Из опыта работы: Развитие коммуникативного опыта учащихся при организации учебных и творческих проектов

2 слайд: Эпиграфоммоего выступления являются словаАнтуанаРивароля – французского писателя, журналиста, незаурядного полемиста. Ещё в 18 веке этот человек сказал: « Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми».Сегодня, в 21 веке, его слова не потеряли своей актуальности. Так, Максим Галкин, отвечая на вопросизвестной телеведущей Юли Меньшовой «В чём секрет успеха?», ответил: «Главным составляющимявляется не талант и везение, а умение общаться с людьми, слушать их , находить с н...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вас приветствует город энергетиков- Полярные Зори.

Тема моего выступления:

Развитие коммуникативного опыта учащихся при организации учебных и творческих проектов

2 слайд: Эпиграфом моего выступления являются слова Антуана Ривароля - французского писателя, журналиста, незаурядного полемиста. Ещё в 18 веке этот человек сказал: « Самая главная формула успеха - знание, как обращаться с людьми».

Сегодня, в 21 веке, его слова не потеряли своей актуальности. Так, Максим Галкин, отвечая на вопрос известной телеведущей Юли Меньшовой «В чём секрет успеха?», ответил: «Главным составляющим является не талант и везение, а умение общаться с людьми, слушать их , находить с ними общий язык».

Я полностью согласна с этими высказываниями. В литературе, в кино есть много примеров, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений. В современном, постоянно изменяющемся мире, меняются и требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности.

Итак, что же подразумевается под понятием коммуникативная компетенция.

3слайд

Само слово коммуникация произошло от латинского (от лат.) - делаю общим, связываю, общаюсь. Следовательно:

Коммуникативная компетенция - знания и умения, необходимые для

понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения,

адекватного целям, сферам, ситуациям общения.

Это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешной социализации и развитию личности в целом.

Аспекты:

- коммуникативная способность;

- коммуникативное знание;

- коммуникативные умения.

Коммуникативные задачи:

убедить; утешить; склонить к какому-либо действию.

Значение:

-влияет на учебную успешность;

-на процесс адаптации ребенка к школе,

-его эмоциональное благополучие в классном коллективе;

-является ресурсом эффективности и благополучия будущей взрослой жизни ребенка.

Но коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Поэтому одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения. А участие школьников в учебных и творческих проектах помогает решить эту задачу более эффективно.

1

4 слайд : Проектная деятельность, как средство формирования коммуникативной компетенции - это совместная, учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата.

В результате работы над проектом учащиеся учатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Невозможно научить детей общаться вне социума, поэтому главная идея создания коллективных проектов - научить ребят общаться и совместно решать творческие и учебные задачи. Для этого учащиеся, в первую очередь, должны быть мотивированы на совместную работу. Для создания мотивации надо показать детям, что делать что-то вместе - это весело и интересно. Говорить о радости сотрудничества малоэффективно, ребята должны понять это на собственном опыте; проект должен сплотить и объединить детей, принести радость совместной работы.

В формировании коммуникативной компетенции выделяют несколько этапов

5слайд:

1.Создание условий для эффективной коммуникации;

2.Научить приёмам расположения к себе;

3.Развивать умения слушать и слышать;

4.Развивать умения вести дискуссию, работать в группе;

5. Развивать умения невербальной коммуникации.

Невозможно одновременно развивать все 5. Я считаю, что надо ставить цели на каждом этапе обучения, в каждом классе.

6слайд:

В 1 классе я поставила цель:проекты, как возможность создания условий для эффективной коммуникации учащихся.

И, на мой взгляд, начинать такую работу надо не с учебного, а творческий проекта. Т.к. именно творческий проект даёт возможность быть услышанным, увиденным, предоставляет опыт неформального, более свободного общения.

Так с первого класса мною запущен и успешно реализовывается творческий проект «День Рождения класса». На кружке «Я - исследователь» УМК А.И.Савенкова дети познакомились с понятием проект и видами проектов, а также планом работы над проектом. После этого я предложила ребятам поработать над проектом «День Рождения класса». В основу реализации этой работы, легла книга Эдуарда Успенского «Чебурашка и крокодил Гена», а именно глава, как они строили Дом Дружбы. 2

Ребятам надо было прочитать этот фрагмент книги и обсудить, как Гене и Чебурашке удалось осуществить свой план. После коллективного обсуждения было решено тоже построить такой дом. Совместно со мной была поставлена цель, определены задачи. Для себя я ставила цель: установить доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе; привлечь родителей к традициям и жизни класса. Задачи: развитие умения рассуждать, высказывать свое мнение, умение слушать других, развитие творческого воображения. Воспитывать взаимопонимание, чувство коллективизма, эстетический вкус и дух соревновательности.

7 слайд: Я предложила ребятам разделиться на группы по «временам года»: осенние, зимние, весенние и летние именинники. Каждая команда отвечала за определённый вид деятельности. В эту работу активно включились и родители именинников. Сразу и среди ребят и среди родителей выявились инициативные, творческие люди, которые и стали во главе групп. Праздник получился весёлым. Возводя фундамент дома, каждый ребёнок высказывался, почему именно это слово важно для него в доме. А главное, совместная подготовка помогла ребятам и взрослым узнать об интересах и увлечения друг друга, о скрытых талантах, которые не всегда можно проявить в учебной деятельности. В процессе работы сформировалась команда единомышленников.

Для закрепления опыта столь удачного взаимодействия в первом проекте мною были разработаны и проведены следующие творческие проекты:

8 слайд: День именинника (по временам года), Новогодний карнавал, Масленица, День Смеха. Дети моего класса с удовольствием принимали участие также в общешкольных и городских проектах.

Помимо творческих были успешно реализованы и учебные проекты: их вы видите на слайде.

«Золотая волшебница Осень» (групповой проект, панно из осенних листьев, подбор и сочинение стихов, загадок об осени).

Оформление альбома «4 времени года».

Проект «Моя семья». Сбор информации о своей семье: история, традиции.

Проект «Что означают наши имена».

Проект «Мамы всякие важны, мамы разные нужны». Оформление альбома «Наши мамы».

Проект: «Почему мы любим, встречать Новый год.

«Зимушка-зима»- подбор и сочинение стихов, загадок, фотографий о зиме). Оформление альбома «4 времени года».

Подготовка к празднику «День защитника Отечества». Сбор информации об истории праздника.

Проект «4 времени года. Весна-красна». Сбор материалов: загадки, пословицы, стихи, фотографии, рисунки.

Проект «В здоровом теле-здоровый дух». Сбор материалов о спортивных секциях в нашем городе.

Подготовка к празднику «Аз и буки - детям науки».

Проект «День победы». Встреча с ветеранами и концерт. 3

Теперь, когда условия для эффективной коммуникации были созданы, можно было приступать у следующему этапу:

9слайд: Научить приёмам расположения к себе.

К ним относятся: самопрезентация, развитие умения представить себя.

Традиционно первым проектом во 2 классе, стал творческий проект «День Рождения класса». Продолжая вести кружок «Я исследователь», на одном из занятий мной была смоделирована проблемная ситуация, в ходе решения которой возник проблемный вопрос « Влияют ли звёзды на наш характер?». Так возникла тема проекта «Знаки зодиака -кто вы?». Цель проекта: рассказать о знаках зодиака в нашем классе. Задачи: выяснить есть ли общие черты у одних и тех же зодиакальных знаков.

Я предложила разделиться ребятам по знакам зодиака. Каждая группа должна была представить свой знак зодиака: нарисовать, подобрать стихи, загадки о нём, рассказать какие черты характера присущ тому или иному знаку и т.д. Практически всю работу над проектом ребята и родители осуществляли сами, я только корректировала и направляла. Все работали дружно, никто не хотел подводить свою группу. Самопрезентации команд получились яркими, непохожими друг на друга.

Эта работа была продолжена и в других творческих и учебных проектах.

10слайд: То, что приём был успешно усвоен, подтвердили 2 первых места на городском фестивале опытно-экспериментальных и исследовательских работ «Про всё на свете».

11 слайд: 3этап развивает умения слушать и слышать.

В этом году мы праздновали свой 3-ийДень Рождения. Мной была предложена тема проекта «Сердце нашего класса». Обсуждая тему проекта, ребята сами поставили

Цель: протянуть друг другу руку дружбы, определили

задачу: уточнить представления о том, что значит «Уметь дружить»,

и разработали основные пункты плана работы над проектом.

Дети самостоятельно разделились на творческие группы. Кто-то захотел читать стихи, кто - то решил проявить свои вокальные и актёрские способности. Но и тут не обошлось без «приятных» открытий. В ходе репетиций ребята открывали друг в друге всё новые и новые таланты: молчун и задира отлично танцуют и решили дополнить сольное выступление вокалистки своим танцем. А скромная отличница и тихоня с совершеннейшим своим антиподом-шумной и непоседливой вертушкой, решили прочитать рэп. Мне осталось лишь дополнить праздник игровыми моментами направленными на единение класса.

Игры учили детей слушать друг друга, понимать на уровне жестов, доверять друг другу. На празднике я применила игру «Интервью». Дети задавали вопросы каждому знаку зодиака - учились проявлять уважение к собеседнику, уметь слушать и слышать, задавать корректные вопросы. А интервьюируемые могли высказаться по теме, находить аргументы и убедительно использовать их.

Игра «Я рад общаться с тобой», «Комплимент». Ритуал «Никогда не дерись!», «Исполнение желаний», «Очищение головы от дурных мыслей», «Отказ от враждебных намерений». Создание талисмана «Сердце класса» - всё это приёмы активного и пассивного слушания.

Следующий,4 шаг в развитии коммуникационного опыта учащихся это:

12 слайд: Развитие умения вести дискуссию, работать в группе.

И на этом этапе работы на первое место выходят учебные проекты. Очень активно и эмоционально проходят такие научные дисскусии как «Спор земноводных и пресмыкающихся», «Былина - правда или вымысел», «О пользе и вредных свойствах шоколада», «Компьютер - за и против» и т.д. друг или враг». Очень интересно проходит игровая дискуссия «Воздушный шар».

4

Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность учащимся свободно общаться, но при этом, уважительно относиться к мнению одноклассников, отстаивать свою точку зрения и подчинять её мнению товарищей, если она была ближе к истине. Конечно, дети спорят, но это тоже общение и ему также надо учить.

Для обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с 1 класса говорить о пользе обсуждения с партнёром своих замыслов и планов, соблюдения принципов невмешательства в работу другого без его согласия; применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов.

Для осуществления исследовательской работы используется приём «Пчелиный рой» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же материалом, выполняет определенное задание. Например:
1 группа - отвечает на поставленные в проекте вопросы;
2 группа - используя материал исследования, составляет кроссворд;
3 группа - заполняет таблицу (кластеры);
4 группа - придумывает свои вопросы по теме исследования для остальных участников проекта.

Приём «Пила» предназначен для групповой работы. Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Например, при работе над проектом «Профессии нашего города» каждый член группы, работая над предложенным ему заданием, находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией, как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, членов своей группы, которые, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Считаю, что этот приём располагает ученика к общению, зарождает в нём искренность, создаёт условия для глубоких и многосторонних взаимоотношений. Ни один ученик не остаётся в стороне, чтобы не высказаться по изучаемому материалу.

13 слайд:

Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе. Мы с детьми выработали такие правила работы в группах: Вы можете увидеть их на данном слайде

 не говорить всем сразу;

 всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

 перед работой нужно договориться, кто, что будет делать;

 не спорить зря, а доказывать, объяснять;

 стараться понять друг друга;

 возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: "Саша, ты не сказал, что …".

При работе в парах постоянного и сменного состава:

 чёткий инструктаж учителя;

 начало и конец работы по определенному сигналу;

 подведение итога самостоятельной работы;

 учить разговаривать (общаться) вполголоса.

Чего не стоит делать при организации групповой работы.

 Нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями. В классе существует условный сигнал (колокольчик);

 Нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически;

 Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения. 5

Впереди четвёртый класс и ещё один важный ,5 этап, формирующий коммуникативную компетенцию учащихся:

14 слайд: Развитие умений невербальной коммуникации.

Установлено, что в общении лишь 7% информации передается путем вербальных средств, за счет звуковых средств передается 38%, а невербальные средства несут 55% информации, то есть «говорим мы голосом, беседуем всем телом». Умение «вчувствоваться» в собеседника, понять его эмоциональное- состояние важная составляющая эффективной коммуникации. И здесь нам помогает расшифровка невербальных сигналов («язык тела»).

В этом могут помочь такие упражнения как:

Упражнение «Передай чувство». Все участники встают в колонну, в затылок друг другу. Первый человек, задевая второго по плечу, просит его повернуться и передает ему мимикой, позой и жестами задуманное чувство. Это чувство участники передают друг другу по принципу игры «Сломанный телефон». Последний участник говорит, какое чувство он получил, его сравнивают с тем, какое было задумано первым участником.

Упражнение «Продемонстрируй состояние». Три участника выходят из кабинета, настраиваются для того, чтобы продемонстрировать одно из состояний: а) внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться; б) самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека; в) веселого беззаботного человека. Войдя в кабинет, участникам необходимо поздороваться и задать несколько вопросов присутствующим, играя при этом условленную роль. Остальные пытаются распознать демонстрируемое эмоциональное состояние, статус, черты характера, зачем пришел этот человек, чего от него ждать и пр. Свои впечатления записывают на листочках. Затем «зрители» по желанию зачитывают записи, высказывая свое мнение о том, какую роль играл каждый их «актеров».

Одним из учебных проектов по окружающему миру является проект «Правила общения с окружающими людьми». В ходе работы, над которым ребята формулируют такие правила и самое главное пытаются следовать им.

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

3. Если вы ошиблись, признайтесь в этом.

4. Улыбайтесь.

5. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком речи.

6. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других.

7. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.

Думаю, к концу 4-го класса мы с ребятами будем понимать друг друга с полувзгляда.

15 слайд: Заключение:

Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих проектов, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности.

Социометрические пробы внутри классного коллектива показали:

1 класс - количество друзей в классе 15 % 2 класс - количество друзей в классе увеличилось на 20 %

3 класс - количество друзей в классе увеличилось на 37 %

«Отверженных» нет

Результат работы даёт хорошие показатели.

Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - стало также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни…

16 слайд

7

© 2010-2022