- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие Дети войны
Внеклассное мероприятие Дети войны
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кукинова Т.В. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ Капыревщинская СШ
Внеклассное мероприятие
«Дети войны»
Выполнила работу
учитель музыки
Кукинова Т.В.
2014г.
«ДЕТИ ВОЙНЫ»
Технология: историческая гостиная.
Форма работы: проектная
Уровень образования школьников: учащиеся гимназических, общеобразовательных и коррекционных классов среднего звена.
Цель: Интериоризация ценности жизни по нормам добра, осознание учащимися через исторический материал ценности каждой человеческой жизни, неприятие идей насилия.
Образовательные задачи:
-
обучающая - получение основанных на исторических источниках и широкой документальной базе (в том числе, краеведческой) сведений по истории Великой Отечественной войны;
-
воспитательная - формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины;
-
развивающая - развитие абстрактно-теоретического мышления на основе активизации поисково-исследовательской деятельности.
Зрительный ряд: слайды с использованием компьютерных технологий (в основном - фотографии и кадры кинохроники военных лет).
Звуковой ряд: песни в исполнении детей (по сценарию) и фонограммы песен «Вставай, страна огромная», «Бухенвальдский набат» и «День победы»)
Особенности урока (аннотация): уроку предшествует большая и длительная подготовительная работа учащихся, осуществляемая в форме долговременного (3 месяца), разновозрастного проекта. Одни дети ведут поисковую краеведческую работу, другие - подбирают и репетируют стихи, прозу, песни, третьи - подбирают материал и делают компьютерные слайды, записывают музыку. В целом данный урок эмоционального сопереживания - это коллективная работа учащихся с 6 по 8 класс.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Р. Рождественский.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я сегодня пригласила вас на необычный урок. Урок истории нашей Родины. Урок, на котором, мне хотелось бы познакомить вас с вашими сверстниками. Только сверстниками из прошлого. Мы будем говорить сегодня о детях войны. О таких же детях, как и вы, только их детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.
Наша сегодняшняя встреча посвящена великому празднику, очень радостному, но «со слезами на глазах» - Победы над фашистской Германией.
Цель нашего урока: понять умом и прочувствовать сердцем драматизм людских судеб, по которым покатилась гусеницами танков война.
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством - в обычном, мирном смысле этого слова.
Вокальная группа учащихся исполняет песню из кинофильма «Дорогие мои москвичи»
(музыка Е. Птичкина, стихи Р. Рождественского.)
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Учитель:
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас, в наше время где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются на крошки взорванные дома, горят детские кроватки.
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?
Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:
1 уч-ся: «…осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»
2 уч-ся: «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы не смотрел…»
3 уч-ся: «Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:
-Ира, мне надо тебе рассказать…
-Мама, я не хочу…
Мне казалось, что если она мне скажет то, что хочет, она умрет»
4 уч-ся: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», - умоляла солдата маленькая девочка.
5 уч-ся: «А вот как вспоминает свое детство жительница деревни Прудок Шумячского района, в то время восьмилетняя Маша Иванова:
« Из счастливого детства я шагнула в смерть…
Началась война. Отец остался на оккупированной немцами территории по заданию партии, но дома он не жил: его у нас в местечке знали все. Если мы ночью слышали стук в дверь - не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать сердце: это фашисты или полицейские, опять будут допытываться об отце. Я забиралась в самый темный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть.
Как - то поздно ночью пришел отец. Первой услышала его я и позвала бабушку. Отец был холодный, а я пылала жаром, у меня была тифозная горячка. Был он уставший, постаревший, но такой свой, такой родной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел, в дверь постучали. Отец даже кожух не успел накинуть, в дом вломились каратели. Вытолкнули его на улицу. Он протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним по снегу до самой речки и кричала: «Папочка! Папочка!..» Дома причитала бабушка: « А где же бог, куда он прячется?..»
Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише и через две недели умерла ночью на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме никого больше не осталось».
Учитель: Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки.
Ученик: Накануне войны Алдан был одним из наиболее развитых промышленных районов Якутии. Он давал стране золото и пушнину. В 1940 году в Алданском округе было более 8 тысяч учащихся, 47 школ. И алданские дети, не хуже взрослых, понимали, что тыл - это тот же фронт; что самоотверженный труд, каждый сверхплановый грамм золота служит главной цели - приблизить час Победы. Поэтому после занятий в школе они шли на шахты, в ремонтные мастерские, в цеха.
Ученик: «В смене школьников на участке им. ЯЦИК широко развернулось соревнование за звание лучшего откатчика. Первенство одержала ученица школы № 2 Ведюшенко. Она выкатила 150 тачек породы при норме 60». Это писал «Алданский рабочий» 28 июня 1944 года.» При том, что 85% рабочих золотодобывающей промышленности нашего района ушли на фронт, район сумел сохранить первое место по добыче золота в стране. Ушедших на фронт мужчин заменили их матери, жены и дети.
Учитель: По данным 1944 г. среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Ученик: Во время войны самым срочным и массовым видом ремонта был ремонт кровли. После прорыва блокады Ленинграда в городе развернулся, как тогда говорили, «заплаточный ремонт» - чинили крыши домов после артобстрелов и бомбежек. Бригадир одной из бригад кровельщиков в докладной записке жаловался на одну из своих работниц, таким образом: «…она плохо работала, потому что принесла с собой куклу и играла на крыше с куклой. Когда я сделал ей замечание, то она после обеда принесла, кроме куклы, еще и куклину кровать. Прошу принять меры.»
Странная докладная, не правда ли? Но все становиться понятным, если учесть, что случай этот, произошел в детской бригаде. Ее бригадиром, составившим эту докладную, был 15-летний мальчик. Сколько же лет было той «работнице бригады», которая ходила чинить крыши многоэтажных домов с любимой куклой?!
Учитель: Да, дети остаются детьми даже на войне. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.
Ученики (Операция «Малютка»):
1: Эта история началась более 60 лет назад.
2: Враг подходил к Смоленску. Из города отправлялись последние эшелоны с эвакуированными. В одном из них были дети - более ста малышей Сычевской детской больницы вместе с главным врачом Полиной Тереньевной Занегиной.
3: Отъезд был спешным. И только в пути шестилетняя дочка Полины Терентьевны Ада вспомнила, что не взяла свою любимую куклу.
4: Мать сказала дочери: «Не расстраивайся, Ада. Приедем на место, соберем денег и купим тебе новую куклу.»
5: Дети военного лихолетья взрослели быстро. В шесть лет Ада уже знала, что такое война - в омскую деревушку Усовка, где разместили детскую больницу, тоже приходили «похоронки», долетали тревожные вести с фронта.
6: Взрослые помогали победе, чем могли - сутками работали, посылали бойцам посылки с теплой одеждой и продуктами, собирали средства для фронта. Полина Терентьевна целыми днями пропадала в больнице.
3: А Ада терпеливо ждала ее, перебирая лоскутки, баюкая тряпичную куклу. Она мечтала о настоящей кукле - большой, нарядной и потихоньку собирала деньги на ее покупку. Но как - то вечером спросила у матери: «А сколько стоят танк?» Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт»
4: Полина Терентьевна ответила: «Дорого, дочка. Не хватит наших с тобой денег»
3: Тогда Ада сказала: «А если все девочки и мальчики отдадут из копилок свои деньги, на них можно будет купить танк?»
4: «Ну, если все, то можно», - ответила Полина Терентьевна.
3: Вскоре в редакцию газеты «Омская правда» принесли конверт, в котором оказались деньги и письмо: « Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по - печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк.
Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его «Малютка» Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой».
1: Письмо было опубликовано в газете, и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком.
6: Таня Чистякова написала свое письмо на старом листке календаря за 1942 год: «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне пять лет только, а я уже жила год без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага».
5: «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко», - такую приписку к денежному переводу сделала маленькая девочка Тамара Лоскуткова.
1: Деньги поступали почти ежедневно - рубли, даже мелочь, что была в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с ребячьей мчтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И все-таки дети отдавали свои накопления с радостью: они ведь помогали фронту.
2. Осенью 1943 года советские войска освободили смоленскую землю от фашистов. Полина Терентьевна и ее дочка Ада вернулись в родную Сычевку. Отец Ады, старший лейтенант, танкист Александр Занегин, пал смертью храбрых в бою под Курском. Несуждено было сбыться мечте маленькой Ады о том, чтобы ее папа воевал на «Малютке».
4: А «Малютку» вручили бесстрашной одесской девушке - танкистке Кате Петлюк.
1: Юная девушка - механик- водитель искусно водила свою бревую машину в жарких боях под Сталинградом и в самом Сталинграде и награждена орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны.
5. В хронике Сталинградской битвы есть кадры, запечатлевшие сдачу в плен генерала - фельдмаршала Паулюса. Среди растянувшихся танковых колонн у разрушенного универмага, из подвала которого выводили фашистского генерала, стоит легкий Т - 60 с надписью «Малютка».
1: Этот эпизод Екатерина Алексеевна Петлюк помнит очень хорошо. Тогда один из немецких генералов, высокий и с перевязанной рукой, проходя мимо танка, вслух прочитал надпись на башне машины: «Малютка».
«Да, «Малютка», - гордо ответила Катя, стоявшая у танка, - а вас таких здоровых в плен взяла!» Генерал удивленно посмотрел на маленькую девушку в форме танкиста и опустил голову…
Звучит метроном, гаснет свет, на экране - слайды детских рисунков о войне (первые два куплета песни «Рисуют мальчики войну»):
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и «катюши»,
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые, как груши,
Рисуют мальчики войну…
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, незнакомы,
И берегут они свои
Огнем кричащие альбомы.
Песня обрывается, звучит метроном - на экране детские фотографии военных лет. Потом опять тихо вступает песня - один куплет:
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей -
Земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну…
На экране фотография Тани Савичевой.
Выходит девочка: Эту девочку зовут Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Большой земли - он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Черный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 г. составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным - 125 граммов. То есть ребенок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок черного хлеба весом 125 граммов) - это была суточная норма. Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.
(Слайды из дневника)
« Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год»
Женя - это сестра Тани.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год»
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»
Лека - это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год.»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.
Учитель: Лишь одна дорога связывала блокадный Ленинград с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов - по тонкому неокрепшему льду Ладожского озера. По этой дороге в город везли муку, а из города слабых, обессиленных людей, прежде всего детей. Эту дорогу называли Дорогой жизни. По колоннам машин вела прицельный огонь фашистская артиллерия, немцы бомбили с самолетов, часто лед трескался, и машины тонули. Но, все - таки, это был шанс спасти детей. А на Большой земле люди старались, прежде всего, накормить и обогреть детей…
Ученица (читает отрывок из стихотворения «Хлеб на столе» )
Помню, с каким мы стараньем пекли
те, из остатной муки, караваи:
печки - не рано ль - с оглядкой
скрывали,
чтобы они подгореть не могли;
пол заметали сырым помелом.
ни угольков, ни золы чтобы лишних…
И - заглядение - хлебушки вышли!
Ну, а, назавтра за общим столом
и собрались они, наши худышки,
не выбирая получше места,
девочки, мальчики рядышком сели:
острые плечики, тонкие шеи,
и потому велики ворота.
Руки на стол положили и ждут,
вертят зрачками в белках синеватых.
- Ешьте, - сказала им Анна, - ребята!
Досыта ешьте, еще принесут.
Приподнялись, изготовясь к броску.
молча седьмую слюну проглотили
и, оглянувшись на Анну, схватили
с жадностью в обе руки по куску.
Заторопились:
из правой руки,
не прожевавши, из левой кусают…
Взгляды же в сторону нашу бросают,
хлеб, уминая за обе щеки.
Вдруг со скамейки
клопышка одна,
встав, - со столешницей вровень
росточек, -
к нам подбежала и хлеба
кусочек сунула матери: «Мамочка, на!»
Та ее на руки - и обнимать,
и целовать, умываясь слезами:
- Вспомнила…
Вспомнила, видишь, о маме! -
И задохнулась от радости мать.
А за клопышкою вслед, гомоня,
тоже вскочили -
и к нам наши дети.
Матери,
мы не забудем до смерти
праздника этого, этого дня!
Учитель: В памятке фашистского солдата были такие слова:
«…Нет нервов, сердца, жалости - ты сделан из немецкого железа.
…У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик.»
И они не жалели, не щадили, даже детей. Подростков угоняли в рабство, в Германию и оккупированные страны, детей отрывали от родителей, были даже детские концлагеря. Детей подвергали пыткам, издевательствам, из них выкачивали кровь для раненых немецких солдат и офицеров. Даже маленьких детей убивали без жалости, как будто они могли представлять угрозу для фашистов.
Ученица (читает стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»).
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными
глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать - земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый,
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за
подолы,
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо
умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может
дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти, меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плачь, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-
Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет
Больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Учитель: А вот слова из памятки бойца нашей армии:
« За наших матерей, жен и детей! За нашу честь, свободу и любимую Родину! Вперед на полный разгром фашистских захватчиков! Вперед на Запад! Там ждут нас советские люди, временно оказавшиеся под ярмом фашистов. Там ждет нас решающая победа над немецко-фашистскими захватчиками.»
Как видите, нет ни одного призыва к зверствам, к бессмысленной жестокости и к уничтожению мирного немецкого населения.
(Фоном звучит песня «Вставай, страна огромная»)
Советские солдаты просто защищали свою Родину… И защищали детей…
…Часто ценой собственной жизни. Причем солдаты и офицеры нашей армии защищали не только русских, советских детей, но и детей других стран, в том числе - детей Германии. Советские солдаты погибали, спасая жизнь немецких детей, чьи отцы, быть может, жгли наши деревни и стреляли в наших детей. Но, советские бойцы не могли видеть в немецком ребенке врага, они видели в нем маленького, беззащитного ребенка, которому тоже нужна защита и помощь.
В Берлине в Трептов-парке установлен памятник советскому солдату, спасшему немецкого ребенка. У подножия этого памятника всегда живые цветы, принесенные немцами и гостями Германии, приехавшими со всего мира.
На экране - фотографии подростков - участников боевых действий, «сынов полков».
Учитель: Среди защитников нашей Родины, которые, защищали ее с оружием в руках, были и дети. Дети, попавшие на фронт или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек - подростков называли «сын полка». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги, за что награждались медалями и боевыми орденами.
Некоторые посмертно…
Ученик читает стихотворение «Две строчки» Александра Твардовского:
Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце - парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как - то неумело
По - детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал,
Да лед за полу придержал…
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу, -
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
Вокальная группа исполняет песню Б. Ш, Окуджавы « До свидания, мальчики…»:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли - за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите…
Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Ах, война, что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься! -
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников , девочки,
Мы сведем с ними счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки!
Постарайтесь вернуться назад!
Учитель: Сегодня дети войны - это особое поколение россиян. Сегодня они - последние свидетели тех трагических дней. Последние свидетели Великой Отечественной войны. За ними больше никого! Сейчас - это уже пожилые люди. Но свое военное детство они не забудут никогда…
Ученица: Августовское утро 1941 года оказалось хмурым, но, едва открыв глаза, маленькая Нина, спавшая на полу, вновь зажмурилась. А затем недоверчиво посмотрела вокруг - дом внутри был покрыт зеленым ковром.
- Мама, а почему у нас трава на стенах растет?
Оказалось, что это за ночь проклюнулся овес, оказавшись в замесе вместе с коровяком и глиной, которыми были оштукатурены стены накануне. Таким врезалось в память Нины Максимовны Бодневой, дочери Героя Советского Союза Максима Жадейкина, последнее утро, проведенное с отцом перед его отправкой на фронт.
Он брился у зеркала, мама хлопотала на кухне, маленькая сестренка Лена спала на кровати.
И вот ожил прииск Открытый Алданского округа, потянулся люд к месту сбора призывников.
.- Сбор был около клуба, - вспоминает Нина Максимовна. - От клуба пошли по нижней улице на окраину поселка. Я помню, как отец нес Лену на руках, а меня он вместе с дядей Мишей Калашниковым держал за руку. Так мы дошли до кирпичного завода. Здесь отец меня поцеловал, Лену передал маме, они попрощались, и мы вернулись домой, я сильно плакала».
Сколько детских рук тогда цеплялось за отцовские пальцы и плечи, в глазах скольких женщин России навсегда застыли слезы и тревога за близких людей, многим из которых так и не довелось вернуться к родному порогу! Более шестидесяти лет минуло с тех горьких минут расставания, а отцы навсегда остались молодыми в памяти своих детей, на фотографиях в семейных альбомах.
На экране портрет М. Жадейкина в траурной рамке.
Исполняется песня «Фотография отца».
Ученик: Сейчас Нина Максимовна и ее сестра Елена Максимовна проживают в поселке Ленинский нашего района. В центре поселка, почти напротив их дома, установлен памятник алданцам - Героям Советского Союза. Среди семи имен, на этом памятнике и имя их отца Максима Степановича Жадейкина, погибшего в 1944 году. Ему тогда исполнилось только 30 лет и погиб он за один день до подписания Указа о присвоении ему звания Героя Советского Союза, в кармане гимнастерки находилось недописанное письмо родным, в котором Максим Жадейкин сообщал: «… я пока цел и невредим. Под Орлом меня царапнуло раз, но кости целы. Рубчик только остался. Хотелось бы вас видеть, но пока нельзя. Сплю и вижу вас…». Дочери узнали об этом гораздо позже из очерка Кривожихина «Недописанное письмо», опубликованного в сборнике «Золотые звезды Полесья».
Учитель: Сегодня Нина Максимовна и Елена Максимовна - гости нашей встречи. Мы поздравляем их с праздником великой Победы и приглашаем на эту сцену поделиться своими воспоминаниями о своем военном детстве.
(На сцену поднимаются приглашенные гости, дети вручают им цветы. Женщины делятся своими воспоминаниями - круг интересующих детей вопросов
заранее обозначается учителем перед началом встречи. Дети задают несколько вопросов, гости - отвечают. Учитель ведет беседу в русле встреч и- 7-10 мин. Гостям вручаются памятные подарки, изготовленные руками детей, дети провожают женщин в зал на их места)
Учитель: Свои впечатления о детских годах, совпавших с военной порой, можно выразить по - разному. Анатолий Запрягаев, который не был профессиональным поэтом, а всю жизнь проработал на одном из Смоленских заводов, оставил нам свои воспоминания о военном детстве в этих стихах.
Ученик читает стихи:
Нам безотцовщина копейку
Не выдавала на заплаты.
Не по размеру телогрейку
Вдвоем носили с младшим братом.
Глядели радостно, влюбленно
На серые шинели взрослых
И молча кляли почтальона -
Он -
похоронку в дом
принес нам…
Наметил не возраст, а голод
Нам сроки рабочих начал.
А добрые помыслы - холод
До самых костей простучал.
Столбы прогремят костылями
Оттуда, с чужой стороны.
И рощи останутся - пнями
Но больше не будет войны!
Учитель: Да, это заветная мечта любого здравомыслящего человека, любого ребенка - чтобы на земле был мир, чтобы не гибли ни взрослые, ни дети. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в начале 21 веке, в нашей стране мы будем терять детские жизни в террористических актах. В столице нашей Родины в городе Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии в маленьком городке Беслане 1 сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более 1000 учеников, их родителей и учителей школы № 1. В результате этого террористического акта погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.
Скажите, люди, кому все это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери?
У любого отца?
Ученица: Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
Учитель: На Земле самый лучший народ - дети.
Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее?
Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. 19 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети. Так будем помнить, и чтить память погибших.
Звучит фонограмма - отрывок из песни «Бухенвальдский набат»,
Люди мира, на минуту встаньте.
Слышите, Слышите,
Звенит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Затем - метроном - Минута молчания.
Учитель: Через несколько дней наступит великий праздник всего нашего народа -
годовщина Великой Победы. Дорогие ребята, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чье детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им, какие жертвы они принесли во имя этого светлого дня - Дня Победы!
А наш урок подошел к концу. Всего вам доброго.
Фоном звучит фонограмма песни «День Победы».