Материал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской области

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской областиМатериал для работы на уроках краеведения Бренд Саратовской области2013.

Проблема формирования бренда на основе культурно-исторического наследия занимает далеко не последнее место в сфере общественного внимания. В последние годы о данной проблеме говорят не только политики, культурные и общественные деятели, но и простые граждане. Народ беспокоит не только целостный образ восприятия России в глазах мирового сообщества, но и облик каждого конкретного субъекта Российской Федерации. Возможности, которые открывает правильно сформированный имидж территории, весьма велики. Привлечение туристов в регион за счёт культурно-исторического потенциала позволит значительно пополнить бюджет, тем самым способствуя его развитию, а также поднять не только престиж данногосубъекта, но и страны в целом. Следовательно, проблема формирования бренда отдельно взятого субъекта, такого как Саратовская область, является весьма насущной и актуальной, поэтому ей правительством области уделяется достаточное внимание.

На развитие культурно-исторических памятников, ставшими брендами области, выделяются средства из местного бюджета, проводятся различные фестивали и конкурсы, им посвященные1. Но вот к ним традиционно относят красоты природы области: умеренный климат, равнины и горы, существующие в гармонии друг с другом, Волга, которые влекут сюда туристов. Но не стоит забывать, что в области есть и другие не менее примечательные объекты, которые могут быть интересы, прибывающим в регион людям. Ведь те сокровища, которые оставила нам история позволят привлечь в область ещё большее количество посетителей. Да, именно исторические памятники могут и должны послужить области в плане развития туризма.

1. Общие сведения.

Сара́товскаяо́бласть - субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.Административный центр - город Саратов.







1.saratov.gov.ru/

На юге граничит с Волгоградской областью, на западе - с Воронежской и Тамбовской областями, на севере - с Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областями, на востоке проходит государственная граница России с Казахстаном.

Общая протяжённость границ составляет свыше 3500 км2.

В XIV в. на территории современного Заводского района Саратова находился третий по величине город Золотой Орды под названием Увек, но официальной датой основания города считается 5 (15) июля 1590 года. Именно в этот день на волжский берег прибыли «отцы-основатели» Саратова - князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Федор Михайлович Туров. Они заложили первую крепость Саратов на левобережье Волги, напротив татарского городища Увек.

Саратов XVII века - это сторожевая крепость и центр волжской торговли. Если первыми поселенцами города были стрелки и ратники, то позднее в городе-крепости появились и посадские люди, занимавшиеся рыболовецким промыслом, а также торговлей скотом и солью с астраханских озер. Город быстро рос и развивался, постепенно теряя свой военный характер и приобретая торгово-промышленное значение.

15 августа 1670 г. в Саратов вступил Степан Разин с войском, жители встретили его хлебом-солью. С этого момента до июля 1671 года Саратов стал одним из центров Крестьянской войны на Нижней Волге.

После очередного пожара и в связи с общим обветшанием строений в 1674 г. правительство распорядилось «Саратов на горах делать новый». Началось строительство города на правом берегу Волги, где Саратов находится и поныне.

В течение своей последующей истории город несколько раз выгорал почти дотла.

2. wikipedia.org.ru/

6 марта 1700 г. было оформлено пожалование Петром I Саратову для вечного владения окружающих город земель. А в 1708 г. в связи с разделением России на 8 губерний указом Петра Саратов был отнесен к Казанской губернии.

С 1764 г., после подписания Екатериной II манифеста, приглашающего иностранцев в Россию, в Саратове и его окрестностях стали селиться иностранцы, главным образом немцы, и уже в 1769 г. была образована Саратовская провинция, дающая право городу считаться административным центром.

В 1774 г. Поволжье было охвачено крестьянской войной под руководством Емельяна Пугачева. 6 октября он во главе пятитысячного войска практически без боя вошел в город. Большинство населения и состава гарнизона присягнуло ему на верность. Через два дня войско с примкнувшими к нему саратовцами отправилось в поход на Царицын.

11 января 1780 года был издан Указ Екатерины II об учреждении Саратовского наместничества, а 7 ноября этого же года последовал Указ об открытии наместничества.

В 1782 году Саратовское наместничество было переименовано в губернию.

В 1796 году, когда в России шел пересмотр административно-территориальных границ, из 41 губернии были упразднены 8, в том числе Указом от 12 декабря 1796 года ликвидирована Саратовская губерния, а ее территория разделялась между Пензенской и Астраханской губерниями.

Через 3 месяца Указом от 5 марта 1797 года последовало восстановление. Саратовской губернии. Таким образом, в 1997 году исполнилось 200 лет со времени окончательного устроения Саратовской губернии.

В последующие годы территория губернии не раз перекраивалась. Последние изменения произошли в 1941 году, когда прекратила свое существование Республика Немцев Поволжья3.

3. protown.ru/

2. Культурно-исторический потенциал области на сегодняшний момент.

В Саратовской области на данный момент можно выделить много городов и сёл с богатым культурно-историческим наследием(Пугачёв, Хвалынск, Вольск и тд), которые пользуются популярностью среди туристов и, по сути, сформированы правительством Саратовской области в качестве брендов.

1. Свято-Никольский женский монастырь.

Свято-Никольский женский монастырь находится в окрестности райцентра Пугачева на берегу реки Большой Иргиз, занесенной в книгу рекордов Гиннеса как «самая извилистая река Европы». Стоит добавить, что река представляет интерес и для проведения водных байдарочных походов с посещением монастырей наего берегах4.

Свято-Никольский женский монастырь был основан в 1764 году сначала как старообрядческий мужской скит выходцем из Польши старообрядческим священноинокомПахомием. Указом Саратовской духоной консистории от 6 февраля 1837 года, скит был обращен в единоверие и преобразован в Средне-Никольский мужской общежительный монастырь 3-го класса, и в этом «приведении» к «истинной вере» участвовал и отец знаменитого революционера Николая Гавриловича Чернышевского.31 августа 1843 года монастырь преобразовали в женский и передали в управление инокине Ефросинии (Ерёминой), ставшей его первой настоятельницей. Стоит отметить, что в монастыре некоторое время скрывался под видом старообрядца Емельян Пугачев. Здесь же он получил и благословление на бунт.

В монастыре имелись 2 церкви: Свято-Никольская и Покровская. Свято-Никольская церковь была деревянной, холодной, снаружи она была обшита тесом, а внутри оштукатурена. В 1886 году Свято-Никольская церковь была перестроена, а 31 мая 1887 года - освящена

4. saratov.gov.ru/

Покровская церковь сначала была деревянной, теплой, без колокольни. Снаружи церковь была обшита тесом и окрашена с 3-х сторон паперти, а внутри оштукатурена.. Новая каменная Покровская церковь, устроенная в монастыре вместо старой деревянной, была перестроена из старой ризницы в 1863 году. В 1864 году новая каменная Покровская церковь была освящена. В 1871 году на месте старой деревянной Покровской церкви в монастыре была построена деревянная часовня па каменном фундаменте для постоянного чтения псалтыря.

Святынями монастыря считались пять Евангелий, напечатанных во время царствования Михаила Федоровича.

Для размещения сестер и настоятельницы в монастыре имелось 11 зданий: 2 деревянных двухэтажных корпуса и 9 одноэтажных корпусов. В монастыре имелась больница на 5 человек, которая помещалась на первом этаже одного из двухэтажных корпусов.

В 1891 году в монастыре было открыто училище, в котором обучались дети из окрестных сел. В 1893 году в нем обучались 12 девочек, находившихся на полном содержании от обители.

Последней настоятельницей монастыря перед его закрытием в годы советской власти была игумения Августа (Афанасьева). При монастыре служили два священника и диакон. Для монастырского причта имелись деревянные дома со всеми надворными постройками.

После октябрьского переворота, в 1918 году, монастырь был закрыт. С февраля 1918 года по январь 1920 года все постройки и имущество монастыря находились в ведении Николаевского уездного земельного отдела. Свято-Никольский храм был отдан под зернохранилище. Постановлением Пугачевского уездного исполкома от 11 феврале 1920 года все монастырские здания были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования, в Свято-Никольском храме был размещен клуб. Все трудоспособные монахини были мобилизованы на различные работы. Часть сестер монастыря были переданы в распоряжение уездного отдела здравоохранения и использовались для борьбы с эпидемиями, другая часть сестер трудилась на молочной ферме. Нетрудоспособные монахини были переданы в распоряжение отдела социального обеспечения. Монастырский фруктовый сад был отдан в ведение райсобеса.

В 1929 году храм Покрова Пресвятой Богородицы был разобран. В 1930 году на территории обители и во всех ее уцелевших помещениях расположилась колхозная бригада. При колхозе, в одном из бывших монастырских зданий, был основан опорный пункт, названный «Международная Объединённая Помощь Революции». По аббревиатуре этих слов колхозное поселение на территории монастыря получило название Мопр.

В 1997 году началось восстановление Свято-Никольского храма поселка Мопр силами прихожан Воскресенского храма города Пугачева.

Приход во имя Святителя Николая Чудотворца поселка Мопр Пугачевского района был зарегистрирован Министерством юстиции Саратовской области 26 ноября 1998 года. При приходе, на территории монастыря, образовалось сестричество.

Сестры-насельницы принялись за восстановление храма и зданий монастыря: келейного двухэтажного дома и дома для послушниц (в других сохранившихся зданиях монастыря проживают жители поселка). Был заготовлен материал для восстановления монастырской стены, ведется строительство бани и прачечной, проводится электричество в келии.

По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2000 года при храме во имя Святителя Николая Чудотворца поселка Мопр Пугачевского района Саратовской области был учрежден Свято-Никольский женский монастырь. Настоятельницей монастыря определена, по представлению правящего Архиерея, приснопамятного архиепископа Александра (Тимофеева; †2003), монахиня Севастиана (Власова).

20 сентября 2008 года Епископ Саратовский и ВольскийЛонгин совершил Чин освящения и первую Божественную литургию в востановленном храме во имя святителя Николая Чудотворца в Свято-Никольском женском монастыре поселка Мопр( ныне Монастырский) Пугачевского района5.

Может ли монастырьвосприниматься брендо территории? Да. В нём тесно переплелась история и религия, он хранит в себе память об истории не только Саратовской области, но и России в целом.

5. geocaching.su/

Поэтому в разработанном местными властями туристическом маршруте по Саратовской области « «историческое кольцо» Земли Саратовской» посещение монастыря идёт сразу после города Саратов.

2. Национальный Хвалынский парк.

Округлые бока холмов нежатся на солнце и сверкают белизной меловых обнажений. Трель жаворонка разносится далеко-далеко и зовет подняться вслед за собой в бездонную глубину неба. Волга манит прохладой, а леса таинственной сенью, переливами зеленых красок и завораживающими запахами цветущих трав. Все это Хвалынский край.

Хвалынский национальный парк представляет собой классический и в то же время уникальный уголок Приволжской возвышенности.

Интересна история формирования этой территории. Сотни миллионов лет тому назад здесь была самая низкая точка платформы, на которой сейчас стоит Русская равнина. Всю ее покрывали древние моря, на территории этого края их воды были дольше всего. В теплых мелких водах этих морей миллиарды живых существ, заканчивая свой срок жизни, падали на дно, создавая залежи мела и других осадочных пород до нескольких десятков метров толщиной.

Примерно двадцать миллионов лет назад все это поднялось в виде молодой Приволжской возвышенности с самой высокой точкой в окрестности Хвалынска. А в 1994 году здесь был создан национальный парк Хвалынский в целях сохранения уникальных природных комплексов края

Парк расположен в северо-восточной части саратовского Правобережья, на самых высоких в Саратовской области горах. Это высокое плато - 200-300 метров над уровнем моря.

Лесная растительность парка образована сосновыми лесами на выходах мела, сосновыми лесами на третичных песках, а также дубравами и липняками на серых лесных почвах. Своеобразие лесов парка проявляется также в существовании «меловых» боров. Сосна меловая является одновременно реликтом, эндемиком и памятником природы района.

21 растение, встречающееся на территории парка занесено в Красную Книгу России.

На территории парка встречаются заяц-русак, бобр, лисица, волк, барсук, хорьки лесной и степной и другие животные. Условия благоприятствуют обитанию в национальном парке многих хищных птиц.

Из видов животных, занесенных в Красную книгу России, на территории парка встречаются 3 вида насекомых, 7 видов птиц и степной сурок, или байбак. В Красную книгу Международного Союза охраны природы занесены волк, рысь и 29 видов птиц.

Кроме разнообразных редких представителей флоры и фауны в парке можно найти множество источников. Их, как подсчитали учёные, 500! Святой источник, находящийся в заповеднике, привлекателен для паломничества. Люди приезжают за тысячи километров, чтобы искупаться в воде «Живоносного источника».

Удивляет и поражает «Пещера монаха», находящаяся на территории парка. Две комнаты, побитые в горе монахами местного монастыря, служили местом уединения и молитвы инокам. Небольшие туннели, бывшие их домом не могут не оставить следа в душе человека, особенно если побывать внутри.

Представляет интерес и вольерное хозяйство «Теремок», в котором содержаться различные виды животных- от верблюдов и страусов до домашних кур и коз6.

Кроме того, парк вызывает интерес у туристов и как прекрасная горнолыжная база. Отдых всей семьей на чистом воздухе, красоты природы- всё это, безусловно, не может не привлекать туристов не только России, но и других стран. Поэтому правительством области из бюджета выделяется достаточно большое количество средств на поддержание и развитие парка.

3. Саратовская область- первая космическая гавань Земли.

12 апреля 1961 в 10: 55 по мск времени в Энгельском районе Саратовской области приземлился первый космонавт -Юрий Гагарин.

6. ecotravel.ru

Место приземления первого человека, побывавшего в космосе, представляло собой обычное поле, на котором поставили табличку с надписью «Не трогать. 12.04.61. 10 ч. 55 мин. по Моск. Времени». А спустя год поставили небольшой постамент7.

Теперь это обелиск с космической ракетой и памятником Гагарину, служащий местом привлечения ежегодно сотен туристов не только нашей страны, но и мира. Это один из ярчайших брендов области, которому уделяется колоссальное внимание. Ведь, согласитесь, мест, где приземлился первый космонавт не так уж и много.

4. Вольск- уголок Петербурга.

Вольск - город (с 1780) в России, административный центр Вольского района Саратовской области.

Расположен на правом берегу Волги, в 147 км к северо-востоку от Саратова8.

Холмистым рельефом, на котором раскинулся город, Вольск напоминает Владивосток, а отдельными участками исторической застройки - Питер, так как Вольск выстроен по образцовым проектам ведущих архитекторов России, которые проектировалиСанкт-Петербург. Город отличается от других городов губернии своими архитектурными постройками начала XIX века в стиле русского классицизма- не только каменными, но и деревянными, поистине уникальными, очень похожими на здания Петербурга.

Туристов поразят красотой и величием дом купца Менькова, гостиный двор, Земская управа, Архиерейский дом, купеческие особняки Мясникова( ныне краеведческий музей) и Брюханова.

Стоит особо отметить и Кафедральный Собор Иоанна Предтечи. Здание строилось приблизительно в 1740-е годы.

7. wwwюgeocaching.su/

8. wikipedia.ru

Новый собор Иоанна Предтечи был спроектирован ещё в 1809 году В. И. Сурановым (уроженцем Санкт-Петербурга, учившимся в Академии художеств, саратовским архитектором в 1805-1818 годах). Был заложен фундамент здания и начато возведение стен. Война 1812 года и последовавшие невзгоды отсрочили строительство, и оно возобновилось в 1830-е годы, в период нового подъёма городской экономики. Проект был несколько переработан. Предтеченский собор был гордостью города. Его огромный кубический объём, увенчанный главой-ротондой, окруженной четырьмя звонницами, был виден за многие километры со стороны Волги.

Архитектурные отголоски культурной столицы России явно прослеживаются в здании храма, что если перенести его с улиц Вольска на улицы Питера, то вряд ли он сможет чем-то отличаться от других построек.

А все в целом делает Вольск весьма своеобразным и ни на что не похожим малым историческим городомПоволжья, имидж которого строится на том, что он небольшой уголок Петербурга, расположенный на Волжских просторах.

5. Картинна галерея К.С. Петрова-Водкина.

Саратовская область- Родина одного из выдающихся художников конца 19 начала 20 столетия Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. В мае 1961 в городе Хвалынск была открыта картинная галерея его имени.

Галерея расположена в здании, которое до революции принадлежало потомкам А.Н. Радищева, старшему внуку и правнукам. Здание было построено в 1860-е годы. К.С. Петров-Водкин бывал здесь во время своих приездов на Родину. Он был дружен с последним владельцем Л.А. Радищевым.

Картинная галерея им. К.С. Петрова-Водкина по-своему уникальна: она прочно связана с Саратовской землёй и многими художникам, вдохновляющимися её красотой.

Здесь представлены ранние и поздние этюда, картины и рисунки К.С Петрова- Водкина, живопись хвалынских художников круга К.С. Петрова-Водкина - В.Ф. Орехова, Г.Г. Платонова, Л.А. Радищева, И.А. Елатонцева, а также друзей и приятелей художника - И.С. Горюшкина-Сорокопудова, П.В. Кузнецова, Е.М. Бебутовой, А.В. Лентулова, Н.В. Кузьмина, В.А. Фаворского.

Кроме работ художников-хвалынцев, здесь были представлены картины К.Я. Крыжицкого "Днепр", Н.Богатова "Весна", переданные в 1919 году из национализированного имения графа И.И. Воронцова-Дашкова (с.Алексеевка Хвалынского уезда). В 1920-е годы, после закрытия знаменитых Черемшанских скитов в окрестностях Хвалынска, в краеведческий музей поступили иконы. Таким образом, коллекция галереи представляет художественную провинциальную традицию от местной иконописи до творчества профессиональных хвалынских художников конца Х1Х - начала ХХ века.

Начало будущей коллекции работ К.С. Петрова-Водкина положил сам художник: в 1931 году во время летнего пребывания на родине он подарил музею свою раннюю картину "Семья художника" (1903). С тех пор, в течение более 70 лет, формировалась коллекция его живописных и графических произведений. В 1950-е годы жена и дочь К.С. Петрова-Водкина подарили музею для экспозиции мемориальной комнаты художника его фотографии, документы, несколько живописных и графических работ, а также личные вещи, книги. Именно в это время в коллекции музея появляются ранние этюды и последняя картина мастера "Семья командира" (1938).

В 1997 году картинная галерея и дом-музей К.С. Петрова-Водкина были объединены в художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина, с 2003 года являющийся филиалом Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева9. Ежегодно его посещает более 6 000 человек из разных уголков страны, поражаясь богатству культурного поля российской провинции, возделанного многими поколениями творческих личностей. Одним словом, картинная галерея поистине сокровище для любителей живописи, она может и должна послужить саратовской области, как один из самых туристически привлекательных объектов.

6. Утёс Степана Разина.

Известные народные восстания оставили след не только в истории России, но и истории Саратовской области. Одним из ярчайших моментов можно считать восстание Степана Разина, память о котором хранят не только предания, но и утёс, где по преданию Степан утопил персидскую княжну.

9. museum.ru

Утёс Степана Разина - участок обрывистого берега Волги на границе Саратовской и Волгоградской области10.

Доподлинно известно, что район утёса был освоен уже в Бронзовом веке. Следы более поздних поселений относятся ко временам Большой Орды и народного восстания под предводительством Степана Разина. Предположительно, в военном лагере, располагавшемся на вершине утёса, жил и командовал сам легендарный атаман, лично выслеживал и грабил купеческие корабли, проплывавшие мимо по Волге, а захваченных пленников бросал в заточение в «Тюрьминский» овраг. Также существует предание, что именно в этом месте Разин утопил персидскую княжну

Из-за того, что мятежное войско прошло вдоль Волги до Саратова, среди жителей разных прибрежных сёл утёсами (буграми) Степана Разина называли разные участки берега, от Щербаковки на юге до Нижней Банновки на севере. Это послужило причиной расхождений в путеводителях и записях путешественников. Место, очень похожее на утёс, первыми описали художники Григорий и Никанор Чернецовы в 1838 году. Через год исследователем А. Леопольдовым под названием Курган Стеньки Разина было описано другое место, находившееся немного южнее и называвшееся в народе «Раковой» горой. Небольшую заметку про бугор Стеньки Разина оставил и Тарас Шевченко, видевший его с борта корабля. В 1861 году основателями Саратовского художественного музея Николаем и Алексеем Боголюбовыми в труде «Волга от Твери до Астрахани» Бугром Степана Разина было названо место, находившееся севернее всех предыдущих описаний. Первая фотография утёса была сделана нижегородским фотографом М. Дмитриевым в 1894 году. В начале XX века в путеводителе «Спутник по реке Волге и ее притокам Каме и Оке» была опубликована карта с точным указанием местоположения утёса и Дурман-горы

Одна из первых официальных научных экспедиций на Утёс Степана Разина была организована в 1907 году. Краеведами было исследовано городище, возникновение которого приписывалось ко временам крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина.

Обнаруженные предметы, прежде всего монета, чеканившаяся в царствование Алексея Михайловича Романова, подтвердили возраст городища. В 1960-х годах на утесе проводились археологические раскопки под руководством профессора исторического факультета Саратовского университета И. В. Синицына. Были обнаружены культурные слои эпохи Бронзового века, периода татаро-монгольского ига и новые доказательства пребывания в этих местах отрядов Степана Разина

За прошедшие с тех времён века в народе сложились самые разные легенды о кладах, якобы зарытых в этих местах, о явлениях призраков и других мистических событиях

Легенды, связанные с утёсом

Гробница Марины Мнишек

В 1859 году в Саратовских Губернских Ведомостях был опубликован рассказ бурлака, который, взобравшись вместе со своим товарищем на утёс, увидел в земле отверстие с дверью. Спустившись в подземелье, они оказались в богато обставленном помещении, посреди которого был установлен окованный тремя железными обручами гроб. В углу комнаты висела икона в осыпанном драгоценными камнями окладе, а вдоль стен стояло множество бочек с золотом и серебром. Бурлаки помолились иконе, после чего товарищ рассказчика схватил молот, лежавший возле гроба, и разбил замки на гробе, из которого поднялась ожившая Марина Мнишек. Бурлак, обезумев, начал стегать её железными прутьями, а попытавшийся его остановить рассказчик был мгновенно выброшен за дверь невидимой силой. Вход в подземелье бесследно исчез. После случившегося бурлак вернулся на корабль один, его товарищ пропал без вести.

Примечательно, что похожая легенда связана и с находящимся чуть южнее Ураковым бугром. Согласно ей, бурлаки спустились в пещеру монгольского колдуна Газука, где им привиделась восставшая из золотого гроба девушка

Клад убитого разбойника

В конце XIX века крестьянином из села Даниловка была рассказана история, переданная ему покойным отцом, участником случившегося. В штормовую погоду трое даниловских крестьян отправились на противоположный берег Волги, где они встретили молодого парня и женщину с ребёнком. Незнакомец попросил перевезти его в Даниловку, и после недолгих торгов крестьяне согласились. На середине пути парень приказал своей спутнице выбросить ребёнка за борт. Услышав отказ, он бросился на неё с кинжалом и был убит веслом быстро среагировавшего рулевого. Спасённая женщина рассказала, что её убитый похититель был разбойником. Раздев его, крестьяне обнаружили кладовую грамоту, составленную одним из есаулов Степана Разина, в которой подробно описывалось место захоронения богатств атамана на Дурманной горе. Разыскивать клад крестьяне отправились на Пасху. После недолгих поисков, помолившись, начали рыть. Однако тут начало происходить необъяснимое: сначала на крестьян ринулось стадо бешеных коров, затем поднялась буря, из которой показались трое разбойников с дубинами, после чего герои рассказа, испугавшись, решили прекратить поиски. На следующий день клада в яме уже не было, остались только отпечатки от зарытого там сундука и следы немецкой повозки.

Призрак Степана Разина

Согласно рассказам жителей окрестных сёл, дух казнённого атамана неоднократно являлся людям в разных обличиях. Одну из таких историй, согласно которой в лесу у Дурман-горы голос Разина слышал немецкий дровосек, записал со слов даниловского крестьянина руководитель экспедиции 1907 года Б. В. Зайковский. Жителем села Щербаковка был пересказан другой загадочный случай, произошедший с его отцом, который видел призрак Степана Разина. На пути в Даниловку в сильную вьюгу ему встретился старец в лохмотьях, отказавшийся от приглашения на тёплый ночлег со словами: «Стенька Разин я, великий грешник. Я должен страдать ещё 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам, пусть живут в мире!»

Загадка Дурман-горы

Из всех легенд, связанных с Утёсом Степана Разина, учёным удалось разгадать только одну. Многие археологи и кладоискатели, с конца XIX века активно искавшие богатства, зарытые атаманом, жаловались на головокружение и ухудшение самочувствия. Происходили и более странные события, из-за чего клады считались заговорёнными и проклятыми. Последняя примечательная история случилась уже в советские времена с остановившимся передохнуть трактористом, работавшим у Дурман-горы. Сквозь сон он услышал, как кто-то с силой распахнул дверь трактора, однако вокруг никого не было. Стоило ему снова заснуть, как всё повторилось. В народе также распространена молва о тюремном овраге, где якобы все узники Степана Разина после первой же ночи заболевали. Однако объяснение этим мифам дали исследования геологов, обнаруживших в этих местах электромагнитное излучение - предположительно, наследие находившегося там вулкана

О том, что интерес к утёсу всегда был велик, говорит и тот факт, что воспоминания о нём оставили след в отечественной литературе.

В 1870 году было опубликовано ставшее популярным среди революционной молодежи стихотворение «Есть на Волге утёс» А. Навроцкого, речь в котором вероятнее всего идёт именно об утёсе в Саратовской области. Спустя 26 лет автором была написана музыка на текст стихотворения.

Также утёс является важной частью сюжета повести В. А. Осеевой «Динка», фигурирует в рассказе В. А. Гиляровского «Суслик»10.

Следовательно, утёс может быть очень привлекателен для туристов. При этом не только историческим прошлым, но и мифическими историями, связанными с ним.

7. Село «Лох»

Лох- село в Новобурасском районе11.

Сторожевая слобода Лох была основана у одноимённой речки в 1698 году. Она являлась частью системы укреплённых сооружений, заселённых пахотными солдатами, защищавших юго-восточные границы русского государства от разбойничьих набегов.

В составе Астраханской губернии в XVIII веке село входило в Петровский уезд. После образования Саратовской губернии было приписано к Саратовскому уезду, стало центром Лоховской волости. Имелись врачебный пункт, построенная в 1854 году мельница, земское училище. В 1872 году были построены православный храм и церковно-приходская школа на 60 учащихся, в 1891 и 1906 годах были открыты ещё две земские школы. К лоховскому приходу также была приписана начальная школа в волостной деревне Ненарокомовке.

Революционная активность среди жителей Лоха наблюдалась уже в годы аграрных реформ начала XX века. Советская власть в селе Лох установилась в марте 1917 года. После Октябрьской революции в селе начали образовываться трудовые товарищества, многие лоховчане пополнили ряды Красной Армии.

10. wikipedia.ru

11.. wikipedia.ru

27 апреля 1918 года в селе вспыхнул кулацкий мятеж, на подавление которого из Саратова был прислан отряд красногвардейцев, с небольшими потерями подавивших восстание к 5 мая. Несмотря на лояльность к новой власти большинства жителей, деятельность начавших работу продотрядов вызвала многочисленные протесты, уклонения и случаи дезертирства как в селе Лох, так и в других сёлах района, давших большое количество добровольцев Красной Армии. В 1929 году в селе под председательством М. В. Кузнецова начал свою работу один из первых колхозов образованного годом ранее Новобурасского района, получивший название «Красная Звезда». Церковь в Лохе действовала до 1936 года. В годы Великой Отечественной войны более тысячи лоховчан ушли на фронт.

В настоящее время село является административным центром Лоховского сельского поселения. Функционируют детский сад, построенная в 1980 году двухэтажная средняя общеобразовательная школа, при которой в 1985 году был организован краеведческий и военный музей.

В центре села располагается военный мемориальный комплекс, который составляют установленные в 1967 году памятник прославленному уроженцу села В. И. Загородневу и обелиск в честь борцов за советскую власть. В 1995 году к 50-летию победы в Великой Отечественной войне был открыт завершивший композицию памятник с мемориальными досками в честь жителей села, погибших на полях сражений с 1941 по 1945 годы

Возвышающаяся на холме напротив мемориала каменная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила была освящена в 1872 году. До революции число прихожан достигало 6000 верующих, в штате причта состояли два священника, дьякон и два псаломщика. В годы советской власти в здании закрытой церкви был размещён колхозный склад зерна.

В 1950-е годы были сняты купола, планировалось снести колокольню, однако гусеничному трактору удалось сорвать только верхнюю часть звонницы.

Церковь, не смотря на свою ветхость, впечатляет прибывающих в село гостей. На уцелевших стенах остались старинные росписи на стенах, кованые изделия. Полуразрушенное здание до сих пор величественно и украшает село. Но несомненно главной достопримечательностью, привлекающей туристов служит Кудиярова гора и связанная с ней легенда о разбойнике Кудияре, а также Симов родник.

Пещера, в которой по приданию жил разбойник представляет собой длинный коридор, которой до конца практически невозможно пройти. Те ощущения, которые остаются после посещения пещеры, неповторимы. Перед туристами, словно оживают старые легенды и предания. Поэтому местными властями посещение села Лох было включено в список туристических достопримечательностей области, и рассматривается как один из возможных брендов Саратовской земли.

Легенда о Кудияровой горе.

Про Кудеярову гору и пещеру рассказывают, что в Лоховских дачах когда-то жили разбойники, атаманом которых был Кудеяр. Он жил в пещере внутри горы, в которой было вырыто много тайных ходов и устройств, роскошные помещения и кладовые, наполненные разными драгоценными вещами. Уходя на разбой, Кудеяр скрывал и заваливал вход так, что никто не мог отыскать его. Народная легенда говорит, что этот подземный дворец цел и до сих пор, и в кладовых его множество богатств, спрятанных за железными дверями; богатства сторожит приставленный, нечистый дух в образе седого старца. Кто высушит Симонов родник, тот найдёт ключи от Кудеяровой пещеры. Народ верит, что у крестьянина Ерша была старинная записка, в которой подробно описана пещера и её богатства. Когда Ерш умер, то записка пропала. При Кудеяре вход в пещеру и вся местность охранялась стражей; причём на Караульной горе Кудеяр ставил караулы, наблюдавшие за окрестность12.

3.Возможные бренды.

1.Пушкин и Саратовская область.

Творчество двух Пушкиных, великого поэта А.С. Пушкина и его дяди, поэта В.Л. Пушкина позволяет надежно связать Саратовский край и собственно город Саратов с литературными образами и местами. В романе в стихах «Евгений Онегин» опосредованно отображены саратовские места (в сельских главах). В своей поэме «Капитан Храбров» В.Л. Пушкин и вовсе устами своего лирического героя называет город Саратов своей родиной.

12. letopisi.su

В той же поэме, как бы подтверждая связь мира романа « Евгений Онегин» с Саратовом, В.Л. Пушкин напрямую вводит знаменитую героиню Татьяну Ларину в саратовское общество. Таким образом, Саратов имеет законное право считаться одним из пушкинских литературных мест. Вместе с тем Саратовская земля связана также с исторической прозой А.С. Пушкина, - «История Пугачева». Целая глава этого труда (8-я) посвящена событиям Пугачевского восстания в Саратовском крае ( Саратовской провинции)13.

2. Село Пады и Нарышкины

Село Пады находится в Балашовском районе Саратовской области на берегу реки Хопер14.

В 1691г. Лев Кириллович Нарышкин получил во владение огромные земли на Узе, Вороне, Хопре, Медведице и Елани, а также множество крепостных крестьян. В Саратовской губернии земли получили боярин Василий Фёдорович и другие Нарышкины.

Село хранит в себе память о исторических событиях того времени. Оно было довольно зажиточным, урожаи хлеба позволяли ему развиваться. В настоящее время в источниках сохранилась фотография, как происходила уборка хлеба в имении Нарышкиных15. Этот объект может привлечь туристов как памятник истории, в котором оставила свой след одна из самых известных династий в России.

3. Саратовская гармонь.

Как один из возможных вариантов бренда можно рассматривать и Саратовскую гармонь, аналога которой нет в России.

Саратовская гармонь - местная разновидность русской гармони, отличающаяся тем, что на ней имеются колокольчики. Саратовская гармонь отличается также своеобразным тембром и большей силой звучания.

Саратовская гармонь появилась впервые в 1855 или 1856 году. Инструменты изготавливались гармонными артелями в Саратове, Саратовской губернии.

13. tourism/saratov.gov.ru

14.wikipedia.ru

15. geocaching.ru

Первая гармонная мастерская в Саратове была открыта Николаем Геннадьевичем Карелиным в 1870 году на Никольской улице. Гармони украшались деревянной резьбой, бархатом, кожей, мельхиоровыми накладками. В 1920-е годы кустарей-гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и выделили им помещение на ул. Цыганской, дом 5. Со временем артель расширилась и превратилась в целое предприятие выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Делались и заказные, концертные гармони, для мастеров. В 1968 году цех по производству гармоней вошёл в состав Саратовской фабрики музыкальных инструментов, а в начале 1980-х в состав Энгельсского завода по производству духовых и ударных инструментов.

В 2009 году на проспекте им. Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармони, подаренный жителям банком «Экспресс-Волга» в честь празднования дня города. В определённые часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города - гармошке16.

В настоящее время саратовская гармонь при грамотной разработке её имиджа может быть привлекательна для туристов, прибывающих в Саратов, как один из символов области.

4. Легенды Земли Саратовской.

Привлечь туристов можно и при помощи легенд и мест с ними связанных, которыми богата Саратовская область.

Древняя религия

Парад легенд Саратовской земли открывает забытое предание о зарождении здесь древнейшей религии единобожия (Зороастризма), около 10 тысяч лет тому назад. Ранние главы священной книги вендов «Авеста» были сложены самим Зороастром (Заратуштрой), по представлениям современных учёных (М. Бойс, Англия), в Заволжской степи.

16. wikipedia.ru

Наблюдения за древней топонимикой Саратовской области позволяют уверенно полагать, что Заратуштра, предтеча Православия, был связан по жизни с районом земли, получившем название - край Саратов, ныне Саратовская область. Имя города, имя великого мудреца совпадают в своей основной, содержательной части - САРАТов и З(С)АРАТуштра. Слово «САРАТ», в переводе с праславянского означает - «У КОЛЕСА (солнца)». Было и несколько другое толкование, более земное, - «У КОЛЕСА (колесницы), т.е. «КОЛЕСНИЧИЙ». Это должно свидетельствовать о существовании на Саратовской земле колесничего дела, мирного и боевого, много веков тому назад.

Увек

Легендарным городом, известным ещё со скифского (сколотского) времени на Саратовской земле, или точнее на земле современного города Саратова, является УВЕК (более древняя форма названия - УКЕК). На языке праславян или скифов это слово означает - «КОНЬ». Данные учёных говорят, что приручение коня человеком имело место в Саратовском Поволжье, около семи тысячелетий тому назад. Это было поистине одним из важнейших достижений в культуре Старого света и Мира, т.к. открыло возможности покорения и освоения земных пространств, вызвало к жизни множество ремёсел, и, вследствие этого, - целого ряда искусств. Темп жизни на земле резко изменился, народы мира стали ближе друг к другу. До сих пор в русском языке слово «УК» означает специально «обученный, прирученный». Живёт это слово и в слове всем нам более знакомом - «ВНУК», которое передаёт освещенную веками традицию обучения через поколения, - от деда к внуку. Город Укек был одним из славнейших городов старого света, и его история смыкается с историей современного города Саратова. Укек известен как золотоордынский город, погибший по неизвестной причине. Городище Укек (Увек), занимающее по площади пространство близкое к размерам исторического центра современного города Саратова, до сих пор системно не исследовано. На Увеке находился древний православный монастырь (у начала собственно реки Увек). По преданию он существовал во времена Золотой Орды. При нем было кладбище (погост), на котором хоронили всех преставившихся православных людей

Соколовая гора

В названии Соколовой Горы, что главенствует над старинной частью города Саратова, сохраняется память о далёком скифском или сколотском прошлом нашего города. Гора была посвящена Небу или Колу и всем его чудесным жителям и правителям, защитникам Русской земли. Гнездились на Горе и небесные гордые птицы, - соколы, предупреждавшие о нападении врагов. «Бились соколы на землю Русскую, выбивая из седла всякого охотника, до не своего добра, хищного да жадного, бессовестного, безобразного по своим замыслам и делам. Держали стражу на Соколовой Горе воины-колобоки. Дружина соколов и колобоков зорко стерегла родные просторы. Днём над дружиной по небу-Колу ходил Колобок-солнце, а с вечерней зари до утренней на Горе Соколовой зажигался Колобог-огонь. На закате да на рассвете дружина вкушала священный круглый хлеб-Колобок, который давал ей всё новые силы. Пока стоит на Горе Соколовой дружина соколиная, - стоять твёрдо и всей земле Русской».

Богатырь Алёша Попович

Память о Саратовской земле сохранилась и в подвигах одного из великих богатырей Руси, - Алёше-Поповиче.» Освободил богатырь из полона на реке Саратовке (а ещё называлась эта река Ураславой, то есть Русской) свою родную сестрицу. Это место и по сей час отмечено песней жаворонка, песней соловья, песней русского человека. Приходите, люди добрые, на берег реки Саратовки, разворачивайте меха гармошки Саратовской. Колокольцами берега пробудятся, песнями русскими да заслушаются. Пролетит по небу на коне богатырь, набелым коне в серых яблоках. А в седле, перед ним, - душа-девица, дочь крестьянская. От зари да зари белый свет стоит, от зари до зари звёздная ночь кружит. И всегда-то вместе в памяти былинной на берегу реки Саратовские милые брат и сестра. Не бывать более поруганию - полону вражьему, не кончаться на нашей земле песням славным».

Степные яблони

Саратовскую степь во времена ордынские, половецкие просвещенные люди называли весьма поэтично - «Страна яблонь». Здесь, в степи, существовали яблоневые леса, пережившие тысячелетия, но упавшие под «железной пятой» капиталистического прогресса. Яблоневый Сырт, то есть речной водораздел, - вечный памятник древней культуре замечательного плодового дерева и одновременно не менее древний, оставивший глубочайший след в жизни нашего народа и культуре17.

17. tourism/saratov.gov.ru

5. Вывод

Саратовская область богата культурно-историческим наследием. В ней тесно переплелись история и природный потенциал. Анализируя действия администрации области можно сделать вывод, что правительство региона прикладывает усилия для формирования и поддержки имиджа Саратовской земли. Достаточно обратиться к сайту министерства молодёжной политики, спорта и туризма Саратовской области. Чтобы показать туристическую привлекательность региона, местными властями разработаны маршруты, по которым часто провозят приезжающих гостей и журналистов. Таким образом, давая понять, что область наша разнообразна и интересна для русских и иностранных туристов18.

Но я думаю, что стоит обратить внимание на такие маленькие и еще не «раскрученные» объекты, которыми богата наша земля, стоит развивать их, и возможно тем самым привлекать еще больший поток туристов в регион. Та же гармошка может стать отличным сувениром, привезённым из области, не говоря уже о впечатлениях, которые останутся в душе посетителя. Ведь Саратовская область одно из самых интересных и необычных мест России.







18. saratov.gov.ru/

© 2010-2022