Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края











Программа

психолого-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья



Составитель:

учитель Рыбникова Наталья Викторовна,

первая квалификационная категория







Тюменцево 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Специфика работы с учащимися данной категории

Цель программы

Задачи программы

Методы

Планируемые результаты

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

Диагностическая работа

Консультативная работа

Коррекционно-развивающая работа

РАБОТА СЛУЖБ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ:

Психологическое сопровождение

Логопедическое сопровождение

Социальное сопровождение

Медицинское сопровождение

Педагогическое сопровождение

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНКЕТА учащегося (общие сведения)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2Диагностика умений, входящих в блок жизненно значимых компетенции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диагностика успешности ребенка по особенностями его развития

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 План психологического сопровождения

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 План логопедического сопровождения

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 План социального сопровождения

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 План медицинского сопровождения

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 План педагогического сопровождения

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Комплексный план сопровождения семьи учащегося






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией основного образования, пристальное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.

Это подчеркивается в Федеральном Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда, образование лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Проблема обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, поскольку число таких детей за последние время резко возросло.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются практически в каждой школе. Отставание в развитии когнитивных функций, недостаточная сформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы, отклонения в поведении и состоянии здоровья осложняют социализацию учащихся данной категории.

Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития.

Специфика работы с учащимися данной категории

Психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории включено в сложную многоуровневую систему и является важным звеном в системе их реабилитации. Очень важно учащимся оказать не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и организовать целенаправленную работу по обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав учащихся, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья- это комплексная программа по оказанию помощи в освоении основной образовательной программы начального общего и основного образования и содействию в максимально эффективной социализации, направленная не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности подростка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.

Цель программы: создание необходимых условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Задачи программы:

- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую

помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья

основной образовательной программы начального и основного общего образования на

доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

- обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации.

На разных ступенях образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.

Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.

Методы: диагностические (метод изучения документальных данных, наблюдения, метод опроса, анализа психолого-педагогической запущенности), психолого-педагогические (использование модели пошагового изменения поведения, психологические тренинги, индивидуальные беседы, общение с учителями-предметниками), метод стимулирования, самоанализа, самоисправления, аутотренинги.


Планируемые результаты

Результатом программы может считаться не столько успешное освоение учащимися образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

- овладение навыками коммуникаций;

- осмысление своего Я;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

- гражданской идентичности (уважение культурных традиций, религиозных убеждений окружающих);

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие доброжелательности и эмоционального, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Диагностическая работа

- Комплексный сбор информации о каждом учащемся ( АНКЕТА учащегося (общие сведения) ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Анализ причин трудностей;

- Изучение интеллектуальной сферы ребёнка;

- Изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей;

- Изучение социальной ситуации развития и семейного воспитания;

- Изучение адаптивных возможностей ребёнка;

- Системный контроль, сбор информации всех субъектов инклюзии за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- Анализ успешности коррекционно-развивающей работы;

- Диагностика индивидуального прогресса.

- Диагностика умений, входящих в блок жизненно значимых компетенции. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Диагностика успешности ребенка по особенностями его развития (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)


Консультативная работа

- Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся на ПМПк , учитывая мнения всех субъектов инклюзии;

- Консультирование педагогов по выбору адаптивных образовательных программ с индивидуально-ориентированными методами и приёмами работы с обучающимся;

- Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекции обучения ребёнка.

Коррекционно-развивающая работа

- Выбор оптимального индивидуального маршрута каждого ребенка в соответствии с особыми образовательными потребностями;

- Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность, направленную на формирование УУД в рамках возможного развития ребёнка;

- Осуществление коррекции и развития эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекции его поведения на индивидуальных занятиях с психологом.

Организация и проведение коррекционно - развивающей работы

Цели коррекционной работы можно разделить на две группы:

  1. реализуемые ежедневно (самостоятельность в самообслуживании, и систематические упражнения по социальной адаптации (навыки планирования и самоконтроля);

  2. реализуемые в конкретных ситуациях, в которых оказывается учащийся (при работе с механическими приспособлениями, во время подготовки к общешкольному мероприятию).

Примерные цели коррекционной работы:

Сфера самообслуживания.

Цели, реализуемые ежедневно

Цели, реализуемые в конкретных ситуациях.

Развитие самостоятельности во время утреннего туалета (записывается в индивидуальном

дневнике)

Развитие умения чистить зубы, заправлять кровать и т. д.

( записывается в ежедневном плане)

Сфера функционирования в природно-социальной среде

Цели, реализуемые ежедневно

Цели, реализуемые в конкретных ситуациях

Формирование приятного в обществе поведения.

Расширение сферы выполняемых социальных ролей

Обучение взаимодействию в групповых музыкально - двигательных играх.

Выполнение роли участника мероприятий

Сфера навыков.

Цели, реализуемые ежедневно

Цели, реализуемые в конкретных ситуациях

Формирование навыков, понятий.

Совершенствование зрительного восприятия

Введение понятия товарищество.

Тренировка навыка восприятия по памяти положения трёх и более предметов

Задачи:

  1. Систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыках ученика по основным разделам учебной программы, по предметам. Определение способов ликвидации пробелов в знаниях. Оказание помощи в учебной деятельности: повышение и укрепление интереса к учению, развитие уверенности в своих силах и возможности учиться успешно.

  2. Вовлечение учащегося в работу по самовоспитанию.

  3. Укрепление авторитета учащегося в коллективе класса, способствование налаживанию положительных связей и отношений с одноклассниками.

  4. Проявление уважения к учащемуся, доброжелательности и приветливости, не снижая педагогической требовательности к нему.

  5. Консультации родителей по вопросам общения с ребёнком дома с опорой на его положительные и сильные стороны, организации его рабочего места и свободного времени, оказания ему помощи в учёбе.

  6. Установление и поддержка доброжелательных отношений с родителями учащегося, с целью повышения их педагогической грамотности и ответственности за воспитание детей, привлечение родителей к общественной работе в школе.

Этапы коррекционной работы

  1. Установление положительного, вызывающего радость эмоционального контакта с воспитуемым.

  2. Развитие коммуникативных навыков учащегося. (умение слышать и слушать учителя, сообщать о своих желаниях, потребностях.)

3. Привитие основных навыков самообслуживания, приучение к выполнению распорядка дня. (Учащийся не дезорганизует занятия, позволяет учителю заниматься со своими учениками, а не только индивидуальной работой с ним).

4. Содействие активному познанию учеником своего окружения и умению функционировать в нем. (умение выполнять социальные роли и соблюдать связанные с ним нормы поведения; тренировать все функции: восприятие, коммуникацию, навыки мелкой и тонкой моторики, облегчающие ему познание мира и функционирование в нем).

5. Обучение навыкам анализа происходящего в окружающем ребенка мире и способам самореализации.

6. Профилактическая деятельность: организация встреч с работниками полиции с целью профилактики правонарушений, с врачами-наркологами, гинекологами, дерматологами.

7. Просветительская деятельность: родительские собрания, всеобучи, консультации, индивидуальные беседы, тематические стенды.

РАБОТА СЛУЖБ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.

Программа психолого-педагогического сопровождения включает следующие блоки:

-психологическое сопровождение,

-логопедическое сопровождение,

-социальное сопровождение,

- медицинское сопровождение,

-педагогическое сопровождение.

В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся (примерные планы работы специалистов всех служб находятся в ПРИЛОЖЕНИИ 4- 9)


Психологическое сопровождение

Цель - коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка.

Задачи:

1) Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребёнка;

2) Организация и проведение коррекционно - развивающей работы (индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия) с учащимися и родителями;

3) Индивидуальные консультации родителей (опекунов, патронатного воспитателя) по результатам обследования;

4) Просветительская работа с родителями, учителями с целью знакомства с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности, школьной дезадаптации.

Логопедическое сопровождение

Цель - коррекция и развитие речи ребёнка с проблемами в развитии.

Задачи:

  1. Логопедическое обследование всех компонентов речи;

  2. Организация и проведение коррекционно - развивающей работы;

  3. Просветительская деятельность.

Социальное сопровождение

Цель - ознакомление обучающихся с правами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.

Задачи:

  1. Диагностика особенностей семейного воспитания учащихся. Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера;

2)Организация и проведение коррекционно-развивающей работы;

3)Профилактическая деятельность (совет профилактики, беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение дезадаптации учащихся);

4)Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса (беседы с сотрудниками ОДН, отдела полиции, наркологом, врачом-психиатром; родительские собрания, информационные стенды, тематические классные часы);

5)Консультации родителей (лиц их заменяющих), учителей и воспитателей.


Медицинское сопровождение

Цель: формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Задачи:

1)Диагностика особенностей физического и психического развития учащихся;

2)Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

3)Профилактическая деятельность: беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний учащихся;

4)Просветительская деятельность: родительские собрания, консультации для родителей, педагогов, информационные стенды.

Педагогическое сопровождение

Цель- развитие умений и навыков культурного поведения, организации свободного времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).

Задачи:

1) Формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания;

2) Соблюдение личной гигиены;

3) Соблюдение правил безопасной жизни.

Этапы диагностической работы по выявлению индивидуальных особенностей развития ребенка.

1.Установление характера педагогической запущенности: пробелы в знаниях, умениях и навыках, отставания и задержки в развитии, отклонения в отношениях.

2.Установление положения ученика в коллективе класса, среди сверстников, характер взаимоотношений с ними.

3.Изучение интересов, способностей и склонностей учащихся, возможность включения его во внеучебную, кружковую, общественно полезную деятельность.

4.Установление «круга общение» ребенка: входит ли «трудный» в другие группы, компании, объединения сверстников в школе и за ее пределами, по месту жительства, выявление характера влияния этих групп на данного ученика.

5.Изучение положения ребенка в семье, характер взаимоотношений между ребенком и членами семьи, педагогическое влияние семьи, пути и способы оптимизации этого влияния.

Педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья после проведения диагностической работы по выявлению индивидуальных особенностей развития ребенка осуществляется по трем направлениям: работа с педагогами, работающими в классе (учителями - предметниками), вовлечение учащихся во внеучебную (досуговую) деятельность и работа с семьей ребенка.

Работа с педагогами, работающими в классе:

1) Организация систематических встреч родителей, с работающими в классе педагогами.

2) Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся.

3) Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье.

4) Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем.

5) Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.

6) Организация малых педсоветов.

7) Систематическое посещение уроков учителей - предметников.

8) Организация при необходимости педагогических консилиумов с целью осуществления индивидуального подхода к отдельным учащимся.

9) Приглашение учителей, работающих в классе на родительские собрания, а также на беседы с родителями отдельных учащихся.

10) Организация учебных экскурсий и т.д

Вовлечение учащихся во внеучебную деятельность

Цель - вовлечение учащихся в работу кружков, секций и другую досуговую деятельность в школе и вне ее, исходя из его интересов и возможностей.

Задачи:

  1. Вовлекать в общественно полезную деятельность с учётом интересов учащегося, стимулировать и поощрять его участие в этой работе;

  2. Привлекать к участию в общешкольных и внутриклассных мероприятиях, культурно - массовой и спортивно - массовой работе, отмечать успехи и достижения в этих областях;

  3. Развивать и стимулировать читательские интересы и вкусы учащегося;

  4. Организовывать ненавязчивый контроль за свободным временем учащегося, его участием в деятельности групп свободного общения (компаний), характером и направленностью этих групп.

  5. Привлекать к участию в психологических тренингах по развитию эмоциональной сферы, навыков общения и др.

6) Вести систематический контроль за посещением им внеучебных и внеклассных занятий.

Возможные формы работы:

-пешеходная прогулка по улицам (в рамках знакомства с местностью, где проживает ребенок);

-знакомство с памятниками архитектуры села (очные экскурсии) и района (заочные экскурсии):

- общение с природой, способствующее бережному отношению к окружающему нас миру и к источнику благ человека;

- посещение районного историко-краеведческого музея;

- посещение церкви, символизирующее духовное возрождение общества;

- совместные с классом походы в лес, помогающие экологическому развитию и воспитанию ребенка.

Работа с семьей ребенка

Цель - создание условий для повышения образовательного уровня родительской общественности и оптимизации отношений партнерства и сотрудничества между родителями и школой.

Задачи:

1. Обучение эффективной внутрисемейной коммуникации всех членов семьи, способствующей формированию адекватной самооценки и дающей возможность получать эмоциональную поддержку.

2. Оптимизация функционирования семейной системы (необходимость оптимизации системы семейных правил, регулирующих жизнь семьи)

3. Формирование навыков для установления необходимых для функционирования и развития семьи ресурсных социальных связей (поиск и установление контактов с различными сообществами и организациями, объединяющими людей со схожими проблемами.)

4. Формирование адекватного, реалистичного отношения к ограниченным возможностям ребенка.

5. Формирование ответственной родительской позиции

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Доступ к компьютеру и ресурсам интернета.

Использование всех ресурсов хорошо оснащённого психологического кабинета и комнаты психологической разгрузки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей.

  2. ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html

  3. school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал.

  4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. -М.: Ось-89, 1997.

  5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

  6. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование.
    Выпуск 3.- Москва: Школьная книга, 2010.

  7. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития /Под научной редакцией И.Ю.Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2013.

  8. Лекции курса «Технологии психолого-педагогическое сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ООП»

  9. Леонгард Э.И., Краснова Н.А., Пирожник Н.Т.,
    Прудникова М.С. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции //Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М., 2010. - С. 139-148.

  10. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.

  11. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой - М., РООИ «Перспектива», 2008.

  12. Назарова Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях //Специальное образование, № 3 (27), 2012.

  13. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

  14. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина,
    Е.Н.Кутепова. - М.: МГППУ, 2013.

  15. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012.

  16. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 кл. Под ред.В.В.Воронковой. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

  17. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

  18. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред.
    Л.М.Шипициной. - М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.

  19. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.

  20. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010.

  21. Шеманов А.Ю. Связь идеологии и практики инклюзии и проблемы ее акцепции в России.

  22. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 74-82.























ПРИЛОЖЕНИЯ



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА учащегося (общие сведения)

Ф. И. О. учащегося

Число, месяц, год рождения

Дата поступления в школу

Дата постановки на учёт в школе


Ф. И. О. педагога - наставника закрепленного за учащимся


Дата постановки на учёт в ОДН (ИДН) (отдел или инспекция по делам несовершеннолетних)


Ф.И. О. Место работы и занимаемая должность отца


Ф.И. О. Место работы и занимаемая должность матери


Адрес места жительства, домашний телефон



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Жизненно значимые компетенции

Умения, входящие в блок компетенций

Развитие представлений о

собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения

- Способность оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

- Способность пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.

- Понимание того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении необходимо.

- Способность выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

- Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей.

- Возможность обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

- Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.

- Овладение навыками самообслуживания дома и в школе.

- Умение включаться в разнообразные повседневные дела.

- Возможность принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

- Представления об устройстве школьной жизни.

- Возможность ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.

- Готовность попросить о помощи в случае затруднений.

- Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные и домашние дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность.

- Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.

- Стремление порадовать близких.

- Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника

Овладение навыками коммуникации

- Способность решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения,

завершить разговор.

- Уметь корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

- Иметь возможность получать и уточнять информацию от собеседника.

- Освоение культурных форм выражения своих чувств.

- Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

- Способность передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

- Уметь принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

- Быть способным делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации

- Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации.

- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, лес, парк, речка, сельские достопримечательности и др.

- Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

- Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

- Умение устанавливать взаимосвязь природного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.

- Умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

- Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность

Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

- Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

- Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.

- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

- Расширение круга освоенных социальных контактов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Критерии успешности ребенка по особенностями его развития

Критерии, показатели

Уровни (отмечаются индивидуально для каждого ребенка)

Видимые изменения (высокий уровень)

Изменения незначительные (средний уровень)

Изменения не произошли (низкий уровень)

Дифференциация и осмысление картины мира:

• интересуется окружающим миром природы, культуры, замечает новое, задаёт вопросы

• включается в совместную со взрослым исследовательскую деятельность

• адекватно ведёт себя в быту с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих

• использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации

Овладение навыками коммуникации:

• реагирует на обращённую речь и просьбы

• понимает речь окружающих и адекватно реагирует на сказанные слова

• начинает, поддерживает и завершает разговор

• корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

• передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком

• делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

• слышит свои речевые ошибки и старается их исправлять

• замечает ошибки в речи одноклассников

Осмысление своего социального окружения:

• доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками

• уважительно относится к взрослым (учителям, родителям и т.д.)

• достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения

• соблюдает правила поведения в школе

• мотив действий - не только «хочу», но и «надо»

• принимает и любит себя

• чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста, с одноклассниками

Последовательное формирование

произвольных процессов:

• умеет концентрировать внимание

• может удерживать на чём-либо своё внимание

• использует различные приёмы запоминания

• учится продумывать и планировать свои действия

• способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков

• управляет своими эмоциями, поведением, действиями

• доводит до конца начатое дело

• знает цель своих действий и поступков

• старается выполнять все задания и просьбы учителя







ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План психологического сопровождения

Актуальная проблема_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата

Мероприятие

Срок

Результат












Результат _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. О. психолога _________________ / _________________________

Дата « _______» ____________________ 20____ г.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

План логопедического сопровождения

Актуальная проблема_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата

Мероприятие

Срок

Результат












Результат _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. О. психолога _________________ / _________________________

Дата « _______» ____________________ 20____ г.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

План социального сопровождения учащегося

Актуальная проблема_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата

Мероприятие

Срок

Результат












Результат _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. О. социального педагога _________________ / _________________________

Дата « _______» ____________________ 20____ г.



ПРИЛОЖЕНИЕ 7

План медицинского сопровождения

Актуальная проблема_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата

Мероприятие

Срок

Результат












Результат _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. О. врача _________________ / _________________________

Дата « _______» ____________________ 20____ г.



ПРИЛОЖЕНИЕ 8

План педагогического сопровождения учащегося

Дата

Мероприятие

Срок

Результат





























ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Комплексный план сопровождения семьи учащегося

Дата

Мероприятие

Кто сопровождает

Результат





























25


© 2010-2022