- Преподавателю
- Классному руководителю
- Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников
Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Минеева Г.И. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
на курсах повышения квалификации
по ИОЧ ВБ
«Взаимодействие семьи и школы по достижению
качества начального общего образования в свете ФГОС»
Сроки проведения: 24.03 - 28.03.2014 г.
Педагогический проект
по теме:
«Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »
Выполнила: Минеева Галина Ивановна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Кошки
Самара 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность выбранной темы
2. Цель
3. Задачи
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Принципы, лежащие в основе педагогического проекта
2. Основные формы и методы реализации проекта
3. Средства диагностики результатов
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Итоговые результаты работы
2. Ожидаемый результат
3.Список использованных источников
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В настоящее время в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В Национальной Программе поддержки и развития чтения, принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Приведённые данные говорят о том, что у нас в стране существует проблема с детским чтением.
В начальной школе ученик - маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы - взрослые, родители и учителя.
Целью уроков литературного чтения в свете ФГОС является формирование читательской компетенции младшего школьника. Такой читатель умеет выбирать и отбирать, что надо прочесть и как надо прочесть. Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии.
Зрелый читатель умеет:
- проявить целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- планировать свою деятельность, выполнять намеченное, оценить свои результаты;
- взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром.
Зрелый читатель имеет:
- культуру учебного и интеллектуального труда, основанного на развитых интеллектуальных умениях (анализа, синтеза, обобщения и др.);
- духовно-нравственную культуру;
- интерес к работе с книгой, информационными, компьютерными технологиями.
Таким образом, у учащихся формируются все виды УУД.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности. Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-кладезю знаний, идей, мудрости опыта.
Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере.
Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве школы и семьи.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- организовать сотрудничество "ученик-родитель-библиотекарь";
- возродить традиции семейных чтений;
- повысить культуры чтения в семье;
- приобщить учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Изучение психолого-педагогической литературы
Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.
Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. Учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Изучение положительного опыта
Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников была изучена в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева и других.
И. П. Подласный считает, что «общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже знакомыми, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным».
Если нет новой информации, то насыщение любопытства достигается быстро, поэтому, поддерживая интерес к чтению, надо стараться разнообразить тематику чтения, выбирать книги, доступные данному возрасту. До чтения очень важно на первом этапе рассматривать книгу, рисунки, надписи и ответить на вопросы: кто с читателем будет говорить, о чём пойдёт речь, предугадать развитие событий.
По мнению И. И. Тихомировой, «чтобы пробудить интерес у детей к чтению, надо удивить их самим процессом чтения». Приманка к чтению путём удивления исходит от чего - либо находящегося вне ребёнка, а интерес - изнутри. Внешние стимулы не гарантируют устойчивого интереса к чтению, а только способствуют развитию интереса: ученик непроизвольно может открыть в тексте то, что взволнует его, увлечёт, заставит включиться в жизнь персонажей. Только через эмоциональную сферу можно заразить человека чтением. В этом случае читатель выходит на уровень познавательного интереса.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время проблема развития интереса к чтению остаётся актуальной.
Календарный план реализации проекта для учащихся 2-х классов
№
Название мероприятия
Форма проведения
Сроки
1.
Диагностика учащихся и родителей по проблеме
анкетирование
сентябрь
2.
Марафон родительских собраний
круглый стол, дискуссия, лекция, просмотр видеофильма
в течение года
3.
Акция родителей "Подарим библиотеке книжки"
акция
октябрь
4.
Семейный поэтический конкурс «Золотая осень»
конкурс чтецов
ноябрь
5.
Встреча с интересными людьми
беседа
декабрь
6.
Книжкин дом
экскурсия в книжный магазин
январь
7.
Любимые произведения семьи
проект- презентация
февраль
8.
По дорогам сказки
литературная семейная викторина
март
9.
Книга в моей семье
конкурс семейных мини- сочинений
апрель
10.
Читаем вместе в школе и в семье
семейный праздник, подведение итогов
май
11.
Встреча с учителем
индивидуальные консультации для родителей
в течение года
Принципы педагогического проекта:
-
принцип психологической комфортности
-
принцип дифференцированного подхода
-
принцип творчества
-
принцип природосообразности
-
принцип деятельности
-
принцип интеграции
Основные формы и методы реализации проекта
-
анкетирование детей, родителей;
-
родительский лекторий: родительское собрание, лекция, тренинги, круглый стол.
Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Тематика родительских собраний
-
Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и основа формирования личности.
-
Растим читателя.
-
Как привить любовь к чтению. ( Приложение 1)
-
Знакомство с журналами: «Семейное чтение», «Читайка», «Читаем вместе», «Юный краевед», «Крылья».
-
Книга и Интернет, книга и кино: конкуренция или новое явление.
-
Семейный проект - презентация
Темы проектов и исследований в области чтения
1.Библиотека моей семьи.
2.Любимые литературные произведения моей семьи.
3. Книги, которые передаются в семье по наследству.
4.Уникальная книга моей семьи.
5. Роль, которую сыграла книга в жизни семьи, человека.
-
Семейная акция - пополнение фонда библиотеки
-
Встреча с интересными людьми
-
Экскурсии
-
Литературные конкурсы, викторины
-
Литературный праздник
-
Памятки для родителей ( Приложение 2)
-
Родительские ринги
Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
-
Средства диагностики результатов
Основные результаты взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: анонимные анкеты, позволяющие анализировать отношение родителей и детей к чтению литературы, самооценочные суждения детей.
Анкета для родителей
-
Любит ли ваш ребенок читать?
-
Читаете ли вы ребенку?
-
Обсуждаете ли вы прочитанное?
-
Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?
-
От чего зависит выразительное чтение?
-
Как этому научить?
-
Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?
Анкета для детей
-
Любишь ли ты читать?
-
Какую книгу ты читаешь сейчас?
-
Читают ли тебе родители?
-
Читаешь ли ты вместе с родителями?
-
В твоей семье любят читать взрослые?
-
Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
-
Есть ли у вас дома интересные детские книги?
-
Ходишь ли ты в библиотеку?
-
Какую книгу сейчас читает мама? Папа?
10.Какие книги тебе больше всего нравится читать?
Планируемые результаты
1. Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей.
2. Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием.
3. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.
4. Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта.
5. Изменение отношений "ученик-родитель-библиотекарь", создание коллектива единомышленников.
6. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
7. Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
Список использованных источников
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов,Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); под ред. А.Г.Асмолова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 125 с.
-
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
-
Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у
младших школьников, Н.Новгород, 2009.-123с. -
Национальная Программа поддержки и развития чтения. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский книжный союз, 2008. - 56 с.
-
Родительское собрания по детскому чтению / Сост. Т.Д. Жукова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. - 288 с.
-
Семейное чтение в год семьи / Сост.: Т.Д. Жукова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 320 с.
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.-48 с.
-
Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению // Начальная школа.2009, №2.
-
Школьному библиотекарю о семейном чтении. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - 176 с.