- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на МО Индивидуальное сопровождение, формирование умений, навыков деятельности, необходимых для адаптации воспитанников школы-интернат
Выступление на МО Индивидуальное сопровождение, формирование умений, навыков деятельности, необходимых для адаптации воспитанников школы-интернат
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мыскова М.А. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Симферопольская специальная школа-интернат№1»
«Индивидуальное сопровождение, формирование умений, навыков деятельности, необходимых для адаптации воспитанников школы-интернат»
Доклад
воспитателя 8-А
Мысковой М.А.
Симферополь, 2015
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, в 2012 году принята «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».Один из ключевых принципов этой стратегии - особое внимание к уязвимым категориям детей, которые нуждаются в особой заботе государства.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Индивидуальная программа развития ребенка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната решает задачи следующего характера:
- психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
- адаптации ребенка к новым условиям обучения;
- профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Введение индивидуального сопровождения в образовательном процессе обучающихся, воспитанников группы риска не противоречит Конституции о правах ребенка и Закону РФ «Об образовании». Введение индивидуального сопровождения направлено на:
предупреждение дальнейшего развития дидактогении;
проведение индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, воспитанниками
группы риска педагогом-психологом социальным педагогом, классным руководителем,
воспитателем;
оказание помощи родителям, воспитателям по обучению и воспитанию ребенка в семье, в интернате.
Технология индивидуального сопровождения обучающихся, воспитанников группы риска разрабатывается классным руководителем, воспитателем, социальным педагогом и педагогом-психологом на основе информационного запроса в социально психолого-педагогическую службу школы-интерната. Информационный запрос может поступать от родителей, педагогических работников, администрации ОУ, представителей общественности.
Классным руководителем, социальным педагогом осуществляется сбор информации для оформления социального паспорта обучающегося, воспитанника. Социальный педагог и педагог-психолог разрабатывают рекомендации учителям по работе с данным обучающимся, воспитанником, определяют комплекс мер по оказанию социально-психологической помощи.
Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель оказывают консультативную помощь родителям, воспитателям ученика.
Классный руководитель совместно с социальным педагогом, заместителем директора по ВР и обучающимся, воспитанником определяют режим включенности его в систему внеклассных воспитательных мероприятий, дополнительного образования. В случае необходимости проводятся профилактические мероприятия с инспектором ОДН ОМВД. Результаты деятельности отражаются в социальном паспорте обучающегося, воспитанника.
Доступ к данным социального паспорта носит локальный характер. Данные могут быть представлены для ознакомления администрации школы-интерната, родителям, воспитателям и являются открытыми для социального педагога, педагога-психолога и классного руководителя.
Социальный паспорт ведется до момента снятия обучающегося, воспитанника с внутришкольного учета.
Комплексная программа индивидуального сопровождения воспитанника (обучающегося) создаётся и ведётся с целью всестороннего психолого - медико - педагогического изучения личности воспитанника (обучающегося), создания системы педагогического воздействия на воспитанников (обучающихся), которая направлена на преодоление или ослабление недостатков их развития.
Комплексная программа индивидуального сопровождения воспитанника (обучающегося) решает следующие задачи:
1.выявление индивидуальных особенностей и возможней воспитанников (обучающихся) для выработки оптимальных форм и методов организации образовательного процесса;
2.осуществление социально - педагогического сопровождения личностной и социальной адаптации воспитанников (обучающихся);
3.комплексное изучение причин, способов преодоления и профилактики школьной дезадаптации (неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность к произвольному управлению своим поведением; неспособность принять темп школьной жизни), социальной дезадаптации; контроль эмоционального благополучия воспитанников (обучающихся);
4. оказание помощи, поддержки воспитанникам (обучающимся); коррекция имеющихся нарушений, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
3.Комплексную программу индивидуального сопровождения воспитанника (обучающегося) ведут педагог - психолог, социальный педагог, учитель - логопед, учитель трудового обучения, учитель социально - бытовой ориентировки, классный руководитель, воспитатель, учителя предметники.
4. Комплексная программа индивидуального сопровождения воспитанника (обучающегося) ведется регулярно, заполняется педагогическими работниками 1 раз в четверть.
5. Контроль за ведением комплексной программы индивидуального сопровождения воспитанника (обучающегося) осуществляет заместитель директора по учебно - воспитательной работе.
6. Комплексная программа индивидуального сопровождения воспитанника (обучающегося) хранится в кабинете заместителя директора по учебно - воспитательной работе и выдаётся педагогическим работникам по запросу.
Основные цели индивидуального сопровождения воспитанника:
1. Цель психологического сопровождения:
Коррекция и психопрофилактика личностной, эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы ребенка.
2. Цель логопедического сопровождения:
Коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
3. Цель педагогического сопровождения:
Обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, полученных знаний, организации времени, социальной адаптации, формирование здорового образа жизни.
4. Цель лечебно-оздоровительного сопровождения:
Оздоровление обучающихся, лечение и профилактика соматических заболеваний.
5. Цель социального сопровождения:
Успешная адаптация, социализация и интеграция воспитанника (обучающегося).
6. Цели воспитательного сопровождения:
Формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных местах.
Прожившие несколько лет в казенных учреждениях, лишенные родительской заботы, дети отстают в эмоциональном, социальном и нередко в физическом развитии. Выходя из школы-интерната, они часто плохо читают, не понимают прочитанного, не умеют критически мыслить, различать причину и следствие, осознавать своё агрессивное или антиобщественное поведение.
Конечно, условия, в которых они росли и воспитывались, всегда будут накладывать отпечаток на их будущее. Однако, подготовить воспитанников к предстоящей жизни, повысить их социальную компетентность в условиях школы-интерната всегда можно.
Современная школа находится на этапе модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Каков сегодня социальный заказ? Это запрос на личность, которая должна обладать целым набором качеств:
1.Самостоятельность в принятии решений и ответственность за принятое решение.
2.Готовность действовать в нестандартных ситуациях.
3.Толерантность.
4.Способность успешно взаимодействовать с окружающими в различных сферах общения.
Если ребёнок живет и воспитывается в семье, то большая часть проблем по приобретению им социального опыта ложится на семью. Но, в основном, дети с нарушением зрения проживают с раннего детства в специализированном интернате, вдали от семей. И это создаёт дополнительные трудности ребёнку, формируя негативные качества личности, которые в дальнейшем затрудняют самостоятельную жизнь.
Причины трудностей социализации воспитанников школы-интерната:
-
Проживание в интернате сужает круг общения, воспитанники большую часть времени общаются с ограниченным количеством людей, предпочитая свою субкультуру;
-
Особенности субкультуры формируют ложные ценности, нигилизм, непризнание авторитетов взрослых людей, девиантное поведение, вредные привычки;
-
Проживание в интернате формирует инфантилизм, иждивенчество, привычку жить на всём готовом;
-
Необходимость жить в рамках жесткой регламентации поведения, временных рамках режима дня снижает самостоятельность, приучает «плыть по течению»;
-
Психическая депривация воспитанников из-за многолетнего пребывания в "четырех стенах" с ограниченным контингентом детей и взрослых , ограниченностью внешних впечатлений;
-
Неуверенность в будущем в связи с имеющимся дефектом в физическом развитии;
-
Неадекватность самооценки (завышенная или заниженная), неудовлетворённость своим внешним видом, своим положением; эмоциональная неустойчивость, связанная с состоянием здоровья, нарушениями в работе центральной нервной системы; отсутствием возможности побыть в одиночестве;
-
Ограниченность умственных возможностей в связи с имеющимися дополнительными нарушениями здоровья.
-
Недостаточность у детей с нарушением зрения возможностей для социальной самореализации и самовыражения;
-
Ограниченность влияния семьи на ребёнка с нарушением зрения из-за неумения родителей общаться с ним с помощью коррекционных материалов, устранение семьи от воспитания, перекладывание функций семьи на школу.
-
Следование негативным примерам, которые часто преподносят средства массовой информации;
-
В результате имеющихся трудностей и особенностей социализации возникают различные отклонения в поведении (девиантность): аддитивность, деликвентность, суицидалное настроение
От результатов проводимой с детьми коррекционно-развивающей воспитательной работы в условиях школы-интерната зависит сглаживание или преодоление проблем социализации воспитанников и их успешная адаптация в среде, от которой зависит во многом жизненная судьба выпускников.