- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Путешествие в страну самопознания»
«Путешествие в страну самопознания»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шайдуллина Г.М. |
Дата | 14.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
"Путешествие в страну самопознания"
Цель: пробуждать интерес к самопознанию.
Задачи:
знакомить с тематическим содержанием предмета самопознание;
развивать творческое воображение, любознательность, стремление к самостоятельной познавательной деятельности;
воспитывать такие качества, как взаимное доверие, взаимопомощь.
Ресурсы: тетрадь, карта страны Самопознания, аудиозапись песни «Песенка друзей» на слова С.Михалкова, три рисунка в различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), в которых нужно дорисовать детали, бумажные макеты яблони с четырьмя большими яблоками.
Круг радости
- Сегодня мы начинаем подготовку к путешествию по стране Самопознания.
Мы будем изучать эту страну в течение всего учебного года. В дорогу мы возьмем с собой хорошее настроение, желание познавать неизведанное и, конечно, добрую песню.
Учитель предлагает всем встать в круг и спеть «Песенку друзей» на слова С.Михалкова.
Песенка друзей
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!
(Песню можно сопровождать танцевальным движениями.)
Беседа
- Давайте составим маршрут нашего путешествия по стране Самопознания.
Вы знаете, что такое путешествие?
Почему люди путешествуют?
Вы когда-нибудь путешествовали? Где? С кем?
Как вы думаете, что помогает путешественникам ориентироваться в незнакомой местности?
(Ответы учащихся).
- Правильно, карта. У нас тоже есть карта - это карта страны Самопознания.
На доске закреплена карта страны Самопознания, Она разделена на 4 части, название каждой соответствует название раздела предмета «Самопознание».
Во время рассказа учитель обозначает на карте маршрут предстоящего путешествия, обращая
внимание учащихся на названия разделов.
- Мы намечаем маршрут, по которому пройдем, чтобы узнать много нового и интересного
о нашей школе и ее традициях, о том, как строить дорые взаимоотношения в классе;
о том, с чего начинается Родина; познакомимся с краем, где родились, живем и учимся;
о том, что значит быть настоящим Человеком, будем говорить о хороших и плохих поступках людей;
- Мы научимся
доброжелательному общению;
бережному отношению к природе.
Задание в тетради
- Рассмотрите карту страны Самопознания. Алпамыс, Махаббат и верблюжонок Акбота отправляются
в путешествие вместе с нами. Соединив линией цифры по порядку, вы узнаете маршрут нашего путешествия.
Минутка тишины
- Сядьте удобнее, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Давайте посидим одну минуту в тишине.
Творческая деятельность «Волшебные яблоки»
Учитель прикрепляет на изображение волшебного сада Мудреца макет яблони, с четырьмя
большими яблоками. Плоды сделаны таким образом, чтобы их можно было раскрыты Внутри
яблок спрятаны звездочки с заданиями.
- Ребята! Дорога в страну Самопознания проходит через сад, в котором растет яблоня с волшебными плодами. Кто сорвет яблоко, тот узнает секреты великих путешественников.
Вы хотите узнать секреты путешественников? - На яблоне четыре яблока, и мы раскроем 4 главных секрета путешественников.
Один из учащихся срывает яблоко, оно раскрывается, и все видят звездочку, на которой написано задание 1.
1-е задание. Размышление над ситуацией
Для выполнения задания учащиеся делятся на группы.
- Послушайте истории, которые я вам расскажу. Они произошли с ребятами из нашей школы.
Давайте обсудим, как правильно надо поступить в следующих ситуациях. Учитель предлагает такие ситуации:
А. Юра и Арман бежали по коридору. Навстречу шла учительница. Мальчики пробежали мимо, и
лишь через некоторое время где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна!» Что им
ответила учительница, мальчики не слышали.
- Как вы думаете, вежливо ли поступили ребята?
- Что им надо было сделать?
Б. Катя и Вика встретились после долгой разлуки. Они обрадовались неожиданной встрече и сразу
стали делиться новостями. Вдруг Катя, увидев Надиру, поспешно прервала беседу, повернулась и
ушла, не попрощавшись. А Вика растерянно глядела ей вслед.
- Как вы думаете, почему растерялась Вика?
(Учащиеся размышляют над ситуациями).
На доске цветным мелом учитель записывает слово «вежливость» и раскрывает первый «секрет» путешественника - быть вежливым. Человек путешествует не один, вокруг много людей. Поэтому
надо относиться ко всем вежливо, с уважением.
2-е задание. Разминка «Танцующий зоопарк»
Учитель включает музыку и предлагает учащимся потанцевать так, как это сделали бы слоны, змеи, сороконожки, бабочки...
(Учащиеся выполняют задание).
На доске цветным мелом учитель записывает слово «радость» и говорит о втором «секрете» путешественника -умении радоваться. Во время путешествия возникает много трудностей.
Главное - не унывать, чаще улыбаться - и все будет хорошо.
3-е задание. Упражнение «Осенняя палитра»
Учитель рассказывает о красоте осени.
- Наступила осень. Солнышко уже не так сильно согревает землю, желтеет трава, облетают с
деревьев листочки, не слышно веселого пения птиц. Дни стоят теплые. И мы замечаем, что природа всегда красива, в любое время года. Как здорово в это время гулять в парке и любоваться осенним пейзажем!
Красота осеннего города привлекла художника. Он нарисовал картинки. Посмотрите на них
внимательно, (учащиеся рассматривают рисунки).
- Что необычного вы заметили? (Ответы учащихся).
На доске цветным мелом учитель записывает слово «наблюдательность» и говорит о третьем
«секрете» путешественника. Он заключается в умении быть внимательным и наблюдательным.
В путешествии важно запомнить, что интересного увидел, что узнал, чтобы потом рассказать об
этом своим друзьям и родным. Во время путешествия по стране Самопознания желательно делать
записи и рисунки на специальных страничках «Для заметок» в тетради самопознания.
4-е задание. Игра «Волшебный круг»
Учитель предлагает учащимся встать в тесный круг. Один из них по желанию выходит в середине
круга. Все остальные вытягивают руки вперед на уровне груди. Стоящий в центре ученик начинает свободно падать в разные стороны. Остальные должны осторожно вернуть его в исходное положение. Учитель помогает ученикам. Игра длится 4-5 минут.
В конце упражнения учащиеся делятся своими впечатлениями.
- О каком секрете путешественников вы узнали из этой игры?
(Ответы учащихся).
- Правильно, в путешествии главное - помощь друга, его поддержка, понимание, доверие. Вместе с другом любой путь становится веселее и короче.
На доске цветным мелом учитель записывает слово «доверие».
Обобщение
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями.
Давайте поаплодируем друг другу. Любое путешествие - это, прежде всего, узнавание нового, неизвестного, это знакомство с интересными людьми, это открытие того, что раньше было непонятным.
Цитата урока
- В одной из пословиц говорится: «Век живи - век учись».
Народная мудрость напоминает о том, что человек учится всю жизнь. Любознательность, стремление узнавать новое и интересное - очень важные качества человека.
Я надеюсь, что знания, полученные вами на уроках самопознания, будут очень полезны в жизни!
Домашнее задание
- Выполните вместе с взрослыми задание Великого Мудреца и прочитайте известную пословицу
(задание 2 в тетради).
Учитель объясняет учащимся, что, угадав народную пословицу, они узнают и цитату следующего
урока. Ответ: «Мир освещается солнцем, а человек - знаниями».
Круг «От сердца к сердцу»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Все встают в круг. Один ученик выходит в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и
говорит: «Спасибо за приятный день!», или «Спасибо за дружбу». Оба остаются в центре круга,
держась за руки. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Когда
присоединяется последний ученик, круг замыкается. Учащиеся крепко пожимают руки друг другу.