Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Матери

Цели мероприятия:- образовательные: расширить и углубить знания по наследию православной культуры Краснодарского края; проверить степень знаний студентов по краеведческому материалу, духовному наследию; - воспитательные: способствовать установлению уважительного отношения к историческим и православным памятникам; создать эмоциональные условия для духовного развития личности; укрепить веру в православную культуру и традиции. - развивающие: расширить кругозор учащихся; активизировать нравст... Посещение Храма во имя Святого Архистратига Михаила в станице Темижбекской. Исторический материал   В нашем крае немало мест, которые почитаются христианами. В их число, как известно, входят и источники. Верующие считают, что вода в них обладает целебной силой, излечивающей не только тело, но и душу. Кроме того, многие люди воспринимают поездку к этим родникам как приобщение к православным традициям.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

ГБПОУ КК Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум











Внеклассное мероприятие -

посещения святого места Кавказского района

Источника (купели) в честь

Казанской иконы Божией Матери






Провела преподаватель Светличная Л.С.

Группа студентов техникума





п.Венцы

2014г.


Цели мероприятия:

- образовательные:

  • расширить и углубить знания по наследию православной культуры Краснодарского края;

  • проверить степень знаний студентов по краеведческому материалу, духовному наследию;

- воспитательные:

  • способствовать установлению уважительного отношения к историческим и православным памятникам;

  • создать эмоциональные условия для духовного развития личности;

  • укрепить веру в православную культуру и традиции.

- развивающие:

  • расширить кругозор учащихся;

  • активизировать нравственную и духовную деятельность учащихся;

Оборудование: материал по истории источника и создания купели.

Форма проведения: выезд -экскурсия

Дата проведения: 13.12.2014г.

Этапы экскурсии:

  1. Посещение источника в честь Казанской иконы Божией Матери (купели) в станице Кавказская Кавказского района.

  2. Посещение Храма во имя Святого Архистратига Михаила в станице Темижбекской.

Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Матери


















Исторический материал


В нашем крае немало мест, которые почитаются христианами. В их число, как известно, входят и источники. Верующие считают, что вода в них обладает целебной силой, излечивающей не только тело, но и душу. Кроме того, многие люди воспринимают поездку к этим родникам как приобщение к православным традициям.

Один из святых источников находится на территории муниципального образования Кавказский район:

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери (купель) в станице Кавказская Кавказского района

Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией МатериНеподалеку от станицы в 1897 году был основан Кавказский миссионерский монастырь. В исторических документах есть сведения о том, что именно тогда на землях обители был обнаружен источник с целебной водой. В надежде на выздоровление к нему съезжались больные и немощные люди со всей Кубани и Ставрополья. В начале тридцатых годов прошлого века монастырь был разрушен, а родник засыпан землей и надолго забыт.

В 2009 году один из местных жителей указал место, где раньше находился источник, - рассказывает протоиерей Георгий, настоятель Свято-Никольского храма в станице Кавказской. - Стали копать, и под слоем земли обнаружилась каменная кладка старого колодца, а затем открылся родник. Возле него мы нашли каменный крест и лампадку. Стало понятно, что они пролежали рядом с засыпанным источником не меньше восьми-десяти лет. Сейчас возле родника возведена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери и построили две купели для омовений.

Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией МатериЛес, где находится источник, до сих пор называют монастырским. Верующих привлекают эти благодатные намоленные места, и люди приезжают сюда и в будни, и в праздники.

И ангелы поют на землях когда-то разрушенного Кавказского миссионерского монастыря

Спуск к живительному источнику крутой и долгий. Лесная тропа до недавнего времени была ветвистой и плохо проходимой, после дождей и вовсе не пробраться, глинистая почва вязла под ногами. Добрые люди спуск отгрейдировали, вырубили ветви, сделав своеобразный зеленый тоннель. И теперь к источнику не только пройти, проехать можно. Поляна залита солнцем, птицы поют, выводя удивительные трели. Мы в таинственном, обросшем легендами месте - на землях когда-то разрушенного Кавказского миссионерского монастыря.

Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией МатериПеред нами - родник, в существование которого почти никто и не верил, кроме разве что местного батюшки отца Георгия и кучки прихожан Свято-Никольского храма станицы Кавказской. Документальное доказательство того, что в мужском монастыре, уничтоженном в 1931 году, все же был животворящий источник, добыла прихожанка Галина Николаевна Пахомова (Богомолова).

Истинно верующий человек, патриот своей земли, она работала с первоисточниками в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга и нашла сведения о Кавказском миссионерском монастыре в брошюре, изданной в 1898 году в Ставрополе. С благодарностью были приняты ее исторические заключения и публикованы расследование Богомоловой в августовских номерах «Огней Кубани». Думается, что теперь охота подвергать сомнению самое существование миссионерского монастыря у скептиков отпадет.

А все началось с того, что верующие, в числе которых был Игорь Степанов, поддержали отца Георгия, настоятеля Свято-Никольского храма станицы Кавказской в поисках чудотворного источника. Отец Георгий знал: источник был, ведь не просто так говорили праотцы, что много десятилетий назад в озерце его отражался лик Богородицы и немощные на телегах приезжали исцеляться к животворящей воде. Православные стали усердно молиться и Господь им помог.

Квартальная Валентина Александровна Бутенко спросила людей на станичном собрании: кто, что слышал о святом источнике.

- Да, я знаю, - откликнулся хорошо знакомый ей Анатолий Ковальчук, - мне бабушка показывала.

О «квартальных» делах Валентина Александровна думать уже не могла. Быстрехонько отправилась к отцу Георгию в храм с радостной вестью. Собрались и после причастия пошли…

Бабушка Матрена

Анатолий Васильевич Ковальчук живет на Нижнем Яру станицы Кавказской. И бабушка его Матрена Миргородская свой век здесь доживала. А когда-то она была послушницей в том самом монастыре. Анатолий Васильевич рассказывает, что 17-летними хлопцами они с ребятами все горы облазили - искали подземный ход. Попросили бабушку, она и показала. Подземный ход действительно был в том месте, где сейчас стоит Старообрядческий крест. Говорила, что он был вырыт в форме подковы, и там, вроде того, остались иконы. Оказывается, был здесь и женский монастырь. Но ребята покопались-покопались и не нашли. Бабушка Матрена показала место, где располагались мужские и женские кельи. В одной из них большевики монашку застрелили. Убили ее нечаянно. В монастыре когда-то под видом монахов скрывалась банда Сорокина. Помнила старушка, где находился черный двор, а там стоял колодец. Перед налетом большевиков монахи туда спустили иконы и всю монастырскую утварь. Но точного места колодца указать не могла, и никто не знает. Поодаль стояла часовня и бил чудотворный источник.

- Вот здесь источник был, - показал верующим Анатолий Васильевич, когда они спустились на обвалы. - Вот это место я точно помню, с бабушкиных слов.

Верующие ахнули - на том месте цвел крупный розовый лесной пион.

Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Матери


















Обвалы

Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Матери69 лет прошло, как монастырь был уничтожен, а монахи, говорят, толи расстреляны были, толи ушли. Это еще одна тайна, которую, кто знает, может и доведется нам открыть. Основан миссионерский монастырь был в 1897 году на месте Никольского раскольнического скита. В новообращенной обители жило до 100 человек братии. Действовала воскресная школа. Место это именовалось обвалами: внутренние воды реки подмывали берега и строения, обвалами и осталось. Монастырь расположен был на правом берегу реки Кубани, среди леса и оврага, в двух верстах от станицы Кавказской. Архивные источники говорят, что в монастыре находилась церковь Божией матери «Живоносный источник». Из святынь окрестными жителями почитается икона святителя и чудотворца Николая и колодезь под скалой, под которой устроена часовня с образом Божией Матери «Живоносный источник». Эти сведения указаны во «Всеобщем Иллюстрированном Путеводителе по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» А.А.Павловского в 1907 году.

Правила посещения святых источников


- Во время праздника Крещения Господня окунаться в воду - это не закон церкви, а благочестивая традиция, - говорит протоиерей Сергий, настоятель храма Святого Духа, руководитель паломнического Центра Екатеринодарской и Кубанской епархии. - Святой источник - особо обозначенное место Божьего присутствия на земле, и перед его посещением нужно испросить благословения священника. Он посоветует, как себя вести возле святого источника с учетом конкретной ситуации, сложившейся в жизни человека. Но всегда необходимо остерегаться собственного внезапного безумства: вот, мол, сейчас решил, сию минуту и окунусь в ледяную воду. Надо подумать: по вере ли моей такой ответственный поступок?

Посещение святого источника не должно быть праздным: по пути к нему нужно читать молитву Господу, Божией Матери или тому святому, в честь которого освящен природный родник. Перед погружением не только женщинам, но и мужчинам надо надевать длинные рубахи, закрывающие тело. После погружения в святой источник верующие их не стирают: считается, что в случае болезни само облачение в такую одежду может исцелить от недуга.

Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией МатериВнеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Матери















Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией МатериВнеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Матери








Из истории Кавказского миссионерского монастыря


Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Матери1797 году после обустройства станицы Кавказской, два старообрядца ушли из нее и поселились в пещерах, устроенных ими в обрыве над рекой Кубань, в двух верстах выше станицы. Перед войной 1812 года к старообрядцам прибыли из России около десятка иноков и поселились здесь же в пещерах. В 1832 году случился обвал горы с пещерами в реку Кубань и было выбрано другое место для будущего скита. Черкесы жившие в этих местах уважительно относились у инокам и даже доставляли им хлеб, мед и воск. Один из живших в пещерах Иван Зрянин, впоследствии, в 1855 году, был вызван в Москву и возведен в сан старообрядческого епископа Кавказского и Донского под именем Иова. Возвратившись в станицу Кавказскую, Иов построил две плетенные кельи и продолжил основание старообрядческого Никольского скита. В скиту было 20-30 иноков, содержались они на доброхотные пожертвования. Скит имел общежительный устав, молитвенный дом, постройки для жилья и службы . В 1894 году скит был упразднен архимандритом Исидором, перестал существовать и заменился на Кавказский Никольский православный миссионерский монастырь. В монастыре жили 70 человек братии. Особой любовью братии и народа пользовался иеросхимонах Рафаил за чтение молитв над беснующимися и лечением немощных людей. Братия монастыря своими руками одевала и питала себя. Монастырю пришлось для поддержания искать источники извне. Такими источниками оказались подворья Романовское и Армавирское.


Армавирское подворье

Романовское подворье (построенное на пожертвование Евдокии Шульгиной) находилось в хуторе Романовском при базарной площади (ныне город Кропоткин). Церковь там построена в 1897 году и освещена Во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В Николаевский монастырь неоднократно приезжал Владыка Агафодор архиепископ Ставропольский, где лечился минеральной водой из источника в монастыре.

Источник славился на всю округу, из всех станиц везли к нему тяжело больных людей не только с Кубани , но и со Ставрополья, которые окунувшись в купели, получали утешение и исцеление. Часто в воде видели образ Пресвятой Богородицы. Людская молва повествует, что одним из жертвователей на Кавказский Николаевский миссионерский мужской монастырь был святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1931 году монастырь закрыли, некоторые из братии приняли мученическую смерть. Место монастыря поросло лесом. В 2008 году стараниями прихожан Свято-Никольского храма станицы Кавказской, был вновь обретён святой источник.


Кавказский миссионерский монастырь


Возрождение святого источника на месте бывшего Кавказского Николаевского миссионерского мужского монастыря, уничтоженного в 1931 году, подвигло местного исследователя к изучению истории религиозной общины монахов.

Некоторые скептики и даже историки считают, что за давностью лет достоверные сведения и о монастыре, и об источниках, существовавших на его территории, раздобыть невозможно. Рекомендуют довольствоваться тем, что сохранило время и людская память (см. газету «Колос» Кавказского района за 15 июня 2010 года). И поскольку ни в музеях, ни в библиотеках Кропоткина и станицы Кавказской интересующего материала не нашлось, отправились в Санкт-Петербург. Посчастливилось поработать в Российской национальной библиотеке, которую основал еще Петр I. Ее богатые многовековые газетные, журнальные и литературные фонды расположены в трех больших зданиях - на набережной Фонтанки, на Невском и Московском проспектах.

Т ам же находится Российский государственный исторический архив. Позволили поработать с редкими историческими книгами и журналами. Вот что удалось узнать.

«Значение монастырей как хранителей и укрепителей родной православной веры давно признано, и в среде истинно православных людей это значение трудно поколебать. Вот уже десятки лет религия стала заметно падать во всех слоях общества, на монастыри пошел другой взгляд. О святынях, дорогих религиозному человеку, почти забыли, но я думаю, что все-таки сильна вера в народе, и он по-прежнему, как и предки его, относится с полным уважением и любовью к святыням», - так пишет Алексей Алексеевич Павловский в предисловии к «Всеобщему иллюстрированному путеводителю по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» в 1907 году.

В то время по Российской империи числилось 810 обителей и 44766 церквей. По Ставропольской епархии, куда входили Кубанская, Ставропольская и Черноморская губернии числилось девять обителей: пять - мужских, четыре - женских, 603 церкви.

Роль монастырей в истории православной культуры на Северном Кавказе несколько отличается от их роли в Центральной России. На Северном Кавказе они выполняли общественно-политическую функцию. На монастыри возлагалась задача упорядочения в российском народе и в коренных жителях Кавказа духовных основ православия, примирения и объединения враждовавших горцев и казачества

Монастыри активно занимались хозяйственной деятельностью, и это благотворно влияло на экономику региона. Они становились примерами образцовых хозяйств. Благодаря им, закубанские горцы изменили существовавшую до того времени систему земледелия. Многие из паломников, приходя в монастырь, учились у монахов отношению к земле, к собственному хозяйству.

Многие монастыри создали в своей среде институт старчества. К старцам обращались казаки и торговые люди, относившиеся к старцу, как духовному наставленнику. Нередко к ним обращались раскольники и сектанты, и даже совсем неверующие люди. Многие при этом менялись в вопросе веры и становились духовными учениками старцев.

При монастырях открывались больницы, детские приюты, в них формировалось сознание будущего поколения. В борьбе с неграмотностью укреплялись основы духовности и православия.

Книги и брошюры о храмах, монастырях, церковных учебных заведениях издавались очень редко, поэтому большую ценность для изучения этой темы представляют комплекты журнала «Ставропольские Епархиальные Ведомости». Основана Кавказская епархия в 1843 году, а с 1886 года она называлась Ставропольская с центром в городе Ставрополе. Издавался журнал два раза в месяц, имел два отдела: официальный и неофициальный. Годовая подшивка этого журнала содержит примерно 2000 страниц, поэтому просмотреть из-за ограниченности времени смогла только за 1899 и 1907 годы.

В №21 от 1 ноября за 1907 год на 1117 странице: «…причтом единоверческой церкви станицы Кавказской кубанской области, присоединена к православию 17 октября 1907 года из раскола австрийской секты на правилах единоверия дочь мещанина пос.Воронка, Черниговской губернии девица Елизавета Феодоровна Овчинникова, 18 лет…».

После долгих поисков с помощью сотрудников Российской национальной библиотеки удалось найти небольшую брошюрку «Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря», изданную в Ставрополе в 1898 году. В ней говорится: «Кавказский миссионерский монастырь находится в Кубанской области, близ станицы Кавказской, Кавказского отдела, в местности, называемой «Обвалы» или «Провалы», на правом берегу реки Кубани, среди леса и оврагов, образовавшихся от времени вследствие обвалов гористого берега реки Кубани. Святейший Синод, определением своим от 31 января-12 февраля 1892 года за №368 постановил: «Учредить на месте бывшего раскольнического скита, близ станицы Кавказской, Кубанской области, Кавказский миссионерский монастырь, назначить настоятелем сего монастыря иеромонаха Мефодия» (См. Ставроп. Епарх. Вед. №20 стр.1140).

Следовательно, Кавказский миссионерский монастырь образовался там, где некогда процветал раскол. Поэтому мысль невольно переносится ко времени существования Никольского раскольнического скита. Вот как пишется о нем в «Историческом очерке о заселении станицы Кавказской Кубанского казачьего войска». «Лишь обстроилась станица и жители обзавелись кое-каким хозяйством, старики Андрей Андриянов и Аникий Давидов, оба старообрядцы безпоповцы, поселились в пещерах, устроенных ими в обрыве над Кубанью, в двух верстах выше станицы. Это было на третьем году водворения станицы (в 1797 году). Перед войной 1812 года к старообрядцам прибыли из России около десятка иноков и поселились здесь же в пещерах. Некоторые из них возвратились потом в Россию, другие умерли здесь же и только один инок по имени Евфимий остался на месте и жил в пещере до 1832 года, когда случившийся обвал горы с пещерами в р.Кубань заставил его избрать другое место для будущего скита. Такое место нашлось ближе к станице около Ивановского поста. Евфимий жил здесь до смерти своей, последововавшей в конце 60-х годов. Старожилы говорят, что не было случаев нападения черкесов на иноков; в начале они даже доставляли инокам хлеб, мед и воск.

Примеру безпоповцев последовали и поповцы. В 40-х годах старики Иван Зрянин и Яков Терешин поселились в обвалах прежних пещер. Последний умер в 1857 году, а первый сделался потом старообрядческим епископом под именем Иова. Поповцы не имели своих попов и за духовными требами ездили на дом. Московские старообрядцы, принявшие австрийское духовенство, видя духовную нужду своих единоверцев, в 1855 году вызвали Зрянина в Москву и здесь 5 октября возвели его в сан епископа Кавказского и Донского. Возвратившись в Кавказскую станицу, Иов построил две плетневые кельи на месте обвалов горы и положил основание старообрядческого Никольского скита. К нему начали прибывать и селиться старообрядцы с Дона, Терека и других мест. Он умер 30 января 1872 года. Преемником его сделался Донской казак Степан Морозов под именем Силуана. В скиту было 20-30 иноков, слепых и дряхлых, содержались они на доброхотные пожертвования. Скит имел общежительный устав, молитвенный дом, постройки для жилья и службы для монастырского хозяйства. 11 февраля 1894 года скит был упразднен епархиальным миссионером архимандритом Исидором; иноки разбежались, а епископ Силуан отправился на Дон для жительства. Раскольнический скит перестал существовать и заменился Никольским православным миссионерским монастырем». (См. ст.6-7, сочинения есаула А.Ламонова).

«…11февраля 1894 года, волею Божиею, разрушился этот важный центр раскола, лжекафедра пала и монастырь из раскольнического стал православным миссионерским, а через три года сей монастырь приобрел и право гражданственности, так как Святейший Правительствующий Синод определением своим от 31 января-12 февраля 1897 года за №368 постановил: «учредить на месте бывшаго Никольского раскольнического скита Кавказский миссионерский монастырь». В настоящее время (1898г.) в новообращенной обители живет около 70 человек братии; между которыми есть и присоединившиеся из раскола на правах единоверия и православия. Там, где в продолжение полувека существовал вредный и мрачный очаг заблуждения, распространявший духовную копоть и заразу на вечную погибель многих тысяч душ русского народа, ныне воссиял благодатный светоч православия, светом христовым просвещающий всех. В святой обители постоянно ежедневно совершается Божественная литургия, за которой с сугубым усердием возносится молитва о просвещении и обращении в лоно св. Церкви Православной всех заблуждающихся; а, кроме того, некоторые из братии постоянно трудятся в проповедании слова Божия, наипаче раскольникам и сектантам; равным образом и желающие присоединиться к православию здесь же научаются и наставляются в истинах христианской веры и приучаются к христианскому благочестивому житию, а иногда и совсем остаются в обители, делаясь сынами св.обители, как новой свей матери, где получили духовное возрождение и обновление. Так угодно Богу. Несмотря на свое короткое существование, монастырь успел уже снискать себе уважение даже среди раскольников, бывших сначала заклятыми врагами новоустроенной обители. Теперь уже не редкость видеть раскольников, посещающих обитель для поклонения и посещения монастырского Богослужения. Особенно с большим доверием относятся раскольники из молодых. Теперь в св. обители строго соблюдается устав св. православной Церкви Христовой. Братия же, сознавая свое высокое призвание быть проводниками света Христова, ведет себя чинно и благообразно, строго проводя подвижническое житие в посте, молитве и труде. И Господь Бог по молитвам угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая, покровителя и заступника св.обители, посылает благодать возблагодать. По примеру древних обителей здесь есть не только полный монашеский чин, но появились схимники, которых стало двое. Это иеросхимонах Рафаил и схимонах Евгений. Первый принял схиму 15 августа 1896 года, а второй 14 сентября 1897 года. Особенно пользуется большою любовью братии и популярностью среди простого народа иеросхимонах Рафаил за свою кротость и смирение. Поэтому он состоит духовником монастырским, а народ обращается к нему с духовными нуждами, особенно часто просят его читать молитвы над беснующимися, известными в просторечии под именем «кликуш». Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, исцелила многих из подобных немощных людей, которые прибегали к молитвам о. Рафаила.

Остальная же братия монастыря, по примеру св. апостола Павла, своими руками питает и одевает себя. В монастыре есть свои портные, плотники, сапожники, столяры, кузнецы, живописцы, даже один фотограф.

Но ввиду того, что монастырь не имеет никаких постоянных источников: ни земельного надела, ни субсидий от правительства, ни запасного капитала, монастырю пришлось для своего пропитания искать источников инуде. Такими источниками оказались подворья: Романовское и Армавирское.

Романовское подворье устроено на усадебном месте, подаренном Екатеринодарскою мещанкою Евдокиею Шульгиной. Евдокия Шульгина, ныне покойная, ревнуя о благоустроении новоустрояющейся миссионерской обители, в 1894 году около марта месяца пожертвовала под подворье половину своей усадьбы, находящейся в Романовском хуторе при базарной площади и много содействовала к постройке церкви во имя Казанской иконы Божией Матери.

В настоящее время (1898г.) Романовское подворье имеет деревянную, обложенную кирпичом церковь, вместительный братский корпус, гостиницу для богомольцев и службы для хозяйства монастырской братии.

Церковь окончательно была отстроена только в конце 1897 года, а братский корпус с гостиницей и конным двором были уже окончены в начале 1897 года. Теперь можно сказать, что все необходимое на Романовском подворье сделано, хотя по недостатку средств, сделанное имеет вид временных построек. Поэтому со временем настоит неотложная нужда в созидании капитальных построек, а главным образом, необходимо расширить площадь Романовского подворья. Означенное подворье с северной и южной стороны окружено частными постройками, из которых некоторые покрыты камышом и находятся от церкви подворья не более 5 сажен, так что в пожарном отношении оне представляют опасное соседство. Вследствие этого нынешнее монастырское начальство сильно озабочено приобретением соседних поместий чрез покупку, чтобы таким образом избавиться от опасных построек в случае пожара.

Вслед за Романовским подворьем образовалось и Армавирское подворье.

На Романовском подворье есть колокол, устроенный в память Священного Коронования их Императорских Величеств, о чем гласит на колоколе следующая надпись: «колокол сей приобретен тщанием Нахчаждиева и других жителей станицы Кавказской при миссионере иеромонахе Мефодии в память Священнаго Коронования Их Императорских Величеств. Весу в нем 54 п. и 30 ф.».

Если сильно нуждаются в капитальных постройках подворья монастыря, то тем более в капитальных постройках нуждается сам монастырь. Ибо раскольники сознавали, что их скит существует незаконно и лишь временно, а посему все богатыя средства свои обращали на свою личную потребу, на пространное житие, на питие и яства; обитель же их представляла из себя, при передаче ея православным, небольшия и жалкия хижины, не исключая и церкви. Следовательно, теперь православной монастырской братии представляется великая и трудная задача вместо раскольничьих полуразвалин построить все нужные монастырские здания и главным образом соответственный духу и силе православия вместительный величественный храм.

Нужно ли говорить, что все сие не выполнимо без щедрой помощи православных ревнителей и благодетелей; потому что временные доходы от подворьев еле-еле покрывают текущие расходы по содержанию братии и по постройке неотложных зданий в монастыре и на его подворьях. Вследствие вышеизложеннаго усердно просим благоговейных и боголюбивых христиан оказать посильное пожертвование на благоустройство и благоукрашение новооткрытаго Кавказского миссионерскаго монастыря, мздовоздаятелем же за это будет сам Господь по молитвам Святителя и Чудотворца Николая, Покровителя и Заступника Св.Обители. Пожертвования могут быть посылаемы по следующему адресу: «Романовская почтово-телеграфная контора, в Кавказский миссионерский монастырь настоятелю онаго иеромонаху Мефодию;» телеграммы можно адресовать так: «Романовская, отцу Мефодию».

Для цельности представления о Кавказском миссионерском монастыре считаем не лишним предложить благосклонному вниманию читателей описание посещения монастыря епархиальным Архиереем в первый раз со дня образования монастыря.

1897 году октября 2 дня с вечерним поездом на ст.Кавказскую из Ставрополя изволил прибыть Его Преосвященство, Преосвященнейший Агафодор, Епископ Ставропольский и Екатеринодарский, со свитою. На вокзале Его Преосвященство был встречен настоятелем Кавказского миссионерского монастыря иеромонахом Мефодием и Кавказским отделением Ставропольского Епархиального Училищнаго Совета в полном составе, бывшим на заседании 2 октября, и огромною массою публики из жителей хутора Романовского, собравшихся сюда, чтобы воздать должную честь своему возлюбленному Архипастырю и удостоиться получить Архипастырское благословление. Собравшееся духовенство имело счастье представиться Его Преосвященству в вагоне, в котором благополучно прибыл Владыка. Хотя Владыка соблаговолил отправиться прямо на ночлег в Романовское подворье Кавказского миссионерского монастыря, но по некоторому недоразумению он был отвезён в Успенскую приходскую церковь, откуда уже прибыл в Казанскую церковь Романовского подворья. Несмотря на позднее время, здесь собралось такое огромное количество лиц, желавших видеть Владыку, что местный просторный храм не мог вместить всех богомольцев. В числе последних находились не только православные христиане, но и инославные (католики, лютеране и армяне) и даже некоторые из раскольников и сектантов. Все желали получить святительское благословление, что Владыка, насколько было возможно, и исполнил после обычной торжественной встречи в храме и по выходе из храма; вследствие этого Владыка мог придти в приготовленные для Его Преосвященства покои только после двух часов. При окончании литургии Преосвященнейший Владыка сказал краткое, но многознаменательное приветствие всем присутствующим в храме, а затем стал благословлять всех, начиная с братии монастырской. По прибытии Владыки в настоятельное помещение, был предложен чай, который кушал с Владыкой ключарь, благочинный, епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ, помощник атамана Кавказского отдела г.Шелховской и др. Затем Владыке благоугодно было опочить, но народ все стоял в монастырской ограде и разошелся только уже по просьбе местной администрации, чтобы дать надлежащий покой Владыке.

На другой день Владыка встал в 7 часов утра и тотчас же приступил к осмотру Романовского подворья. Прежде всего, Преовсящейнейшему Агафодору благоугодно было осмотреть местную школу грамоты, помещающуюся в настоятельском помещении за неимением специального здания. Школа открыта в прошлом году нынешним настоятелем монастыря о.Мефодием на средства монастырския. Первоначально она помещалась в одной из комнат гостиной для поклонников; в 1896-7 учебном году в ней обучалось 45 человек, из которых окончило курс пять человек: четыре мальчика и одна девочка; в нынешнем же 1897-8 году поступило в школу 76 человек мальчиков и девочек, хотя желающих учиться записалось 110 человек, но им было отказано потому, что помещение не позволяет больше принять. Молитвы утренние дети пропели сполна в присутствии училищной корпорации и епархиального наблюдателя священника В.Фиалкина. По окончании молитвы изволил прибыть в школу Преосвященнейший Владыка, которого дети встретили положенной молитвой и хоровым пением: «ис пола эти деспота». Сначала дети отвечали по Закону Божию, а затем уже и по остальным предметам. Владыка остался доволен постановкой дела, и епархиальный наблюдатель в книге для ревизирующих сделал следующую надпись: «3 окт. 1897г. Ревизия произведена в присутствии Его Преосвященства. Подготовка детей по Закону Божию и счислению весьма хорошая; чтение русское и славянское, а равно и письмо удовлетворительно. Школа носит следы постоянно отеческаго попечения о ней о.иеромонаха Мефодия. Епархиальный наблюдатель священник В.Фиалкин». И действительно, школа, не смотря на свое второгодичное существование, имеет не только все учебныя книги и пособия, но даже при ней обучаются дети ремеслам: сапожному, столярному и живописному. В виду того, что в числе обучающихся есть дети из дальних хуторов, верст за 5-20, при школе имеется пансион для подобных детей, которых сейчас находится семь мальчиков. В числе обучающихся есть, кроме великороссов и малороссов, армяне, евреи и поляки. Поэтому школа разделена на три отделения: старшее, среднее и младшее. В старшем отделении обучается 12 человек, в младшем - 34 и в среднем - 30. Так как все дети, спрошенныя лично Его Преосвященством, отвечали осмысленно и бойко, то подобных лиц Владыка одарил различными крестиками и брошюрами религиозно-нравственного содержания; затем, преподав всем и каждому порознь свое святительское благословение, изволил осмотреть мастерския: сапожную, портняжную и пр. Заведующим и законно - учителем школы состоит иеромонах Мефодий; но в виду его многосторонних обязанностей он не может всегда лично преподавать Закон Божий, поэтому за отсутствием его, по его распоряжению, преподает Закон Божий иеродиакон Александр, который с любовью относится к своей должности. Учителем допущен состоящий в числе братии, указный послушник Кавказского монастыря дворянин Владимир Андреевский с образованием окончившаго третий курс восточного факультета С.-Петербургского университета. Наконец, осмотревши в нынешнем году отремонтированную капитальным образом внутри и снаружи Казанскую церковь и преподав благословение хозяину подворья, Владыка изволил отбыть в 9 часов утра далее.

В час дня 3 октября Владыка изволил прибыть в Кавказский Николаевский общежительный монастырь, и был встречен братиею монастырскою в полном составе «со славою» за границею монастырскою близ часовни св. Воскресения.

Такая встреча Владыке была сделана с одной стороны, чтобы воздать должную честь Архипастырю, а с другой стороны, чтобы предотвратить трудность и опасность спуска с горы среди обвалов; отчего и самая местность известна у простого народа под названием «Обвалы» или «Провалы». Картина от подобной встречи получилась величественная. Тотчас же от часовни начала дорога спускаться вниз уступами, и с каждым уступом открывалась новая картина зрителю: с первой террасы видны были три огромных гостиных для богомольцев, вправо от них почти на обрыве над р.Кубанью схимнический и леснический корпус; со второй террасы среди леса рисовался благочиннический корпус и черный двор с мастерскими: кузнечной, столярной, бондарной и шорной; а с третьей террасы показалась монастырская церковь с колокольней, окруженная кольцом следующими зданиями: настоятельским корпусом, казначейским корпусом, братским корпусом, рабочим корпусом, трапезной с кухней, пекарней, свечным заводом и домом для просфорни и, наконец, за церковью виднелся чрез аллею другой схимнический корпус с новооткрытым колодцем и перевозною пристанью и домиком для перевозчиков.

По входе в храм, Владыка, облачившись в мантию и принявши архипастырский посох, изволил шествовать в алтарь при громогласном пении входнаго «Достойно есть». На литии многолетие было произнесено попеременно двумя иеродиаконами.

Затем Владыка, благословив братию и народ, изволил отбыть в отведенные для него покои и потом через полчаса отправился со своею свитою осматривать монастырския здания, расположенныя вокруг церкви в самой низкой котловине монастырской площади; при чем Владыкою были осмотрены мастерския: сапожная и портняжная, а также виноградник и, наконец, новооткрытый в горе минеральный колодец. И, действительно, вода оказалась настолько чистою, что была прозрачна, как слеза и вкус ея был приятный и вязущий. Отец же настоятель доложил, что водою лечатся многие из приезжающих от катарального состояния пищеварительной системы, и было много случаев излечения, из коих особенно замечателен случай излечения одного сына доктора М. М. Вследствие чего о. настоятелем одна бутылка подобной воды в августе текущего 1897 года была отправлена в химическую лабораторию Ессентуков. Химик Климов нашел, что вода минерализована, но чтобы произвести полный анализ, обещался приехать на источник; главные же минералы железо и сера. В монастырском храме Владыка обратил внимание на оставшиеся от лжеепископа Силуана следующие вещи: две митры, панагия, крест, как копия с креста митрополита Алексия Московскаго Чудотворца, о чем гласит надпись на кресте.

Армавирское подворье Владыка изволил посетить 4 октября, приехавши в Армавир на курьерском поезде в 10 часов утра. На вокзале Владыка был встречен местною администрациею, местным благочинным и о.настоятелем Кавказского миссионерского монастыря. Владыка, посетивши сначала приходскую Николаевскую церковь и школу при ней, изволил прибыть тотчас же на Армавирское подворье Кавказского миссионерского монастыря. Здесь же Владыка был встречен с подобающею честию братиею монастырского подворья и стороннею публикою во главе с военным генералом Монтейфелем. Затем Владыка, осмотревши означенное монастырское подворье до мельчайших подробностей и преподав о. настоятелю с братиею Архипастырское свое благословение изволил отбыть вскоре же в Прочноокоп, для освещения церкви - школы при единоверческой церкви. Таким образом Кавказский миссионерский монастырь имеет безпримерную историю своего возникновения.

Зная существование Кавказского миссионерского монастыря, невольно воскликнешь с псалмопевцем Давидом: «Дивна дела Твоя, Господи».

В «Историческом описании Кавказского миссионерского монастыря» я сохранила орфографию подлинника, за небольшим исключением: опускала знак «ъ - еры», заменяла букву «и», добавляла запятые, где это было просто необходимо по нашим правилам правописания.

Вот что пишет, спустя 9 лет, то есть в 1907 году, А.А.Павловский в «Всеобщем Иллюстрированном Путеводителе по монастырям и святым местам Российской Империи и Афону» на стр.630: «Кавказский Миссионерский Св.-Николаевский мужской монастырь основан 11 февраля 1894 года Ставропольским епархиальным миссионером, архимандритом (ныне епископом) Виктором, и утвержден в 1897 году. Ранее с 1832 года на этом месте существовал раскольнический скит, и жили в нем раскольничьи лжеепископы всего Кавказа и Дона. Отсюда они назначали лжепопов. Часть братии приняла православие и осталась в новоустроенном монастыре. От раскольников уцелела лишь церковь с раскольнической живописью; все прочия постройки монастыря новой эпохи. Строения были воздвигаемы постепенно на доброхотные пожертвования. В хуторе Романовском, вблизи ст. же Кавказской и в семи верстах от монастыря, были пожертвованы монастырю плановые места, где было устроено подворье. В местечке Армавир, Кубанской области, было пожертвовано семейством Давжика земля и капитал, и там же устроено подворье. Благодаря религиозно-нравственной деятельности этих подворий, монастырь стал быстро обстраиваться, хотя еще оставляет желать многого.

Монастырь расположен на правом берегу реки Кубани, среди леса и оврага, в двух верстах от станицы Кавказской. Климат в этой местности довольно сырой. В 1898 году монастырская площадь, с находящимися в ней зданиями, потерпела довольно большие обвалы, вследствие подмытия берега внутренними водами. Спуск к монастырю довольно крутой и трудный. В монастыре - церковь Божией Матери « Живоносный Источник» и другия монастырския здания. Епархиальным начальством запрещено на месте монастыря в случае обвалов устраивать какия либо капитальныя постройки, и проэтому все внимание монастыря обращено на устройство подворий, в одном из которых приступлено к постройке храма. При Романовском подворье - церковно-приходская школа на 50 человек учеников. Из святынь окрестными жителями почитается икона святителя и чудотворца Николая и колодезь под скалой, под которым устроена часовня с образом Божией Матери «Живоносный источник».

Братии в монастыре и с подворьями до 100 человек. Земли всего 60 десятин, причем удобной лишь восемь-девять десятин».

Мне удалось разыскать пока только свидетельства начала деятельности монастыря с его целебным источником, но хотелось бы знать и о периоде его расцвета и о трагическом конце.

Это очень большой кропотливый труд, требующий много времени и материальных затрат. Но не я, а как Бог управит…

Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Матери




Храм Михаила Архангела, ст.Темижбекская

Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Матери





Краткая история Храм во имя Святого Архистратига Михаила в станице Темижбекской начинался с молитвенного дома. В 1811г. на собранные станичниками 15000 серебром был выстроен каменный храм. На Кавказской линии это было единственное каменное здание подобного рода.

По распоряжению Консистории Георгиевское духовное правление, в ведении которого находился приход Темижбекской станицы, получил от её жителей объяснения и подписку о том, что они могут, построив церковь, обеспечить все необходимое для богослужения (воск, ладан, вино) и выделить для причта узаконенное количество земли.

Обязательство было составлено на станичном сходе. Его подписали атаман Дмитрий Полянский и казаки, отставные и служащие. Заручившись таким документом Астраханская Консистория подготовила письмо от имени епископа Астраханского и Кавказского Галя к главнокомандующему на Кавказской линии и Кавказскому губернатору. В нём сообщалось о намерении Кавказского казачьего полка Темижбекской станицы казаков строить храм во имя Св. Михаила Архангела.
Далее уже с благословения и началось строительство храма.

Настоятель

СВнеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Материан, Имя, Фамилия - протоиерей Сергий Федоренко

Дата рождения - 01.07.1966 г.

День тезоименитства

Имя святого

Диаконская хиротония: 6.11.90 в г.Армавире митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором

Иерейская хиротония: 26.07.92г в станице Динской Краснодарского края митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором

Духовное образование: Ставропольская духовная семинария, 2004г.

Светское образование: среднее, 1982г.

Епархиальные должности и послушания: настоятель

Место служения: храм Архистратига Михаила ст. Темижбекской

Удивительно, но храм в станице Темижбекской оставался действующим и во время немецко-фашистской оккупации, в то время, как 95% всех православных храмов в стране были закрыты или разрушены. Два века храм служил местному населению, в нем молились, совершали все необходимые процедуры для проведения служб, крещения и т.д. А тяжелые времена, когда враг угрожал казакам и их семьям, церковь становилась цитаделью и отражала нападения неприятеля, в ней находили укрытие и местные жители. Вокруг храма по сей день сохранились остатки крепости и гробницы, имена на некоторых надгробиях уже практически невозможно прочесть. Сегодня храм в станице Темижбекской представляет ценность не только как культовое сооружение, но и как памятник каменного зодчества, связанный с историей кубанского казачества на юге России.

Внеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией МатериВнеклассное мероприятие - посещение святого места Кавказского района Источника (купели) в честь Казанской иконы Божией Матери

© 2010-2022