Из опыта работы МОУ «Каслинской СОШ № 24»

Данная статья раскрывает опыт работы заместителя директора по ВР  по внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Какой родитель не хотел бы, чтобы не ребенок адаптировался к школе, а школа готова была подстраиваться под него, исходя из его особенностей. В связи с этим, необходимо стало углубленное исследование уже созданных моделей воспитательных систем и модифицирование одной из них под нашу школу,  изучение механизмов реализации внеурочной деятельности школьников, анализа достижений и противоречий. Анализ основных существующих моделей воспитательных систем, форм и механизмов, их достижений и противореч...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор:

Заместитель директора по воспитательной работе

МОУ «Каслинская СОШ № 24»

Щавелева Ирина Васильевна,

г. Касли


Организация внутренней системы дополнительного образования в рамках реализации ФГОС.

(Из опыта работы МОУ «Каслинской СОШ № 24»)

Сегодня в педагогике живут идеи ценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.

Какой родитель не хотел бы, чтобы не ребенок адаптировался к школе, а школа готова была подстраиваться под него, исходя из его особенностей.

В связи с этим, необходимо стало углубленное исследование уже созданных моделей воспитательных систем и модифицирование одной из них под нашу школу, изучение механизмов реализации внеурочной деятельности школьников, анализа достижений и противоречий.

Анализ основных существующих моделей воспитательных систем, форм и механизмов, их достижений и противоречий позволил нам остановить свой выбор на адаптивной модели. Ведь главные принципы адаптивной модели:

- ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и воспитанию;

- вариативность образования, удовлетворение личностного и социального заказа;

- информационная открытость образовательного учреждения;

- внедрение в практику работы педагогов и учащихся современных приемов, технологий по развитию способностей в проектировании, организации и развития необходимых форм деятельности внутри и вовне школы, в организации и взаимодействии социальных институтов, в управлении педагогическим процессом;

- оптимизационный подход, пронизывающий все сферы функционирования и развития образовательного пространства;

Все это в большей или меньшей степени уже является характерными чертами нашей школы. И в настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни.

В основе нашей воспитательной модели лежат четыре основных подхода:

  • идея синергетического подхода,

  • идея гуманитарно-культурологического подхода,

  • идея открытости образовательной среды школы и приоритета положительной обратной связи,

  • системно-деятельностный подход.

В ходе реализации которых, в школе создана воспитательно-образовательная среда, позволяющая:

- сохранять единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

-обеспечить построение индивидуальной образовательной траектории развития и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

- создать условия для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;

- обеспечить здоровьесбережение и оптимальную двигательную активность учащихся.

А новизна заключается в том, что осуществлен целостный подход к моделированию воспитательной системы;теоретически обосновано и практически осуществлено проектирование воспитательной системы школы на концептуальном и структурном уровнях; разработана модель управления развитием воспитательной системы школы в совокупности ее цели, задач, принципов, функций, содержания, средств, педагогических условий и критериев эффективности.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми насыщена воспитательная система нашего образовательного учреждения.

Именно она дает возможность организовать учеников в большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, тем самым бесконечно перемешивая всех учащихся. Кроме того, предоставляя ребенку с достаточно скромными учебными успехами возможность реализовать себя в иных сферах деятельности, мы тем самым повышаем его самооценку и создаем ситуацию успешности, способствующей более прогрессивному развитию личности вцелом.

Целью воспитательной системы школы является обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития каждого ученика на основе его природных данных. Исходя из цели воспитательного процесса, нами решаются приоритетные задачи:

  • Формирование вариативной модели воспитательной системы, ориентированной на удовлетворение запросов личности, социума, государства.

  • Создание адаптивной воспитательной среды позволяющей обеспечить эффективную социализацию школьника в условиях постоянно меняющейся социокультурной обстановки.

  • Формирование положительной «Я-концепции» учащихся.

  • Аккумуляция ресурсов и диссеминация модели «Школа- это мир».

  • Создание системы адаптирующей педагогики.

Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе.

В школе организовано взаимодействие с другими учреждениями и организациями по следующим направлениям:

Создание системы взаимодействия субъектов образования с социальными партнерами других ведомств обращено к личности ребенка, направлено на ее развитие, раскрытие потенциала, своеобразия и духовных сил.

Исходя из потребностей учеников и социального заказа родителей в школе были созданы кружки, секции и различные творческие объединения. Данные коллективы ставили перед собой задачи: обеспечить благоприятные условия в освоении общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и обучения детей, укрепления здоровья, личностного и профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 7 до 18 лет; ориентировать ребенка на максимальную самореализацию личности; организовать обучение и воспитание в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.

Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. Формы занятий кружков разнообразные: беседы, игры, экскурсии, и др. Отчетные и итоговые занятия проводятся в форме тематического тестирования, анкетирования, выставки, концерта, и ежегодного «Дня открытых дверей».

В творческих объединениях, секциях, кружках и клубах различной направленности в школе занимаются 52% учеников школы. Организована работа по программам следующих направленностей:

  • Социально-педагогическая

  • Художественно-эстетическая

  • Физкультурно-спортивная

  • Туристско-краеведческая

  • Культурологическая

  • Научно-техническая

  • Техническая

  • Эколого-биологическая

  • Естественнонаучная

  • Военно-патриотическая

Всего в школе работают 23 кружка и секции.

Кроме того, школа, тесно сотрудничает с другими учреждениями дополнительного образования и культуры, расширяет область совместной деятельности педагогов и воспитанников во внеурочное время.

В нашей школе очень широко представлена физкультурно-спортивная направленность дополнительного образования деятельностью кружков и секций «Волейбол» баскетбол, легкой атлетики, секцией Черлидинга и туристским клубом «Атмосфера». Данные программы позволяют последовательно решать задачи физического и интеллектуального воспитания школьников на основе представленных занятий в кружках. Программы дисциплин дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности составлены в соответствии с возрастной и специальной педагогикой и психологией, физиологией и гигиеной.

Программная организация образовательного процесса позволяет ребёнку пройти путь от овладения элементарными приёмами до самостоятельного творчества, сознательного выбора и, возможно, приобщения к одной из профессий. Воспитанники в теории и на практике получают широкий диапазон информации. С другой стороны, постепенно выстраивается мировоззрение, мироощущение ребёнка. Многие выпускники после занятий в кружках выбрали профессию учителя физкультуры, дизайнера, учителя по музыке и художника.

Наши выпускники танцоры и спортсмены продолжают заниматься данным творчеством и в высших учебных заведениях. Зимой на каникулах мы приглашаем бывших выпускников поделиться своими впечатлениями уже при занятиях в ВУЗАХ.

«Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.» Так считает дружный педагогический коллектив нашей школы, соглашаясь с выдающимся мыслителем, греческим писателем Лукианом. [Лукиан (120-190) / Воспитание детей/] Его слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше время.





© 2010-2022