Исследовательская работа Родственники - участники Великой Отечественной войны

  Исследовательская работа младшего школьника - это долгий и кропотливый труд учителя, родителей и ученика.    Данная работа являеся результатом 3 лет такой совместной деятельности. Вначале был собран материал, рассказывающий о родословной семьи Трухачёвой Елизаветы и прослеживалась связь между историей страны и отдельно взятой семьи на протяжении семи поколений.Выполнение этой работы шло постепенно, так как информацию приходилось искать в самых разных источниках: рассказы родственников, газетны...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Введение


  • Актуальность исследования:

9 мая 2015года исполнится 70 лет Победы Советского народа в Великой Отечественной войне - самой страшной, жестокой и кровопролитной войне за всю историю человечества. Что помогло нашему народу выстоять в той великой войне? Выстоять, не сломаться перед армадой фашистов, перед которой встала на колени почти вся Европа и многие другие страны. В чем истоки этой стойкости, мужества и героизма защитников нашей Родины? Какова роль моих предков в важнейших событиях страны? Ответы на эти вопросы я попыталась найти в ходе исследования истории моей семьи, моего рода, потому что от него происходит слово Родина, которое имеет корень РОД - главный корень из всех слов русского языка.

Знание истории своей страны и истории родного края очень важно для каждого из нас. Но не менее важно знать историю своей семьи, гордиться ею и брать хорошие примеры и опыт своих предков, чтобы строить будущее. Если каждый из нас последует этому правилу, будут чтить и помнить свою историю множество семей, составляющие наше общество, то это общество ждет достойное будущее.

  • Постановка проблемы исследования

Читая книги, разговаривая с одноклассниками, общаясь в социальных сетях, я поняла, что мало знаю об истории своей семьи и родственниках. С такой же проблемой сталкиваются и мои одноклассники. Поэтому я решила провести исследование истории своей семьи и в своей школе.

  • Цель исследования


  • Понять, какова роль моих предков в важнейших событиях государства и показать, как судьба представителей моей семьи разных поколений тесно переплеталась с событиями, происходящими в стране, в том числе,- в годы Великой Отечественной войны.


  • Задачи исследования:

    • Проследить отражение важнейших событий истории страны в истории моей семьи

    • Узнать о жизни и подвигах родственников - участников Великой Отечественной войны. Собрать и проанализировать документы и фотографии.

    • Исследовать: знают ли свою родословную мои одноклассники, и ученики старших классов?

    • Рассказать одноклассникам об исследованиях моего рода и моих выводах.

Проявить интерес у одноклассников подробнее узнать историю своих семей.

  • Гипотезы:

1. История моей семьи неотделима от истории страны.

2. Мои родственники старших поколений внесли достойный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

3.Если я смогу изучить историю своей семьи, доказать ее вклад в Победу в Великой отечественной войне и представить это в интересной форме, то моим одноклассникам тоже захочется больше узнать об истории своих семей.

  • Объект исследования

1. Моя семья

2. Учащиеся 3 «А» класса, 10 «А» класса

  • Предмет исследования:

1. Сбор и анализ информации об истории моей семьи, о родственниках - участниках Великой Отечественной войны

2. Уровень знаний учащихся об истории своих семей.

  • Методы исследования:

  • Беседы с родителями, дедушкой, бабушкой, прадедушкой об истории моей семьи.

  • Работа с семейными архивами, фотоальбомами, документами.

  • Изучение боевых наград.

  • Изучение литературы

  • Работа с интернетом

Анкетирование учеников, обработка результатов анкетирования.

  1. Из истории моей семьи

Я совместно с родителями и другими родственниками, проанализировала мое семейное древо, на котором просматриваются четыре родовые фамилии: Трухачевы, Чевыкаловы, Будиловы, Федурины. В результате, наиболее полно удалось изучить род Чевыкаловых (1).

Самый древний родственник в роду, которого удалось установить, - это Чевыкалов Семен. Родился он около 180 лет назад. Далее следуют еще шесть поколений рода Чевыкаловых, включая мое (См. приложение 1).
В результате исследовательской работы получилось генеалогическое древо, которое мы составили вместе с моими старшими родственниками (приложение 2).
Родина моих предков Чевыкаловых - деревня Сидоровская в Вилегодском районе на юго-востоке Архангельской области, на живописной реке Виледь.

Поселения на Виледи появились более 700 лет назад. Есть две версии образования этих поселений (2.2.). (Приложение 3)

Первая,- отражает свободолюбивый характер вилежан. Люди, ставшие впоследствии вилежанами, пришли на Север, в эту местность, чтобы не жить под гнетом монголо - татарского ига.

Вторая,- показывает отважный дух и стремление моих предков защищать Родину. Предания повествуют о поселениях-стражах, которые играли роль пограничных пунктов в древней Руси. Жили они семьями, совмещая земледелие и пограничную службу. Об этом говорят названия удаленных деревень - «Стража».

На Виледи всегда жили свободные люди, здесь никогда не было помещиков и крепостных крестьян.

С тех далеких времен служение государству, патриотизм и трудолюбие было в «крови» вилежан и передавалось из поколения в поколение рода Чевыкаловых. Наиболее ярко эти черты проявились в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годы.

В мирное время, все мужчины рода Чевыкаловых были воинами в запасе и всегда готовы встать на защиту Родины. Даже мысль уклонения от службы в армии в роду Чевыкаловых, да и вообще у вилежан, всегда считалась позорной. А служба в армии - почетной обязанностью. Проводы в армию во все времена были торжественны.

Родовой дом Чевыкаловых построен в 19 веке на Виледи, в деревне Сидоровской. Строили дом пра-пра-прадед Семен и его сын Федор Чевыкаловы.

Начиная с Чевыкалова Семена по настоящее время, в этом доме проживает, а также приезжают в него отдыхать на летний период СЕДЬМОЕ поколение Чевыкаловых. Дом расположен в самом начале деревни, поэтому широта обзора океана окружающих красот делает его похожим на красивый корабль (приложение 5,фото1).

Родовой дом- это не только крыша над головой. Это символ и стержень огромной семьи многих поколений, в которой люди с раннего детства чувствуют и подсознательно впитывают в себя общесемейные взгляды на жизнь, общесемейные ценности и отрицания. В роду Чевыкаловых ценят трудолюбие, взаимопомощь, уважение к старшим, сочувствие к слабым. Презирают лень, нецензурную речь. Считают пороками курение и алкоголизм. Эта атмосфера передается из поколения в поколение. Все это я чувствую при общении со своими родственниками, - как со старшими, так и с ровесниками.

3.История моей семьи неотделима от истории страны.

В ходе исследования причастности семьи к важнейшим событиям в стране, я нашла убедительные доказательства подтверждения этой гипотезы.

  • На рубеже 19 - 20 веков мой пра-пра-прадед Федор 10 лет служил на флоте и участвовал в кругосветном походе эскадры военных кораблей. А его правнук - брат деда Василия, - тоже Федор Чевыкалов, также участвовал в дальних морских походах, но уже на атомной подводной лодке.

  • В Первую мировую войну, в 1914 -1917г.г.,пра-прадед Афанасий Федорович Чевыкалов и пра-прадед Анатолий Васильевич воевали с немцами, показали своё мужество и героизм.

  • В гражданскую войну воевал и погиб брат пра-прадеда Афанасия-Николай Федорович, также воевал пра-прадед Анатолий Васильевич.

  • В период коллективизации семьи пра-прадедов вступили в колхоз. Афанасий Федорович работал в колхозе мельником, Анатолий Васильевич - кузнецом.

  • Самый тяжелый и трагический период в роду Чевыкаловых - это период репрессий

  • «Чевыкалов Афанасий Федорович, 1886, уроженец и житель д. Сидоровская Вилегодского района, колхозник. Арестован 17.12.37. По постановлению тройки УНКВД по Архангельской области за "контрреволюционную деятельность" 16.02.38 незаконно расстрелян. Посмертно полностью реабилитирован 30.07.64.»… (2.3) (приложение 4)

4.Родственники - участники Великой Отечественной войны 1941-1945

Продолжая традиции предыдущих поколений, в Великую Отечественную войну мои прадеды и другие родственники-мужчины храбро сражались за Родину. Об этом говорят их ордена и медали за совершенные ими подвиги, их ранения, контузии и гибель на поле боя, а также, - документы.

Я внимательно изучила семейные архивы, печатные издания, нашла оригинальные документы военного времени: партийную и боевую характеристики, благодарность от Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина моему прадеду Михаилу - участнику исторической битвы за Берлин, наградные книжки, автобиографию, личные воспоминания прадедов о днях войны, записанные ими для внуков. Безусловно, эти записи бесценны, интересны и полезны для меня, правнучки, и последующих поколений (Приложения 6-14).

Я выяснила, что воевали все три брата прабабушки Антонины Афанасьевны: Чевыкаловы Владимир, Иван и Василий. Василий погиб в 1944году. В честь него прабабушка Тоня назвала своего первого сына, который приходится мне дедом.

Воевали братья прабабушки Елизаветы Васильевны: Андрей, Владимир и Федор Федурины.

Воевали мои прадеды Михаил Александрович, Алексей Анатольевич и его брат Николай Анатольевич.

4.1 Мой прадед Алексей Анатольевич (приложение 5,фото3) был призван на фронт в 1943г., когда ему было 17 лет. Вернулся он домой после Победы 20-летним юношей, награжденный медалями «За Отвагу», «За Боевые Заслуги» и другими. Он был несколько раз ранен, лечился в госпиталях и возвращался снова на фронт. Участвовал в боях за освобождение от фашистов Ленинградской области, Прибалтики и Польши.

В книге, посвященной воинам - вилежанам есть статья о моем прадеде (Приложение 6), где он делится своими воспоминаниями. В заключение мой прадед поведал о самом важном, что помогло выстоять в войне: «А главное,- это дружба между людьми. Мы все были как одно целое, - не делились, кто какой национальности, как теперь. Были, как братья. У каждого - общее горе, а радость одного разделяли все.».Мне посчастливилось общаться с прадедом Алексеем!

Но, к сожалению, 1.мая. 2014 г., в возрасте 87 лет мой прадед умер… Светлая ему память…

Боевые награды прадеда Алексея (Приложение 7).бережно хранятся в семье.

4.2. Мой прадед Михаил Александрович (приложение 5,фото 5) был постарше, когда началась война. В то время ему было 29 лет. В армию он был призван в июле 1941г. Сначала, - в Борисовское военное училище, а в январе 1942 г. направлен на фронт, где воевал с фашистами до самой Победы. На войне он был офицером, командиром саперного взвода. Это тяжелая и опасная служба - строить переправы под огнем врага и разминировать минные поля.

Прадед Михаил был храбрым командиром, честно выполнял свой воинский долг, за что был награжден несколькими боевыми орденами и многими медалями (приложение 8). Награды говорят не только о храбрости моего прадеда, но и о его боевом пути: медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За взятие Берлина», медаль «За освобождение Праги», медаль «За Победу над Германией». Воевал он в составе Юго-Западного, Сталинградского, Донского, Воронежского и 1-го Украинского фронтов.

Вот некоторые строки из официальной характеристики на прадеда Михаила: «В боях тов. Будилов показывал образцы стойкости и выдержки…»; «Все задания командования выполнял четко и в срок…»; «…заслужил авторитет и уважение среди офицерского и рядового состава»; «Тов. Будилов М.А. строгого соблюдал воинскую и партийную дисциплину, партийную этику и офицерскую честь».

Оба мои прадеда награждены медалями «За отвагу», причем прадед Михаил - дважды. По статусу медалью «За отвагу» награждаются воины «За личное мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза». В настоящей работе я привожу рассказы моих прадедов об одном дне войны каждого из них. Быть на войне, на передовой - это повседневный подвиг. Но за те боевые дни, о которых рассказали мои прадеды, они оба были награждены медалями «За отвагу».

4.3. Воспоминания прадеда Алексея об одном дне войны

Мне запомнился один из боевых рассказов прадеда Алексея (приложение 9).

…Фашисты закрепились на высоте и ожесточенно сопротивлялись. Беспрестанно строчил вражеский пулемет из укрытия фашистов. Прадед Алексей был тогда командиром пулеметного расчета. Командир роты приказал ему: «Подавить огонь противника!» Но в это время падает, сраженный вражеской пулей, пулеметчик, и мой (тогда еще юноша!!!) прадед, не раздумывая, занимает место погибшего товарища. И заработал его пулемет. Одна, другая очередь,- и пулемет врага замолчал! Наши солдаты пошли в атаку и заняли высоту!!! Приказ командира был выполнен!…За этот бой мой прадед был награжден медалью «За Отвагу».

Но до Победы было еще много боев, в которых он был несколько раз ранен, лечился в госпиталях и возвращался снова на фронт. Как память о войне, в его ноге до конца жизни сидел осколок от мины и иногда напоминал о войне.

Исследовательская работа Родственники - участники Великой Отечественной войны

4.4. Собственноручно написанные воспоминания прадеда Михаила об одном дне войны. (Рукописный оригинал - Приложение 10)

«Весной 1943 года под городом Харьковом на Украине мне, как командиру саперного взвода, было дано боевое задание. Вечером необходимо было разведать наиболее удобное место под строительство переправы для пропуска наших танков через небольшую реку, а к утру со своим взводом и другими саперами, построить эту переправу .

При подходе к речке было чистое место, которое постоянно освещалось ракетами и простреливалось противником.

Я взял двух бойцов своего взвода и с наступлением темноты приступил к разведке удобного места для строительства переправы.

При освещении противником мы падали на землю и, как только потухали осветительные ракеты, продолжали перебежки в сторону речки.

Так, перебежками, мы добрались до речки и нашли подходящее место для строительства переправы.

После этого такими же образом вернулись в штаб части .Я доложил командованию о найденном месте для строительства переправы .

Будилов Михаил Александрович - мой прадед


Исследовательская работа Родственники - участники Великой Отечественной войныИсследовательская работа Родственники - участники Великой Отечественной войны

Командование выделило в моё распоряжение около 90 сапёров с необходимым инструментом для строительства переправы.

Затем с этой группой сапёров и необходимыми инструментами опять скрытно преодолели чистое пространство до речки и приступили к строительству переправы.

К утру переправа была построена, через которую наши танки пошли в наступление на противника.

За строительство указанной переправы я был награждён медалью «За отвагу». Отличившиеся бойцы также были награждены медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Поколения наших прадедов и прапрадедов совершили великий подвиг и победили в Великой Отечественной войне, миллионы из них погибли в боях с фашистскими захватчиками. Благодаря их великому героизму и самоотверженности мы 70 лет живем под мирным небом в свободной стране. Поэтому должны знать, кому мы обязаны за это, свято чтить память о своих родственниках-воинах и всех тех, кто принес нам эту Великую Победу!

5. Анкетирование

Исследуя историю своей семьи, я задалась вопросом: что знают другие школьники об истории своей семьи, в том числе о родственниках - участниках Великой Отечественной войны?

Для ответа на этот вопрос я провела анкетирование (приложение 15) учеников своего класса. А также, параллельно, провела анкетирование у старшеклассников - в 10 «А» классе. Результаты получились впечатляющие и даже неожиданные!

Анализ в виде таблиц, диаграмм приведен в приложениях 16, 17, 18.

Таким образом, проведя исследование знаний школьников об истории своей семьи, можем сделать выводы:

  • Большинство старших (91,3%) и младших школьников (83,3%) знают своих родственников - участников Великой Отечественной войны, а также, заслуженных людей в обществе и понимают, что знание истории своей семьи необходимо для каждого из них.

  • Однако неожиданностью явилось то, что по некоторым вопросам по истории семьи лучшие знания показали младшие школьники.

  • На вопрос: «Составлял ли ты с родителями свое генеалогическое древо?» утвердительно ответили только 37% младших школьников , и только 17% десятиклассников.

Ответы на этот вопрос объясняют:

  • почему слабые знания у многих школьников об истории своей семьи, и

  • почему младшие школьники более информированы о старших поколениях.

5.1. Предложения одноклассникам

1) Расспросить старших родственников об истории своей семьи.

2) Вместе с родителями составить генеалогическое древо своей семьи.

3) Написать домашнее сочинение «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

4)Дополнить свое портфолио полученными фактами о Великой Отечественной войне в истории семьи.

Моей конечной задачей исследовательской работы является:

  • Довести информацию о моих исследованиях и рекомендации одноклассникам и старшеклассникам в форме презентации.

  • Провести повторное анкетирование учащихся с вопросом:

Захотелось ли вам больше узнать о своей родословной? ДА / НЕТ.

Что я и сделала. В результате, абсолютное большинство учащихся (90%) ответили утвердительно, что убедительно подтвердило мою гипотезу.



6. Выводы


  • Я горжусь своей родословной. Я горжусь, что представители моей семьи - мои родственники храбро сражались за нашу Родину в Великой Отечественной войне и внесли достойный вклад в Победу над врагом.


  • Победили наши воины потому, что каждый из них, в том числе мои прадеды, защищал от порабощения и уничтожения свой РОД, а все вместе - свою Родину! Это отличало их от врагов.


  • Из истории семьи видим, что источником стойкости, мужества и героизма нашего народа стала любовь к Родине, воспитанная и закаленная в нем с древних времен на ратных и трудовых примерах предыдущих поколений .


  • Мои исследования убедительно подтверждают гипотезу о неразрывной связи между историей огромной страны и отдельно взятой семьёй


7. Заключение


В ходе исследовательской работы:

  • Подтверждены предложенные гипотезы.

  • Поставленные в начале исследования цели и задачи- выполнены.

Из бесед с родителями, дедушками, бабушками, литературы, я почерпнула для себя много новых знаний. Моя семья открылась для меня с новой, неведомой ранее стороны. В результате я сделала для себя определенные выводы, главный из них в том, что я горжусь своей родословной!



















8. Литература и источники исследования


  1. Беседы:

с прадедом Чевыкаловым Алексеем Анатолевичем, с дедом Чевыкаловым Василием Алексеевичем, с бабушкой Чевыкаловой Надеждой Михайловной, с мамой Трухачевой Ириной Васильевной.

2. Интернет - ресурсы.

2.1. МО «Вилегодский район» Архангельской области.

2.2 Виледь - Википедия.

2.3. Поморский мемориал: Книга памяти жертв политических репрессий. Архангельск, 1999г.

3.Литература:

    1. Вилегодский район в годы Отечественной войны. Ротапринт облстат. 1990г.

    2. Я войну великую вынес, как положено…(Сборник статей о вилежанах, участниках Великой Отечественной войны). Архангельск 2010г.

    3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд.,

    4. С.И.Ожегов Словарь русского языка

    5. Этимологический словарь русского языка. М. Фасмер МОСКВА 1986 год

    6. Ю. Троицкий «Имя и родословная», М:, 1995

    7. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. В. Феоктистова, Волгоград, 2011 год.


  1. Семейный альбом

  1. Семейный фотоархив

  2. Семейные документы

  3. Боевые награды


10

© 2010-2022