Родительский клуб, как форма совместной деятельности родителей и детей

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Родительский клуб, как форма совместной деятельности

родителей и детей


Работа выполнена

Теркиной Светланой Анатольевной,

учителем начальных классов

МОУ СОШ № 4








Переславль-Залесский

2011



Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновляя

свою жизнь только в школе или только в семье;

если мы хотим воспитать личность, то все его

окружение, все люди, которые направляют этот

процесс, должны составлять целеустремленную

воспитательную среду.

Ш. А. Амонашвили


Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.

Вот почему так необходимо объединение педагогического коллектива и родительской общественности по созданию в школе и дома условий для успешной самореализации ребенка, обеспечения его личностного роста, формирования мотивации к учению, нравственного становления, сохранения психического и физического здоровья, построения единой системы воспитания ребенка в школе, семье, социуме.

Свою педагогическую деятельность я начинала в школе-интернате. Я столкнулась с тем, что родители часто относились равнодушно к традиционной психолого-педагогической поддержке, редко признавали и доверяли педагогу свои проблемы воспитания, считая, что он их не поймёт и уж тем более не поможет.

Сегодня я работаю в средней школе № 4. Но работа с родителями остается одной из самых сложных: они активны в создании бытовых условий в классе, а в поиске и применении эффективных форм воспитания ребенка пассивны. Да и невозможно дать готовый единственно правильный ответ на вопрос о том, как воспитать ребенка Человеком.

Изучая теорию и практику ведущих современных педагогов (В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой и др.) и накопленный опыт моих коллег, я пришла к выводу, что высоких результатов в работе я достигну через тесное сотрудничество с родителями. Что означает равенство сторон, взаимное уважение и доверие, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении задач воспитания и обучения ребенка. А это возможно через опору на традиции и обычаи семьи. Важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречило друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.

Поэтому главной целью моей работы стало формирование единого воспитательного развивающего пространства.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- объединение обучающихся и их родителей в единый коллектив на основе совместной деятельности;

- эмоциональное включение родителей в жизнь класса, привлечение их к познавательной деятельности детей;

- повышение педагогической культуры родителей через пополнение арсенала знаний по воспитанию ребенка в семье и школе.

Работу с родителями я начала с изучения воспитательного потенциала семьи: материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и др. Для изучения использовала следующие формы и методы: социомониторинг, анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные беседы с ребенком, родителями, сочинения и рисунки детей. В результате исследования я пришла к выводу, что одна проблема, в большей или в меньшей степени, касается всех: концентрация внимания на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратится на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

Анализируя результат воспитательной деятельности за 2010/2011 учебный год, я пришла к выводу, что:

- массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен;

- воспитательные мероприятия наиболее эффективны тогда, когда привлечение родителей осуществляется через детей, когда и старшие и младшие совместно участвуют в общих делах. (Приложение 3)

Так родилась идея создания «Родительского клуба» (Приложение 1).

Преимущества клубной работы я вижу:

  1. В возможности развивать и укреплять неформальные взаимоотношения между людьми.

Этому способствует спокойная, доброжелательная обстановка, условие свободного участия без принуждения, выбор тем для встреч с учётом общих интересов, а также, традиционные клубные обсуждения с учётом общих интересов, наконец, традиционные клубные формы общения: чаепития, празднование дней рождения и т.п.

А значит, обмен жизненным опытом (родительским), мнениями и позициями будет происходить более открыто и без опасений за возможные социальные и профессиональные последствия.

  1. В расширении условий для организации регулярных содержательных встреч, что обеспечивает преемственность воспитания дома и в школе;

  2. В снятии проблемы «вызова» родителей в школу. Их приглашают в школу, чтобы побеседовать о положении дела, о том, каковы успехи ребенка в школе, как можно было бы повысить уровень успешности развития всех сторон личности ребенка, о том, как решить вместе с ребенком его проблемы, если они стали пред ним.

Эту идею я начала воплощать уже в летние каникулы. В августе, на заседании родительского комитета мы составили проект положения «Родительского клуба».

В результате обсуждения трудностей воспитания современного ребенка мы определили три направления работы клуба:

  1. Педагогическое просвещение - информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о своей педагогической позиции, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения.

  2. Педагогическое корректирование семейного воспитания а именно той его стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку, а далее режима жизни и деятельности ребенка (именно воспитания, а не личности родителей).

  3. Практическая совместная работа детей и родителей. Проживая с детьми определенные отношения в ходе праздника, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольное новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных отношений.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

  • Круглый стол

  • Решение педагогических ситуаций

  • Консультации

  • Видеопросмотр

  • Выставка

  • Мастерская

  • Фестиваль

  • Совместная досуговая деятельность детей и взрослых

Не смотря на новую форму работы с родителями, цели остались прежними.

Ожидаемые результаты:

  1. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

  2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

  3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике.

  4. Активизация родителей в творческой, интеллектуальной деятельности с детьми, в организации совместной досуговой деятельности.

  5. Повышение познавательной активности детей и мотивации обучения.

  6. Повышение педагогического мастерства классного руководителя.

На первом же классном родительском собрании комитет ознакомил всех родителей с проектом Положения. Путём голосования проект был принят единогласно. (Приложение 2)

Прошло три месяца после начало учебного года. Уже можно сказать о положительных результатах работы нашего клуба. Ярким свидетельством положительных моментов является участие родителей в подготовке мероприятия «Моя семья» (Приложение 4). Мероприятие спланировано так, что каждая семья получит возможность проявить свою индивидуальность, свои таланты, свои интересы. В разработке сценария принимали участие все, одни родители придумывали конкурсы, другие разрабатывали номинации участников, третьи придумывали веселые эстафеты, а дети на уроках внеклассного чтения составили викторину по сказкам. Но, наверное, одним из самых успешных достижений на данный момент является то, что родители сами стали предлагать идеи по улучшению работы клуба.























Список использованной литературы


1. Акутина С.П. Книга для педагогов и родителей. Серия « Семья + Школа» Выпуск 1.- Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002. -с.34

2. Байбародова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно -методическое пособие. - Ярославль: Академия Холдинг: 2003. -224с.

3. Брюхова В. М. Партнёрство семьи и школы/Брюхова- М.: Чистые пруды, 2007.- с.9

4. Козлова Г. Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки / Г.Н. Козлова, Е.В. Любезнова, Е.Н. Нецветайлова.- М.Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.-176с.

5. Колорозо Б. «Дети этого достойны только потому, что они дети»/ Барбара Колорозо.- Пер. с англ. Е. Минашкиной. - М. ФАИР- ПРЕСС,2003.- с.133

6. Методология и методика психолого - педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / под науч. Ред. Д-ра ист. Наук, проф. М.В. Новикова - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.- с.36

7. Образование родителей и школа: Учебно.-метод. Пособие / Под ред. Л.Г. Петрявской. - Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. - с.52

8. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- с.6

9. Директору школы о сотрудничестве с родителями / Под. Ред. Д.п.н., проф. А.С. Роботова, к.п.н. И.А. Хоменко, к.п.н., доц. И. Г. Шапошникова.- М.: Сентябрь, 2001. - с.55

10. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)/ авт.-сост. С.А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2006. - 90с.



© 2010-2022