национальной культуры, региональных и местных традиций, обычаев и ритуалов, помогающих воспитать у детей любовь к родному краю, уважение к истории и культуре своего народа.

Музей «Моя малая родина - Костина мельница» - историко-этнографический.

Исторический раздел музея представлен экспозициями, посвященными истории нашего микрорайона «Костиной мельницы».

Экспозиция «Истоки» - это результат большой исследовательской работы в Удмуртском Республиканском Государственном Архиве, библиотеках города, встречи со старожилами Костинки, поисковые экспедиции по родному краю. Собранный материал представляет большую историческую ценность, потому что в истории небольшого поселка нашла отражение история Удмуртии, России. Архивные материалы, фотографии, воспоминания очевидцев используются на уроках учителями истории, краеведения, географии, русского языка и литературы. Активисты музея принимают участие во многих конкурсах исследовательских работ.

Экскурсии по экспозиции «Истоки» - это не просто рассказы о малой родине, они всегда сопровождаются участием самих ребят через всевозможные творческие конкурсы, викторины, игры.

Музей - это ответы на вопросы: «Что? Где? Когда? Кто?». Наука любит точность. А с другой стороны, всегда ли можно ответ на эти вопросы? Мы не знаем имени того неведомого гончара, который две с лишним тысячи лет назад оставил на донышке горшка отпечаток своих пальцев. И вот мы с детьми вступаем на зыбкую почву воображения и фантазии. Каким он был наш Костя - мельник? Как он выглядел? Как жил? Придумываем, представляем, как жил этот человек, что делал в тот давно ушедший век, о чем мог думать… Все немного туманно и приблизительно, но временами мир нечетких очертаний вдруг сжимается или проявляется, как фотография. Очертания приобретают четкость. Современный школьник рисует Костю-мельника, и не просто в портрете, а пытается создать сюжетные картины на тему «Один день Кости-мельника». Подобная работа воображений, движения рук, фантазия помогают ребенку стать творческой личностью.

В результате творческого конкурса «Костя - мельник» ребятами школы были созданы интересные рисунки, сочинения, стихи. С использованием этих творческих работ была создана презентация, которая дополняют экспозицию «Истоки».

Работа Городилова Дмитрия, ученика 8 класса «Колесо истории», посвященная Косте - мельнику, вошла в сборник сочинений лауреатов городского творческого конкурса по русскому языку и литературе «Ижевск любимый…» среди учащихся 6-11 классов образовательных учреждений города Ижевска.

Содержание экспозиции «Золотой запас России - это золото сердец» - это материалы об интересных, творческих, заслуженных людях нашего микрорайона.

В содержание деятельности этого раздела музея входит осмысление учащимися, что настоящий гражданин обладает высокими жизненными потенциалами, что любой человек может достичь много в труде, учебе, спорте, творчестве. История - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные непреходящие ценности: трудолюбие, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважение к старшим поколениям.

Важно сформировать у учащихся позитивное отношение к жизни как истинной ценности, которая строится по законам добра и красоты. Настоящий гражданин осознает, что такое духовная и материальная культура, духовность человека, гражданин и семья, вежливость, трудолюбие, основа семьи - верность.

Экспозиция «Для славы мертвых нет» - это большая поисковая работа по сбору материала о солдате-земляке, чье имя на памятнике, который стоит на территории Костинке. На памятнике надпись: "Солдатам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 г." В списке 20 человек - двадцать фамилий. Но ведь за каждой за каждой строчкой стоит Человек! Это не просто список - это двадцать солдатских судеб. Справедливо и правильно, что в честь защитников во многих уголках нашей Родины, как дань памяти, стоят обелиски. Но не менее важно, как нам кажется, узнать о тех, в честь кого они стоят. Сделать так, чтобы памятники "заговорили", "рассказали" нам о солдате, который ушел защищать свою страну и не вернулся.

В нашем школьном музее собран материал об этих солдатах-земляках. Родные этих солдат частые гости нашего музея, нам дороги их воспоминания.

Экспозиция «История школы №18» рассказывает об интересной судьбе нашей школы, которая созданная в 1935 году как четырехлетняя школа, была преобразована в семилетнюю школу, потом в восьмилетнюю, а в 1972 году в среднюю. Школа в сельской местности всегда имела особый статус, являясь центром воспитательной работы в микрорайоне. Наверное, поэтому так тесно переплетается история школы с историей Костинки. В экспозиции много фотографий, архивных материалов, но особый интерес представляют исследовательские работы ребят - «Пионерское детство моих родителей», «Комсомольское детство моих родителей», «Костина мельница - малая родина моих родителей», «Детские игры моих родителей». Стало традицией проведение юбилейных вечеров встреч выпускников школы, но особенно нам ценны вечера встречи «Школьных друзей» старой школы №18, тех, кто окончил школу с 1935 по 1972 г. г. Не сохранилось старое здание школы, но память о тех не совсем простых годах в истории нашей Родины жива в людях, живших тогда, и их воспоминания - это нить, связывающая поколения, позволяющая воспитать в современных школьниках уважительное отношение к школе, ответственность за сохранение существующих и создание новых традиций. Сегодня в современном мире очень важен вопрос взаимоотношений школы и ученика.

Этнографический раздел музея представлен экспозицией «Удмуртская изба».

Экспонаты экспозиции - подлинные предметы быта и культуры удмуртского народа конца 19 начала 20 веков. Представленные в виде избы, они дополнены экспонатами, созданными руками ребят, что позволяет активизировать и разнообразить формы и методы экскурсий по этой экспозиции. В избе «живет семья», состоящая из семи человек. Знакомство с экспозицией происходит под девизами: «Все потрогай руками», «Представь, что это твой дом и ты в нем хозяин», «Узнай историю экспоната» и т.д. Все это возможно через интерактивные формы, используемые в музее.

Одна из главных задач современной школы - формирование опыта социального группового и индивидуального поведения у школьников - как опыта совместного анализа и решения групповых и социальных проблем. Не менее важным является целенаправленное развитие оценочного отношения, как к историческим фактам, так и к действительности. Оценочная деятельность позволяет развить критическую самостоятельность, сделать правильный выбор. Все эти задачи могут быть решены лишь при условии активной деятельности учащихся во время экскурсии.

Интерактивное обучение - inter (взаимный), act (действовать). Экскурсия осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

Совместная деятельность учащихся во время экскурсии означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. Дети обмениваются своими знаниями, идеями, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Происходит это в атмосфере эмоциональной и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать основополагающие умения и навыки. Одной из интерактивных форм, применяемых в музее, является ролевая игра, которая непосредственно воздействует на ребенка. В качестве примера можно привести игру - «Дружная удмуртская семья». Цель игры: изучение быта, образа жизни удмуртов конца 19 начала 20 века. Условие игры: в течение небольшого времени, каждый ученик исполняет роль одного из членов семьи. Установка для каждого участника игры: по своей ментальности удмуртам свойственны такие черты характера как спокойствие, уравновешенность, степенность, неторопливость, сдержанность, бесконфликтность, дружелюбие по отношению друг к другу; дети занимают особое место в удмуртской семье. Удмурты, как и многие другие народы, относились к детям как к величайшей ценности, и одну из целей функционирования семьи видели в воспитании детей. Иметь детей в удмуртской семье было престижно, поэтому рожали много. В процессе всей игры ребята доказывают, почему раньше большие семьи жили вместе и мирно, а сейчас подобное редко встретишь. Сюжетно-ролевые игры являются средством развития коммуникативных компетенций школьников. Даже самые пассивные учащиеся получают возможность включиться в активную деятельность и проявить в ней себя.

Школьный музей - это преимущественно музей детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности являются слова «поиск», «открытие», «творчество». Одним из перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательный процесс является проектный метод. Основными требованиями к использованию метода проектов является наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи. В научно-методической литературе подробно освещены принципы организации проектно-исследовательской деятельности, и она широко используется как действенный способ включения учащихся в процесс самообразования, совершенствования умений и навыков самостоятельной работы, повышения уровня знаний и эрудиции, формирования культуры научного исследования. Проект выполняется учеником в том случае, если тема проекта выбрана самим учеником и вызывает интерес, имеет практическое применение, значимость для школьника, востребована в дальнейшей жизни. Времени для практического выполнения не достаточно, поэтому занятия дополнительного образования по технологии дают возможность школьнику оформить работу, способствуют отработке технологических навыков. Проектная технология способствует формированию ключевых компетенций обучающихся. Определяя проблему, пути ее решения формируют проблемную компетенцию, поиск информации в различных источниках, ее интерпретация развивают информационную компетенцию, работа в паре или в группе в ходе группового проекта совершенствуют коммуникативную и корпоративную компетенции. Учебно-познавательная компетенция проявляется в умении организовать работу, спланировать, осуществлять самооценку деятельности и конечного результата - готового изделия. Работая над изготовлением изделия, формируются начальные базовые профессиональные компетенции (технологическая, предметная), означающая владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения, и компетенция личного самосовершенствования, направленная на освоение учеником способов саморазвития, саморегуляции. Вовлечение учащихся в проектную деятельность способствовали развитию творчества детей и их информационной культуры - презентацию работы они иногда оформляют в программе Power Point. При применении проектной технологии дети чаще оказываются в ситуации успеха, получают положительные эмоции, испытывают радость от общения, собственной компетентности, полученного результата - изготовленного изделия. Необычность нашей проектно-исследовательской работы заключалась в том, что она имела надпредметный характер, позволила ученикам приобрести не только интеллектуально-теоретический, но и непосредственный личностный характер с изучаемым материалом, имела социально важную значимость, работы имеют осязаемый практический результат - были существенно пополнен фонд музея, разработаны новые экскурсии.

Тематика проектов:

  • История удмуртской одежды

  • Удмуртская национальная кухня.

  • Реликвия моей семьи.

  • Исторический уголок родного края.

  • Удмуртские национальные игры.

  • Воспитание детей в удмуртской семье.

  • Дружная удмуртская семья.

Почетным для нашего музея стало участие в Международном проекте «Следы прошлого» в городе-побратиме Бедзене в Польше. Подлинные экспонаты экспозиции «Удмуртская изба», представленные в проекте, рассказ о них, вызвали интерес у слушателей. Авторы проекта награждены сертификатами - 10 учеников 11 класса, музей награжден грамотой.

Использование Интернет-ресурсов в музее позволяет расширить границы музея, разнообразить тематику экскурсий, сделать их более зрелищными. В музее есть компьютер, что позволяет привлечь к деятельности музея ребят, которые удачно справляются с созданием всевозможных презентаций.

Школьников, любящих проводить время за компьютером, можно попросить подобрать материал по какой-либо теме, используя Интернет-ресурсы. Научить ребенка понимать текст, владеть навыками активного поиска информации, соотносить полученную информацию с собственным опытом, сортировать информацию с точки зрения её необходимости, делать выводы и обобщения - вот целевые ориентиры подобных заданий. В результате такой деятельности активистами музея созданы презентации по темам:

  • Семь чудес города Ижевска

  • Удмуртия на карте Родины.

  • Государственные символы Удмуртии.

  • Ижевск - столица Удмуртии.

  • Растительный мир родного края.

  • Животный мир родного края.

  • Ижевск - город счастья.

  • Города Удмуртии.

  • Я шагаю по Ижевску.

Использование компьютерных презентаций делает экскурсию в музее более наглядной и выразительной.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации

Ежегодно в музее проходят экскурсии - выставки

Выставка - это публичная демонстрация своих достижений, увлечений, личных коллекций и т.д. Выставки дают возможность оценить свои способности. Дети учатся представлять свои работы, как сверстникам, так и взрослым, развивают свою коммуникативную компетентность.

В музее ежегодно проходят творческие конкурсы: «Музей своими рукам», «Моя Костинка», «Мой подарок городу Ижевску», «Мир моих интересов». Представляя свое творение на выставку, дети учатся понимать, что их работа значима, она станет экспонатом музея, в результате повышается интерес к творческому процессу.

Все эти работы нашли свое место в экспозиции «Золотой запас России - это золото сердец», что является высокой оценкой для ребят, говорит о том, что наши ребята - умельцы. После посещения музея школьники чаще всего либо оставляют результаты своего творчества в музее - поделку, рисунок, открытку, либо уносят задание в виде - викторины, ребусов, кроссвордов для дальнейшего выполнения и оценки учителем или руководителем музея. Так в конце занятия, посвященного «Герою Отечества», ребята рисовали поздравительную открытку, после новогодней елки в музее из бумаги делали новогоднюю игрушку «Удмуртскую птицу счастья», во время показа презентации «Удмуртский медведь» рисовали своего удмуртского медведя.

Результатом совместного творческого проекта учеников и родителей 7 класса стало создание лоскутного одеяла по мотивам экспозиции «Удмуртская изба». В качестве рефлексии ребятам было предложено написать небольшое сочинение «Мой лоскуток».

Из сочинений «Мой лоскуток» активистов музея:

Филатов Данил: «Темой лоскутка стала печь. Печь много значила в любом удмуртском доме, она основа всей жизни. Из истории печи я знаю, что на ней раньше рожали детей, на ней умирали старые люди… Если бы у меня была машина времени, я попросил бы её, чтобы она перенесла меня в дом, где есть печка. Я полежал бы на ней и попробовал самый вкусный душистый хлеб, испеченный в горячей печке…»

Городилова Настя: «Мой лоскуток изображает рябину. Рябина с давних времен считается в Удмуртии деревом оберегом. Раньше у каждого дома сажали её, чтобы она оберегала жилище, приносила счастье и удачу. Не зря же рябина изображена на гербе города Ижевска.

Килин Влад: «Создавать мой лоскуток мне помогала мама. Мы с ней решили сделать герб Удмуртии. Человеко-птица на гербе - это символ возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Солярный знак - это оберег. Выполняя эту работу, я очень старался, и она получилась просто здорово! Всему классу понравилась наша с мамой работа. А ещё мне понравились все работы ребят из моего класса. Одеяло получилось очень красивое».

Арсланов Руслан: «На моем лоскутке изображении карта Удмуртии. Она похожа на медведя…. Если бы меня спросили: «Какого цвета моя Удмуртия?» Я, наверное, ответил бы, что она зеленая, голубая и желтая». Такого цвета я и хотел подобрать лоскутки, но у меня не совсем получилось».

Мираев Руслан: «Наше одеяло будет обозначать единство и дружбу нашего класса…»

Дрягин Саша: «На моем лоскутке водяная мельница. Костиной мельнице посвящен наш музей. Но это не просто водяная мельница - это история моего родного края…»

Результатом творческого конкурса «Удмуртский медведь» стали рисунки, стихи ребят, родителей и учителей, которые вошли в презентацию. В музее немало рассказов, рисунков, стихов детей, которые стали интерактивным фондом музея и активно используются во время экскурсий. Примером тому является творческая работа Матвеевой Марии, её стихотворение «Он был живым» всегда звучит во время экскурсии по экспозиции «Для славы мертвых нет».

Сейчас мы переживаем сложное время: ни на экранах, ни в наших газетах нет людей, которые могли бы быть примером для молодого поколения, а ведь кто-то и что-то заменяет их. Духовность - это поле, и если его не засевать хорошими семенами, в итоге вырастут сорняки. Те негативные тенденции, что проявляются в современном обществе, выступают подтверждением этому, поэтому воспитание патриота, гражданина стало необходимым условием для возрождения России.

Музей - это не просто специфически оформленное культурно-историческое пространство, в котором хранятся документальные и вещественные реликвии, воссоздающие в своей совокупности интересную и яркую историю родных мест. Он может активно участвовать в формировании лучших качеств: гражданственности, патриотизма, порядочности, совестливости, ответственности, милосердия, чего особенно не хватает современному обществу, и что всегда ценилось человеком

Национальная доктрина образования в Российской Федерации в ряду целей и задач образования на первое место выдвигает необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи, и их роль в воспитании подрастающего поколения огромна.


© 2010-2022