Брейн-ринг «Права и обязанности человека»

Брейн-ринг по теме «Права и обязанности человека», посвященный Дню Конституции, предназначен для обучающихся 5-9 классов. В данном мероприятии принимают участие три команды по 6 человек (5 детей и й учитель). Брейн-ринг включает в себя 7 разнообразных конкурсов:  «Правовые документы», «Да» или «Нет» (командам дается высказывание, нужно его либо опровергнуть, либо с ним согласиться), «Ума палата» (дать развернутый ответ на вопрос), «Мозайка» (собрать из пазла флаг РФ), «Кроссворд», «Капитанский» ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БРЕЙН - РИНГ

«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

Цель игры:

- актуализация и углубление знаний по правам человека;

- развитие навыков коллективной работы;

- развитие познавательной активности учащихся, родителей, учителей.

Оборудование: раздаточный материал, высказывания на плакатах, табло, плакат с конкурсами, призовые медали, можно использовать мультимедийную презентацию с ходом мероприятия.

Подготовительная работа:

Для подготовки к игре можно провести конференцию по вопросам прав человека.

В игре участвуют 3 команды по 6 человек. В каждую команду входят: 5 учащихся 5-9 классов, 1 учитель. В командах выбирается капитан, даётся название команды. Выбирается жюри.

Ход игры

Капитаны команды разыгрывают право первого хода, представив свою команду в творческой форме.

1. Правовые документы

Ведущий: Сейчас мы поговорим о международных и отечественных правовых документах, гарантирующие права человека и гражданина. Я даю задание общее для всех команд. Побеждает та команда, которая ответит первой. Время на обсуждение - 30 секунд. Сигналом к ответу будет служить поднятая рука капитана команды. Любые выкрики ответа с места наказываются штрафными баллами для команды, а вопрос снимается. В случае одновременного поднятия рук капитанами двух или трех команд (ответ записывается на листочках, затем зачитывается). Команда получает по 1 баллу за правильный ответ.

Вопрос 1: Год 1998 был объявлен ООН международным годом прав человека. Что же произошло пятьдесят лет назад? ( Провозглашена «Всеобщая декларация прав человека и гражданина»).

Вопрос 2: В статье 1 Всеобщей декларации прав человека утверждается, что все люди рождаются:

А) для счастья;

Б) равными и свободными;

В) для мира и справедливости.

(ответ Б)

Вопрос 3: Наши права и свободы как граждан Российской Федерации заключены в основном законе страны. Как называется этот документ?

(Конституция РФ.).

Вопрос 4: В каком кодексе РФ регламентируются имущественные права как граждана РФ :

(Гражданским кодексом РФ).

Вопрос 5: В 1989 году был принят первый в истории человеческой цивилизации международный документ, касающийся прав ребенка. Как называется этот документ?

( Международная Конвенция о правах ребенка)

Вопрос 6: Юристы говорят, что права и свободы человека действуют «вертикально», т.е. они регламентируют отношения человека и … (государства)

2. «Да» или «Нет».

-Вы должны показать карточку «да», если согласны с моим высказыванием, или показать карточку «нет», если вы со мной не согласны. Всего 6 высказываний. Поднимайте выше, чтобы жюри могло видеть ваш ответ, и кто первый правильно ответил.

1. Все перечисленные религии: христианство, буддизм, ислам,- относятся к мировым религиям. (Да.)

2. Антропологи - это специалисты, изучающие особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа. (Нет.)

3. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей. (Да.)

4. Гражданство - это взаимная ответственность человека и государства. (Да.)

5. Конституция Российской Федерации была принята на референдуме. (Да.)

6. Поколение - это группа людей, родившихся в определенный период, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях. (Да.)

3. «Ума палата».

В этом конкурсе вам необходимо дать развёрнутый ответ на вопрос. Отвечает та команда, чья рука первая будет поднята. За правильный ответ 3 балла.

  1. Существует закон о неприкосновенности личности, а на ребенка это распространяется? (Да. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (статья 16 Конвенции)).


  1. Какие основные права имеет ребенок как учащийся? (Получение образования в соответствии с гос. образов. стандартами; получение впервые бесплатного начального, основного общего, полного среднего образования; бесплатное пользование библиотечным фондом; получение дополнительных( в том числе и платных) образовательных услуг; участие в управлении образовательным учреждением; свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; добровольное привлечение к труду, не предусмотренного образовательной программой; добровольное вступление в любые общественные организации; защиту от применения методов физического и психического насилия; условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья).


  1. Кто несет ответственность за получение ребенком среднего образования - родители или школа? (В законе записано, что ответственность за получение среднего образования ребенком несут родители.)


  1. Может ли ребенок заниматься самообразованием и потребовать после этого, чтобы его аттестовали и выдали аттестат? (Да. Такая форма аттестации называется экстернат, также форма семейного образования.)


  1. Могут ли ребенка не допускать к занятиям, если его родители не пришли в школу по вызову администрации? (Нет, такие действия неправомерны, поскольку в этом случае не соблюдаются гарантии прав несовершеннолетних на образование. Возможны другие методы воздействия на родителей, которые уклоняются от явки в школу.)


  1. Какие виды наказаний за совершение административных правонарушений могут применяться в отношении несовершеннолетнего? ( По закону могут быть следующие виды наказаний: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.)

4. Мозайка

Как можно быстрее собрать флаг РФ.

Загадки об учителях

(для зрителей)

Этот конкурс пройдёт по типу конкурса «Слабое звено». Только мы будем определять сильнейшего. Итак, нужно по одному игроку от каждой команды.

Брейн-ринг «Права и обязанности человека»Шутят, что представитель этой профессии обладает «лучшими качествами дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу». О какой профессии идет речь?

(Учитель.)

Брейн-ринг «Права и обязанности человека»Учитель учителей - это… Кто?

(Методист - специалист по методам преподавания, обучения.)

Брейн-ринг «Права и обязанности человека»Каким итальянским словом, в переводе означающим «учитель», часто называют музыкантов и композиторов?

(Маэстро.)

Брейн-ринг «Права и обязанности человека»В Древнем Риме - учитель, обучавший детей азам языкознания - грамматик. Учитель чтения - литератор. Раб, сопровождавший детей в школу и из школы - педагог. А как в Древнем Риме называли учителя арифметики?

(Калькулятор.)

Брейн-ринг «Права и обязанности человека»В российском букваре XVII века гравюра изображала учителя в классной комнате за этим воспитательным процессом. Каким?

(Порка.)

Брейн-ринг «Права и обязанности человека»В 1762 году учитель Джон Спилсбери наклеил карту Англии на картон и разрезал на кусочки. Так появилась игра, тогда предназначенная для обучения географии. Назовите эту игру, в которую теперь играет каждый ребёнок.

(Пазлы.)

Брейн-ринг «Права и обязанности человека»Лучшие российские актёры и режиссёры кино получают премию «Ника», телевизионщики - «Тэффи». А какую премию получают наши педагоги?

(«Хрустальный пеликан». Пеликан - символ самоотверженной материнской любви. Считается, что он собственную грудь разрывает, чтобы накормить голодных птенцов.)

Брейн-ринг «Права и обязанности человека»У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка?

(Об учителях биологии.)


Брейн-ринг «Права и обязанности человека»Назовите педагога, посвятившего поэму беспризорникам?

(Макаренко А.С., написавший «Педагогическую поэму».)



5Брейн-ринг «Права и обязанности человека». Кроссворд.

В этом конкурсе за каждое разгаданное слово по 1 баллу, также ещё 1 балл получает команда, первая разгадавшая кроссворд.

СЛОВА ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Добровольное товарищество, обеспечивающее согласованность действий работников в процессе производства. (КООПЕРАТИВ) 2.

Незанятая часть экономически активного населения в хозяйственной деятельности. (БЕЗРАБОТНЫЙ) 3. Имущество, принадлежащее кому-либо с правом распоряжения. (СОБСТВЕННОСТЬ) 4. Соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей. (ДОГОВОР) 5. Один из участников обмена. (ПОКУПАТЕЛЬ) 6. Возможность изменения принадлежности, состояния, назначения имущества. (РАСПОРЯЖЕНИЕ) 7. Деятельность, направленная на получение прибыли. (БИЗНЕС) 8. Срочное и возмездное пользование имуществом. (АРЕНДА) 9. Одна из основных экономических категорий, показатель финансовых результатов деятельности. (ПРИБЫЛЬ) 10. То, что находится в чьей-нибудь собственности, принадлежит кому-нибудь. (ИМУЩЕСТВО) 11. Фактическое обладание вещью. (ВЛАДЕНИЕ) 12. Лицо, предоставляющее работу за определённую плату. (РАБОТОДАТЕЛЬ) 13. Образ жизни за чужой счёт, чужим трудом. (ТУНЕЯДСТВО) 14. Порядок поведения людей, отвечающий сложившимся нормам морали и права. (ДИСЦИПЛИНА) 15. Одно из основных правомочий собственника, заключающееся в праве потребления вещи. (ПОЛЬЗОВАНИЕ)

СЛОВО ПО ВЕРТИКАЛИ: Человек, готовый идти на риск своими средствами, ради получения прибыли. (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ).

6. «Капитанский».

В этом конкурсе принимают участие капитаны команд. Из букв словосочетания «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» составить как можно больше слов за 2 минуты. Затем слова капитаны будут называть по очереди, причём, не повторяя уже произнесённых слов. Первый вышедший из игры получает 2 балла, второй - 4 балла, победитель - 6 баллов. Команда может тоже помочь своему капитану заработать ещё 2 балла, если составит самое длинное слово.

7. «Продолжи».

В этом конкурсе вам необходимо завершить начатое мной предложение. За правильный ответ 1 балл.


Вопрос №1. Высшими судебными органами в РФ являются Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд и..
Ответ. Верховный суд РФ


Вопрос №2. Как называется объявление подростка полностью дееспособным раньше срока
Ответ. Эмансипация

Вопрос №3. Определите термин - нормативно - правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения
Ответ. Закон

Вопрос №4. Совокупность прав и обязанность человека определяет его…
Ответ. Правовой статус

Вопрос №5. Какой вид юридической ответственности наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера
Ответ. Гражданская

Вопрос №6. Основы конституционного строя РФ провозглашают один из принципов - наличие идеологического и политического плюрализма; что это означает
Ответ. Свобода слова, многопартийность, запрет на признание какой либо идеологии главной

Вопрос №7. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека - это полномочие органа власти…
Ответ. Государственная дума

Вопрос№8. К международному гуманитарному праву относятся несколько правовых документов; назовите известный вам первый правовой документ по правам человека и год его принятия
Ответ. Всеобщая декларация прав человека, 1948

Вопрос №9. К какой группе прав относится право на запрет распространять информацию о частной жизни лица без его согласия
Ответ. Личные гражданские права

Вопрос №10. Что является главным источником права на территории РФ
Ответ. Нормативно - правовой акт

Вопрос №11. Правотворчество в РФ может исходить от государства через народных представителей, а может исходить непосредственно от народа; назовите форму непосредственного народного правотворчества
Ответ. Референдум

Вопрос №12. Совокупность прав и обязанность человека определяет его…
Ответ. Правовой статус


  1. Абракадабра о родителях

В этом конкурсе вам предстоит составить одно высказывание из данных на листочках слов. За правильно собранное высказывание 3 балла той команде, чья справилась быстрее, второй по скорости 2 балла, третьей 1 балл.

1. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! Жан-Жак Руссо

Подведение итогов

В конце игры жюри подводят итоги. Победители награждаются памятными медалями «Знатоку права» и призами награждаются все участники Брейн-ринга.



Литература:

  1. Нормативные документы (Семейный, Трудовой, Административный Кодексы РФ, Закон РФ об образовании и др.).

  2. Учебники по обществознанию для 7-9 классов под редакцией Боголюбова, Кравченко.

  3. Материалы с сайтов Интернет.


© 2010-2022