Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акмолинская область

Шортандинский район

«ГУ Бектауская СШ»



История

возникновения информационных
ресурсов общества.

Способы хранения информации

(прошлое, настоящее, будущее)



Библиотечный урок







2013г.

Составитель: Василаки Людмила Ивановна - библиотекарь Бектауской средней школы

Рецензия: В данной брошюре содержится библиотечный урок «История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации» (прошлое, настоящее, будущее).

В неё включены следующие разделы:

1.Пояснительная записка

2. Сказания

3.Каменные книги

4.Пиктография

5.Узелковое письмо

6. Используемая литература

Рецензоры : Хапур А. - заведующая методическим кабинетом Шортандинского РОО

Протокол № 4 ШМО «Гуманитарные науки»
от 07.02.2014 г.

Протокол педсовета № 6
от 25.03.2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализирует значение специаль-ной информационной подготовки подрастающего поколе-ния и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образова-тельных учреждений.

«Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя её себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является информированность культуры

школьника».

Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практи-ческое значение.

Учитывая возрастные особенности школьников, следует выделить несколько основных задач :


  1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.


  1. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации, в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и в не её.

  2. Приобщать учащихся, к научной художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.

  3. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

История возникновения информационных ресурсов общества.

Способы хранения информации

(прошлое, настоящее, будущее)

Цель урока: расширение знаний об истории создания основных источников информации в прошлом.

Сегодня книги и другие источники информации окружают нас повсюду. Они входят в жизнь каждого человека и становятся постоянными спутниками. Захочешь знать больше - зайди в библиотеку и стань ее читателем. Сейчас это так просто. Трудно себе представить такое время, когда книга была большой редкостью.

В "Толковом словаре" В.И.Даля дается следующее описание: "Книга - произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом". Такой, какая она есть сейчас, книга стала не сразу. За много веков у неё было немало разновидностей и предшественников.

Сказания - устная форма передачи информации (т.н. "устная книга"). С древнейших времен человеческая память была единственным средством сохранения и передачи информации о событиях и людях. До изобретения письменности люди хранили свои знания и законы не на книжных полках, а в своей памяти.

"Путешественники рассказывают о племенах аборигенов, в которых старейшины примерно один раз в год уводили подросших юношей в джунгли или в пустыню и там из уст в уста передавали им весь опыт племени, который должен быть усвоен".

Период "устной книги" в истории человечества занимает значительное место. Многие народы прежде чем записать информацию, передавали ее от одного поколения к другому устно. Некоторые литературные произведения появились гораздо раньше, чем человек придумал письменность.

"Прекрасные поэмы древности "Илиада" и "Одиссея", впервые были записаны в Афинах (Греция), на свитках около 510 лет до н.э. Легендарный слепой сказитель Гомер воплотил в них весь духовный и материальный мир древнего человека". Он рассказал о верованиях древних греков (боги, их жизнеописания), о традициях и быте, о военных победах древних греков. До Гомера в течение многих веков поэмы рассказывались устно. Древние певцы "сказители" - пели наизусть отрывки из литературных произведений. Первобытные сказители для запоминания больших текстов использовали ленточки или узелки, которые им помогали запоминать текст.

Каменные книги - считаются первой формой записи информации. Необходимость делиться между собою знаниями у древних людей привела к тому, что они стали делать небольшие рисунки на скалах, это и получило название - каменные книги. На рисунках изображалось то, что нужно сообщить (охота, военные походы, праздники).

"Пока древние люди жили семьями и небольшими племенами, все было хорошо - то, что нужно, можно было сказать словами. Но вот племена становились все больше, и вот появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения - например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. На словах передавать становилось все труднее - ведь трудно было обойти всех. И вот люди придумали делать небольшие рисунки на камне. А на рисунках изображать то, что нужно сообщить".

Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества

Проходили века, люди совершенствовали передачу информации, появилось рисуночное письмо - пиктография.

Пиктография (лат.) - буквальный перевод "нарисованный", письмо рисунками. Передача какого-либо сообщения при помощи рисунка или целой серии рисунков.

Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества

Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, природы. "В наши дни, когда вы спешите, вдруг замечаете знак: в кружке фигурка человека, перечеркнутая наискось. И вам без слов ясно: здесь прохода нет. Это пиктография - рисуночное письмо. Пиктография заполнила жизнь современного человека, частично взяв на себя передачу смысловой информации средствами рисуночной символики .

Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества

Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества

Примером пиктографии можно считать гербы государств, торговые марки, религиозную символику и т. д. Ярким примером пиктографического письма является послание индейских племен конгрессу США. Оно написано около 150 лет назад. "Основное содержание послания таково: семь племен (их представляют семь животных, именами которых называются племена) просят разрешения на переселение в район озер (они в нижнем левом углу, и к ним ведет линия от головы главного представителя племен - направление их желаний); в послании сказано, что племена единодушны в своем желании, на что указывают линии, соединяющие головы и сердца животных, - знак единства их мыслей и чувств".

Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества

Узелковое письмо (кипу) - широко было распространено у кочевых племен. Из истории известно, что у многих народов в старину использовалось так называемое "узелковое письмо". Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке (палке) шнурок особым способом. Сложная система узлов передавала содержание дипломатических речей и догово-ров. Чем ближе к началу веревки (палки) узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.

Значение цветов:

желтый узел - золото;
белый узел - серебро или мир;
черный узел - смерть;
зеленый узел - хлеб;
если узел не окрашен - число.

Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на малейшие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно прочитать (ему обучались годами).

Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества

Библиотечный урок на тему: История возникновения информационных ресурсов общества

Со временем возникло более простое письмо - буквенное, появился алфавит - сначала буквы писались на камне, а потом перешли на другие материалы. А это конечно другая история, о котором мы поговорим на другом уроке.





Содержание

1.Пояснительная записка-----------------------------------------3-4

2.История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации------------5

3. Сказания-------------------------------------------------------------------- 5-7

4. Каменные книги---------------------------------------------------- -7-8

5. Пиктография-----------------------------------------------------------8-10

6. Узелковое письмо (кипу)---------------------------------11-12







Список используемой литературы

  1. Андрианова И. Путешествие в книгоград: сценарий школьного праздника для учащихся 1-5 классов // Школьная библиотека.- 2001.- №1.-с 53-58

  2. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. -М: Просвещение, 1974.-126с.

  3. История книги./под редакцией А.А.Говорова, Т.Г.Куприяновой. - М: Светотон, 2001. - 400с.

  4. Малов В.И. Книга. - М: Слово, 2002.- 48с. - (Что есть что).

  5. Павлов И.П. Про твою книгу. - М: Просвещение, 1991. - 113с. - (Знай и умей).

  6. Ратке И. История письменности. Выпуск 4. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 20с.

14


© 2010-2022