Выступление: Воспитание духовности и нравственности, сознательной дисциплины и поведения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание духовности и нравственности, сознательной дисциплины и поведения.

Проскурина А. П., учитель математики.

«Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.»

Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач школы, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он, прежде всего, учится послушанию. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни, поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы ребёнок получал возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Такие условия сплошь и рядом сами складываются в жизни, их можно создать и специально в игре, учении, труде и творческих занятиях.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Учитель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Среди нравственных качеств, определяющих отношение человека к обществу, основное место занимает патриотизм. Быть патриотом - это значит любить свою страну, трудиться для её счастья и процветания, с уважением относиться к её прошлому, требовать от себя и от других честного, добросовестного отношения к труду, соблюдать нормы морали. Воспитание патриотических чувств у детей начинается с воспитания любви к своей школе, к своему городу, к людям, которые живут и трудятся в этом городе, к природе.

Краеведение способствует подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, их адаптации в конкретных социальных и природных условиях. В своей работе мы используем экскурсии в парк в различные времена года, с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, что оказывает большое эстетическое воздействие на детей с ОВЗ. В процессе наблюдения за изменениями в природе знакомим детей с некоторыми народными приметами, правильность которых проверяется на прогулках , экскурсиях, походах. Пополняем знания о природе нашего края и на классных часах, включая элементы правовых знаний по охране природы.

Воспитание нравственного сознания, нравственных чувств, навыков общественного поведения в условиях вспомогательной школы - процесс сложный и длитель­ный, обусловленный особенностями психического разви­тия умственно отсталых учащихся. В процессе разнооб­разной деятельности школьники приобретают опыт кон­кретных моральных отношений и поступков, но для формирования у них правильных нравственных пред­ставлений и понятий, для сознательного усвоения ими моральных норм и принципов необходима специальная работа. Формы и методы этой работы могут быть раз­личными. Помимо экскурсий в природу, о которых под­робно говорилось выше, это беседы на этические темы, чтение и обсуждение литературных произведений, про­смотр кинофильмов и телепередач, инсценировки, твор­ческие и ролевые игры.

В процессе нравственного просвещения школьников необходимо формировать у них качества, определяющие взаимоотношения между людьми, отношения общества и личности: гуманизм, коллективизм, дисциплинирован­ность, культуру поведения. Гуманистический принцип

«Человек человеку - друг, товарищ и брат» означает, что каждый школьник с малых лет должен быть чутким и внимательным к людям, что источником личного счастья для него должны быть нравственная чистота, красота, благородство во взаимоотношениях между людьми. И мы как классные руководители раскрываем перед воспитанниками содержание норм нравственности. Например, таких: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое желание, каждый твой поступок отражаются на окружающих.

•Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свой поступок воп­росом, не делаешь ли ты зла, не причиняешь ли неудобство другим людям? Старайся все делать так, чтобы тем, кто рядом с тобой, было хорошо. Вот конкретный пример: на клумбе посажены цветы, и тебе захотелось сорвать цветок. Подумай, что будет, если каждый уче­ник захочет сделать то же самое и удовлетворить свое желание. Помни, что ты пользуешься благами, создан­ными другими. Люди дарят тебе счастливое детство. Плати им за это добром».

Прежде чем ребенок осмыслит, что он член общест­ва, и что это накладывает на него определенные обязан­ности, он должен научиться платить добром за добро. Его совесть не должна позволять ему быть только пот­ребителем благ и радостей. И мы говорим нашим детям: «В тихий предрассветный час, когда вы еще спите, доярки давно уже работают на ферме -они готовят вам свежее питательное молоко. Повар заботится о том, чтобы у вас был вкусный завтрак. Шахтер спускается в шахту и добывает уголь, чтобы в школе было тепло...»

Обыкновенный труд по посадке деревьев и дальнейшему уходу за ни­ми становится для школьников источником счастья, по­тому что этот труд одухотворен благородными чувст­вами.

Особая роль во вспомогательной школе-интернате отводится формированию устойчивого нравственного поведения.

Большую роль в постижении учащимися нравствен­ных требований играют задачи воображаемого плана. Это короткие эмоциональные рассказы, взятые из жиз­ни, о различных поступках и отношениях людей. Наря­ду с высоконравственными поступками в них описыва­ются трудности, с которыми сталкиваются люди, всту­пая друг с другом в определенные отношения, и ошибки в их поведении. Вопросы, которыми заканчиваются рас­сказы, заставляют детей размышлять, анализировать мотивы совершаемых героями рассказа поступков; выс­казывать свои суждения и оценки, давать советы, как надо поступить в том или ином случае. Кроме того, отвечая на вопросы, дети приходят к определенным вы­водам, самостоятельно формулируют правила и нормы поведения.

Одной из важных задач нравственного воспитания учащихся с ОВЗ является формирование системы навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм общественного поряд­ка. Основой культуры поведения является сознательная дисциплина, т. е. умение школьников управлять своим поведением в соответствии с моральными требованиями общества.

Главную роль в воспитании дисциплины играет коллектив, который живет интересной, содержательной жизнью, в котором создана атмосфера доверия, уваже­ния друг к другу, взаимопомощи.

Культура поведения -понятие сложное. Оно пред­полагает формирование у школьников определенных нравственных привычек, связанных с организацией ум­ственного и физического труда, с их поведением в кол­лективе, в обществе, с правилами личной гигиены, а так­же отражает уровень эстетической и духовной воспитанности школь­ников.

Практика показывает, что эффективность всей вос­питательной работы во вспомогательной школе в значи­тельной мере зависит от правильной организации про­цесса воспитания у школьников культуры поведения. Кроме того, этот процесс оказывает коррекционное воз­действие на личность ребёнка с ОВЗ. У него вырабатывается привычка следить за своими действиями и словами, контролировать и сдерживать себя, критически относиться к своему поведению и поведе­нию товарищей, появляются чувство собственного дос­тоинства и уверенность в себе,

Усвоение учащимися навыков культурного поведения осуществляется в основном на внеклассных занятиях. Темы внеклассных занятий могут быть примерно сле­дующими: «Употребление в речи волшебных слова, «Внешний вид учащихся», «Поведение в школе», «Пове­дение на улице», «Хозяин и гости», «Поведение в обще­ственном транспорте», «Поведение в кино и театре»1.

В ходе проведения занятия на определенную тему классный руководитель разъясняет детям целесообразность и не­обходимость общепринятых правил поведения, исполь­зуя при этом такие формы и методы, как беседы, игры, инсценировки, монтажи, задачи практического действия. Например, по теме «Мы идем в гости, мы находимся: в гостях» формулируются и обсуждаются следующие правил: 1. Прежде всего, старайся никогда не опаздывать, являйся в назначенное время, чтобы не заставлять себя ждать. Береги время других людей.

2. Перед тем как войти в дом, вытри хорошенько ноги на лестнице, стряхни снег с шапки и пальто.

3. Не входи в комнату, не постучавшись. Если при­шел не один, пропусти сначала спутника.

4. Не садись, пока не сядут старшие. Если в комна­ту вошел старший, встань и не садись, пока он не ся­дет; если в комнату вошла девочка, встань и уступи ей стул, а себе принеси другой. Не сиди развалившись и не держи руки в карминах.

5. Если кто-либо из старших или девочка что-нибудь уронили, подними и подай.

6. Если ты умеешь петь, играть, декламировать и тебя просят об этом, не отказывайся, не ломайся; если тебе хочется зевнуть, сделай это незаметно, иначе хозя­ин будет думать, что тебе скучно; если тебе действитель­но скучно, не показывай вида, чтобы не огорчать хозяев.

Нравственное воспитание во время учебных занятий.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нрав­ственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся обща­ются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участ­вовать в общей работе - и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников па уроке рождает меж­ду ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с други­ми для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же

время требовательность друг к другу, умение критически отно­ситься к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности урока ре­ализовать практически, учителю необходимо создавать в тече­ние урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность: общения между собой: видимо, несколько ослабить иногда из­лишне строгую регламентацию поведения детей на уроках.

Перед учителем стоит сложная задача -так организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, что­бы она вызывала общие переживания, способствовала воспита­нию коллективизма, была источником становления высоконрав­ственных, духовных взаимоотношений детей.

Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценивал па уроке не только знания учеб­ного материала, но и обращал внимание на нравственные по­ступки школьников. Учителю на уроках необходимо использовать естественные ситуации и преднамеренно создавать новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрыть их обязанности как членов коллек­тива, предупредить отрицательные поступки. В совместной де­ятельности на уроках у школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам уче­ников в классе.

И в заключение.

Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культу­ры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащими­ся на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться и нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

На основе законов жизни классного коллектива могут быть разра­ботаны заповеди, по которым может и должен строить свои отноше­ния классный коллектив. Заповеди конкретизируют законы жизни классного коллектива, делают их осуществимыми в реальной жизни. На основе законов класса их могут разрабатывать и предлагать сами учащиеся.

Они могут быть, примерно, такими:

• Помогай людям, и они будут помогать тебе!

• Радуйся успехам других людей, сочувствуй их горю!

• Помогай тем, кто попал в беду, всегда приходи на помощь слабому!

• Заботься о своих близких, своей семье!

• Помни! Ты - не один! Рядом с тобой твои товарищи!

• Выполняй любое дело честно!

• Будь справедлив к себе и другим!

• Не жди просьбы, приходи на помощь сам!

• Не будь безразличен к людям!

• Будь патриотом своего Отечества!

• Изучай историю своей страны, гордись ее прошлым, помогай строить настоящее!

Литература

1. Вайнер, М. Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. - 2004. - № 1.

2. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников / под ред. И. С. Марьенко. - М., 1982.

3. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. - М., 1990.

4. Тест «Мама, хороший ли ты педагог?» // Комсомольская правда. - 2004. - № 3.

5. Экман, П. Почему дети лгут? // Воспитание школьников. - 1994. - № 3.

© 2010-2022